Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самойлова Светлана Викторовна

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром

«Пришла зима-снег и радость принесла»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)
  • Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)
  • Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)
  • Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)
  • Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского). («Музыка»)
  • Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. («Социализация»)
  • Побуждать проявлять чуткость к художественному слову при прослушивании стихотворения о снежинке. («Чтение худ.литературы»)
  • Продолжать совершенствовать умение рисовать гуашью и красками. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге. («Художественное творчество»)

Материал:

Картинки  с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид.игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т.д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др.мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз.композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

  1. Беседа о зиме.
  • Дети сидят на паласе на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Какие зимние признаки вы знаете?

  • Дети называют признаки зимы и прикрепляют их на мольберте.

-  Небо серое, солнце светит мало. Если светит- то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель: Молодцы, а теперь ответьте на мои вопросы:

  • Воспитатель задает вопрос и прикрепляет соответствующую картинку на мольберте.

- Как называются кучи снега на земле?(сугробы)

- Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

- Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или на земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

- Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

- Что происходит с реками зимой? (они покрываются льдом)

Рыбы опускаются глубоко на дно и там медленно плавают.

- Как называется явление, когда зимой падает снег? (снегопад)

- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий,  мягкий и т.д.)

- Из чего состоит снег? (из снежинок)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

  • Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

  • Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.(снежинка)

  • Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки- над миром пушинки. (зима)

  • Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

  • И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

  1. Физминутка.

Я мороза не боюсь! (грозят пальцем)

С ним я крепко подружусь! (ладони скреплены)

Подойдет ко мне мороз. (ходьба на месте)

Тронет руку, тронет нос!(показывают)

Значит, надо не зевать:

Бегать, прыгать и скакать! (прыжки на месте).

  1. Опытно- экспериментальная деятельность.
  • Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Слышал я , что вы здесь говорите о зиме, о снеге, о снежинках. Посмотрите, что я вам принес.

  • Незнайка приглашает детей за большой стол. Выкладывает на стол банки, наполовину наполненные водой.

Дети рассматривают воду и убеждаются, что через воду все видно. Затем Незнайка в каждую банку бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и т.д.) , предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет- вода прозрачная, не имеет запаха, но ее можно сделать цветной, если добавить в нее краску. Дети набирают разную краску кисточками и растворяют ее в банках с водой. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем Незнайка обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно, из такой воды можно сделать цветные льдинки. Незнайка разливает воду по формочкам.

Незнайка: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед). В следующий раз я покажу вам, что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!

  1. Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

  1. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.

  • Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  1. Рефлексия.

Выставка рисунков.

Дети рассматривают узоры на рисунках, отмечают сходства и различия.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром

«Пришла зима-снег и радость принесла»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)
  • Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)
  • Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)
  • Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)
  • Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского). («Музыка»)
  • Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. («Социализация»)
  • Побуждать проявлять чуткость к художественному слову при прослушивании стихотворения о снежинке. («Чтение худ.литературы»)
  • Продолжать совершенствовать умение рисовать гуашью и красками. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге. («Художественное творчество»)

Материал:

Картинки  с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид.игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т.д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др.мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз.композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

  1. Беседа о зиме.
  • Дети сидят на паласе на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Какие зимние признаки вы знаете?

  • Дети называют признаки зимы и прикрепляют их на мольберте.

-  Небо серое, солнце светит мало. Если светит- то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель: Молодцы, а теперь ответьте на мои вопросы:

  • Воспитатель задает вопрос и прикрепляет соответствующую картинку на мольберте.

- Как называются кучи снега на земле?(сугробы)

- Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

- Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или на земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

- Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

- Что происходит с реками зимой? (они покрываются льдом)

Рыбы опускаются глубоко на дно и там медленно плавают.

- Как называется явление, когда зимой падает снег? (снегопад)

- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий,  мягкий и т.д.)

- Из чего состоит снег? (из снежинок)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

  • Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

  • Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.(снежинка)

  • Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки- над миром пушинки. (зима)

  • Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

  • И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

  1. Физминутка.

Я мороза не боюсь! (грозят пальцем)

С ним я крепко подружусь! (ладони скреплены)

Подойдет ко мне мороз. (ходьба на месте)

Тронет руку, тронет нос!(показывают)

Значит, надо не зевать:

Бегать, прыгать и скакать! (прыжки на месте).

  1. Опытно- экспериментальная деятельность.
  • Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Слышал я , что вы здесь говорите о зиме, о снеге, о снежинках. Посмотрите, что я вам принес.

  • Незнайка приглашает детей за большой стол. Выкладывает на стол банки, наполовину наполненные водой.

Дети рассматривают воду и убеждаются, что через воду все видно. Затем Незнайка в каждую банку бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и т.д.) , предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет- вода прозрачная, не имеет запаха, но ее можно сделать цветной, если добавить в нее краску. Дети набирают разную краску кисточками и растворяют ее в банках с водой. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем Незнайка обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно, из такой воды можно сделать цветные льдинки. Незнайка разливает воду по формочкам.

Незнайка: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед). В следующий раз я покажу вам, что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!

  1. Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

  1. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.

  • Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  1. Рефлексия.

Выставка рисунков.

Дети рассматривают узоры на рисунках, отмечают сходства и различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром и рисованию (с показами слайдов на ноутбуке)

Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» Задачи:  Образовательные: - закреплять и уточнять знания и представле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ «ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ»

•         Закрепить знания о значении светофора на дороге, правила регулирования движений транспорта и пешеходов.•...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, в воде размокает, то есть становится мягкой) , и ткани (прочная, её трудно порвать,...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по теме «Народные куклы»

В конспекте занятия педагог знакомит детей с особенностями народных тряпичных кукол...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...