Конспект НОД по познавательному развитию по теме "Ознакомление со свойствами воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по освоению детьми образовательной области "Познанавательное развитие" : ознакомление с миром природы с детьми группы общеразвивающей направленности от 6-ти ти до 8-ми лет по теме "Ознакомление со свойствами воздуха".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МА ДОУ №16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный
План - конспект непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познанавательное развитие» - «Ознакомление с миром природы»
с детьми группы общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет по теме «Ознакомление со свойствами воздуха».
Тюгаева Марина Викторовна, воспитатель
2015
Программные задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Воздух»;
2. Дать детям знания о том, что воздух условие жизни всех живых существ на земле;
3. Опыты с воздухом:
а. Опыт с банкой и стаканом;
б. Опыт с зеркалами и листком бумаги;
в. Опыт на определение силы движения воздуха (Опыт с корабликом);
г. Опыт с мыльными пузырями;
д. Опыт «Воздух имеет запах или нет»;
4. Д.Игра «Да - нет»;
5. Развивать речь, внимание, мышление.
6. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Материал:
1. Банка с водой и стакан;
2. Зеркала и листы бумаги на каждого ребенка;
3. Тарелка с водой и бумажный кораблик;
4. Три стеклянные банки с разными наполнителями (лимон, чеснок, духи);
5. Воздушные шары на каждого ребенка;
6. Мыльные пузыри на каждого ребенка;
7. Мяч.
Ход занятия:
Играет музыка, дети проходят и садятся на стулья. Раздается всхлипывание.
Воспитатель: Ребята, что там такое, кто-то плачет.
Заходит плачущий Незнайка.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я даже не знаю, как сказать. Вчера в Солнечном городе
у нас были занятия, и нам задали домашнее задание, отгадать вот эту загадку. А я совсем
не знаю о чем она. Поэтому я расстроился и не знаю, что мне делать?
Воспитатель: Незнайка, ты не расстраивайся, мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Прочитай нам свою загадку, мы ее попытаемся отгадать.
(Незнайка достает конверт и читает стихотворение-загадку)
«Прозрачный - невидимка»
Он прозрачный - невидимка
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой,
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной
Летом он бывает теплым,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Он ведь нам необходим.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в твоей загадке, Незнайка, говорится о воздухе, без которого невозможна жизнь на Земле.
Незнайка, а как ты думаешь, почему без воздуха невозможна жизнь?
(Незнайка пожимает плечами и садится на стул)
Воспитатель: А вы ребята, как думаете?
Дети: Воздухом мы дышим.
Воспитатель: А давайте это проверим. Сначала вдохнем глубоко, затем выдохнем. Что мы с вами вдыхаем и выдыхаем?
(Ответы детей - воздух)
Воспитатель: А теперь давайте вдохнем и попробуем не дышать. Вот, видите совсем недолго, человек может обходиться без воздуха.
Так что же такое - воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воздух - это смесь различных газов, в состав которых входят кислород, азот, углекислый газ.
- Воздух трудно обнаружить, хотя мы знаем, что он везде, вокруг нас.
Сегодня, я предлагаю вам, ребята, и тебе Незнайка попытаться увидеть, почувствовать и услышать воздух. Для этого нам нужно создать такие условия, в которых воздух будет сам выдавать нам свои секреты.
Для начала, я предлагаю вам убедиться, что воздух действительно есть.
Ребята, Незнайка подойдите все к столу.
ОПЫТ № 1
Воспитатель: У меня на столе стоит банка с подкрашенной водой и пустой стакан, обратите внимание, если перевернуть стакан вверх дном и опускать его медленно в банку с водой (держать нужно очень ровно), что получается? Попадает ли в стакан вода?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, что мешает воде?
(Ответы детей - воздух)
Воспитатель: Правильно, стакан наполнен воздухом, который не пускает туда воду. А теперь я опущу стакан в воду, но буду держать его не ровно, а чуть наклоняя. Что мы с вами видим?
Дети: Мы видим пузырьки выходящего из стакана воздуха.
Воспитатель: Правильно, мы видим, как воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Вот мы с вами и убедились, что воздух действительно есть и его можно увидеть.
ОПЫТ № 2
Воспитатель: А еще, ребята в загадке Незнайки говорится, что воздух прозрачный, невидимка. Почему его так называют?
Дети: Воздух мы не видим.
Воспитатель: Чтобы это проверить я предлагаю вам взять зеркало и посмотреться в него. Вы себя видите?
(Ответы детей - да)
Воспитатель: А ведь между вами и зеркалом находится слой воздуха. А если между зеркалом и вашим лицом поместить какую-либо преграду, например лист бумаги,
(дети закрывают зеркало листком бумаги), наше изображение исчезнет. А если убрать лист, то снова появится. Так чем же отличается воздух от бумаги?
(Ответы детей - воздух прозрачный, через него все видно, а через бумагу нет)
Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, пропускающий свет, дающий возможность видеть. Воздух даже толщиной несколько километров не мешает нам видеть окружающих.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель: Ребята, я что-то слышу. Что это может быть, это раздается из рюкзачка Незнайки.
Незнайка: Да я вот тут шел к вам, и нашел вот эту тряпочку. (Вытаскивает воздушный шарик) Положил в рюкзак на всякий случай, может, пригодится?
Воспитатель: Ребята, это же воздушный шарик! С ним можно поиграть, но что для этого нужно сделать?
(Ответы детей - надуть шарик)
Незнайка: А чем же мне надуть шарик?
Дети: Воздухом.
Незнайка: А как нужно надуть, сильно, да?
Дети: Нет, несильно, а то шарик может лопнуть. (Незнайка надувает шарик)
Воспитатель: Вот наш шарик стал веселым и забавным. Он сейчас позовет своих друзей
И мы с ними потанцуем.
(Вынос шаров по количеству детей)
ФИЗ. МИНУТКА - ТАНЕЦ С ШАРАМИ.
Воспитатель: Вот мы с вами и потанцевали, положите все шары и подойдите к следующему столу.
ОПЫТ № 3
Воспитатель: А еще, ребята, воздух обладает особенностью передвигать предметы. Движение воздуха в природе называют ветром. Слабый еле заметный ветерок перебирает листья на деревьях, чуть морщит поверхность луж. Усилится ветер и уже не только листья, но и ветки деревьев шевелятся. Такой ветер называют умеренным. А сильный ветер выворачивает с корнем большие деревья, срывает крыши домов.
И мы с вами, использую силу выдыхаемого нами воздуха, можем привести в движение этот маленький кораблик.
Арина, подуй тихонечко на кораблик. Он двигается. А если на него подуть сильнее? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно кораблик поплывет быстрее. Воздух, ударяясь о парус, толкает кораблик, гонит его по тарелке силой выдыхаемого нами воздуха.
ОПЫТ № 4
Воспитатель: Незнайка, а ты любишь пускать мыльные пузыри? Наши ребята очень любят. Они такие разные, разноцветные и умеют летать. Ребята, а как вы думаете, почему мыльные пузыри летают, что находится у них внутри?
(Ответы детей - внутри мыльных пузырей находится воздух)
Воспитатель: А давайте это проверим. Подойдите все к столу и возьмите по баночке с мыльным раствором, обмакните в нем колпачки и подуйте.
(Дети пускают мыльные пузыри)
Воспитатель: Вот и полетели наши мыльные пузыри, а чем мы их наполнили? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, ребята, воздух очень легкий, если он может удерживать и поднимать мыльные шары.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Воздух запаха не имеет, но он имеет особенность присваивать чужие запахи. И это я вам сейчас докажу.
Подойдите все к столу. На нем стоят 3 закрытые баночки с различными веществами, имеющими запах.
Давайте откроем первую баночку и понюхаем в ней воздух, чем он пахнет? (лимон)
Во второй баночке - воздух пахнет? (чесноком)
В третьей? (духами)
Так, что же получается, воздух в этих сосудах приобрел запах тех веществ, которые в нем хранились.
А чем еще может пахнуть воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воздух может пахнуть мамиными духами; свежестью, если над лесом прокатилась гроза; сосновой смолой, если солнце нагрело стволы могучих деревьев; дымом, если поблизости горит костер; пирожками, если на кухне хлопочет бабушка.
А собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами провели много опытов и узнали, что воздух действительно есть и он обладает многими ценными качествами. А какими, вы мне сейчас расскажите в игре, которая называется «Да - нет». Я буду называть качество воздуха, и бросать мяч ребенку, который должен ответить мне на вопрос коротким словом ДА или НЕТ.
(Воздух - тяжелый, красный, легкий, сильный, видимый, прозрачный, с запахом, твердый, мягкий, сладкий...)
Воспитатель: Молодцы, ребята, молодец Незнайка, вы правильно назвали все свойства воздуха. Но самое главное свойство воздуха - это то, что мы им дышим. Воздух необходим для всего живого на нашей планете, без воздуха все живые существа просто погибнут.
А как вы думаете, что помогает нам дышать чистым воздухом?
(Ответы детей - растения)
Воспитатель: Правильно, это наши зеленые друзья, растения, которые поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, которым мы дышим.
А как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
(Ответы детей - оберегать окружающую нас природу, преумножать ее, сажать деревья...) Воспитатель: А в заключении мне хочется сказать:
Ты, человек, любя природу.
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна!
(В. Шефнер)
Незнайка: Ребята, с вами было очень интересно, спасибо, что помогли отгадать мне загадку. Я теперь буду часто заходить к вам в гости. До встречи!
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, мы узнали много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-137332-1443074654.jpg)
Конспект открытого просмотра педагогической деятельности "Знакомство со свойствами воздуха"
здесь можно ознакомиться как развить познавательную активность детей в процессе эксперементировании....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-468116-1407683306.jpg)
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе.
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе. Цель занятия: выявить представления детей об объектах природы, умение описывать свойства данного объекта и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/26/picture-509618-1669439119.jpg)
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Закрепление представления детей о роли воздуха через опыты.Закрепление представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...
Конспект по экспериментальной деятельности на тему: "Удивительные свойства воздуха" для подготовительной группы.
Занятиеочень интересное, поможет закрепить знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать наблюдательность, умение де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-629824-1430675458.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1000036-1587847972.jpg)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-1085887-1699975557.jpg)
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Свойства воздуха»
Цель НОД: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым....