Картотека дидактических игр природоведческого характера.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Феоктистова Анастасия Андреевна

Картотека дидактических игр природоведческого характера (предметные игры, словесные игры, настольно-печатные игры)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр природоведческого характера.

Предметные игры.

«Вершки-корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Материал: муляжи овощей или предметные картинки «Овощи».

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Ход игры.

Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь! » Дети отвечают: «Корешки», «Помидор! » - «Вершки». «Лук! » - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Усложнение. Воспитатель говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

«Собери урожай»

Цель. Научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий.

Игровое действие. Победить в сборе урожая.

Игровое правило. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек.

Ход игры.

Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая ее и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто-либо из детей рассказывают, а другие его дополняют. Победители угощают овощами, фруктами, выпечкой всех участников игры.

Усложнение.  Сопровождайте рассказы детей загадками, пословицами, стихами. При повторении игры предлагайте детям вспомнить их.

«Кто что любит».

Цель. Закреплять представление детей о домашних и диких животных.

Материал. Игрушки – домашние или дикие животные, карточки с изображением корма.

Игровое действие. Накормить животное.

Игровые правила. Накормить животных, правильно подобрав корм.

Ход игры.

На столь игрушки – домашние или дикие животные. Воспитатель просит детей помочь накормить их. Дети открывают коробочки с картинками – корм, определяют их содержимое. Затем называют животного и кормят его (кладут картинку перед нужным животным). Если корм подобран не правильно, то животное отворачивается.

Картинки подобраны следующим образом:

1. Морковь, капуста – для кролика; зерно – для курицы; молоко – для кошки; кусочек мяса – для собаки; сено и трава – для коровы; овёс – для лошади.

2. Куст – для зайца; корешки и червяки – для ежа; рыба и малина – для медведя; грибы и орешки – для белочки; зерно – для мышки.

Усложнение. Выбирать среди детей водящего, который будет определять правильно ли подобран корм.

Настольно-печатные игры.

«Найди домик»

Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).

Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.

Игровое действие. Положить карточку с изображением животного на соответствующее его типу питания поле.

Игровое правило. За ошибку выдается штрафная фишка.

Ход игры.

Дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.

Усложнение. Дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

«Лес – дом для животных»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Игровое действие. Расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто допустит меньше всего ошибок.

Ход игры.

Играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

Усложнение. Силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой  выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.

«Мир вокруг тебя»

Цель: развитие познавательных мотивов, интереса к окружающей среде.

Материал: карточки с изображением явлений и объектов природы.

Игровое действие: сложить круг из карточек в определенной последовательности.

Игровое правило: объяснить круговорот явлений в природе.

Ход игры.

Сложить круг из карточек, соединяя их в определенной последовательности (например, капля воды падает на землю, получаются лужи, затем вода испаряется, пар поднимается вверх, образуя облака, затем облака – в тучи и снова идет дождь).

Усложнение: взрослый складывает круг неправильно, предлагает ребенку исправить и объяснить ошибки

Словесные игры.

"Съедобное - несъедобное"

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Игровое действие. Поймать мяч.

Игровое правило. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

Ход игры.

Водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

Усложнение. Поймавший мяч игрок, в свою очередь, тоже называет предмет и бросает водящему, или игра проводится без водящего, все игроки называют предметы и бросают мяч. (стоят в круге).

"Такой листок, лети ко мне"

Цель. Закрепить знание внешнего вида листьев, умение их отличать, рассказывать о признаках.

Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.

Игровое действие. Подбежать к водящему.

Игровое правило. Правильно определить лист, рассказать о его признаках.

Ход игры.

 Детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.

Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.

"Летает, плавает, бегает"

Цель. Закреплять знание способов передвижения объектов живой природы.

Материал: мяч.

Игровое действие. Ловить и бросать мяч.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто сделает меньше всех ошибок.

Ход игры.

 Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

обобщение знаний о природно-климатическом, этнографическомсвоеобразии Хакасии; развитие экологической зоркости, эмоционально-ценностного от-ношения к природе, её эстетического восприятия...

Картотека дидактических игр экологического характера

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (се...

Наглядный дидактический материал природоведческого характера

Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. Формировать умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формировать умение пр...

Картотека дидактических игр познавательного характера

Картотека дидактических игр познавательного характера...

Картотека дидактических игр познавательного характера

Картотека дидактических игр познавательного характера...

Картотека дидактических игр познавательного характера

Картотека дидактических игр познавательного характера...