Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семма Анна Игоревна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_poznavatelnoe_razvitie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Воспитатель: Семма Анна Игоревна

Санкт – Петербург

2019 год

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления о женской и мужской одежде прошлых лет;
  2. Ознакомить о способе изготовления узоров на тканях.
  3. Формировать представления о разновидностях узоров на головных уборах женщин такого времени.  

Развивающие:

  1. Развивать умения детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  2. Развивать умения развернуто отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать уважение к традициям русского народа;
  2. Воспитывать художественно – эстетический вкус.

Материалы и оборудывание: Презентация с изображением русских национальных костюмов, аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «История русского костюма» Давайте, воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.

Воспитатель: Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?

Ответы детей: (Очень давно)

Воспитатель: Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. (Слайд 2)

Воспитатель: В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором.

Игровое упражнение «Изобрази»

Воспитатель: Попробуйте изобразить такого человека.

(Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам. Далее, дети тихонечко садятся на своим места).

Воспитатель: Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. (Слайд 3)

Воспитатель: Подумайте, с чем связано такое название?

Ответы детей: (Оно связано со способом нанесения узора).

Воспитатель: Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)

Воспитатель: На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

Художественное экспериментирование:

(Воспитатель выдает детям кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки (ранее подготовленные воспитателем) и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.))

Выполнение детьми художественного – экспериментирования.

Воспитатель: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Слайд 4). Рубаху делали длинной и подпоясывали. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Слайд 5, 6, 7) А что носили мужчины на голове?

Ответы детей: (шапки, кепки).

Воспитатель: Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Слайд 8)

Воспитатель: В холодную зимнюю пору носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, в какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?

Ответы детей: (Волк и лиса)

Вывод: Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?

Ответы детей: (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинам их вращать,

Так осанку мы исправим,

Раз, два, три, четыре, пять!

(круговые движения плечами вперед/назад)

Чтоб получше нам размяться,

Будем ниже наклоняться.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

(наклоны вперед и назад)

Вот еще одно заданье-

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз, два, три, четыре, пять!

(приседания)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Мы попрыгаем немного

И пройдемся по дороге

За столы садимся дружно

Нам теперь учиться нужно.

(прыжки на месте, ходьба на месте)

Воспитатель: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Слайд 9) Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Слайд 10)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как образовалось это слово?

Ответы детей (Душу греет).

Воспитатель: Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

Воспитатель: Как бы вы называли такую одежду?

Ответы детей: (Телогрея). (Слайд 11)

Воспитатель: А какие головные уборы носили девушки?

Ответы детей: (Платки, кокошники). (Слайд 12)

Воспитатель: Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна - это украшение в виде обруча на шее. (Слайд 13)

Воспитатель: Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)

Творческое задание.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами окунемся в обычаи такого времени, и попробуем сами украсить кокошники.

(Воспитатель выдает раздаточный материал, гуашь)

Воспитатель: Хочу напомнить, что кокошники украшали узорами, узор выполнялся в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка.

(Пока ребята выполняют работу, звучит русская народная музыка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие кокошники у вас получились.

Воспитатель:

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Сегодня наше путешествие закончилось. Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Что показалось вам наиболее интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в Бумажную страну» в подготовительной группе

КОНСПЕКТнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему: «Путешествие в Бумажную страну»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Мы за безопасность» для детей подготовительной группы

Цель: подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.Задачи:Образовательные:1.Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице.2.Зак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина - Россия» для детей подготовительной группы

Занятие в подготовительной группе "Моя Родина – Россия"Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста понятие «Моя Родина».Задачи:Образовательные:прод...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Экология и мы» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию  на тему:«Экология и мы» для детей подготовительной группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «День народного единства»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему «День народного единства»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Наша Родина – Россия» для детей подготовительной группы

На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.  Патриотическое воспитание подразумевает деятельность, направленную...