ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кулакова Наталья Александровна
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в подготовительной к школе группе

«Удивительные свойства магнита»

Цель :

 Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные:

 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнетизм»,  «магнетические», «магнитное поле».

 2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

Развивающие:

 1.     Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

   1. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение  правил техники безопасности.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней … перчатка (показывает детям). Но это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. (Опускает руку в коробку, надевает перчатку, спрятав в неё магнит. Магнит лежит в коробке). Посмотрите. (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки, естественно, примагничиваются). Вот так чудо чудное! Перчатка «поймала» все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?
Дети: (Ответы детей – она волшебная; там магнит; перчатка липкая…).
Воспитатель В моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку, показывает детям магнит). Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Вывод: Магнит тяжелый материал,  гладкий, темно серого цвета.

 Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.

Воспитатель:  Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию. Сегодня я буду вашим старшим лаборантом- исследователем. А вы будете младшими лаборантами исследователями.

Мы повторим правила работы в лаборатории.

1. Внимательно слушайте инструкции

2.Четко выполнять указания.

3 Нельзя ничего пробовать на вкус;

4. Аккуратно работать с материалами и оборудованием.

5. Будь   осторожен с острыми  предметами. Не играй с ними.

Опыт №1.

Воспитатель: Приглашаю Вас подойти к столу. (Все опыты воспитатель выполняет вместе с детьми). Ребята, посмотрите,  на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи…) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?
Дети: ( ответы детей)резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание…)

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба ………..– они называются магнетическими).

«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими)

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство  называется - магнетизмом, а предметы магнетическими.

Вывод: 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм., магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Воспитатель: . В нашей лаборатории есть таблица, в которую мы занесем полученные нами результаты..    (Зарисовка результатов)

Опыт №2

Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия: Я помещаю магнит под коробку с железными  опилками. Что с ними произошло?

Дети: Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит - примагнителись.

Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы?

Дети: Магнитное поле.

Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки.

Вывод: Второй свойство: у  магнита есть магнитное поле .

(зарисовка результатов)

Опыт № 3

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать скрепку из стакана не намочив рук ? Сейчас мы попробуем это сделать.

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

Дети: Да. Может..

 Воспитатель:   Как вы думаете может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань, картон)). 

Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду, ткань, бумагу, картон.

(зарисовка результатов)

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Физкультминутка

Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются».

ОПЫТ №4

Воспитатель: Продолжаем наши исследования. Опыт: «взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. 

 Вывод: у магнита два полюса.

(зарисовка результата) 

Задачка на сообразительность.

А теперь внимание! Вот какой интересный случай произошёл с Незнайкой: как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу реки,  он по рассеянности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуйте Незнайке?

Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, можно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся.

Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.

 (Работа в командах)

Опыт №5  «Магнит превращает металл в себя».

Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?

Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.

Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).

Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время). Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты.

ОПЫТ №6 «Электромагнит своими руками».

Воспитатель: А ещё магниты можно сделать с помощью электричества.

Воспитатель: А что может заменить электрические провода для разных электроприборов?

Дети: Батарейки.

Воспитатель: Верно. Вот сейчас с помощью батарейки, гвоздя и провода изобретём магнит. Я  обматываю  гвоздь проводом так, чтобы витки провода располагались плотно друг к другу.  Концы провода присоединяю  к батарейке.

Готовый электромагнит проверяется на скрепках.

Воспитатель: Если приборы работают от электричества, то как их называют?

Дети: Электрические приборы?

Воспитатель: А как можно назвать наш магнит, который тоже работает благодаря электричеству.

Дети: Электрический магнит.

Воспитатель: Да. Мы наш электромагнит сделали своими руками, значит, мы его должны отнести к природным магнитам или к искусственным?

Дети: К искусственным магнитам.

Вывод: магниты бывают природные, постоянные, и электромагниты.

 Воспитатель:  Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).

А вашим домашним заданием будет узнать где еще используется магнит и какую пользу приносит? – Как и где найти нужную информацию.

 Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились с опорой на схему.

Дети: 1.Магниты воздействуют на предметы из железа.

2.У магнита есть магнитное поле.

 3. Магнит может действовать через предметы или вещества.

4.У магнита два полюса.

5. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Дорогие  лаборанты- исследователи, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и если сегодня наша научная работа Вам понравилась , то возьмите красный магнитик и прикрепите его к доске, если было сложно вам работать то возьмите синий магнитик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Удивительные свойства магнита"

Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе. Тема занятия: «Удивительные свойства магнита»Направление: познавательное развитие.Длительность занятия 25 минут.Формы непосредств...

Открытое занятие в старшей группе "Удивительные свойства магнита"

На занятии у детей расширяются и закрепляются представления о магнитах и их свойствах...

НОД по экспериментированию в средней группе "Удивительные свойства магнита"

НОД по экспериментированию, с использованием проблемной ситуации....

Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»

Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект  в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о магните через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность....

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Цель:Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.Задачи:- Дать представления...