Конспект НОД "Знакомство детей со свойствами стекла" ((с элементами ТРИЗ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Формировать знания детей о свойстве стекла, истории создания стекла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_znakomstvo_so_svoystvami_stekla.docx70.44 КБ
Файл 1.pptx2.99 МБ
Файл 2.pptx2.87 МБ
Файл 3.pptx2.66 МБ
Файл 4.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Знакомство детей со свойствами стекла»

( с использованием элементов ТРИЗ)

Составила: воспитатель

 МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое  развитие.

Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.

Задачи

Образовательные:

- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.

- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,

- Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

Развивающие:

- Развивать внимание, любознательность,  умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

 -Воспитывать умение выслушивать товарища.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения.

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.

Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное,  водонепроницаемое.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.  

Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.

Материал и оборудование:

Изделия из стекла: вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,

 флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?

Дети: Мы видим много разных предметов.

Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здоровается и передаёт красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит почтальона за письмо, открывает конверт и показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: (звучит спокойная музыка)

  • Холод терпит, а палку нет.
  • Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
  • Его не видишь, а потрогать можно.
  • На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

  • Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

Дети: Это стекло.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в Музей стекла.

Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.  

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.

Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.

Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?

Дети: Да. Нравятся.

Воспитатель:  Мне тоже   понравилось в музее, понравились все предметы -  они красивые, все блестят, разного цвета.

Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.

Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?

Дети: Все предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

Дети: Стеклянные.

Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала  - стекла, они стеклянные.

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете,  как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду), добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри.  На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и  ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и  развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.

(воспитатель читает стихотворение)

«Какого только в мире нет стекла!

Стекольная промышленность – нам в помощь!

И разными бывают мастера,

И с ними не страшна любая полночь!

Ведь украшаем часто дом стеклом,

И даже обереги покупаем!

Разглядываем внешний мир в окно,

Его без стёкол мы не представляем»

Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.

(звучит спокойная музыка.)

 Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы  будете определять свойства стекла. Посмотрите как  много предметов у вас на столах. Как вы думаете,  из какого материала они сделаны?

Дети:  Из стекла.

Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: Нет, не получилось.

 Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?

Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.

Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.

Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан  пуговицу. Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане мы видим пуговицу.

Воспитатель: Какого цвета пуговица? (ответы детей)

Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Прозрачное.

 Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?

Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

Воспитатель: Дети, проведите  по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?

Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое), с бугорками, ребристое.

Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.

Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

 Дети: Стекло холодное.

Воспитатель: Возьмите  предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло скользкое.

Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?

Дети: Тяжёлый.

 Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.

Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?

Дети: Игрушка разобьётся.

Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?

Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая,  ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться. Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются.  Что можно сказать о стекле, какое оно?

Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.

Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки? Нам сейчас расскажет Женя Сергеев:

«Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться  может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бочок.

Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»

Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.

Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?

Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.

Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?

Дети: Мы слышали звон,  мелодичный звук.

Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.

Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)

Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети:

  • Прозрачное
  • Цветное
  • Твёрдое
  • Холодное
  • Гладкое
  • С бугорками
  • Скользкое
  • Хрупкое
  • Тяжёлое
  • Водонепроницаемое

Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо» 

(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)

Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.

Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они  могут разбиться,  когда будешь убирать осколки - можно пораниться.

Воспитатель: ребята,  а сейчас давайте расскажем стихи о стекле.

1 ребёнок: Давно уже не каменный век,

Всё лучшее изобретает человек.

Дома он строит, города возводит,

Но без стекла никто не обойдётся:

Посуда нужна нам всем и всегда,

И окна нам нужны, конечно насовсем.

2 ребёнок: Если не было б стекла,

Очень скучно жизнь текла:

Без очков мы стали б слепы,

Дом без стёкол – стал бы склепом…

Печально б очень время шло.

3ребёнок: а какая б жизнь у нас была?

Сегодня и представить сложно.

Такое чувство – без стекла

И жизнь была  бы невозможна.

В дверь раздаётся стук. Входит кукла с корзиной в руке, здоровается с детьми и предлагает поиграть с ней в игру: «Назови, из чего сделан предмет?»

 (Дети становятся в круг, кукла сидит на стульчике в середине круга.)

 Дети подходят по очереди, достают предмет из корзины, называют предмет и материал, из которого  сделан этот предмет. Например:

Стульчик – из дерева – деревянный

Шарик – из пластмассы – пластмассовый

Ложка – из металла – металлическая

Мяч – из резины – резиновый

Ваза -  из глины – керамическая

Лампочка – из стекла – стеклянная и т. д.

(Кукла хвалит детей за игру, прощается с ними и уходит гулять)

Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о стекле, говорили, что оно хрупкое. Но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями. И если в автобусе, автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди не поранятся осколками. Из стекла даже научились ткать искусственное волокно для не горючих тканей, оно так и называется – стекловолокно.

Воспитатель:

«Трудно мир представить без стекла!

Отрасль стекольная очень важна»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:

  • У работающего в руках дело огнём горит.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.
  • Не хвались началом, по хвались концом.
  • Дело мастера боится.
  • Легко сломать, а трудно сделать.
  • Не печь кормит, а руки.
  • Не работы бойся, пусть она тебя боится.
  • Делу -  время, потехе час.
  • Маленькое дело, лучше большого безделья.

Рефлексия

«Дерево творчества»

Воспитатель говорит детям, что занятие окончено и предлагает детям прикрепить на дерево листья, плоды или цветы.

Плоды – занятие прошло полезно, интересно.

Цветок – довольно не плохо.

Листья – понравилось на занятии не всё.

Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.

Вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, друзьям о том, что вы сегодня увидели в музее, о свойствах стекла. А сейчас  можете её раз рассмотреть изделия из стекла, потрогать их.

   

 

               

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

история создания стекла Подготовила: ивоспитатель МКДОУ « Шварцевский д /с» Нечипорович Валентина Евгеньевна

Слайд 2

В ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК ДОБАВЛЯЛИ:

Слайд 3

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК ЗОЛУ СОДУ

Слайд 4

КРАСКИ ДЛЯ ПРИДАНИЯ СТЕКЛУ ЦВЕТА

Слайд 5

И ДОЛГО ВАРИЛИ НА ОГНЕ,ПОКА НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ МЯГКОЕ. БЛЕСТЯЩЕЕ ТЕСТО.

Слайд 6

Мастер - стекольщик брал в рот глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, А другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь. Раздувая стекло мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались:

Слайд 7

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Слайд 8

ИЗЯЩНЫЕ ВАЗЫ ДЛЯ ФРУКТОВ И ЦВЕТОВ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ

Слайд 9

МАСТЕРА, КОТОРЫЙ ВЫДУВАЕТ СТЕКЛО, НАЗЫВАЮТ СТЕКЛОДУВОМ

Слайд 10

ОДНАЖДЫ МАСТЕРУ - СТЕКЛОДУВУ ПРИШЛА МЫСЛЬ: ВЫДУТЬ БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯННЫЙ ПУЗЫРЬ И ОТСТРИЧЬ У НЕГО КОНЦЫ С ДВУХ СТОРОН

Слайд 11

ПОЛУЧИЛАСЬ РОВНАЯ ТРУБКА. ОН РАЗРЕЗАЛ МЯГКУЮ И ЕЩЁ ТЁПЛУЮ СТЕКЛЯННУЮ ТРУБКУ ВДОЛЬ И РАЗВЕРНУЛ ЕЁ НА СТОЛЕ

Слайд 12

ПОЛУЧИЛСЯ СТЕКЛЯННЫЙ ЛИСТ.ПЕРВОЕ СТЕКЛО БЫЛО МУТНОЕ, НЕРОВНОЕ, ОДИН КРАЙ ТОЛШЕ, ДРУГОЙ ТОНЬШЕ

Слайд 13

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕКЛА АВТОМАТЕЗИРОВАН, ЗАВОД ,НА КОТОРОМ ПРОИЗВОДЯТ СТЕКЛО НАЗЫВАЕТСЯ СТЕКОЛЬНЫМ

Слайд 14

Трудно мир представить без стекла! Отрасль стекольная важна. Так чудесно на планете всей, Уникально, делающих то, Наша жизнь невзрачна без чего: Рюмки, вазы, люстры и графины Удобные стёкла в машинах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗДЕЛИЯ ИЗ СТЕКЛА , ПРИМЕНЯЕМЫЕ В БЫТУ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

СТЕКЛО ШИРОКО ПРИМЕНЯЕТСЯ В МЕДИЦИНЕ

Слайд 5

ЧТОБЫ ДОСТАВИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ, СТЕКЛО ИСПОЛЬЗУЮТ В ПАРФЮМЕРИИ

Слайд 6

« Какого только в мире нет стекла! Стекольная промышленность – нам в помощь! И разными бывают мастера, И с ними не страшна любая полночь! Ведь украшаем часто дом стеклом, И даже обереги покупаем! Разглядываем внешний мир в окно, Его без стёкол мы не представляем. »

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...

Конспект ОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла»

Конспект ОД в старшей группе на тему:«Знакомство детей со свойствами стекла»...

Конспект в старшей группе «Знакомство детей со свойствами стекла»

- Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветно...

Конспект открытого занятия «Знакомство детей со свойствами стекла"

Конспект открытого занятия в старшей группе....