Конспект НОД "Русская ярмарка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Богданова Елена Сергеевна

Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к  культуре и традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkaya_yarmarka.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дети под русскую народную мелодию заходят в зал.
Организационный момент.
Воспитатель: Мы рады гостям, как добрым вестям!
                       Всех привечам, душевно встречаем!
Дети:              Здравствуйте!!!
Воспитатель: Здравствуйте детишки – девчонки и мальчишки! Какие вы красивые! Куда собрались такие нарядные?
Дети: На ярмарку!!!
Воспитатель: На ярмарку?! А что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка -  это такой базар, где торгуют и веселятся. Это праздничное гуляние.
Воспитатель: Я вижу, вы много знаете интересного, давайте расскажем нашим гостям о том что такое ярмарка!
Презентация « Ярмарка на Руси»
Слайд 1. Вся наша жизнь – дело наших рук, наших мастеров! Много сил, выдумки и старания вкладывал русские люди в работу и в изделия, которые делали своими руками. Хотели они и людей порадовать, и заработать.
Слайд 2. И тогда придумали ярмарку– место, куда съезжались люди, продавали и покупали нужный в хозяйстве и для жизни товар!
Слайд 3. Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами. Слайды  4, 5,6.  Чем еще торговали на ярмарках? (Дети рассматривают фотографии и называют товары, которыми торговали в старину).
Слайд 7. На ярмарке каждый торговал как и где мог: богатые купцы вели торговлю в каменных постройках, в специальных торговых рядах.
Слайд 8. Торговцы средней руки – в деревянных лавках, палатках.
Слайд 9. Кто победнее – торговали прямо с возов и телег.
Слайд 10. Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев и разносчиков всякого товара, как их называли?
Дети: Лоточники.
Воспитатель: А чем ярмарка отличалась от базара?
Дети: На ярмарке люди веселились, отдыхали.
Слайд 11, 12,13. Верно, ярмарка на Руси – это было место проведения традиционного досуга – местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Люди приезжали на ярмарку « на людей посмотреть, да себя показать».
Слайд 14. Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления скоморохов. Кто такие скоморохи, расскажите! 
Дети: скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками фокусами. Часто их просили, чтобы они нахваливали какой-то товар – зерно, лошадей.
Слайд 15 . Главным героем ярморочных увеселений был главный герой народного театра… его представление – одним – развлечение, другим – поучение, самая весёлая в мире игрушка – неунывающий …..
Дети: Петрушка.
Слайд 16. А чем знаменит Петрушка? Почему его так любили люди?
Дети: Петрушка – задира, драчун и грубиян, но Петрушка в шуточной форме говорил правду. Он смеялся над богатыми, осуждал их за жадность и нелюбовь к простому народу.
Слайд 17, 18, 19. Что еще интересного происходило на ярмарках?
Дети: На ярмарках пели песни, водили хороводы; мерялись силой.
Слайд 20. Вот такой была весёлая, пестрая и шумная русская ярмарка!
Обыгрывание ярмарки
Воспитатель: А вы хотите разыграть веселую ярмарку с танцами, шутками и прибаутками так, как раньше было на Руси?
Дети: да!
Воспитатель: Ну что ж, тогда отправляемся на ярмарку! Ну-ка, зазывалы, собирайте народ!
Ребёнок 1: Внимание! Внимание! Внимание!
                  Открывается веселое гуляние!
                  Торопись, честной народ,
                  Тебя ярмарка зовет!
Воспитатель: Народ собирается, ярмарка открывается! Что же интересного мы можем увидеть на нашей ярмарке?
Торговец 1: Эй, на ярмарку спеши,
                  Купи что хочешь для души!
                  Здесь баранки, бублики
                  Приготовьте рублики!
Торговец 2: Тары-бары-растабары
                   Продаются самовары!
                   Не товар, а сущий клад
                   Разбирайте нарасхват!
Воспитатель: Кто первый пойдёт на базар?
Дети: Назар! Назар!
Выходят девочка и мальчик, девочка с корзиной держит мальчика под руку.
Девочка: Ты, Назар, ты Назар,
                Ты пойди-ка на базар!
                Да купи мне сарафан:
                Ни долог, ни короток!
                Ни в лес ходить,
                Ни печку топить!
                Песни петь, да плясать,
                Людей забавлять!
Мальчик подходит к лотку, берёт сарафан, со словами «Покупаю сарафан», даёт девочке: Бери, Дуня, примеряй!
Девочка примеряет сарафан и кладёт в корзину.

Воспитатель: Ой, а кто это идёт по ярмарке такой грустный?
Дети: Да это же Ваня.
В зал заходит мальчик с грустным выражением лица. Дети становятся вокруг него в хоровод со словами:
«Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста (идут по кругу вперёд лицом).
Сел задом наперёд
И поехал в огород» (идут по кругу спиной вперёд)
Цокают язычком и убегают
Ваня грозит кулаком и догоняет дразнящих.
Воспитатель: Ох, детишки-шалунишки, подразнили Ванюшку! А я  предлагаю вам дальше прогуляться по ярмарке, рассмотреть товар!
Торговец 3: Есть на ярмарке игрушки,
                    Расписные погремушки
                    Ещё для вашей детворы
                    Разноцветные шары!
Торговец 4: Платки и платочки
                    Для мамы и дочки!
                    Небольшой расход
                    Подходи, честной народ!
Дети гуляют по ярмарке, покупают товар.
Воспитатель: По ярмарке мы ходили,
                       Всем подарки накупили.
Ребёнок 1: Я на ярмарку ходил
                  Себе дудочку купил.
Ребёнок 2: И я на ярмарке была
                  В избу ведрышко взяла.
Ребёнок 3: Я сестрице купила рукавицы.
Ребёнок 4: А я для милой Вареньки
                  Купил на зиму валенки.
Воспитатель: А, вот и Иванушка идёт, давайте расспросим, что он себе на ярмарке купил.
Русская народная песня «Где был, Иванушка»    
Слышится хохот и свист. Появляется Петрушка.
Петрушка: Ту-ду-ду-ду!! Здорово, ребята! Чего ржете, как жеребята?
Узнали меня? Я Петрушка – веселая игрушка! Остроумный весельчак и это знает всяк! Ой, всё по свету шёл да шёл, а куда же я пришёл?
Дети: На ярмарку!
Петрушка: А что здесь делать надо?
Дети: веселиться, покупать, торговать..
Петрушка: Воровать?
Дети: Да, не воровать, а торговать.
Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.
Дети: А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.
Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.
Дети: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей.
Дети: Да не смеши, петрушка, публику!
Петрушка: Не вижу никакого бублика.
Воспитатель: Ох, и шутник ты, петрушка! А мы тоже шутить любим и умеем, правда, ребята?!
Разыгрывание прибауток:
-  Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг
- Починить можно.
- Иглы нет.
- А велика ль дыра?
- Один ворот остался.

- Ты пирог ел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Очень.

- Тит, иди молотить!
- Не могу, ноги болят.
- Тит, иди кашу есть.
- Без меня не начинайте!
 Бегу! Где моя большая ложка?!

Воспитатель: Ребята, ярмарка была не только местом торговли и всеобщего увеселения. На ярмарке можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам. Благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы. Какие вам известны русские народные промыслы?
Дети: Русская матрёшка, гжель, хохлома, дымковские игрушки.
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в интересную игру. Я вам буду загадывать загадки про народные промыслы, а вы будете находить отгадки вот на этих картинках и помещать их на магнитную доску. В конце игры у нас получится выставка предметов народных мастеров.
Загадки:

1. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.  (Дымковские игрушки)

2.Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица-

Для маленькой темница.  (Русская матрешка)

3.Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры!

Все в букетах белых роз,

Может вывел из мороз?

Что за скатерть получилось

Может это все приснилось?  (Вологодские кружева)

4. Кони, барышни, барашки-

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)

5. Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто – роспись….
(Гжель)

6.Листочки, ягодки, цветочки

Стебелёчек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?  (Хохломские мастера)

         

7.Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городец)


Воспитатель: Посмотрите, какая выставка у нас получилась! А как вы различаете все эти виды народного творчества?
Дети: По росписи. У каждой росписи свои особенности.
А вы хотите побыть народными мастерами и сделать сувенир?
ребята, изделия народных мастеров расписывают красками, а я вам предлагаю «порисовать» шерстью, техника так и называется «шерстяная живопись».
Давайте разомнем наши пальчики и приступим  к работе:
Пальчиковая гимнастика
«Подарки с ярмарки»

Пошел Ваня на базар

И принес домой товар.

(дети стучат попеременно кулачком одной руки о кулачок другой руки)

Родной матушке – платок,

Одной сестрице – кузовок,

Братику – сапожки,

Другой сестре – сережки.

Леденец – Марусе,
Валеночки – Дусе,

Орешки – Дашеньке,

Пряник – Сашеньке,

Бублик – Лушеньке,

А шубку маленькой Катюшеньке.

(загибают последовательно пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной руке, затем на другой)

Подарки разбирай!

Подходи, не зевай!

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Я предлагаю вам, дорогие мои мастера, сделать картину в стиле народной росписи. Какая вам больше по душе, такой росписью и раскрасьте свою картину.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Какие замечательные сувениры у вас получились. Что же вам помогло сделать такую красоту?
Дети: Труд, старание.
Воспитатель: Верно, Много нужно трудиться, чтобы стать мастером, мастером своего дела! А что говорят люди о работе и труде:
Дети:
• Не будет скуки, когда заняты руки.
• Всякому молодцу мастерство к лицу.
• Птицу узнают в полете, а человека в работе!
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Упорство и труд все перетрут.
• Кто первый в труде, тому и слава везде.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Без труда не вынуть рыбку из пруда.
• Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Воспитатель: С мастерством люди не родятся, добрым мастерством гордятся!
Вот и пришёл конец нашей ярмарке чудес!
В заключении, предлагаем послушать стихотворение:
Ребёнок:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела -
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
Но приданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!

         



   
                     
                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир

Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....

Конспект НОД "Ярмарка мастеров" окружающий мир

Приобщение детей к истокам народного творчества Карелии....

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....

конспект развлечения "Ярмарка движений"

Развлечение по ОО "Физическое развитие". предлагаю народные игры, в которые дети играют с удовольствием....

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"

Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...

Конспект «Математическая ярмарка»

Конспект  организованной образовательной деятельности в подготовительной группе  «Математическая ярмарка»...

Конспект Овощная ярмарка

Занятие по лепке для детей среднего возраста...