Главные вкладки

    Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Кулакова Наталья Александровна
    Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_poyavilis_bukvy.docx23.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

    Тема:                                                       «Как появились  буквы?»

     Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.

    Задачи:

    Образовательные:

    • формирование представлений о происхождении славянского алфавита;
    • познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.

    Развивающие:

    • развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;
    • развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.        

    Воспитательные:

    • воспитание интереса к истории жизни наших предков.

    Ход непосредственно-образовательной деятельности.

    Организационный момент.

    Педагог: Здравствуйте ребята!  Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов .

    Психологический этюд

    «Скажи что-нибудь приятное»

    Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу , говорят ему несколько добрых слов, хвалят. Принимающий  кивает головой  и говорит : «Спасибо, мне очень  приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. 

    Введение в тему.

    Педагог:   - Отгадайте-ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей».

    Дети: Буквы.

    Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей).  (слайд 2)

    Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если

    отправимся в прошлое.  У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».

    (беру часы, кручу стрелки назад).

    (Звучит музыка)

     Педагог: Вот мы с вами и  попали в прошлое . (слайд 3 ).

    Присаживайтесь на стульчики.

    Основная часть.

    Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.

    А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал?  (ответы детей)

    В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы.  Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

    (слайд 4,5,6)

         Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.(слайд 7)

         Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

         Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

    Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии.( слайд 8) Это Кирилл  и Мефодий . Они были очень образованными людьми.

    Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
    Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей
    . (слайд9 ) Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.(слайд 10)

    Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди».  В кириллице   43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

    А теперь предлагаю  вам поиграть.

    Игра «Собери букву из частей».

    Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.

    Педагог:  буквы из прошлого распались  на части, вам необходимо «спасти» их: собрать из частей.

    Дети работают в подгруппах.

    Педагог: Молодцы,  вы отлично справились.

    «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

    В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая.  В  Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. (слайд 11)

     Два брата, Кирилл и Мефодий, 
    Спасибо хотим вам сказать
    За буквы, что очень нужны нам
    Чтоб  научить нас читать.

    Педагог: Пришла пора нам  возвращаться в детский сад.

    «Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)

    Пальчиковая игра «Мы учимся письму».

    Мы учимся письму.

    Для чего? И почему?            Дети руками показывают на тетрадь.

    Из крючков, из крючков,       Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

    Из кружков, из кружков         Пальцы складываются колечками.

    Сможем буквы написать,      Имитация в воздухе движений как при письме.

    Если будем мы стараться –

    Буквы будут получаться.       Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

    Пальцы наши потрудились

    И немножко утомились.         Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

    Дружно мы их встряхнем

    И опять писать начнем!         Энергичное встряхивание кистей рук.

    Практическое творческое задание.

    Педагог: А теперь  вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.

    Работа детей.

    Заключительная беседа.

    Педагог:

    - Понравилось вам наше путешествие?

    -Что интересного вы сегодня узнали?

    -Что было для вас трудным?

     - Как в прошлом люди обменивались информацией?

     -На чем делали надписи ?                                                           (Ответы детей.)

     -Кто создал славянскую азбуку?

     -Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили.  (слайд 12)

    Итог.- Мы сегодня познакомились со старославянскими буквами, с историей их рождения. Я думаю, что в школе вы будете прилежными и старательными учениками. Научитесь быстро читать и красиво писать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

    Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...

    Конспект организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе по познавательному развитию «Мы любим русские народные сказки…»

    Задачи:• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.• упражнять в словообразовании и словоизменении.• формировать умение распознавать эмоциональ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы....

    Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Русские народные сказки»

    Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;Закрепить умение создавать структуру сказки с...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Русская изба»

    НОД состоит из трех, связанных  между собой,  частей: вводная, основная и заключительная. В водной части дети идут к хозяйке избы в гости, здороваются по русскому народному обычаю, пре...

    Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию "Знакомство с Русским музеем"

    Представлен конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с Русским музеем" для детей старшей группы. Основная цель занятия - познакомить детей с понятием "музей" и его ...