Программа по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.
рабочая программа (старшая группа) по теме

Хаирланамова Флюза Зифиловна

Создание условий для формирования основ  познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_poz_aktivnosti_flyuza_1.docx69.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №79 «Садко»

.

ПРОГРАММА

по развитию познавательной активности дошкольников

через экспериментальную деятельность

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 «Садко»

Программа составлена основе образовательной программы МБДОУ № 79 «Садко» на 2017-2018 учебный период

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5 – 6 лет, 6-7лет.

Авторы: Ф.З. Хаирланамова, воспитатель высшей квалификационной категории;

г. Сургут, 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. Нормативно – правовая база.

3

I

Пояснительная записка

4

1.1.

Цели и задачи Программы

7

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.3

Информационная справка об особенностях реализации

10

1.4

Возрастные особенности детей 5-7 лет

10

1.5

Предполагаемые результаты

10

II

Содержательный раздел

11

2.1

Модель организации экспериментирования

11

2.2.

Механизм реализации

12

2.3

Структура проведения

12

III

Организационный раздел

13

3.1.

Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности

13

3.2

Перспективный план  познавательной деятельности  воспитанниками 5-6 лет

14

3.3

Перспективный план  познавательной деятельности  воспитанниками 6-7 лет

17

3.4.

Перспективный план  работы с родителями (1год)_

20

3.5

Перспективный план  работы с родителями (2 год)

21

3.6.

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ

23

3.7.

Список используемой литературы

24

 

ВВЕДЕНИЕ

Нормативно-правовая база

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Международного уровня:

Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международно-правовыми  актами;

Декларацией прав ребенка Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года

Федерального уровня:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), (с изм. от 04.04.2014);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Регионального уровня:

Законом ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013) и другими региональными нормативно-правовыми документами.

Муниципального уровня:

Постановлением Администрации города от 21.06.2013г.  № 4297 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений города, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»

Постановлением администрации города № 1986 от  26.03.2014г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9788 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу  дошкольного образования»

Локального уровня:

Уставом  МБДОУ №79 «Садко» и другими локальными актами МБДОУ.

I .Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Программа по развитию  исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста  (далее – Программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 79 «Садко» на 2017-2018г.г., в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточного внимания в нашем детском саду, а мне хотелось бы глубже вникнуть в ее суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащается память, активизируются его мыслительные процессы с помощью операции анализа и синтеза, сравнения,  классификации, обобщений.  Развивается речь, формируются обнаруженные закономерности и выводы, самостоятельность, целеполагание, трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.  Позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установления взаимосвязи, закономерностей. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование. Она помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, легко поддерживая произвольное внимание детей. Со временем  у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка. Востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.    Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно–эстетическому и физическому. Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Понимая значения экспериментирования для развития ребенка в  детском саду,  разработана программа  для детей старшего дошкольного возраста.  Она построена таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые знания, на получения продуктов творчества и на развитие творческого воображения.  Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается через мотивацию, образность и эмоциональность. Ведущие идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности);

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора).

Программа составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное рядом».

Используются парциальные программы:

 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой;

«Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой;

«Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина;

1.1. Цель и задачи Программы:  Создание условий для формирования основ  познавательной активности, целостного мировосприятия  ребенка дошкольного возраста  средствами экспериментальной деятельности.

 Задачи Программы:

1.Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), удовлетворить детскую любознательность, интеллектуально – творческий потенциал.

2. Способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательную, поисковую активность, стремление к самостоятельному познанию и решению, включая воспитанников в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

3. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

4. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного ан 1. 3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. Поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

6. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

1.2. Принципы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении

При разработке  программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы, заложенной в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

1)        полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3)        содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)        сотрудничество детского сада с семьёй;

6)        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8)        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)        учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Программа формируется на основе комплексного подхода в решении задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, в организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Программа строится на принципе культуросообразности: учет национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Образовательный процесс :

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

-   строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 

1.3. Информационная справка об особенностях реализации Программы:

таблица №1

Общий срок реализацииисходной программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй)

первый

Возраст воспитанников

5-6 лет; 6-7 лет.

Количество воспитанников в текущем учебном году

25

Количество часов в неделю

5-6 лет – 1акад.час; 6-7 лет – 1 акад.час.

Общее количество часов в год

5-6 лет – 36 акад.час.; 6-7 лет – 36 акад.час.

Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 30 минут. Всего -31 занятие в год.

1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5 -7 лет.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

1.5. Предполагаемые результаты:

  • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

II. Содержательный раздел.

2.1 . Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
  •  Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. 

2.2.. Механизм реализации Программы:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсия  др.

2.3. Структура проведения :

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация  результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна,  сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?)
  • ситуация выбора;

III. Организационный раздел.

3.1.Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в  группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория «Удивительные эксперименты».

Основное оборудование и материалы:

  • Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы:

  • гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование:

  • Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
  • Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
  • Ожидаемые результаты:
  •  Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

 Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края. Результативность реализации

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.  

3.2. Перспективный план   познавательной деятельности  воспитанниками 5-6 лет

таблица№2

месяцы

НОД

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого  с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с родителями

09

Тема «Цветущие растения»

Цель: систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Цикл наблюдений за цветущими растениями

Опыт «Что цветет в сентябре на нашем участке» (опыт№62);

Опыт «Что было до цветка, что будет потом» (опыт№63)

Труд в природе:

сбор семян цветущих садовых растений;

Рисование «Мои любимые цветы»;

Акция «Красивая клумба»

10

Тема: «Знакомство с ветром»

Цель: Познакомить детей с природным явлением - ветер

(приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Опыт:  «Как рождается ветер»

(опыт №32),

Изготовление вертушек

 Игра «А если бы?»

Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки»

Рисование «Нарисуй ветер»

Чтение «Сказка о ветерке»

Опыт

«Как услышать воздух?» (опыт №31),

11

Тема: «Кто в доме – природе живет»

Цель: определить условия, при которых будет расти  растение; воспитывать желание наблюдать за ростом на примере лука

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Посадка лука»(№55)

«Опыт нужен ли корешкам воздух (№56)

п/р игра «Расти, расти, лучок?» 

Наблюдение за ростом лука

п/р игра «Расти, расти, лучок»

Интервьюирование детей родителями

12

Тема: «Снег и его свойства»

 Цель: Формировать представления о снеге, его свойствах, о том, что снег и лед – это замерзшая вода (приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа:  «Что такое снег

Рассматривание альбома «Зима»

Опыт: «Снег и его свойства» (опыт №32),

Игра  по ТРИЗ «Снегопад - это хорошо или плохо?»

Наблюдение за снежинками.

Игра «Снежинки»

Лепка «Снеговик» (из снега)

 Беседа «Как рождаются снежинки?»

Цель: Формировать представления о красоте снега и льда, развивать познавательную активность.

 

01

Тема: «Лед и его свойства»

 Цель: Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед – это замерзшая вода.

(приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Рисование  «Зимние забавы»

 Опыт: «Лед легче воды» (опыт №33).

Разноцветные сосульки»  (опыт №34)

Рассматривание снежинок через лупу

 Игра «Пройди по следам на снегу»; придумывание загадок;

Аппликация из бросового материала

«Зимняя избушка» совместно с родителями

02

Тема: «Как услышать воздух?»

 Цель: Формировать представления детей о явлениях зимней погоды, со свойствами  воздуха (приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Изготовление цветных льдинок

 

Опыт: «Разноцветные

сосульки»  

(опыт №34)

Конструирование снежинок из бумаги

 

Подарить малышам снежинки

Придумывание загадок

о снеге, льде, морозе, запись их в «Альбом природы»

03

Тема «Жизнь растений»:

Цель: помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа «Пробуждение природы»;

Игра: А если…?

Опыт: «Что выделяет растение?» (опыт№56);

Опыт: «Есть ли у растений органы дыхания?» (опыт№57)

Наблюдение за жизнью растений;

Нарисуй свое любимое дерево

Игра - забава

«Забавные фокусы»

Цель:

развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. 

04

Тема: «Здравствуй солнечный лучик!»

 Цель: познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца (приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

П/и«Догони солнечного зайчика»

Опыт: «Цветные огоньки»

(опыт №36)

С/р игра

«Журналист» рассказ ведущего  о том, что ему нравиться в неживой природе и почему

 Аппликация

«Радуга»,

разучить с родителями считалку: «Каждый охотник, желает знать, где сидит фазан»

05

Тема: «Кто в доме – природе живет»

Цель: познакомить с одуванчиком в разных стадиях развития.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Чтение стихотворения «Одуванчик» М.Полянская.

Опыт: «Познакомьтесь одуванчик»! (опыт№53)

(опыт  второй части опыта №54)

П\и «Одуванчики»

Наблюдение за одуванчиками  и за мать – и – мачехой.

П\и Солнышко и одуванчики»;

Рисование «Одуванчики»

Подбор художественной литературы:

загадки, стихи, рассказы

06

Тема «Путешествие по экологической тропе: первоцветы»

Цель: формировать представление о садовых  первоцветах, закрепляя признаки ранней весны.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Труд в природе: посадка цветочной рассады ;

Опыт «Не забудем незабудки» (опыт№65)

Чтение стихотворения «Подарки весны» М. Скребцовой.

Наблюдение за первоцветами;

Физминутка «Распускается одуванчик»

Летние наблюдения за природой.

07

Тема: «Вода –труженица»

 Цель: Формировать элементарные представления  детей об использовании воды и ее силе. (Приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа: «Кому нужна вода?»

Опыт:

«Что растворяется в воде?»

(опыт№20)

Опыт «Фильтрование воды»

 (Опыт № 38)

Игры с водой и механическими игрушками.

 Рассматривание капелек воды через лупу

Полезные и забавные игры с водой: «Купание игрушек»;

«Стираем маме помогаем»

Подобрать с детьми  стихотворения  о явлениях природы связанных с водой (роса, снег, лед, дождь)

Опыт:

«Вода способна испаряться?»

(опыт 31)

08

Тема: «Путешествие капельки»

 Цель: дать детям представления  о круговороте воды в природе (Приложение № 1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Конструирование на тему  «Брызгалка»

Выучить стихотворение Н.Григорьевой «Песня дождя»

Дидактическая игра «Путешествие капельки»

С/р игра 

 «Магазин» 

Опыт:

«Бережем воду»

(опыт №39),

П/игра «Ходят капельки по кругу»

Праздник

 «День Нептуна»

Рисование 

 картины «Морской пейзаж»

П/и «Водоносы»

3.3.. Перспективный план познавательной деятельности   с воспитанниками 6-7 лет

таблица№3

Месяцы

НОД

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого  с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с родителями

09

Тема: «Песок»

Цель: расширить представления детей о свойствах песка .

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Чтение «На песке» Л. Квитко; 

Опыт:

«Удивительный песок»

(опыт №40)

Опыт: «Песок путешествует по пустыне»

(опыт №41)

Опыт:

«Игры с песком»

(опыт №22),

Рисование на песке «Песочная страна»;

П/и «Песчинки»

Игра  «Волшебное сито»»

 Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.

10

Тема: «Почва»

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа «Влияние состава почвы на рост растений»

Опыт: «Сухая и влажная почва» (опыт№52)

Труд в природе: взрыхление почвы  у комнатных растений

Опыт:

«Как передвигается вода в почве?» (опыт №43),

11

Тема: « Все обо всем»

Цель:

развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Рассказ воспитателя о нефти.

Опыт: «Чем можно измерить длину?»

(опыт №45)

 Опыт: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» «опыт№1)

С/Р игра «Ученый»

«Нарисуй дождь»

Беседа «Почему в космос летают на ракете?»

12

Тема: «Мир магнит»

 Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Как действуют магниты?!»

(опыт №44),

Настольная игра: «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

 Опыт «Земля – магнит»

(опыт №46),

01

Тема «Наша елочка»

Цель: познакомить с елочкой, которая растет на территории детского сада; уточнить знания об особенностях внешнего вида елочки

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»;

«Чем пахнет елочка»,

Чем ель отличается от лиственных деревьев.

Объемная аппликация «Наша елка»;

Выставка из бросового материала «Необычные елочки»

02

Тема: «Камни»

 Цель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Опыт: 

«Какие удивительные!»

(опыт №49)

«Развивающая игра «Камешки»

 

Рассматривание энциклопедий о камнях Опыт «Сравнение глины и камня»

(опыт №50),

03

 Тема: «Огонь»

 Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека;

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Чтение мифа о Прометее

Опыт: «

(опыт №49)

Беседа: «Огонь – спутник и помощник человека или стихийное бедствие»

Инсценировка сказки «Кошкин дом»

 Игра «Хорошо – плохо»

Чтение сказки «Как огонь с человеком подружился»; подбор загадок

Семейная стенгазета «Огонь – враг- огонь – друг»

04

Тема«Предметы»

Цель: познакомить со свойствами и изменениями форм предметов.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Опыт: «Секрет сосновой шишки» (опыт№59);

Опыт: «Мыло – фокусник» (опыт№60);

Опыт: «Как заместить

тесто?» (опыт №61)

Наблюдение за ростом еловых растений

Сбор природного материала для опытов

05

Тема: «Космос Вселенная. Звезды»

 Цель: уточнить и расширить представления о космосе, вызвать познавательный интерес.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа «Вселенная. Звезды»

Игра – импровизация «Обитатели космоса»

 

П/и «Планеты по местам»

Художественное творчество (аппликация) «Космос»

Опыт: «Звезды светят постоянно»

(опыт №52),

06

Тема: «Облака»

 Цель:  формировать умение видеть красоту неба, учить делать открытия; развивать творческое воображение, (приложение №1)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа об облаках;

Игра «Что будет, если…?»

Рисование (прием

кляксографии) «Облака»

Чтение Я. Акима «Облака»

07

Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей»

Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, развивать познавательную активность.

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Опыт:  «Страна Узнавайкина»

(опыт №55)

Игра «Чудесный мешочек»

Рассматривание предметов  через разноцветное стекло

Пополнение альбома «Удивительное рядом»

08

Тема «Человек»

Цель: показать, как человек слышит звук, знакомить со строением глаза, функцией его частей

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физкультурное

Беседа «Сохрани свое здоровье с детства»

Опыт: «Проверим слух» (опыт№57);

Опыт «Наши помощники – глаза» (Опыт№58);

Лепка «Человек»

Изучение модели человека

Беседа на тему «Здоровье»

3.4. Перспективный план работы с родителями (1год)

таблица№4

п/п

Формы работы

Тема

Цели и задачи

Срок проведения

1

Родительское собрание

«Воспитание любознательности, познавательной активности средствами природы»

 Привлечь внимание родителей к  организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Сентябрь

2

Памятка

«Развитие познавательной активности дошкольников»

Дать рекомендации родителям  по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

Октябрь

3

Консультация

«Центр экспериментально-поисковой деятельности дома»

Познакомить родителей  с современными формами и методами работы, направленными на познавательно – поисковое развитие детей.

Ноябрь

4

Экскурсия в      «Музейный центр»

«Богатства Югры»

Расширить знания родителей о богатствах родного края. Развивать интерес к окружающему миру, чувство гордости за свой край.

Декабрь

5

Создание мини – музея

«Морские фантазии»

Стимулировать родителей на  создание в группе мини –музея «Морские фантазии».

Январь

6

Практикум

«Мир моих

увлечений»

Привлечь родителей к изготовлению игрушек из природного материала моря ( ракушек, камушек). Способствовать развитию фантазии, художественно-эстетического вкуса.

Февраль

7

Викторина

«Как? Сколько?

Почему?»

Расширить представления родителей  об объектах и явлениях природы. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к природе.

Март

8

Фотовыставка

«За красотой в

природу»

Привлечь родителей к участию в фотовыставке. Развивать наблюдательность, умение видеть удивительное в обычных объектах неживой природы.

Апрель

9

Трудовой десант

«Цветущим садом станет наш

«Садко»»

Привлечь внимание родителей к благоустройству территории детского сада. Развивать желание прийти на помощь, создавая красоту своими руками.

Май

10

Дискуссия

«Правила разумного поведения в

природе»

Обсудить с родителями правила поведения в природе. Развивать потребность быть активными её защитниками.

Июнь

11

Экскурсия

«В гости к

Водяному»

Показать осеннюю красоту родной природы.  Развивать действенное отношение к природе, экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема.

Июль

12

Круглый стол

«Хочу всё знать»

Привлечь родителей к просмотру вместе с детьми телепередач «Галилео», «Вокруг света», «Хочу Все знать».

Август

3.5. Перспективный план работы с родителями (2год)

таблица№5

п/п

Формы работы

Тема

Цели и задачи

Срок проведения

1

Анкетирование

«Роль семьи в развитии поисковой активности ребёнка»

Выявить отношение родителей к поисковой деятельности детей.

Сентябрь

2

Родительское собрание

«Фенологические наблюдения в развитии поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Привлечь внимание родителей  к фенологическим наблюдениям.

Октябрь

3

Дискуссия

«Особенности детского экспериментирования»

 Обсудить с родителями условия необходимые для детского экспериментирования. Выявить особенности в процессе дискуссии.

Ноябрь

4

Конкурс загадок

«Ходит капелька по кругу»

Привлечь родителей к подбору загадок о волшебнице – воде.

Декабрь

5

Выставка

«Сказка подводного царства»

Привлечь родителей к пополнению мини- музея «Морские фантазии» экспонатами.  Стимулировать познавательную активность.

Январь

6

Круглый стол

«Воспитательный потенциал чтения ребёнку природоведческой литературы»

Сконцентрировать внимание  родителей на  природоведческой литературе для детей дошкольного возраста; её  роли в  развитии всесторонней личности человека.

Февраль

7

Викторина

«Уж тает снег, бегут ручьи…»

Привлечь внимание родителей к весенним процессам в природе. Развивать наблюдательность, поисковую активность.

Март

8

Памятка

«Берегите воду!»

Призвать родителей к ответственности за экологически целесообразное поведение по отношению к природным ресурсам (воде).  

Апрель

9

Выставка

камней

«Удивительное рядом!»

Привлечь родителей к участию в  выставке с удивительными объектами природы (камни). Развивать поисковую активность.

Май

10

Игра-развлечение

День Земли

Активизировать эмоциональные переживания родителей от совместной деятельности. Формировать устойчивый интерес к явлениям общественной жизни и объектам природы.

Июнь

11

Консультация

Полезные и забавные игры с водой!

Расширить знания родителей о свойствах воды полезных для здоровья  людей;  роли закаливания;  играх, способствующих приобретению новых знаний о ней.

Июль

12

Фотоальбом

«Как мы отдыхали летом»

Привлечь родителей к созданию фотоальбома. Развивать стремление участвовать в жизни группы.

Август

3.6. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ.

 Наш детский несколько лет работает с детьми с ОВЗ, которые посещают группы общеразвивающей  направленности. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. Подробнее мы хотим остановиться на включении детей с ограниченными возможностями здоровья в экспериментально - исследовательскую деятельность. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Так как у детей с особыми образовательными потребностями ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств, предметов затруднена, им требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленной задачи. Мы учим детей, сопровождать речью свои действия, подводить итог, давать словесный отчет, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка или карточки с символом, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучаем действиям планирования. В нашем детском саду созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, песком, воздухом, проводим исследования движения воды и воздуха в природе, исследуем условия необходимые для жизни растений. В группе имеются коллекции комнатных растений, минералов, коллекции семян цветов и деревьев. Дети с удовольствием рассматривают эти коллекции и учатся их классифицировать. Для проведения исследовательской деятельности на прогулке в группе имеется переносной контейнер. Перед прогулкой мы с ребятами складываем в него все, что пригодиться для очередного исследования. Экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. Мы предоставляем им возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми которым это задание по силам.  Ребята с особенностями развития стараются не отставать от своих товарищей. Большую помощь в работе с детьми с особыми образовательными потребностями оказывают родители.  Мы показали им на примерах,  что необходимо предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно - пусть не у всех сразу получается, это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу, свободу поведения. Именно разные совместные проекты с родителями и детьми дают очень хорошие результаты. Ведь работая над совместным проектом, родители и дети сближаются эмоционально и психологически, это дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а папе и маме - лучше узнать его. В номинации «Я и родитель» дети могут защищать проект вместе с членом семьи. Это придает ему больше уверенности в своих силах, дает возможность лучше раскрыть свои способности. В старшей группе дети с особенностями в развитии защищали свои проекты вместе с родителями, а уже в подготовительной группе - некоторые смогли самостоятельно выступить с проектом. При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников. Дети учатся взаимопомощи и толерантности.

3.7.Список используемой литературы:

  1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.