«Путешествие на Северный полюс».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Любовь Ивановна Кондратюк

Конспект  ООД по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД по познавательному развитию

Педагог: Кондратюк Любовь Ивановна.        

Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: старшая.        

Тема: «Путешествие на Северный полюс».

Цель: Создание  условий для формирования элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Задачи: 

  • познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера;
  • расширить представления детей о нашей Родине, ее месте на планете земля;
  • познакомить с  понятиями: Северный полюс, Северное сияние;
  • продолжить работу по ориентировке детей на глобусе, карте России;
  • развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;              
  • воспитывать любовь к Родине;
  • активизировать словарь словами: Северный полюс, Северное сияние, белый медведь, тюлень, полярная станция, полярники.

Предварительная работа:

  •    Чтение книг о животных Севера Лапцуя Л., Ругина Р., Сусой Е., ненецких народных сказок: «Айога»,   «Кукушка», «Как ворон лису перехитрил», «Два оленя» и т.д.
  • Рассматривание, иллюстраций о флоре фауне и быте Крайнего Севера.
  • Рассматривание  физической  карты России, глобуса.
  • Создание макета чума; заучивание поговорок, пословиц, загадок.
  • Рисование рисунков на тему: «Дети Севера», «Тайга», «Северное сияние».

Оборудование: 

 глобус, физическая карта России, ноутбук,  видеопроектор, экран, презентации «Россия», «Арктика», силуэт глобуса, голубые карандаши, силуэты белого медведя и льдины, кусочки тонкого и толстого пенопласта, тазик с водой, желуди, жир, влажные салфетки, видеозапись отрывка мультфильма «Медвежонок Умка», аудиозапись «Взлет самолета».

Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг, взявшись за руки, по окончании улыбаются друг другу.

Дети стоят  полукругом

Дети слушают аудиозапись

Ответы детей:

нужно помочь

найти его младшего брата - белого медведя

Вызванный ребенок показывает Север на глобусе.

Дети отправляются с воспитателем к физиологической карте мира

Ответ: мы живем в Бийске  (показывают на карте наш город)

Ответы детей:

на Север

Ответы детей: на машине, на поезде, на самолете и т.п.)

Дети садятся за столы

Придумано кем-то просто и мудро

           При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – и солнцу, и птицам,

Доброе утро! – улыбчивым лицам

               И каждый становиться добрым, улыбчивым.

          Пусть доброе утро продлится до вечера.

- А утро у нас действительно доброе, улыбнитесь друг другу.  

- Посмотрите, ребята наш медвежонок совсем загрустил (Беру медвежонка на руки). Ему нужна наша помощь, давайте послушаем, что он нам скажет.

(Бурый медведь просит помочь ему найти его младшего  брата – белого медведя).

- И что же будем делать, ребята?

- Как мы сможем ему помочь?

- А где у нас Северный полюс? Давайте найдем его на глобусе.

- Посмотрите, северный полюс  окрашен в голубой  цвет, а теперь на карте мы определим наш путь.

- В каком городе мы с вами живем? - Покажите, где находится наш город?

- А в какую сторону мы с вами отправимся?

- Вот мы с вами и определили наш маршрут.

- На чем мы с вами можем туда добраться?

 - И все-таки, быстрее всего мы доберемся на самолете. Сядьте в своих «креслах» по удобнее, пристегните ремни, взлетаем.

Речевка

 Аудиозапись с просьбой  медведя.

Беседа

Работа с глобусом

Работа с физической картой

Беседа

Аудиозапись «Взлет самолета»

Основная часть ООД

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответ детей: тайга.

Дети сравнивают куски пенопласта и отвечают: лед на нашей реке тоньше, чем на Севере.

Делают выводы: на Севере очень толстый лед.

Дети отвечают: нельзя, в таком холоде не живут и т.д.

Ответы детей: Северное сияние.

Дети встают, выполняют движения согласно текста.

Ответы детей: они спрятались, они ещё спят, они белые как снег и их не видно, и т.д.

Ответы детей: их не видно, потому что они такого же цвета, как и лед.

Ответы детей: снег, животных, птиц, рыб и т.д.

Дети выполняют опыт и делают вывод: тюлень легко попадает в лапы медведю, потому что льдина скользкая.

Ответы детей:  рыбой, ее много в море.

Дети выполняют задания.

Ответы детей: шерсть медведя покрыта жиром, и когда он выбирается из воды и отряхивается, вся вода с него слетает и шерсть остается сухой, ему тепло.

Ответы детей: водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди.

 Посмотрите, ребята, в иллюминатор.

Наша Родина очень большая и богатая.

Под нами мы видим бескрайние поля, где выращивают хлеб.

Богата наша Родина и лесом. Куда ни посмотри-везде шумит лес, даже на самолёте его не скоро облетишь.

- Как называется такой лес?

  - Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдами, толщина которого, равна высоте трёхэтажного дома.

- А вот под нами океан. Он безбрежный и почти весь покрыт льдами. Вот мы с вами и прилетели.

Давайте сравним его со льдом, который бывает на наших реках. Возьмите пенопласт №1 и №2. Представим, что №1 – это лед на нашей Бии, а №2 – лед на Северном полюсе.

Что вы можете сказать, сравнив его? Где толще лед? А тоньше?

- Здесь очень холодно в течение всего года. Если у нас в Бийске температура воздуха зимой где – то 20 – 25  градусов ниже нуля, то здесь -  минус 50 – 60 градусов.

        

- Как вы думаете, могут ли люди постоянно жить в таком холоде? Почему?

 

- Оказывается, на Северном полюсе все-таки живут, люди – это ученые – полярники. Они здесь работают, но живут они здесь только временно на полярных станциях, сменяя друг друга. Одни круглые сутки следят за погодой  и сообщают нам по радио, телевидение, потому что холод из Арктики разносит ветер по всей стране, другие  - изучают животный мир Севера, третьи – наблюдают за льдом, его движением.

- Ребята, посмотрите, какое красивое стало,  небо, оно полыхает разным цветом: и красным, и розовым, и сине – зеленым. Танцующие в темном небе языки пламени – завораживающее и чарующее зрелище, оно называется Северное сияние.

-  Как оно называется?  

- Северное сияние – это особое свечение воздуха и самое интересное, что день и ночь здесь не чередуется, как это бывает у нас, солнце здесь не показывается на небе по три месяца – декабрь, январь, февраль. Это полярная ночь. Полярный день так же длиться 3 месяца. Но хотя солнышко светит день  и ночь, оно не может растопить такой толстый лед.

                          - Быстро встаньте, улыбнитесь,

                             Ну – ка плечи распрямите,

                             Поднимите, опустите.

          Влево, вправо повернитесь,

     Рук коленями коснитесь.

     Встали прямо, постояли

 И на место тихо сели.

- Знаете, ребята, по-гречески «артос» - страна белых медведей. - А мы их почему – то еще не видели, как вы думаете, почему?

Давайте мы это проверим: на льдину из бумаги поместите силуэт белого медведя. Что получилось?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Ребята, вокруг нет ни кустика, ни травинки, чем же питается белый медведь?

Если понаблюдать за белым медведем, то мы увидим следующее: он плавает в море.

Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень скатился прямо в лапы медведя.

- Сейчас с вами мы это проверим: возьмите тонкий пенопласт, опустите его в тазик с водой,

на середину поместите желудь – это тюлень,  нажмите на край «льдины».

- Что произошло?

- А чем, как вы думаете, питаются тюлени и другие животные, живущие на Севере?

 

- Вот медведю надоело плавать, он подплыл к льдине, вылез на нее и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги.

- А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылез из воды в такой сильный мороз?

Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем с вами такой опыт:

 опустите руку в воду, и тут же выньте ее посмотрите на нее внимательно: она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды, и если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки салфеткой и смажьте ее жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками, встряхните рукой, капельки слетели, на руке нет воды, значит, на морозе нечему превращаться в лед. А теперь попробуйте объяснить, почему белый медведь не покрывается льдом?

А кто еще из животных использует эту хитрость?

Презентация «Россия»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Отрывок

мультфильма «Умка».

Презентация «Артика»

Слайд 1

Опыт №1

Вывод

Слайд 2, 3

Слайд 4

Физкультминутка

Опыт №2        

Вывод

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Опыт №3

Слайд 8

Слайд 9

Опыт №4

Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети находят на силуэте глобуса Северный полюс и закрашивают его.

Дети встают вокруг воспитателя.

Ответы детей: да, да очень рады.

Ответы детей: бурый мишка живет в лесу, зимой спит в берлоге, питается ягодами, корнями и мясом – он всеядный, а белый мишка в спячку не впадает, он хищный, питается только мясом и рыбой.

- Мы с вами узнали секрет и тайны Северного полюса. Найдите на силуэте глобуса Северный полюс и закрасьте его голубым цветом.

 

Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, вот мы и помогли бурому мишке найти своего брата. Вы рады?

- А сейчас подумайте, и скажите, чем отличаются условия проживания бурого и белого медведя?

 Заканчивая наше путешествие, я хочу прочитать вам стихотворение Л. Васильевой:

Ветер, снег и лед –

Не мечтай о тепле,

Кто же там живет

На холодной земле?

Морж, писец и тюлень

Любят ветреный край

Белый мишка, олень –

Для них Север – как рай.

 В следующий раз мы отправимся с вами в путешествие в тундру.

Работа с силуэтом глобуса

(Пока дети рисуют, возле бурого медведя появляется белый медведь)

Вопрос

Чтение стихотворения.

Мотивация на следующую ООД

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

Путешествие на Северный полюс.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы. На занятии знакомим детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формируем у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодейс...

"Путешествие на Северный полюс"

дать представление об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни.«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»....

НОД : "Путешествие на Северный полюс"

Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать...