Проект "Я исследователь"
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Михайленко Светлана Леонидовна

Проект по формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_issledovatel.docx74.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 6 «Дюймовочка»

Проект по экспериментальной деятельности

«Я - исследователь»

г. Урай, 2013г.

Ведение

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата. А также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления при этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. 

 Цель: способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

           Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Участники проекта: дети 4-7 лет, воспитатели группы.


Основные принципы реализации проекта – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Структура детского проектирования

Проблемная ситуация

Целеполагание

(что нужно сделать)

Выдвижение гипотезы

 (как с помощью чего, что получается)

Проверка предположения

(отбор нужных средств, реализация в действии)

                             Подтвердилось                           Не подтвердилось                                                

Формулирование выводовВозникновение         новой гипотезы,

                            (как получилось)                             предположений

                                                                Реализация в действии        

                                                                Подтвердилось

        

                                                        Формулирование выводов

                                                                                    (как получилось)


Ожидаемые результаты

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

-Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.


Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Вода».  Цель: познакомить детей со свойствами воды, уточнить, что вода это жидкость (течет, переливается).

«Вода».   Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (капает, вытекает, льется).

 «Сухой из воды»
Цель: предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

«Вода».  Цель: уточнить знания детей, что вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

Октябрь

«Вода».  Цель: уточнить знания детей, что вода не имеет вкуса, она безвкусная; что вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

«Вода».  Цель: расширить знания детей что, вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. 

«Вода».  Цель: расширить знания детей что, вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

«Вода».  Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни человека

Ноябрь

«Вода».  Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

«Необычные кораблики»

 Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

«Мой веселый, звонкий мяч»

 Цель: дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

«Вода».  Цель: формировать представление об отвердевании воды, формировать действия превращения (цветные льдинки).

Декабрь

«Как лед превращается в воду?»

Цель: показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.

«Таяние снега».

 Цель: познакомить детей со свойствами снега.

«Можно ли пить талую воду?»

 Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

Февраль

«Свойства снега».

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

«Как увидеть воздух».

 Цель: познакомить детей с понятием «воздух».

«Воздух». Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, невидимый).

«Воздух». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха  прозрачный, невидимый).

Март

«Воздух». Цель:  доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

«Невидимый воздух вокруг нас». Цель: доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

«Воздух». Цель: продолжать доказывать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

 «Воздух». Цель: продолжать расширить знания детей о том, что воздух есть везде.

Апрель

 Цель: показать детям зависимость скорости от силы воздушной струи (чем сильнее дуть, тем больше волны).

«Воздух». Цель: дать детям представление о том, что воздух легче воды.

«Воздух». Цель: доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

«Воздух». 

 Цель:  доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Май

«Воздух».  Цель: доказать, что воздух всегда в движении.

«Ветер».  Цель: познакомить детей с природным явлением, как ветер, с причинами его возникновения.

«Ветер». Цель: продолжить знакомить детей с природным явлением, как ветер, с причинами его возникновения.

«Как работает термометр»

Цель: посмотреть, как работает термометр.

Перспективное планирование средняя группа

Перспективное планирование старшая группа

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Удивительный песок»

 Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.        

«Соревнование»

Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, установить свойство рассеянного уплотнённой  песка.

«Сухой и мокрый песок»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

«Песок – природный фильтрат». Цель: расширить знания детей о роли песка в очищении воды.

Октябрь

«Песок и глина». Цель: учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить, почему песок и глина по- разному впитывают воду.

«Волшебный материал» 
Цель: Расширить знания детей о песке и глине, о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. 

«Сухая и влажная почва»

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

«Ветер и песок».

Цель: предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Ноябрь

«Солнечные зайчики»

Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

«Черное и белое»

 Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

«Пар – это вода»

 Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

«Что бывает с паром?»

Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на морозе он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Декабрь

«Прокати шарик»

Цель: познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

«Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением.

«Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Февраль

«Мыльные пузыри».

Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

«Мыло - фокусник»

 Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Опыт с резиной.

Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух.

«Волшебное стекло».

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; формировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения.

Март

 «Солнце высушивает предметы».

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

«Магнит». Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 

«Магнит». Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. 

«Магнит». Цель: выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.  

Апрель

«Магнит». Цель: найти предметы не притягивающиеся к магниту.   

«Магнит». Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 

«Магнит». Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

«Магнит». Цель: показать магнитное поле вокруг магнитов.

Май

«Как достать скрепку из воды не намочив рук».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

«От чего зависит сила магнита?»

Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

«Волшебный парафин».

Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое.

Опыт с деревом.

Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает.

Перспективное планирование подготовительная группа

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Камень». Цель: определение характера поверхности камня.

«Камни». Цель: определить какие могут быть камни (теплые и холодные).

«Плавучесть». Цель: расширить знания детей о свойстве камней  (тяжелые, плотные).

«Мягкое-твердое»  Цель: уточнить знания детей о свойстве камня и пластилина.

Октябрь

«Растение»

Цель: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

«Растение». Цель: установить, как растение ищет свет.

«Растение». Цель: показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

«Растение». Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение.

Ноябрь

«Растение». Цель: показать, как растение может себя обеспечить питанием.

«Почему меньше?».

Цель: установить зависимость количества влаги от величины листьев.

«Чистая шерстка».

Цель: выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку.

«Хлебная плесень».

Цель: вырастить грибок под названием «хлебная плесень».

Декабрь

«Как маскируются животные».

Цель: Выяснить, как маскируются животные.

«Чудесные спички». Цель: расширять знания детей о свойствах деревянных изделий (впитывать влагу, увеличиваться в объеме).

«Вареное или сырое?». Цель: познакомить детей с понятием центр тяжести.

Февраль

«Секретное письмо». Цель: расширить знания детей о том, что при нагревании рисунок нарисованный соком лимона темнеет и проявляется на бумаге.

«Яйцо и уксус». Цель: на примере уксуса и яичной скорлупы показать детям действие кислоты на эмаль наших зубов, выделяемая бактериями в ротовой полости.  

«Цветы лотоса». Цель: продолжать знакомить со свойствами бумаги.

«Лимон надувает воздушный шар». Цель: расширить знания детей о газообразовании при смешивании соды, лимонного сока и уксуса.

Март

«Научи яйцо плавать». Цель: расширить знания детей о свойствах соленой воды.

«Выращивание кристаллов». Цель: показать способ образования соляных кристаллов.

«Исчезающая монетка». Цель: познакомить детей с понятием отражение.

«Вулкан». Цель: показать детям извержение вулкан на примере реакции соды и уксуса.

Апрель

Понятие об электрических зарядах.

Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

«Танцующая фольга»

Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

«Прыгающие рисовые хлопья». Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Способ разделения перемешанных соли и перца.

Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Май

«Гибкая вода». Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.

        

Мониторинг по проекту «Я-исследователь»

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.  Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами

с помощью взрослого

Низкий

Ребенок не  проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач

Не видит самостоятельно  проблему.  Не может сформулировать правильно предположения. Не выдвигает гипотезы, предположения и не видит способы их решения

Не проявляет инициативы в планировании предстоящей деятельности. Не может без помощи взрослого выбрать материалы и предметы для самостоятельной деятельности

Материалы готовит с помощью педагога, настойчивости в достижении результатов не проявляет

Выводы формулирует только с помощью педагога. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Исследователи космических тайн"

Данный проект на тему «Исследователи космических тайн» разработан для детей подготовительной к школе логопедической группы. Это долгосрочный проект, рассчитанный на 1 год (сроки реализации проекта: се...

Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"

педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...

Проект «Исследователи на грядке» (сбор урожая на огороде) Подготовительная к школе группа

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и ...

Экологический проект «Исследователи на грядке»

Экологический проект «Исследователи на грядке»...

Мастер класс к проекту "Исследователи загадочного мира".

организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего де...

Проект "Исследователи природы"

Проектная деятельность с детьми средней группы "Исследователи природы"...

Экологический проект «Исследователи на грядке»

Создание условий для развития познавательного интереса детей  дошкольного возраста к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, вовлечение детей  в...