Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"
    консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

    Как же нам, педагогам, сделать этот мир увлекательным и интересным, пробудить интерес к окружающему, научить делать открытия и удивляться им? Помочь в этом педагогу может детское экспериментирование. Казалось бы, простой опыт-фокус: наливаем воду в сосуд, в котором на дне находятся несколько незаметных для детей сухих кристалликов пищевого красителя, а она неожиданно становится цветной! Опускаем в воду стаканчик и переворачиваем его под водой и вдруг появились волшебные пузыри! А сколько вопросов! Преобладающие вопросы дошкольников: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?», «Для чего?». Дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Оказывается, детские удивительные открытия находятся рядом!

    Прежде чем обратиться к экспериментальной деятельности с дошкольниками, следует отметить, что практическая деятельность будет успешна только в том случае, если она строиться с опорой на методологические основы. Проблемами познавательной активности занимались такие ученые, как М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Д. Б. Годовикова, которые изучали психическое развитие детей в ходе общения с окружающими людьми. Также широко исследовали эту тему Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, С. Л. Рубинштейн, который утверждал: «Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения». Г. Н. Щукина доказывает: «Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес». Ученые сходятся во мнении, что поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

    Разработкой теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях занимается профессор Н. Н. Поддъяков. Многолетние исследования данной деятельности дали ему основания выделять экспериментальную деятельность в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей.

    Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования.

    Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

    В настоящее время организация экспериментальной деятельности – актуальное направление дошкольного образования. Одним из основных принципов ФГОС ДО является «реализация образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, равноценно влияет на развитие личности ребёнка. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Размышляя над этим, я пришла к выводу о важности детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников, что и стало темой моей углубленной работы. При организации экспериментальной деятельности придерживалась следующих принципов:

    • реализация деятельного подхода, т.е. активная эмоциональная включенность в процесс исследования;

    • создание ситуации выбора содержания деятельности, используемых средств, способов действий (учёт интересов детей);

    • интегрированный поход к отбору содержания (позволяет строить работу на основе взаимодействия разных разделов программы).

    В работе по организации детского экспериментирования можно выделить несколько этапов.

    I этап (предварительный) заключается в создании предметно-развивающей среды, в которой выделяются:

    • дидактический компонент (систематизирован материал по опытнической деятельности, создана картотека презентаций, интерактивных заданий, познавательных видеоматериалов, картин и схем);

    • компонент оборудования (во время экспериментирования дети с удовольствием пользуются лупами, микроскопами, пипетками);

    • стимулирующий компонент (стенд «О чем хочу узнать завтра», личные блокноты для фиксации результатов, карточки-подсказки).

    На II (диагностическом) этапе проводится диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдения воспитателя. Анализируя полученные данные, пришла к выводу, что, так же как и игровая деятельность, детское экспериментирование привлекает детей. Эти два вида деятельности выбирали примерно одинаковое количество детей – по 45,5%. Наблюдается положительная динамика развития исследовательской деятельности. Таким образом, еще раз убедилась, что организованная экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной активности.

    III этап (практический). Для повышения информативности работы по детскому экспериментированию было разработано перспективное планирование игр-экспериментов, планирование интегрированной ООД с включением экспериментальной деятельности в соответствии с лексическими темами. В этом и заключается практическая значимость работы.

    Работа с детьми условно делится на 2 блока: исследования живой и неживой природы. Совместную деятельность с детьми организуем во второй половине дня 1 раз в неделю по 25–30 минут в рамках организации культурно-досуговой деятельности. Деятельность детей организуется небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей, ориентируясь на выработанный алгоритм проведения предстоящего эксперимента.

    Обеспечивая комплексный и системный подход к организации воспитательно-образовательного процесса, включаем компонент экспериментирования в организованную образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром (по лексическим темам), в прогулки и исследовательскую деятельность.

    Несмотря на активный процесс формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, для наилучших результатов работу нужно начинать со среднего и даже младшего возраста. Однако в организации экспериментальной деятельности с детьми, педагоги испытывают затруднения по ряду причин:

    • не владеют достаточными теоретическими знаниями в области физических природных явлений и биологических связей в мире растений;

    • не имеют полных систематизированных разработок методики организации детского экспериментирования и испытывают затруднения в подборе методической литературы;

    • не имеют специального оборудования для проведения опытов.

    Одной из задач для педагогического коллектива при разработке годового плана работы детского сада на прошлый учебный год, была обозначена задача развития познавательной активности дошкольников и обеспечение условий для организации экспериментальной деятельности.

    Была организована систематическая экспериментальная деятельность в двух группах: в средней и в старшей.

    Работу начали с того, что в указанных группах провели диагностику и зафиксировали результаты. При активной поддержке родителей, создавались и обогащались экспериментальные мини-лаборатории. В течение учебного года в этих группах велась целенаправленная и систематическая работа в рамках досуговой деятельности в режимных моментах. В этих группах проводились комплексные занятия по формированию целостной картины мира с экспериментальной деятельностью в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

    В середине учебного года проводился опрос родителей с целью выявления их отношения к поисково-исследовательской деятельности. В результате опроса выяснилось, что дома вопросы «Почему?» дети стали задавать чаще; им нравится экспериментировать с водой, магнитами, сыпучими продуктами на кухне, наблюдать за домашними растениями; они с интересом рассказывают об экспериментах в группе, высказывают догадки по поводу результата эксперимента, желание повторить дома увиденное.

    Следует отметить высокий профессионализм и заинтересованность педагогов, работающих на группах: в процессе организации экспериментальной деятельности чувствуется командный дух, взаимовыручка. В течение года постоянно осуществляется консультирование педагогов по методике организации и проведения экспериментальной деятельности, в результате педагоги познакомились с теоретическими основами детского экспериментирования.

    В конце учебного года мы провели повторную диагностику. На педагогическом часе познакомили педагогов сада с результатами начальной и повторной диагностики, которые подтвердили наше убеждение в необходимости и важности создания условий для детской познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности. Коллективом было принято решение продолжать работу по внедрению в практику ДОУ детского экспериментирования.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx20.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность

    Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

    Как же нам, педагогам, сделать этот мир увлекательным и интересным, пробудить интерес к окружающему, научить делать открытия и удивляться им? Помочь в этом педагогу может детское экспериментирование. Казалось бы, простой опыт-фокус: наливаем воду в сосуд, в котором на дне находятся несколько незаметных для детей сухих кристалликов пищевого красителя, а она неожиданно становится цветной! Опускаем в воду стаканчик и переворачиваем его под водой и вдруг появились волшебные пузыри! А сколько вопросов! Преобладающие вопросы дошкольников: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?», «Для чего?». Дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Оказывается, детские удивительные открытия находятся рядом!

    Прежде чем обратиться к экспериментальной деятельности с дошкольниками, следует отметить, что практическая деятельность будет успешна только в том случае, если она строиться с опорой на методологические основы. Проблемами познавательной активности занимались такие ученые, как М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Д. Б. Годовикова, которые изучали психическое развитие детей в ходе общения с окружающими людьми. Также широко исследовали эту тему Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, С. Л. Рубинштейн, который утверждал: «Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения». Г. Н. Щукина доказывает: «Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес». Ученые сходятся во мнении, что поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

    Разработкой теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях занимается профессор Н. Н. Поддъяков. Многолетние исследования данной деятельности дали ему основания выделять экспериментальную деятельность в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей.

    Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования.

    Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

    В настоящее время организация экспериментальной деятельности – актуальное направление дошкольного образования. Одним из основных принципов ФГОС ДО является «реализация образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, равноценно влияет на развитие личности ребёнка. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Размышляя над этим, я пришла к выводу о важности детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников, что и стало темой моей углубленной работы. При организации экспериментальной деятельности придерживалась следующих принципов:

    • реализация деятельного подхода, т.е. активная эмоциональная включенность в процесс исследования;

    • создание ситуации выбора содержания деятельности, используемых средств, способов действий (учёт интересов детей);

    • интегрированный поход к отбору содержания (позволяет строить работу на основе взаимодействия разных разделов программы).

    В работе по организации детского экспериментирования можно выделить несколько этапов.

    I этап (предварительный) заключается в создании предметно-развивающей среды, в которой выделяются:

    • дидактический компонент (систематизирован материал по опытнической деятельности, создана картотека презентаций, интерактивных заданий, познавательных видеоматериалов, картин и схем);

    • компонент оборудования (во время экспериментирования дети с удовольствием пользуются лупами, микроскопами, пипетками);

    • стимулирующий компонент (стенд «О чем хочу узнать завтра», личные блокноты для фиксации результатов, карточки-подсказки).

    На II (диагностическом) этапе проводится диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдения воспитателя. Анализируя полученные данные, пришла к выводу, что, так же как и игровая деятельность, детское экспериментирование привлекает детей. Эти два вида деятельности выбирали примерно одинаковое количество детей – по 45,5%. Наблюдается положительная динамика развития исследовательской деятельности. Таким образом, еще раз убедилась, что организованная экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной активности.

    III этап (практический). Для повышения информативности работы по детскому экспериментированию было разработано перспективное планирование игр-экспериментов, планирование интегрированной ООД с включением экспериментальной деятельности в соответствии с лексическими темами. В этом и заключается практическая значимость работы.

    Работа с детьми условно делится на 2 блока: исследования живой и неживой природы. Совместную деятельность с детьми организуем во второй половине дня 1 раз в неделю по 25–30 минут в рамках организации культурно-досуговой деятельности. Деятельность детей организуется небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей, ориентируясь на выработанный алгоритм проведения предстоящего эксперимента.

    Обеспечивая комплексный и системный подход к организации воспитательно-образовательного процесса, включаем компонент экспериментирования в организованную образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром (по лексическим темам), в прогулки и исследовательскую деятельность.

    Несмотря на активный процесс формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, для наилучших результатов работу нужно начинать со среднего и даже младшего возраста. Однако в организации экспериментальной деятельности с детьми, педагоги испытывают затруднения по ряду причин:

    • не владеют достаточными теоретическими знаниями в области физических природных явлений и биологических связей в мире растений;

    • не имеют полных систематизированных разработок методики организации детского экспериментирования и испытывают затруднения в подборе методической литературы;

    • не имеют специального оборудования для проведения опытов.

    Одной из задач для педагогического коллектива при разработке годового плана работы детского сада на прошлый учебный год, была обозначена задача развития познавательной активности дошкольников и обеспечение условий для организации экспериментальной деятельности.

    Была организована систематическая экспериментальная деятельность в двух группах: в средней и в старшей.

    Работу начали с того, что в указанных группах провели диагностику и зафиксировали результаты. При активной поддержке родителей, создавались и обогащались экспериментальные мини-лаборатории. В течение учебного года в этих группах велась целенаправленная и систематическая работа в рамках досуговой деятельности в режимных моментах. В этих группах проводились комплексные занятия по формированию целостной картины мира с экспериментальной деятельностью в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

    В середине учебного года проводился опрос родителей с целью выявления их отношения к поисково-исследовательской деятельности. В результате опроса выяснилось, что дома вопросы «Почему?» дети стали задавать чаще; им нравится экспериментировать с водой, магнитами, сыпучими продуктами на кухне, наблюдать за домашними растениями; они с интересом рассказывают об экспериментах в группе, высказывают догадки по поводу результата эксперимента, желание повторить дома увиденное.

    Следует отметить высокий профессионализм и заинтересованность педагогов, работающих на группах: в процессе организации экспериментальной деятельности чувствуется командный дух, взаимовыручка. В течение года постоянно осуществляется консультирование педагогов по методике организации и проведения экспериментальной деятельности, в результате педагоги познакомились с теоретическими основами детского экспериментирования.

    В конце учебного года мы провели повторную диагностику. На педагогическом часе познакомили педагогов сада с результатами начальной и повторной диагностики, которые подтвердили наше убеждение в необходимости и важности создания условий для детской познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности. Коллективом было принято решение продолжать работу по внедрению в практику ДОУ детского экспериментирования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

    Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захо...

    Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников....

    Программа по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.

    Создание условий для формирования основ  познавательной активности....

    Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

    laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ...

    Консультация для родителей " Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"

    quot;Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"...