Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
- Дать представления о свойствах магнита, о его способности притягивать металлические предметы.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.
- Формировать умение работать совместно со сверстниками.
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
- Развивать умение делать выводы.
- Развивать познавательную активность, речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать интерес к окружающему.
Предварительная работа: Беседы «Подземная кладовая», «Из чего сделано железо?». Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка». Дидактические игры «Магнитная азбука», «Геометрическая мозаика», домино «Божьи коровки».
Материалы к занятию: мелкие металлические, пластмассовые, резиновые предметы; магниты разных размеров; большие скрепки; стакан с водой; металлические опилки; компас; бумага; ёмкость с манной крупой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе
«Волшебные свойства магнита»
Составитель: Ходина Л.В.
Программное содержание:
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах, развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
- Дать представления о свойствах магнита, о его способности притягивать металлические предметы.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.
- Формировать умение работать совместно со сверстниками.
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
- Развивать умение делать выводы.
- Развивать познавательную активность, речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать интерес к окружающему.
Предварительная работа: Беседы «Подземная кладовая», «Из чего сделано железо?». Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка». Дидактические игры «Магнитная азбука», «Геометрическая мозаика», домино «Божьи коровки».
Материалы к занятию: мелкие металлические, пластмассовые, резиновые предметы; магниты разных размеров; большие скрепки; стакан с водой; металлические опилки; компас; бумага; ёмкость с манной крупой.
Ход занятия.
Детей входят в группу, оформленную под научную лабораторию.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»
Дети предлагают варианты ответа.
Воспитатель спрашивает детей, кто работает в научных лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию и на некоторое время стать лаборантами — исследователями.
Предлагает надеть халаты.
Распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего лаборанта, так как он знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов.
Воспитатель вносит коробку с магнитом. Коробка — закрыта.
Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю провести всем младшим лаборантам эксперимент…
«Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт №1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба – они называются магнетическими).
«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими).
«Какой можно сделать вывод?»
Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Магнитное поле. На пластиковой крышке рассыпан железный порошок. Под крышкой размещается магнит. Дети наблюдают за изменениями с порошком. Эти изменения показывают магнитное поле вокруг магнита.
Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы.
Опыт № 2
Воспитатель: Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше. Как вы думаете может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань)).
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать.
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Опыт № 4
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Опыт №6
«Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время). Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Игра-опыт №5. «Гонки».
Воспитатель:
Для следующего опыта нам понадобится стол, на котором нарисована трасса для машинок, маленькие железные машинки и магнитики. Поставить машинки на старт, установить магнит под столом на уровне старта и двигать магниты по трассе. Дети делают выводы сами по окончании опыта.
Вывод: магнит действует через дерево.
Воспитатель:
Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках, в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т.д.
(Просмотр презентации «Волшебный магнит»)
Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.
Дети: Магниты воздействуют на металлические предметы. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитный конструктор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организации поисковой деятельности в подготовительной к школе группе "Волшебная варежка"
Этот материал рекомендуем использовать с старшего дошкольного возраста в рамках реализации о.о. Познание ( экспериментально-поисковая деятельность).Поможет развить мыслительные операции, умение выделя...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир театра»
Задачи:вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театр...
ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: «СВОЙСТВА ВОДЫ».
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: «СВОЙСТВА ВОДЫ»....
Конспект игровой деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный весенний барабан»
Цель: закрепить знания детей о природных особенностях весны.Задачи:• Развивать умение выкладывать логическую цепочку картинок по временам года, выделять их основные признаки.• Прививать умен...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о магните через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность....