Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру

Балачий Светлана Александровна

Рабочие программы по общеобразовательным предметам разработаны на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25» с учётом Примерных программ начального общего образования по предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._okruzhayushchiy_mir.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №__1__

от 30.08.2019г.

Руководитель МО

______Соловьева А.А.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №_1_

от 30.08.2019г.

Руководитель МС ______Дубровина Е.В.

Утверждено

Директор МБОУ«СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ № 494 от 30.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

окружающий мир,

1 класс

на 2019 -2020 учебный год

г. Нижневартовск, 2018

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25»  с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы А.А.Плешакова. Окружающий мир (М.: Просвещение, 2015). Предмет интегрируется с региональным компонентом «Мы-дети природы» в количестве 4 часов.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Задачи на 2019 – 2020  учебный год:

  1. Достичь 100% успеваемости обучающихся по предмету.
  2. Достичь 15% охвата детей в мероприятиях по предмету, направленных на выявление одаренности.
  3. Достичь 15% обучающихся, вовлеченных в участие олимпиад по предмету.

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира  в 1 классе отводится  66 часов в год, проектов  4, проверим себя и оценим свои достижения—4, тест 1.

Рабочая программа ориентирована на УМК:

  1. Окружающий мир.1 класс. ч.1,2. Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2014, 2017.
  2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» + игровой материал. 1 класс. / О.В Казакова и др.
  3. Поурочные разработки.  Уроки просвещения. Технологические карты уроков. 1 класс.
  4.  Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».

Срок реализации рабочей программы  1 год.


2.Планируемые результаты изучения учебного предмета  

        Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные  результаты:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

    Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

     Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Предметные  результаты:

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
  • различать флаг и герб России;
  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  • проводить  наблюдения  в  окружающем  мире  с  помощью взрослого;
  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  • различать овощи и фрукты;
  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  • сравнивать реку и море;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;
  • различать животных холодных и жарких районов;
  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  • соотносить времена года и месяцы;
  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  • раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе;

  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  • подбирать одежду для разных случаев;
  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  • правильно переходить улицу;
  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  • различать виды транспорта;
  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

3. Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

     Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

        Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.

        Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

        Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различия по общему виду, хвоинкам, шишкам.

        Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя).

        Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

        Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

        Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

        Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода.

        Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество?

        Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.

        Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

        Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни. Правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой.

        Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (шоколад, изюм, мед и другие)?

        Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?

Где и когда? (11ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

        Холодные и жаркие районы Земли.

        Перелетные птицы. Где они зимуют, и как ученые узнали об этом?

        Представление о далекие прошлые Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров?

        Одежда людей в прошлом и теперь.

        История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасности обращения с велосипедом.

          Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?

Почему и зачем? (22ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?

        Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

        Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

        Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

        Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др.). Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

        Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

        Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

        Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

        Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

        Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

        Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

        Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

        Экология – наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 

  Формы контроля

Текущий контроль:

- устный

- фронтальный – индивидуальный – групповой контроль

- самоконтроль – взаимоконтроль

 – самостоятельные работы

- практические работы

Текущий контроль по окружающему миру можно осуществлять в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в основном в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Итоговый контроль:

- тесты, - тематические учеты, - олимпиады

Тематическое планирование

№ раздела

 п\п

Название темы раздела

Количество часов

Введение

1

Что и кто?

20

Как, откуда и куда?

12

Где и когда?

11

Почему и зачем?

22

Итого:

66

4.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру  

(66 часов,  2 ч. в неделю)

п/п

Номер раздела и темы урока

Дата

1 - в

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Причина корректировки

план

факт

Раздел I.Введение(1 час)

1.1

Задавайте вопросы

1

Раздел II. Что и кто? (20 часов)

2.1

Что такое Родина?

1

2.2

Что мы знаем о народах России?

1

2.3

Что мы знаем о Москве?

1

2.4

Проект «Моя малая Родина». Р.К. Ханты-Мансийск столица края – город на семи холмах.

1

2.5

Что у нас над головой?

1

2.6

Что у нас под ногами?

1

2.7

Что общего у разных растений?

1

2.8

Что растёт на подоконнике?

1

2.9

Что растёт на клумбе?

1

2.10

Что это за листья? Р.К. Сезонные изменения в жизни растений

1

2.11

Что такое хвоинки?

1

2.12

Кто такие насекомые?

1

2.13

Кто такие рыбы?

1

2.14

Кто такие птицы? Р.К. Разнообразие птиц Югры

1

2.15

Кто такие звери? Р.К. Разнообразный мир животных Югры.

1

2.16

Что окружает нас дома?

1

2.17

Что умеет компьютер?

1

2.18

Что вокруг нас может быть опасным?

1

2.19

На что похожа наша планета?

1

2.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация  проекта «Моя малая Родина».

1

Раздел III. Как, откуда и куда?   (12 часов)

3.1

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

1

3.2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

3.3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

3.4

Как путешествует письмо?

1

3.5

Куда текут реки?

1

3.6

Откуда берутся снег и лёд?

1

3.7

Как живут растения?

1

3.8

Как живут животные?

1

3.9

Как зимой помочь птицам?

1

3.10

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

3.11

Откуда в снежках грязь?

1

3.12

Проверим себя  и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья»

1

Раздел IV. Где и когда? (11 часов)

4.1

Когда учиться интересно?

1

4.2

Проект «Мой класс и моя  школа»

1

4.3

Когда придёт суббота?

1

4.4

Когда наступит лето?

1

4.5

Где живут белые медведи?

1

4.6

Где живут слоны?

1

4.7

Где зимуют птицы?

1

4.8

Когда появилась одежда?

1

4.9

Когда изобрели велосипед?

1

4.10

Когда мы станем взрослыми?

1

4.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

Раздел V. Почему и зачем? (22 часа)

5.1

Почему Солнце светит днём, а звёзды  ночью?

1

5.2

Почему Луна бывает разной?

1

5.3

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

5.4

Почему звенит звонок?

1

5.5

Почему радуга разноцветная?

1

5.6

Почему мы любим кошек и собак?

1

5.7

Проект «Мои домашние питомцы».

1

5.8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

5.9

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

5.10

Зачем мы спим ночью?

1

5.11

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

5.12

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

5.13

Зачем нам телефон и телевизор?

1

5.14

Зачем нужны автомобили?

1

5.15

Зачем нужны поезда?

1

5.16

Зачем строят корабли?

1

5.17

Зачем строят самолёты?

1

5.18

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

5.19

Почему на корабле и в самолёт нужно соблюдать правила безопасности ?

1

5.20

Зачем люди осваивают космос?

1

5.21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

5.22

Итоговый тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта  «Мои домашние питомцы»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...