«Знакомимся с песком и глиной»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Медянцева Ольга Алексеевна

                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Знакомимся с песком и глиной»19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Знакомимся с песком и глиной»

Цель: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Беседа и рисование:

Рассматривание базовых рисунков к программе: обычный дом и дом-природу, обратив внимание детей на их нижние части (фундамент дома и камни, земля в природе). На фундаменте стоит дом человека, а на камнях, песке, глине («земле») — дом-природа. Одна стена обычного дома построена из камней, а в доме-природе есть скалы (горы). После беседы дошкольники попарно раскрашивают называемые объекты на контурных рисунках с изображением обычного дома и дома-природы. Обсудите с ними вопросы: где еще можно встретить песок, глину и предметы, которые из них сделаны?

Игра:

Материалы и оборудование: песок, глина в баночках, камни, комнатное растение, ракушка, сухие осенние листья.

Задание детям: разделить все предметы на две группы.

Что из этого относится к живой, а что — к неживой природе?

Почему песок, глина, камни — это неживая природа?

В экологической комнате:

Материалы и оборудование: письмо Боровичка, стаканчики (любые другие емкости), совочки для сбора песка и глины, лупы.

Спросить ребят, есть ли в экологической комнате  песок и глина. Выслушать ответы, но не комментировать их, а предложить детям самостоятельно проверить правильность своих высказываний во время экскурсии. Можно использовать для этих целей сказочного героя — хозяина волшебной экологической тропинки, например, Боровичка, .....который обратится к детям с просьбой:

Дорогие ребята!

Я вчера получил письмо от своего друга, который стережет растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок да глина. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю: вдруг эти самые песок и глина и на моей тропинке есть? Только я об этом не знаю. Помогите мне это выяснить. Буду очень вам за это благодарен. Ваш старичок-Боровичок.

Раздать детям стаканчики и совочки и попросить помочь Боровичку выяснить, есть ли на его тропинке песок и глина, набрать их в стаканчики и провести опыты в лаборатории. Обсудить, как можно определить этот материал. Пусть ребята посмотрят на песок и глину через лупы и запомнят всё, что увидели.

Во время путешествия предложить детям также отыскать на земле палочки или сухие веточки, похожие на деревья. (На занятиях эти палочки заменят

 

деревья.) Собранный материал приготовьте для экспериментирования.

Экспериментирование

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений ).

Оборудование и материалы: образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких ёмкостях (для удобства работы можно пометить образцы, наклеив, например, на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной — коричневые; кружочки можно также просто положить в емкости, другой вариант — разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный). Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам.

Примечание. Экспериментирование можно проводить в помещении группы, в лаборатории, а в хорошую погоду— на улице.

1.  Возьмем  стаканчик с песком  и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок — рыхлый, в отличие от глины.

2.  С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую?

Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие — что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Затем изучим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.  Дети рассматривают глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

 

. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Создайте в банке сильный поток воздуха — игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же и в комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненными песком и глиной. В заключение делаем вывод: сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины — нет.

Возьмем папочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», поэтому погрузить ее в такой грунт проще. Воткнуть палочку в песок легче, потому что он рыхлый.

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно

одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Это делают, во-первых, для того, чтобы саженцы получали воду и, во-вторых, во влажную почву легче проникают корешки. Следовательно, во влажную землю (глину) сажать растения легче.

Возьмем в одну руку емкость с сухим, в другую — с мокрым песком. Что тяжелее? Почему? Среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных — более тяжелая вода. Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.

Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки

Песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомнить ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого? Вывод: глина лепится хорошо, а песок — нет.

4.  Приготовим бутылку с песком, и емкость с «грязной» (например, с примесью глины) водой. Нальём часть воды в бутылку и подождём, пока она не просочится через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? (стала прозрачнее). Песок — это природный фильтр, он очищает воду.

Выполнив просьбу Боровичка, дошкольники снова идут на тропинку, где их встречает сказочный персонаж. Дети рассказывают, где они нашли песок и глину на экологической тропинке, показывают эти места Боровичку и отмечают их на картосхеме, объясняют, как можно отличить глину от песка. Благодарный Боровичок дарит ребятам красивый кувшин, свистульку и другие глиняные изделия.

Игра

Цель:  Закрепить у детей представления о свойствах песка и глины, полученные ими в процессе экспериментирования.

1. Дети превращаются в песчинки. Как они будут себя вести при этом? (Каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другому.) Подул ветер: что происходит с песчинками? (Участники игры разбегаются.)

2. Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять? (группами, взявшись за руки). Налетел ветер, — что происходит с кусочками глины? Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. (Дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают.)

3. Усложнение игры: дети делятся на две команды. Одна из них — это песчинки, вторая — комочки глины. Воспитатель при помощи фена или вентилятора имитирует ветер, при этом команды ведут себя по-разному.

Прочитать и обсудить с детьми стихотворение. При обсуждении вместе с детьми вспомнить результаты экспериментирования.

Г. Люшнин «Песчаный дом»

Поутру из черной тучи

Падал дождик целый час.

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело

И построил дом с окном.

В полдень солнышко пригрело —

И рассыпался мой дом.

 

Вопросы для обсуждения.

 Почему герой стихотворения решил строить дом из песка сразу после дождика? Каким стал песок после дождя? Почему песочный дом рассыпался сразу после того, как пригрело солнышко? Что с ним произошло? (Обсуждая этот вопрос, вспомнить и тему «Ходит капелька по кругу» блока «Волшебница вода»; ведь и здесь капелька путешествовала: сначала упала на землю, попала в песок, намочила его; из мокрого песка мальчик слепил дом, а когда солнышко пригрело, капелька вернулась к маме-тучке, песок стал сухим. Без капелек песчаный домик рассыпался.)

Л. Квитко «На песке»

Весь песок ногой сгребу.

Весь руками соберу.

Я построю светлый дом,

Садик розовый с кустом.

Парк тенистый вырос вдруг.

Сторожа стоят вокруг.

Есть песок сырой у нас, —

Что нам вылепить сейчас?

 Хочешь, лес? Вот темный лес,

Мальчик на сосну залез.

Карлик тащит свой мешок.

Ветку поднял, поволок...

Вот лошадка, вот коза,

Кошка в люльку заползла.

 Вот на крышу сел арбуз,

Снес яйцо... Нет. я смеюсь:

Просто так я пошутил —

Из песка я все слепил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства песка и глины

 Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного видаКировского района Санкт-Петербурга Творческая группа«Маленький исследователь»  Конспект занятияпо детскому ...

Опыты с песком и глиной (5- 6 лет)

Задачи:-познакомить с пеком и глиной и их свойствами;-показать чем они похожи и чем отличаются;-активизировать и обогатить словарь детей словами: сыпучий,рыхлый,частички,фильтр,впитываться,распадаться...

Опыты с песком и глиной.

Удовлетворить интерес детей к окружающему миру можно в ходе поисково-исследовательской деятельности с детьми. В ходе проведения элементарных опытов с песком и глиной дети наглядно смогут узнать некото...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....