Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходина Лариса Владимировна

 

Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.
Задачи:

- Дать представления о свойствах магнита, о его способности притягивать металлические предметы.

- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.
- Формировать умение работать совместно со сверстниками.

- Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
- Развивать умение делать выводы.

- Развивать познавательную активность, речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать интерес к окружающему.

Предварительная работа: Беседы «Подземная кладовая», «Из чего сделано железо?». Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка». Дидактические игры «Магнитная азбука», «Геометрическая мозаика», домино «Божьи коровки».

Материалы к занятию: мелкие металлические, пластмассовые, резиновые предметы; магниты разных размеров; большие скрепки; стакан с водой; металлические опилки; компас; бумага; ёмкость с манной крупой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

«Волшебные свойства магнита»

Составитель: Ходина Л.В.

Программное содержание:


Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.
Задачи:

- Дать представления о свойствах магнита, о его способности притягивать металлические предметы.

- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.
- Формировать умение работать совместно со сверстниками.

- Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
- Развивать умение делать выводы.

- Развивать познавательную активность, речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать интерес к окружающему.

Предварительная работа: Беседы «Подземная кладовая», «Из чего сделано железо?». Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка». Дидактические игры «Магнитная азбука», «Геометрическая мозаика», домино «Божьи коровки».

Материалы к занятию: мелкие металлические, пластмассовые, резиновые предметы; магниты разных размеров; большие скрепки; стакан с водой; металлические опилки; компас; бумага; ёмкость с манной крупой.

Ход занятия.

Детей входят в группу, оформленную под научную лабораторию.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»

Дети предлагают варианты ответа.

Воспитатель спрашивает детей, кто работает в научных лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию и на некоторое время стать лаборантами — исследователями.

Предлагает надеть халаты.

Распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего лаборанта, так как он знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов.

Воспитатель вносит коробку с магнитом. Коробка — закрыта.

Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю провести всем младшим лаборантам эксперимент…

«Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт №1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба – они называются магнетическими).

«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими).

«Какой можно сделать вывод?»

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Магнитное поле. На пластиковой крышке рассыпан железный порошок. Под крышкой размещается магнит. Дети наблюдают за изменениями с порошком. Эти изменения показывают магнитное поле вокруг магнита.

Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы.

Опыт № 2 

Воспитатель: Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше. Как вы думаете может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань)).

Опыт № 3

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать.

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Физкультминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

 Опыт № 4 

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

Опыт №6

«Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).

Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время). Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Игра-опыт №5. «Гонки».

Воспитатель:

Для следующего опыта нам понадобится стол, на котором нарисована трасса для машинок, маленькие железные машинки и магнитики. Поставить машинки на старт, установить магнит под столом на уровне старта и двигать магниты по трассе. Дети делают выводы сами по окончании опыта.

Вывод: магнит действует через дерево.

Воспитатель:

Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.

Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).

А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках, в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т.д.

(Просмотр презентации «Волшебный магнит»)

Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.

Дети: Магниты воздействуют на металлические предметы. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитный конструктор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации поисковой деятельности в подготовительной к школе группе "Волшебная варежка"

Этот материал рекомендуем использовать с старшего дошкольного возраста в рамках реализации о.о. Познание ( экспериментально-поисковая деятельность).Поможет развить мыслительные операции, умение выделя...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир театра»

Задачи:вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театр...

ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: «СВОЙСТВА ВОДЫ».

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В   ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ. ТЕМА:  «СВОЙСТВА ВОДЫ»....

Конспект игровой деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный весенний барабан»

Цель: закрепить знания детей о природных особенностях весны.Задачи:• Развивать умение выкладывать логическую цепочку картинок по временам года, выделять их основные признаки.• Прививать умен...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект  в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о магните через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность....