«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тищенко Марина Николаевна

Пусть будет в человеке всё прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и собой.

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста».

Пусть будет в человеке всё прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и собой.

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

      Приятно творить красоту своими руками, а еще приятнее, когда красота радует глаз людей, а значит, делает их добрее, светлее, красивее. Человек – неотъемлемая часть живой природы и находится в непрерывном общении с окружающей средой, растительным миром. Разнообразие растительного мира на территории детского сада, правильная организация зоны природы составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. В группах проведена подборка растений, за которыми осуществляется тщательный уход. Экологические уголки вызывают у детей положительные эмоции, помогают им отдохнуть и в то же время предоставляют условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за растениями. Дети могут проводить опыты, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию у детей интереса к познанию, формированию навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.

  Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. Важным положением стандарта являются целевые ориентиры и  использование таких видов образовательных технологий, как:

-проектные методы,

-социально – игровые,

-использование компьютерных технологий,

-создание мультимедийных презентаций,

-экологическая тропа,

-ТРИЗ технологии.

      Поделюсь опытом работы  по экологическим проектам.

     Я много лет работаю по теме: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребёнка». В своей работе  использую такую форму работы, как проект.  Экологический проект – это практическая деятельность детей, направленная на определённый результат, который понятен им, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен. В результате дети получают определённые знания и умения, значительно обогатив свой эмоциональный опыт. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

     Мною были разработаны и внедрены такие проекты, как: «Хлеб всему голова», «Картошка наша гордость», «Волшебница вода», «Птицы», «День рождения цветка».

     Проект «Хлеб всему голова» был посвящён актуальной проблеме – бережному отношению к хлебу, к его рациональному использованию, воспитанию у детей уважения к людям труда, желания трудиться сообща в процессе выращивания и изготовлении хлеба. Дети не только узнали все стадии роста и воспроизводства зерна, но и непосредственно принимали участие в посадке, уборке пшеницы и выпечке пирогов. Заключительным этапом проекта было создание «Музея хлеба»,который посещали все воспитанники детского сада.

    В проекте  «Картошка наша гордость» с помощью опытов, экспериментов, труда, игр дети пополнили свои знания о «втором хлебе» - картофеле. Дошколята вели наблюдения за появлением ростков, вместе с воспитателем сажали картошку. Пока она росла, дети на занятиях пополняли и закрепляли свои знания о том, как выращивают картофель. Активно участвовали в рыхлении почвы, поливе и, конечно, в сборе урожая. Сколько радости и гордости было у детей, когда они отнесли весь урожай поварам, а за обедом угощались блюдом «Жаркое по-домашнему».

     Проект «Волшебница вода» был посвящён проблеме экологической грамотности, умению чувствовать природу, возможности видеть проявление экологических законов в жизни. Детям были созданы условия для экспериментальной деятельности, организованы мероприятия, направленные на развитие представлений о воде, как одной из составляющих экосистемы, в которой существует человек. В ходе реализации проекта мною была разработана методическая копилка «Цикл экспериментальных  наблюдений за агрегатными состояниями воды», которой пользуются воспитатели ДОУ в своей работе с детьми.

     Во время работы по проекту «День рождения цветка»  у детей появился познавательный интерес к природе, к выращиванию цветов. Дети с интересом сеяли семена бархатцев, наблюдали за их ростом, высаживали на клумбу. Но особую гордость доставили ребятне распустившиеся цветы, которые радовали всех и стали украшением участка.                            

     Работая по проектам всегда привлекаю и родителей воспитанников. Так как в сложном познании мира природы велика роль взрослого, он сам должен «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребёнка. Дети усваивают знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений чувственного опыта, но с помощью взрослых. Так работая по проекту «Птицы» родители приняли активное участие в подборе материалов в создании книги «Птицы», которую педагоги детского сада часто используют в своей работе как наглядно – дидактическое пособие.

      В марте 2016 года родители воспитанников приняли активное участие в краевом экологическом конкурсе «Семейные экологические проекты» в номинациях «А у нас во дворе» и «Малыши и взрослые». Работая над проектами были решены такие задачи, как:

     -формирование семейной экологической культуры и активной жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к окружающему миру,

      -формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста,

       - привлечение родителей к решению бытовых экологических проблем.

     Благодаря примеру родителей дети приобрели более глубокие знания о стадиях роста растений, животных и птиц. Сформировались навыки ответственности за подопечных, любовь и бережное отношение к природе.

     Семьи воспитанников Батраковой Анастасии, Овчаренко Виктории, Кириченко Дмитрия стали победителями на муниципальном этапе в номинациях «А у нас во дворе», «Малыши и взрослые». Семья Овчаренко заняла 3 место на краевом этапе конкурса с проектом «Перепелиное чудо».

Всё хорошее в людях с детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как, цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Воспитатель МБДОУ№6 Тищенко М.Н., руководитель семейных экологических проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Подвижные игры - средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Сборник подвижных игр для двигательной активности детей....

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно - нравственное,  патриотическое воспитание, познавательное...

«Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманестические, подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействвии с детьми, решая при этом р...

Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "

Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содерж...