Главные вкладки

    Конспекты занятий в старшей группе по экологии
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    В данном материале представленно содержание работы в старшей группе по экологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya.docx47.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕНТЯБРЬ

    Что такое песок?

    Цель: Познакомить с качествами и свойствами песка; изменением его свойств от степени влажности посредством наблюдения и экспериментирования.

    Занятие 1

    Наблюдение "Какой песок?" Насыпать песок на поднос. Как он сыплется? Рассмотреть песок под лупой. Из чего состоит? Какие песчинки по размеру? Цвету?

    Опыт 1. Свойства песка. Налить в стакан с песком воды. Куда она исчезла? Каким стал песок по цвету? Что можно делать из сырого песка? "Посадить" в сухой и влажный песок "дерево" (палочку). В каком песке лучше держится "дерево'?

    Занятие 2

    Опыт 2. Какой песок тяжелее? В одинаковые по размеру ведерки насыпать сухой песок. В одно из них налить воды. Сравнить, какое ведерко тяжелее. Почему оно стало тяжелее?

    Занятие 3

    Рисование цветным песком на картоне (бумаге, дощечке), покрытом клеем.

    ОКТЯБРЬ

    Домик из песка и камней для черепашек.

    ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о свойствах песка и камня: песок — сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды; камень — твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения МАТЕРИАЛ: игрушка черепаха-машинка с кузовом, наполненным песком и камешками; тазики для песка (сухого и влажного); тазики с водой; камешки маленькие и большие; детские ведерки; фартучки и салфетки для детей.

    Ход ИГРЫ.

    Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку.

    —Жила-была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала старенькой бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и от холода.

    -Поможем Агашке! Мы с вами умеем строить. Построим черепашке домики из песка и камней.

    Въезжает черепашка-машина с песком и камешками. А вот и сама черепашка Агашка. Воспитатель. А что ты нам привезла?

    Черепаха. Песок, камни для домика. Устала, стара я стала. Помогите дом построить от ветра и дождя.

    Воспитатель. Конечно, дети тебе помогут. Где же наш песок?

    Высыпают из машины песок в тазик.

    Воспитатель. Посмотрите, как сыплется песок. Почему песок сыплется?

    Дети. Он сухой.

    Воспитатель. А какого цвета сухой песок? Желтого. Я попробую его насыпать в воронку. А вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?

    Дети. Да.

    Воспитатель. Попробую-ка я набрать песок: в сито. Что получилось?

    Дети. Песок снова просыпался.

    Воспитатель. Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Можно ли из него построить домик для черепахи? Нет. Ничего не получается. Давайте все же попробуем собрать его горкой.

    Вместе с детьми собирает песок горкой, он рассыпается.

    Воспитатель. Не получается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить?

    Дети. Полить песок водой.

    Воспитатель. Какой стал песок? (Влажный, сырой.) Давайте теперь попробуем построить горку.

    Дети строят горку из сырого песка и уточняют, что песок не сыплется, цвет его стал темным.

    Воспитатель. Давайте насыплем песок в воронку. Не сыплется? Почему? Потому что он стал сырой. А если через сито попробовать. Не сыплется. Почему?

    Дети. Потому что он сырой.

    Воспитатель. Черепашка, наши дети все знают и сейчас из сырого песка построят тебе домик.

    Дети вместе с воспитателем строят из песка домик для черепашки. Черепашка благодарит их за прочное жилище.

    Воспитатель. Домик крепкий, не рассыплется. А еще, ребята, нам черепашка Агашка камешки привезла. Их очень много. Мы ведерочко возьмем, по дорожке пойдем и все камни для домика соберем.

    Дети берут ведерки, подходят к камням (камешки лежат на ковре).

    • Вот один, другой и третий, Собирайте-ка их, дети.

    Рассматривают камешки. Дети вытаскивают из ведра по камешку и рассказывают, какие камни по цвету, по величине, по размеру, на что похожи и т. д.

    Воспитатель. Дети, возьмите в одну руку большой камешек, а в другую руку я дам вам губку. Определите, что легче. Камень тяжелее. Давайте проверим.

    Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку.

    • Куда упал камень?

    Дети. На дно.

    Воспитатель. Почему?(тяжелый). А где губка?

    Дети. Плавает. Почему? (легкая)

    Воспитатель. Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.

    Воспитатель. В руки камешки мы взяли, Друг о друга постучали. Наши камешки стучат, Вот так, вот так. Не разбить их нам никак. Постучите еще раз: тук, тук. А теперь положите камни на дорожку и попробуйте топнуть ножкой. Вот так, вот так — не разбить их никак. Значит, прочный будет дом для черепашки Агашки. Давайте построим для черепашки домик из камней.

    Дети строят на ковре домик для черепахи.

    Воспитатель. Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик из камней для черепашки.

    Черепашка. Спасибо вам, ребята. А за то, что вы мне такие прочные домики построили из песка и камней, я вам подарок сделаю.(угощает конфетами)

    Дорожка из камешков

    ЦЕЛЬ: Познакомить детей со свойствами камня: тяжелый, легкий; большой, маленький; стучит громко, тихо; камни твердые. Подвести детей к пониманию того, что из камней можно делать постройки.

    Материал: кукла бибабо — ворона Каркуша; ведерко, камешки разной величины; большой лист картона.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    В группу «влетает» Каркуша с ведерком.

    Каркуша. Здравствуйте, ребятки! Я летала за морями, за высокими горами, набрала там камешков для детишек маленьких.

    Посмотрите, ребятки, сколько камешков в ведерке?

    Каркуша. (Высыпает камешки на картон.) Возьмите их в руки.

    Воспитатель берет в руки большой и маленький камешки. Показывает детям и Каркуше большой камешек.

    Воспитатель. Каркуша, посмотри, какой у меня большой камешек. Ребятки, а он тяжелый или легкий?

    Дети. Тяжелый.

    Воспитатель. Видишь, Каркуша, большой камешек, он тяжелый. А это какой камешек?

    Дети. Маленький.

    Воспитатель. Правильно. А он тяжелый или легкий?

    Дети. Легкий.

    Воспитатель. Вот, Каркуша. Большие камешки тяжелые, а маленькие — легкие. Послушайте все, как стучат маленькие камешки. Тихо или громко?

    Дети. Тихо.

    Воспитатель. А большие камешки как стучат — тихо или громко?

    Дети. Громко.

    Воспитатель. Правильно. А теперь возьмите все по камешку и сожмите камешек в ладошке. Камешек твердый, он не сжимается. Итак, какой камешек?

    Дети. Твердый.

    Воспитатель. Правильно. А где вы видели камешки?

    Дети. В аквариуме, в речке.

    Воспитатель. Из камней можно строить дома, дороги. Мы сегодня построим дорожку для Каркуши. Построим, ребятки? Посмотрите, как я ее строю. Кладу камешек, за ним еще один и еще. А теперь вы положите свои камешки. {Каждый ребенок кладет по камешку.) Видишь, Каркуша, как умеют дети строить дорожку из камней. Она получается как настоящая. Пройди, Каркуша, по нашей дорожке. (Каркуша идет по дорожке.) Каркуша. Молодцы, ребятки, как вы много знаете о камешках. Умеете строить дорожку и меня научили. А я, ребята, сейчас полечу к своим деткам- воронятам и научу их тоже дорожку строить из камешков.

    Глина - природный материал

    Цель. Познакомить с глиной, ее особенностями. Обогащать сенсорный опыт. Учить бережно обращаться с предметами из глины.

    Занятие 1

    Сравнительное наблюдение песка и глины (использование луп с различным увеличением). Налить в емкости с песком и глиной воды. Куда исчезла вода в емкости с песком? Почему в емкости с глиной вода не исчезла? Уронить пластинку из глины. Почему она разбилась? Изделия из глины очень хрупкие, с ними надо обращаться осторожно.

    Занятие 2

    Обследование глиняного теста. Попробовать лепить из влажного песка и глины тесто. Вылепить из песка и глины игрушки и поставить их сушиться. Высохшая песчаная игрушка рассыпается, а глиняная становится прочной, с ней можно играть.

    НОЯБРЬ

    Кому нужна вода?

    Цель: Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья мытья тела и т. д. В городе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду надо экономить — зря не лить закрывать кран.

    Ход занятия

    Занятие проводится перед обедом и начинается с загадки!

    Если руки наши в ваксе,

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,

    Без чего, мы скажем прямо.

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды —

    Жить нельзя нам без... (воды).

    Затем воспитатель предлагает вместе с ним обойти всю группу, чтобы выяснить, кому и зачем нужна вода. Дети останавливаются около растений (их надо поливать, без воды засохнут); около аквариума (рыбы живут в воде, без нее они погибнут, им надо много воды, чтобы плавать); около попугая (он пьет воду, ему каждый день нужна чистая вода); около мойки (помощник воспитателя, ему надо много воды, чтобы вымыть гору посуды); около игрового уголка (вода нужна, чтобы вымыть грязные игрушки и постирать кукольную одежду); около туалета (вода нужна, чтобы мыть руки и лицо).

    Во время «экскурсии» дети наблюдают за тем, как помощник воспитателя моет посуду. Затем воспитатель рассказывает о том, откуда берется вода, как она попадает в дом. Воспитатель и дети осматриваю трубы, трогают их, определяю, какая — холодная или горячая течет по ним вода. Воспитатель говорит о необходимости бережного отношения к чистой воде.

    Затем дети небольшими группами стирают кукольную одежду, моют игрушки, растения, поддоны, доливают воду в аквариум и пр. В завершение все моют руки и садятся обедать.

    Воспитатель все время подчеркивает, Как важна вода для вещей, растений, животных и людей. За обедом дети определяют, как используется вода для приготовления еды (супа, компота); Отпуская детей на выходные дни, воспитатель дает задание: 1) выяснить дома, кому и зачем нужна вода, понаблюдать за тем, как мама использует воду в хозяйстве; 2) посматривать на кран, не течет ли там вода; 3) во время купания поиграть с водой, придумать разные игры.

    Свойства воды

    Цель: познакомить детей со свойствами воды.

    Оборудование: три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной.

    Ход опыта: Надо заполнить сосуды водой и спросить детей: какую форму приняла вода? (Ответы.) Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость.

    Воспитатель насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.

    Воспитатель Видите, песок тоже меняет форму. Как думаете: песок - жидкость? (Ответы.) Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой.

    Так что, песок - это жидкость? (Ответы.) Значит, вода и песок - разные вещества: вода - жидкая, песок - сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода - жидкость.

    Прятки - игры с водой

    Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет; развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная; воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Материал: краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка, игрушки из киндер-сюрприза.

    Ход занятия В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.

    —Раз, два, три, четыре, пять — будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте ее найти. Раз-два, раз-два — начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять — пора глазки закрывать.

    Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

    —Раз, два, три, четыре, пять — можно глазки открывать и игрушку называть.

    Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна). Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

    Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

    Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:

    Раз, два, три, четыре, пять игрушки отыщи!»

    Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.

    Выводы: мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не видно; темная водичка спрятала игрушки; в черной водичке игрушку совсем не видно, а в желтой она немного видна.

    Теплая капелька

    Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной; развивать умения детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; развивать чувство взаимовыручки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Материал: тазики с горячей и холодной водой, емкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки, дидактическая игрушка Колобок.

    Ход занятия Приход в группу Колобка с грязными руками и щечками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

    Игра с холодными и горячими капельками. Воспитатель выясняет ощущения детей и Колобка: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему.

    Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудится, неприятно, замерзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).

    Воспитатель: Можно ли помочь Колобку?

    Дети выдвигают и анализируют гипотезы:

    подождать, когда горячая вода остынет (но это долго); поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время); смешать холодную и горячую воду (это быстро и легко).

    Воспитатель выясняет у детей, чем и для чего они будут заниматься: получать теплую капельку путем смешивания горячей и холодной воды.

    Что для этого необходимо взять? (Уточняется, для чего необходим каждый предмет.) Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, если она прольется. Дети рассказывают Колобку о правилах при работе с водой.

    В процессе самостоятельной деятельности они получают теплую воду путем смешивания холодной и горячей воды и предлагают Колобку умыться:

    Водичка, водичка, умой Колобку личико! Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

    В конце экспериментирования дети делают выводы: чтобы получить теплую воду, нужно смешать горячую с холодной; в кране тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.

    После занятия дети инсценируют сказку «Колобок» на новый лад: Колобок, встречаясь с героями сказки, спрашивает у них, каким образом можно получить теплую воду. Дети в образах героев сказки отвечают Колобку. Таким образом, закрепляется умение формулировать выводы.


    ДЕКАБРЬ
    Берегите воду

    Цель: Закрепить знания о значении воды в жизни людей, растений, животных, сформировать представление о необходимости ее экономного расходования. Закрепить умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать наблюдательность, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней. Вызывать эмоциональную отзывчивость на игровой персонаж.

    Материал.: игрушка Капелька, банка, маленькие капельки, вырезанные из цветного картона.

    Ход занятия:

    Перед началом занятия воспитатель вместе с детьми ставит под неплотно закрытый кран банку с целью понаблюдать, сколько воды в нее натечет. Загадывает детям загадку. Она и в озере, она и в лужице, Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит, журят.(Вода.)

    Раздается стук в дверь, входит Капелька.

    Капелька: Здравствуйте! Я снова пришла к вам в гости. Хочу узнать, умеете ли вы пользоваться водопроводной водой, умеете ли плотно закрывать водопроводный кран. Ой! У вас не все краны исправны. Из одного капает вода. Давайте посмотрим, сколько воды натекло в банку. Дети рассматривают байку с водой.

    Капелька: Вот как много воды натекло! А ведь впустую израсходованная вода попадает в канализацию, и, чтобы она опять стала чистой, нужно затратить много сил. Чистую воду нужно расходовать очень экономно, с каждым годом ее количество на Земле сокращается. А воды надо много. Для чего?

    Капелька вместе с детьми вспоминает: вода нужна человеку для питья, приготовления пищи, мытья; растениям -для поливки; животные также не могут обходиться без воды.

    Затем Капелька предлагает детям послушать, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана.

    Ручей засох, родник иссяк,

    А мы из крана - кап, кап, кап...

    Мелеют реки и моря,

    Не тратьте воду зря, зря, зря...

    А то пройдет немного лет,

    И нет водицы - нет, нет, нет...

    Капелька предлагает детям подумать где можно использовать воду из банки. Например, перелить в лейки и, когда она отстоится, полить ею растения.

    Капелька прощается с детьми. На память о себе она оставляет своих сестричек (капельки из картона), которые должны напоминать всем о необходимости экономного расходования воды. Капелька настоятельно просит детей не забывать плотно закрывать кран, а не исправный кран починить (попросить) сантехника.

    Воздух

    см. Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка»

    ЯНВАРЬ

    Делаем цветные льдинки.

    Цель: показать, что вода прозрачная, бесцветная, но она может стать разноцветной, если в нее добавить краску. Цветная вода не прозрачная, из нее можно сделать украшения для елки. Воду легко пролить, но она и легко впитывается.

    Ход наблюдения:

    Организуя наблюдение, воспитатель предлагает сесть вокруг большого стола; сообщает, что будет делать волшебную воду (для этого необходимы банки, песочные формочки, краски, нитки, поднос, любые мелкие предметы, черпачок).

    Воспитатель наливает воду в банки ставит их на середину стола, предлагает внимательно посмотреть и сказать, какая вода. (Бесцветная, прозрачная, сквозь нее все видно). Предлагает детям закрыть глаза, бросает в банки мелкие предмет (шарик, пуговицу и пр.), просит открыть глаза, назвать эти предметы, объяснить, почему их видно. Сообщает, что сейчас начнется «колдовство» — приготовление красивой разноцветной воды. Добавляет в каждую банку гуашь разного цвета красную, синюю, желтую, зеленую. Не спешит, ее размешивать, дает детям возможность рассмотреть, как краска расходится в воде; уточняет с ними, какого цвета вода получилась в разных банках, спрашивает, на что похожа красная, зеленая и т. д. вода, красива ли она. Выясняет, видны ли теперь предметы, куда они исчезли? Уточняет: подкрашенная вода непрозрачна, сквозь нее ничего не видно.

    Предлагает выбрать песочную формочку и цветную воду, по желанию наливает каждому цветную воду. Дети ставят формочки на поднос. Затем воспитатель вынимает нитки сообщает, что дальше «колдовать будет мороз на улице — он сделает из воды цветные льдинки (нитки нужны, чтобы привязать их к веткам). Обращает внимание детей на то, что вода легко проливается; потому что она жидкая. Попробуем. Получится много разноцветных лужиц. Их легко вытереть тряпкой — вода быстро впитывается. Воспитатель, вытерев стол, показывает детям тряпку: она стала мокрой и цветной. Сообщает, что поднос с формочками надо вынести на мороз.

    Какие цветные льдинки?

    Цель: познакомить с тем, что вода на морозе, замерзая, становится льдом; со свойствами льда: твердый, не льется; имеет форму чашечки, в которой застыл; холодный; скользкий; хрупкий — разбивается, если ударяется о твердый предмет.

    Ход наблюдения:

    Наблюдение проводится на улице, куда воспитатель выносит поднос с формочками. Дети вместе с воспитателем рассматривают их, щупают, называют свойства замерзшей воды (льда). Рассматривают, как ниточки вмерзли в лед. Воспитатель показывает, как в ладони можно согреть формочку, чтобы льдинка выскочила. Дети освобождают цветные льдинки, любуются ими. Подойдя к ели, воспитатель предлагает детям поздороваться с ней, поздравить с Новым годом, обращает внимание на ее красоту, на шишки и снег, которые придают ей особое очарование. Дети помогают воспитателю развесить ледяные украшения. Вокруг наряженной ели проводится досуг (подвижные игры, хороводы и т. д.).

    Как лед превращается в воду?

    Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду (цветной лед становится цветной водой).

    Ход наблюдения:

    Воспитатель от имени кукол говорит, что они узнали о цветных льдинках, но не знают, что это такое, а так хочется украсить ими елку. Воспитатель спрашивает: можно ли принести льдинки с улицы? Что с ними будет в помещении? Возвращаясь с прогулки, дети приносят 2—3 цветные льдинки, показывают их куклам, оставляют в группе на тарелке. Вечером рассматривают цветную воду, обсуждают: откуда она взялась? Почему растаяли ледяные украшения? Дети объясняют куклам, почему льдинки нельзя вешать на их елку.

    Воспитатель предлагает детям вместе с родителями дома сделать льдинки в холодильнике.

    Освобождение бусинок из ледяного плена

    Цепи: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда — тает в тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; развивать эмпатию, желание помочь другим; воспитывать аккуратность в работе.

    Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.

    ХОД занятия 

    Воспитатель обращается к детям:

    • Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении:

    Осторожная лисица Подошла к ручью напиться.

    Наклонилась, а вода —

    Неподвижна и тверда.

    • Что же случилось с водой?

    Ответы детей:

    • она превратилась в лед;
    • наверное, это было зимой, и она замерзла;
    • вода превратилась в лед от мороза.

    Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

    После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:

    • А как можно освободить бусинки из ледяного плена? Дети выдвигают предположения.

    Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо — плохо» (для краткости предполагаемые суждения анализа приводим в скобках рядом с гипотезой):

    • можно погреть в руках, они теплые, лед ц растает (хорошо — лед растает, и бусинки освободятся; плохо — руки замерзнут);
    • можно отогреть в варежках (хорошо — дед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо — варежки намокнут);
    • можно положить на батарею (долго ждать придется);
    • есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
    • можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
    • можно положить в теплую воду, там лед растает;
    • можно оставить просто в группе — у нас тепло.

    Выбирают три гипотезы и проверяют их:

    • поставить на батарею;
    • погреть в руках;
    • положить в теплую воду.

    Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.

    Выводы:— быстрее всего бусинки освободила теплая вода; я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, —только руки замерзли; на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.

    Дети вытирают воду со столов и проводят игру «Освободим бусинок из ледяного плена»: воспитатель в роли бусинки, дети — замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон — «бусинка в ледяном плену».

    Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети теплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку — воспитателя.

    ФЕВРАЛЬ

    Снег

    Цель: уточнить представление о свойствах снега.

    Ход наблюдения:

    Воспитатель на прогулке предлагает детям взять в руки горсть снега, почувствовать, что снег холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, легко утаптывается в плотный слой. Объясняет, что толщину снежного покрова можно измерять. Для этого используют снегомер - палку с мерными делениями. Воспитатель предлагает детям рассмотреть снегомер, а затем измерить глубину покрова в разных местах участка.

    Снежинка в гостях у ребят

    Цель. Закрепить знание свойств снега — холодный, его цвет — белый; из снега можно лепить куличи, пирожки, снежки; в теплой комнате снег тает, в руке тоже; из снега может получиться вода. Закрепить знание свойств и качеств воды — холодная, теплая, безвкусная, грязная, чистая, вкусная; цвет ее — прозрачная, белая, красная, синяя и т. п. Обсудить вопросы: какую воду можно пить, кому нужна вода, как экономно расходовать воду?

    Материал: чашки с водой и снегом; бумажные снежинки; подносы; прозрачные сосуды (кувшины) с чистой водой; тюбики с белой, красной, зеленой краской; стаканы для проведения опытов; стаканчики с кипяченой водой для детей; большая.  Снежинка из фольги.

    Ход игры. Воспитатель приглашает детей собраться в кружок. В руках у воспитателя коробочка со снежинками, вырезанными из бумаги, и большая Снежинка из фольги. Воспитатель. Дети, какое время года сейчас?

    Дети. Зима.

    Воспитатель. Когда вы сегодня утром шли в детский сад, что у вас было под ногами?

    Дети. Снег.

    Воспитатель. Снег какой?

    Дети. Белый, пушистый.

    Воспитатель. Смотрите-ка, в гости к нам пришла Снежинка и принесла подарки (открывает волшебную коробочку, в ней снежинки из бумаги, подбрасывает их вверх). Что делают снежинки?

    Дети. Летят.

    Воспитатель. Какие они?

    Дети. Легкие, воздушные.

    Дети читают стихи:

    Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.

    Дети танцуют вместе со снежинками.

    Воспитатель. Какие снежинки? Дети. Белые.

    Воспитатель. Они настоящие? Дети. Нет.

    Воспитатель. Какие они? Дети. Бумажные, игрушечные.

    Воспитатель. А сейчас возьмите по две снежинки в ладошки и прочитаем стихи про Маринку.

    Дети и воспитатель читают стихи:

    У моей Маринки Две красивые снежинки, Всем хотела показать, Глядь, снежинок не видать.

    Воспитатель. Растаяли ваши снежинки? Дети. Нет.

    Воспитатель. А почему?

    Дети. Они ненастоящие, поэтому и не тают в руках. Воспитатель. А сейчас проведем еще один опыт с водой и снегом. И Снежинка нам поможет.

    Воспитатель ведет детей за Снежинкой, они подходят к столу (на столе две чашки со снегом, подносы). Дети берут снег в руки. Держат руки над подносом.

    Воспитатель. Берем снег в руки и еще раз читаем стихи про Маринку:

    У моей Маринки Две красивые снежинки, Всем хотела показать, Глядь, снежинок не видать.

    Воспитатель. Дети, открываем ладошки! (Снега нет.) Куда исчез снег?

    Дети. Растаял, превратился в воду. Воспитатель. Почему 1 Дети. Ладошки теплые.

    Воспитатель сливает с подноса воду в стакан.

    Воспитатель. Это что? Дети. Вода.

    Воспитатель. Вода из чего получилась? Дети. Из снега.

    Воспитатель. Можно пить эту воду? Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему? Дети. Потому что она грязная. Воспитатель. А кто может пить эту воду? Дети. Птицы, звери. Воспитатель. А еще кто? Дети. Деревья, цветы, грибы.

    Снежинка. Молодцы, все знаете! Я вам за это еще фокус покажу.

    Дети закрывают глаза. Воспитатель, держа в руке Снежинку, подходит к следующему столу, где стоит кувшин с водой.

    Воспитатель. Открываем глазки. Что в кувшине? Дети. Вода.

    Воспитатель. Какая вода? Дети. Белая.

    Воспитатель. Сейчас Снежинка поможет нам разобраться с цветом воды.

    Воспитатель берет один кувшин с прозрачной водой, другой — с белой.

    Воспитатель. В каком кувшине вода белая? Почему? Что мы добавили в нее? Дети. Краску, молоко.

    Воспитатель. Молодцы. Снежинка вам говорит: «Спасибо». Она бы не догадалась. В этом кувшине вода чистая, прозрачная, бесцветная. Дети, какую воду можно пить? Дети. Кипяченую, прозрачную.

    Воспитатель и Снежинка. Молодцы!

    Снежинка. А сейчас я вас угощу.

    На столе стоят стаканчики с кипяченой водой. Дети пьют водичку.

    Воспитатель. Какая по вкусу вода?

    Дети. Вкусная.

    Воспитатель. А по цвету?

    Дети. Прозрачная.

    Воспитатель. А сейчас еще раз закройте глаза. (Добавляет в кувшины зеленую, красную краски.) Какая сейчас по цвету вода? Почему?

    Дети. Зеленая, потому что добавили зеленой краски.

    Воспитатель. А эта какая? Почему?

    Дети. Красная — добавили красную краску.

    Воспитатель. Молодцы! А кому нужна вода?

    Дети. Человеку, птицам, зверюшкам, растениям.

    Воспитатель и Снежинка. Молодцы!

    Снежинка. Как хорошо у вас в гостях, но мне уже пора. Я к вам прилечу еще и снова фокус покажу. До свидания!

    Дети прощаются со Снежинкой и под музыку танцуют. Воспитатель читает стихи про снежинку:

    Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла — И пропала.

    Опыты со снегом

    Цель: познакомить со свойствами снега.

    Оборудование: по две тарелочки: в одной - ледяной кубик, в другой - снег, Мишка.

    Ход опыта: Дети наблюдают за состоянием кубиков льда и снега.

    Мишка: Жалко, что снег растаял... Я люблю его есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит снег есть?

    Воспитатель. Мишка, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.

    Воспитатель наливает талую воду, которая осталась на тарелке после таяния снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги или салфетки. Дети наблюдают за происходящим и отвечают на вопросы: какая вода была в тарелочке? (Грязная.) Как она изменилась? (Стала чистой.) Какой стала промокательная бумага (салфетка)? (Грязной.) Чистый снег на улице? Будем его пробовать?

    МАРТ
    Мы ветеры

    см. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка»

    АПРЕЛЬ

    Кто в домине живет?

    Цель. Формировать представление о плодах-"домиках", где живут "детки" растений.

    Ход и методические приемы

    Обследование плодов и семян растений. Рассмотреть семечки подсолнуха. Найти в них зернышко. Что сверху него? "Домик", в котором живет зернышко подсолнуха. Разрезать яблоко поперек, чтобы были видны перегородки. В домике-яблоке живут семечки-детки. У каждого своя комната. А сам домик очень вкусный, и мы его едим. Дегустация яблока и семечек яблока. Какие они на вкус? Рассказ-описание яблока.

    Разгадаем загадки:

    В поле из зернышка Выросло солнышко - Круглое, яркое,

    Только нежаркое.(Подсолнух.)

    Висит, висит все лето среди зеленых веток

    Ударит гулко оземь, когда наступит осень (Яблоко)

    Рассматривание и обследование коллекции семян. Семена огурца, дыни, арбуза, груши, вишни, сливы, абрикосов и др. В каких домиках жили эти "детки"?

    Игра "Чей домик?"

    Подобрать к семенам картинку с плодом (огурец, дыня, арбуз, груша, яблоко).

    Установление экологических связей между растениями и животными. Кто любит есть плоды, которые вырастают на деревьях и других растениях?

    Наблюдение на прогулках. Кто прилетает на рябину, яблоню сибирскую?

    На каких деревьях кормятся воробьи, синицы, снегири?

    Опыт. Насыпать в кормушку разные семена. Какие из них птицы съедают, а какие остаются в кормушках?

    Составить коллекцию семян, которые любят птицы. Например, "Лакомства синичек": семена дыни, огурца, подсолнуха, ели, сосны и др.

    Собрать коллекцию семян цветов, которые растут на участке.

    Сравнительное наблюдение сансевиерии и фиалки

    Цель: сравнить листья сансевиерии и фиалки,

    Ход наблюдения:

    Листья у фиалки опушенные, а у сансевиерий...

    У фиалки листья округлые, а у...

    Листья фиалки больше, чем у...

    Сансевиерия более теневыносливая, чем...

    Сходства

    • зеленые;
    • цветут;
    • требуют умеренного полива;
    • размножаются делением куста или листовыми черенками;
    • комнатные растения.

    Различия

    • в размерах всех частей;
    • в окраске листьев;
    • в форме листьев;
    • в цветах;
    • в отношении к свету.

    Оценка состояния. У фиалки листья чистые и сочные и расположены аккуратной розеткой, не загущены; у сансевиерии - яркие, блестящие без повреждений листья, много молодых листочков (значит, растения здоровы).

    Опыты с комнатными растениями

    Цель: Показать, как листья испаряют воду (герань).

    Ход опыта:

    1. Срезать здоровый побег герани, поставить его в колбу с водой (сверху налить немного растительного масла, чтобы вода не испарялась). Для контроля налить в другую такую же колбу столько же воды, долить масла. Взвесить, отметить уровень воды. Через три-пять дней сделать то же и сравнить результаты.

    Примечание. После укоренения побег герани посадить в горшочек с почвой.

    МАЙ

    Сравнение разных видов цветущих фуксий

    Наблюдение 1. Рассматривание бутонов и цветков под лупой. Что такое лупа? Для чего она? Какая она? (Волшебное стеклышко.) Посмотреть через лупу на свой палец, на мелкие семена или опушенные листья. Что изменилось? (Лупа "увеличивает” предмет.) Покажи и скажи Саше, Наташе и др., что ты видел.

    Наблюдение 2. Сравнение двух фуксий с цветами разной окраски и формы. Чем отличаются? (Форма, окраска, величина.) Похожи ли на танцующих куколок? Чем похожи друг на друга?

    Сравнение разных видов гераней

    Наблюдение 1. Сравнение листьев растений (форма, окраска, величина). Чем похожи?

    Чем отличаются? Рассмотреть узоры на листьях.

    Наблюдение 2. Сравнение цветущих гераней. У душистой герани розово-сиреневые некрупные цветки, у зональной - небольшие цветки, собранные в крупные соцветия. Какого цвета соцветия герани душистой? На что похожи Цветки герани клубневой? (На розочки.)

    Наблюдение-опыт 3. Как размножаются герани? Наблюдение за появлением корней у черенка в воде. Укоренение герани зональной в почве.

    Труд-наблюдение 4. Посадка укоренившейся герани зональной в грунт на рабатке. Обсуждение: какого цвета герани сажать на рабатке, как чередовать по цвету.

    Труд

    1. Посадка крупных и мелких семян и луковиц (лук, чеснок, укроп, петрушка, горох, фасоль, бобы, овес, пшеница и др.).
    2. Овощи целые и частями в опытах (верхушки моркови, посадка свеклы, внесенные с участка декоративные капуста, кольраби, декоративные тыквы и кабачки для выставки).
    3. Перенесенные с участка осенние цветущие растения (астры, бархатцы, хризантемы).
    4. Рассада цветов, томатов.
    5. Игровые посадки и посевы.
    6. Ветки деревьев и кустарников (береза, тополь, сирень, хвойные и др.).
    7. Срезанные растения в композициях-букетах.

    Семена, плоды, шишки разных растений родного края и экзотические.

    Подарок маме.

    Укоренение черенка фуксии в воде. Наблюдение появившихся корешков. Совместный труд: посадка черенков в стакан с почвой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха»

             Задачи:       Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.      ...

    Конспект занятия в старшей группе "Юные экологи"

    Занятие по экологии  разработано для детей 5-6 лет, с использованием различных игр , художественного слова....

    Конспект занятия в старшей группе по экологии "Путешествие в осеннюю сказку"

    Задачи:учить детей видеть сезонные изменения в природе, закрепить в речи дошкольников правила поведения в природе, названия деревьев...

    Конспект занятия в старшей группе по экологии

    МБДОУ "Детский сад №113 " Золотой ключик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по социально-личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской...

    Конспект занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля» эксперимент с воздухом

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...

    Конспект занятия в старшей группе по экологии "Три секрета бабочки"

    Конспект занятия в старшей группе по экологии "Три секрета бабочки"...

    Конспект занятия в старшей группе по экологии « Волшебница вода»

    Цели и задачи: уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех пред...