Конспект НОД по познавательному развитию по теме "Ознакомление со свойствами воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тюгаева Марина Викторовна.

Конспект НОД по освоению детьми образовательной области "Познанавательное развитие" : ознакомление с миром природы с детьми группы общеразвивающей направленности от 6-ти  ти до 8-ми лет по теме "Ознакомление со свойствами воздуха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_so_svoystvami_vozduha.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

МА ДОУ №16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный

План - конспект непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познанавательное развитие» - «Ознакомление с миром природы»

с детьми группы общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет по теме «Ознакомление со свойствами воздуха».

Тюгаева Марина Викторовна, воспитатель

2015


Программные задачи:

1. Познакомить детей с понятием «Воздух»;

2. Дать детям знания о том, что воздух условие жизни всех живых существ на земле;

3. Опыты с воздухом:

а. Опыт с банкой и стаканом;

б. Опыт с зеркалами и листком бумаги;

в. Опыт на определение силы движения воздуха (Опыт с корабликом);

г. Опыт с мыльными пузырями;

д. Опыт «Воздух имеет запах или нет»;

4. Д.Игра «Да - нет»;

5. Развивать речь, внимание, мышление.

6. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Материал:

1. Банка с водой и стакан;

2. Зеркала и листы бумаги на каждого ребенка;

3. Тарелка с водой и бумажный кораблик;

4. Три стеклянные банки с разными наполнителями (лимон, чеснок, духи);

5. Воздушные шары на каждого ребенка;

6. Мыльные пузыри на каждого ребенка;

7. Мяч.


Ход занятия:

Играет музыка, дети проходят и садятся на стулья. Раздается всхлипывание.

Воспитатель: Ребята, что там такое, кто-то плачет.

Заходит плачущий Незнайка.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Незнайка, что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я даже не знаю, как сказать. Вчера в Солнечном городе

у нас были занятия, и нам задали домашнее задание, отгадать вот эту загадку. А я совсем

не знаю о чем она. Поэтому я расстроился и не знаю, что мне делать?

Воспитатель: Незнайка, ты не расстраивайся, мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Прочитай нам свою загадку, мы ее попытаемся отгадать.

(Незнайка достает конверт и читает стихотворение-загадку)

«Прозрачный - невидимка»

Он прозрачный - невидимка

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой,

Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной

Летом он бывает теплым,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

 Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем

Он ведь нам необходим.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в твоей загадке, Незнайка, говорится о воздухе, без которого невозможна жизнь на Земле.

Незнайка, а как ты думаешь, почему без воздуха невозможна жизнь?

(Незнайка пожимает плечами и садится на стул)

Воспитатель: А вы ребята, как думаете?

Дети: Воздухом мы дышим.

Воспитатель: А давайте это проверим. Сначала вдохнем глубоко, затем выдохнем. Что мы с вами вдыхаем и выдыхаем?

(Ответы детей - воздух)

Воспитатель: А теперь давайте вдохнем и попробуем не дышать. Вот, видите совсем недолго, человек может обходиться без воздуха.

Так что же такое - воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Воздух - это смесь различных газов, в состав которых входят кислород, азот, углекислый газ.

- Воздух трудно обнаружить, хотя мы знаем, что он везде, вокруг нас.

Сегодня, я предлагаю вам, ребята, и тебе Незнайка попытаться увидеть, почувствовать и услышать воздух. Для этого нам нужно создать такие условия, в которых воздух будет сам выдавать нам свои секреты.

Для начала, я предлагаю вам убедиться, что воздух действительно есть.

Ребята, Незнайка подойдите все к столу.

ОПЫТ № 1

Воспитатель: У меня на столе стоит банка с подкрашенной водой и пустой стакан, обратите внимание, если перевернуть стакан вверх дном и опускать его медленно в банку с водой (держать нужно очень ровно), что получается? Попадает ли в стакан вода?

(Ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, что мешает воде?

(Ответы детей - воздух)

Воспитатель: Правильно, стакан наполнен воздухом, который не пускает туда воду. А теперь я опущу стакан в воду, но буду держать его не ровно, а чуть наклоняя. Что мы с вами видим?

Дети: Мы видим пузырьки выходящего из стакана воздуха.

Воспитатель: Правильно, мы видим, как воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Вот мы с вами и убедились, что воздух действительно есть и его можно увидеть.

ОПЫТ № 2

Воспитатель: А еще, ребята в загадке Незнайки говорится, что воздух прозрачный, невидимка. Почему его так называют?

Дети: Воздух мы не видим.

Воспитатель: Чтобы это проверить я предлагаю вам взять зеркало и посмотреться в него. Вы себя видите?

(Ответы детей - да)

Воспитатель: А ведь между вами и зеркалом находится слой воздуха. А если между зеркалом и вашим лицом поместить какую-либо преграду, например лист бумаги,

(дети закрывают зеркало листком бумаги), наше изображение исчезнет. А если убрать лист, то снова появится. Так чем же отличается воздух от бумаги?

(Ответы детей - воздух прозрачный, через него все видно, а через бумагу нет)

Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, пропускающий свет, дающий возможность видеть. Воздух даже толщиной несколько километров не мешает нам видеть окружающих.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята, я что-то слышу. Что это может быть, это раздается из рюкзачка Незнайки.

Незнайка: Да я вот тут шел к вам, и нашел вот эту тряпочку. (Вытаскивает воздушный шарик) Положил в рюкзак на всякий случай, может, пригодится?

Воспитатель: Ребята, это же воздушный шарик! С ним можно поиграть, но что для этого нужно сделать?

(Ответы детей - надуть шарик)

Незнайка: А чем же мне надуть шарик?

Дети: Воздухом.

Незнайка: А как нужно надуть, сильно, да?

Дети: Нет, несильно, а то шарик может лопнуть. (Незнайка надувает шарик)

Воспитатель: Вот наш шарик стал веселым и забавным. Он сейчас позовет своих друзей

И мы с ними потанцуем.

(Вынос шаров по количеству детей)

ФИЗ. МИНУТКА - ТАНЕЦ С ШАРАМИ.

Воспитатель: Вот мы с вами и потанцевали, положите все шары и подойдите к следующему столу.

ОПЫТ № 3

Воспитатель: А еще, ребята, воздух обладает особенностью передвигать предметы. Движение воздуха в природе называют ветром. Слабый еле заметный ветерок перебирает листья на деревьях, чуть морщит поверхность луж. Усилится ветер и уже не только листья, но и ветки деревьев шевелятся. Такой ветер называют умеренным. А сильный ветер выворачивает с корнем большие деревья, срывает крыши домов.

И мы с вами, использую силу выдыхаемого нами воздуха, можем привести в движение этот маленький кораблик.

Арина, подуй тихонечко на кораблик. Он двигается. А если на него подуть сильнее? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно кораблик поплывет быстрее. Воздух, ударяясь о парус, толкает кораблик, гонит его по тарелке силой выдыхаемого нами воздуха.

ОПЫТ № 4

Воспитатель: Незнайка, а ты любишь пускать мыльные пузыри? Наши ребята очень любят. Они такие разные, разноцветные и умеют летать. Ребята, а как вы думаете, почему мыльные пузыри летают, что находится у них внутри?

(Ответы детей - внутри мыльных пузырей находится воздух)

Воспитатель: А давайте это проверим. Подойдите все к столу и возьмите по баночке с мыльным раствором, обмакните в нем колпачки и подуйте.

(Дети пускают мыльные пузыри)

Воспитатель: Вот и полетели наши мыльные пузыри, а чем мы их наполнили? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, ребята, воздух очень легкий, если он может удерживать и поднимать мыльные шары.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Воздух запаха не имеет, но он имеет особенность присваивать чужие запахи. И это я вам сейчас докажу.

Подойдите все к столу. На нем стоят 3 закрытые баночки с различными веществами, имеющими запах.

Давайте откроем первую баночку и понюхаем в ней воздух, чем он пахнет? (лимон)

Во второй баночке - воздух пахнет? (чесноком)

В третьей? (духами)

Так, что же получается, воздух в этих сосудах приобрел запах тех веществ, которые в нем хранились.

А чем еще может пахнуть воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Воздух может пахнуть мамиными духами; свежестью, если над лесом прокатилась гроза; сосновой смолой, если солнце нагрело стволы могучих деревьев; дымом, если поблизости горит костер; пирожками, если на кухне хлопочет бабушка.

А собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами провели много опытов и узнали, что воздух действительно есть и он обладает многими ценными качествами. А какими, вы мне сейчас расскажите в игре, которая называется «Да - нет». Я буду называть качество воздуха, и бросать мяч ребенку, который должен ответить мне на вопрос коротким словом ДА или НЕТ.

(Воздух - тяжелый, красный, легкий, сильный, видимый, прозрачный, с запахом, твердый, мягкий, сладкий...)

Воспитатель: Молодцы, ребята, молодец Незнайка, вы правильно назвали все свойства воздуха. Но самое главное свойство воздуха - это то, что мы им дышим. Воздух необходим для всего живого на нашей планете, без воздуха все живые существа просто погибнут.

А как вы думаете, что помогает нам дышать чистым воздухом?

(Ответы детей - растения)

Воспитатель: Правильно, это наши зеленые друзья, растения, которые поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, которым мы дышим.

А как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.

(Ответы детей - оберегать окружающую нас природу, преумножать ее, сажать деревья...) Воспитатель: А в заключении мне хочется сказать:

Ты, человек, любя природу.

Хоть иногда ее жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

 В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

Нас много, а она одна!

 (В. Шефнер)

Незнайка: Ребята, с вами было очень интересно, спасибо, что помогли отгадать мне загадку. Я теперь буду часто заходить к вам в гости. До встречи!

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, мы узнали много нового и интересного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра педагогической деятельности "Знакомство со свойствами воздуха"

здесь можно ознакомиться как развить познавательную активность детей в процессе эксперементировании....

Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе.

Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами воздуха и воды" в старшей группе. Цель занятия: выявить представления детей об объектах природы, умение описывать свойства данного объекта и ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»

Закрепление  представления детей о роли воздуха через        опыты.Закрепление  представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...

Конспект по экспериментальной деятельности на тему: "Удивительные свойства воздуха" для подготовительной группы.

Занятиеочень интересное, поможет закрепить знания детей о свойствах воздуха. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать наблюдательность, умение де...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и в...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Свойства воздуха»

Цель НОД:  развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым....