Главные вкладки

    Программа по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.
    рабочая программа (старшая группа) по теме

    Хаирланамова Флюза Зифиловна

    Создание условий для формирования основ  познавательной активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_poz_aktivnosti_flyuza_1.docx69.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад №79 «Садко»

    .

    ПРОГРАММА

    по развитию познавательной активности дошкольников

    через экспериментальную деятельность

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 «Садко»

    Программа составлена основе образовательной программы МБДОУ № 79 «Садко» на 2017-2018 учебный период

    Срок реализации: 2 года

    Возраст детей: 5 – 6 лет, 6-7лет.

    Авторы: Ф.З. Хаирланамова, воспитатель высшей квалификационной категории;

    г. Сургут, 2017

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение. Нормативно – правовая база.

    3

    I

    Пояснительная записка

    4

    1.1.

    Цели и задачи Программы

    7

    1.2.

    Принципы и подходы к формированию Программы

    8

    1.3

    Информационная справка об особенностях реализации

    10

    1.4

    Возрастные особенности детей 5-7 лет

    10

    1.5

    Предполагаемые результаты

    10

    II

    Содержательный раздел

    11

    2.1

    Модель организации экспериментирования

    11

    2.2.

    Механизм реализации

    12

    2.3

    Структура проведения

    12

    III

    Организационный раздел

    13

    3.1.

    Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности

    13

    3.2

    Перспективный план  познавательной деятельности  воспитанниками 5-6 лет

    14

    3.3

    Перспективный план  познавательной деятельности  воспитанниками 6-7 лет

    17

    3.4.

    Перспективный план  работы с родителями (1год)_

    20

    3.5

    Перспективный план  работы с родителями (2 год)

    21

    3.6.

    Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ

    23

    3.7.

    Список используемой литературы

    24

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Нормативно-правовая база

    Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    Международного уровня:

    Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международно-правовыми  актами;

    Декларацией прав ребенка Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года

    Федерального уровня:

    Конституцией Российской Федерации;

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015);

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), (с изм. от 04.04.2014);

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

    Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

    Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);

    Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

    Регионального уровня:

    Законом ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013) и другими региональными нормативно-правовыми документами.

    Муниципального уровня:

    Постановлением Администрации города от 21.06.2013г.  № 4297 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений города, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»

    Постановлением администрации города № 1986 от  26.03.2014г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9788 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу  дошкольного образования»

    Локального уровня:

    Уставом  МБДОУ №79 «Садко» и другими локальными актами МБДОУ.

    I .Пояснительная записка

    Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

    Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

    Программа по развитию  исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста  (далее – Программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 79 «Садко» на 2017-2018г.г., в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

    Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточного внимания в нашем детском саду, а мне хотелось бы глубже вникнуть в ее суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащается память, активизируются его мыслительные процессы с помощью операции анализа и синтеза, сравнения,  классификации, обобщений.  Развивается речь, формируются обнаруженные закономерности и выводы, самостоятельность, целеполагание, трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.  Позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установления взаимосвязи, закономерностей. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование. Она помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, легко поддерживая произвольное внимание детей. Со временем  у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности.

    Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка. Востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.    Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно–эстетическому и физическому. Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Понимая значения экспериментирования для развития ребенка в  детском саду,  разработана программа  для детей старшего дошкольного возраста.  Она построена таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые знания, на получения продуктов творчества и на развитие творческого воображения.  Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается через мотивацию, образность и эмоциональность. Ведущие идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

    Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

    «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности);

    «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора).

    Программа составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное рядом».

    Используются парциальные программы:

     «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой;

    «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой;

    «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина;

    1.1. Цель и задачи Программы:  Создание условий для формирования основ  познавательной активности, целостного мировосприятия  ребенка дошкольного возраста  средствами экспериментальной деятельности.

     Задачи Программы:

    1.Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), удовлетворить детскую любознательность, интеллектуально – творческий потенциал.

    2. Способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательную, поисковую активность, стремление к самостоятельному познанию и решению, включая воспитанников в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

    3. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

    4. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного ан 1. 3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

    5. Поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

    6. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

    1.2. Принципы к формированию Программы

    В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении

    При разработке  программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы, заложенной в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

    1)        полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

    2)        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

    3)        содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    4)        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    5)        сотрудничество детского сада с семьёй;

    6)        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    7)        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    8)        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    9)        учёт этнокультурной ситуации развития детей.

    Программа формируется на основе комплексного подхода в решении задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, в организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

    Программа строится на принципе культуросообразности: учет национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

    Образовательный процесс :

    • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
    • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
    • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
    • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
    • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
    • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
    • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    -   строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 

    1.3. Информационная справка об особенностях реализации Программы:

    таблица №1

    Общий срок реализацииисходной программы (количество лет)

    2 года

    Год обучения (первый, второй)

    первый

    Возраст воспитанников

    5-6 лет; 6-7 лет.

    Количество воспитанников в текущем учебном году

    25

    Количество часов в неделю

    5-6 лет – 1акад.час; 6-7 лет – 1 акад.час.

    Общее количество часов в год

    5-6 лет – 36 акад.час.; 6-7 лет – 36 акад.час.

    Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 30 минут. Всего -31 занятие в год.

    1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5 -7 лет.

    Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

    Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

    Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

    В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

    Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    1.5. Предполагаемые результаты:

    • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
    • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
    • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
    • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
    • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

    II. Содержательный раздел.

    2.1 . Модель организации экспериментирования

    Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

    • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
    •  Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
    • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
    • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. 

    2.2.. Механизм реализации Программы:

    • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
    • Самостоятельная деятельность детей.
    • Фронтальные занятия.
    • КВН, развлечения.
    • Наблюдения в природе.
    • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
    • Беседы по теме эксперимента.
    • Целевая прогулка.
    • Экскурсия  др.

    2.3. Структура проведения :

    • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
    • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
    • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
    • Подведение итогов, вывод;
    • Фиксация  результатов;
    • Вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна,  сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный мотив (почему так?)
    • ситуация выбора;

    III. Организационный раздел.

    3.1.Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.

    Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в  группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория «Удивительные эксперименты».

    Основное оборудование и материалы:

    • Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
    • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
    • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
    • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

    Технические материалы:

    • гайки, винты, болтики, гвозди.
    • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
    • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

    Игровое оборудование:

    • Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
    • Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
    • Ожидаемые результаты:
    •  Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
    • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
    • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
    • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

     Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края. Результативность реализации

    Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.  

    3.2. Перспективный план   познавательной деятельности  воспитанниками 5-6 лет

    таблица№2

    месяцы

    НОД

    Образовательные области

    Совместная деятельность взрослого  с детьми

    Самостоятельная деятельность детей

    Сотрудничество с родителями

    09

    Тема «Цветущие растения»

    Цель: систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Цикл наблюдений за цветущими растениями

    Опыт «Что цветет в сентябре на нашем участке» (опыт№62);

    Опыт «Что было до цветка, что будет потом» (опыт№63)

    Труд в природе:

    сбор семян цветущих садовых растений;

    Рисование «Мои любимые цветы»;

    Акция «Красивая клумба»

    10

    Тема: «Знакомство с ветром»

    Цель: Познакомить детей с природным явлением - ветер

    (приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Опыт:  «Как рождается ветер»

    (опыт №32),

    Изготовление вертушек

     Игра «А если бы?»

    Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки»

    Рисование «Нарисуй ветер»

    Чтение «Сказка о ветерке»

    Опыт

    «Как услышать воздух?» (опыт №31),

    11

    Тема: «Кто в доме – природе живет»

    Цель: определить условия, при которых будет расти  растение; воспитывать желание наблюдать за ростом на примере лука

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Опыт: «Посадка лука»(№55)

    «Опыт нужен ли корешкам воздух (№56)

    п/р игра «Расти, расти, лучок?» 

    Наблюдение за ростом лука

    п/р игра «Расти, расти, лучок»

    Интервьюирование детей родителями

    12

    Тема: «Снег и его свойства»

     Цель: Формировать представления о снеге, его свойствах, о том, что снег и лед – это замерзшая вода (приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа:  «Что такое снег

    Рассматривание альбома «Зима»

    Опыт: «Снег и его свойства» (опыт №32),

    Игра  по ТРИЗ «Снегопад - это хорошо или плохо?»

    Наблюдение за снежинками.

    Игра «Снежинки»

    Лепка «Снеговик» (из снега)

     Беседа «Как рождаются снежинки?»

    Цель: Формировать представления о красоте снега и льда, развивать познавательную активность.

     

    01

    Тема: «Лед и его свойства»

     Цель: Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед – это замерзшая вода.

    (приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Рисование  «Зимние забавы»

     Опыт: «Лед легче воды» (опыт №33).

    Разноцветные сосульки»  (опыт №34)

    Рассматривание снежинок через лупу

     Игра «Пройди по следам на снегу»; придумывание загадок;

    Аппликация из бросового материала

    «Зимняя избушка» совместно с родителями

    02

    Тема: «Как услышать воздух?»

     Цель: Формировать представления детей о явлениях зимней погоды, со свойствами  воздуха (приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Изготовление цветных льдинок

     

    Опыт: «Разноцветные

    сосульки»  

    (опыт №34)

    Конструирование снежинок из бумаги

     

    Подарить малышам снежинки

    Придумывание загадок

    о снеге, льде, морозе, запись их в «Альбом природы»

    03

    Тема «Жизнь растений»:

    Цель: помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа «Пробуждение природы»;

    Игра: А если…?

    Опыт: «Что выделяет растение?» (опыт№56);

    Опыт: «Есть ли у растений органы дыхания?» (опыт№57)

    Наблюдение за жизнью растений;

    Нарисуй свое любимое дерево

    Игра - забава

    «Забавные фокусы»

    Цель:

    развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. 

    04

    Тема: «Здравствуй солнечный лучик!»

     Цель: познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца (приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    П/и«Догони солнечного зайчика»

    Опыт: «Цветные огоньки»

    (опыт №36)

    С/р игра

    «Журналист» рассказ ведущего  о том, что ему нравиться в неживой природе и почему

     Аппликация

    «Радуга»,

    разучить с родителями считалку: «Каждый охотник, желает знать, где сидит фазан»

    05

    Тема: «Кто в доме – природе живет»

    Цель: познакомить с одуванчиком в разных стадиях развития.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Чтение стихотворения «Одуванчик» М.Полянская.

    Опыт: «Познакомьтесь одуванчик»! (опыт№53)

    (опыт  второй части опыта №54)

    П\и «Одуванчики»

    Наблюдение за одуванчиками  и за мать – и – мачехой.

    П\и Солнышко и одуванчики»;

    Рисование «Одуванчики»

    Подбор художественной литературы:

    загадки, стихи, рассказы

    06

    Тема «Путешествие по экологической тропе: первоцветы»

    Цель: формировать представление о садовых  первоцветах, закрепляя признаки ранней весны.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Труд в природе: посадка цветочной рассады ;

    Опыт «Не забудем незабудки» (опыт№65)

    Чтение стихотворения «Подарки весны» М. Скребцовой.

    Наблюдение за первоцветами;

    Физминутка «Распускается одуванчик»

    Летние наблюдения за природой.

    07

    Тема: «Вода –труженица»

     Цель: Формировать элементарные представления  детей об использовании воды и ее силе. (Приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа: «Кому нужна вода?»

    Опыт:

    «Что растворяется в воде?»

    (опыт№20)

    Опыт «Фильтрование воды»

     (Опыт № 38)

    Игры с водой и механическими игрушками.

     Рассматривание капелек воды через лупу

    Полезные и забавные игры с водой: «Купание игрушек»;

    «Стираем маме помогаем»

    Подобрать с детьми  стихотворения  о явлениях природы связанных с водой (роса, снег, лед, дождь)

    Опыт:

    «Вода способна испаряться?»

    (опыт 31)

    08

    Тема: «Путешествие капельки»

     Цель: дать детям представления  о круговороте воды в природе (Приложение № 1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Конструирование на тему  «Брызгалка»

    Выучить стихотворение Н.Григорьевой «Песня дождя»

    Дидактическая игра «Путешествие капельки»

    С/р игра 

     «Магазин» 

    Опыт:

    «Бережем воду»

    (опыт №39),

    П/игра «Ходят капельки по кругу»

    Праздник

     «День Нептуна»

    Рисование 

     картины «Морской пейзаж»

    П/и «Водоносы»

    3.3.. Перспективный план познавательной деятельности   с воспитанниками 6-7 лет

    таблица№3

    Месяцы

    НОД

    Образовательные области

    Совместная деятельность взрослого  с детьми

    Самостоятельная деятельность детей

    Сотрудничество с родителями

    09

    Тема: «Песок»

    Цель: расширить представления детей о свойствах песка .

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Чтение «На песке» Л. Квитко; 

    Опыт:

    «Удивительный песок»

    (опыт №40)

    Опыт: «Песок путешествует по пустыне»

    (опыт №41)

    Опыт:

    «Игры с песком»

    (опыт №22),

    Рисование на песке «Песочная страна»;

    П/и «Песчинки»

    Игра  «Волшебное сито»»

     Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.

    10

    Тема: «Почва»

    Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа «Влияние состава почвы на рост растений»

    Опыт: «Сухая и влажная почва» (опыт№52)

    Труд в природе: взрыхление почвы  у комнатных растений

    Опыт:

    «Как передвигается вода в почве?» (опыт №43),

    11

    Тема: « Все обо всем»

    Цель:

    развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Рассказ воспитателя о нефти.

    Опыт: «Чем можно измерить длину?»

    (опыт №45)

     Опыт: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» «опыт№1)

    С/Р игра «Ученый»

    «Нарисуй дождь»

    Беседа «Почему в космос летают на ракете?»

    12

    Тема: «Мир магнит»

     Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Опыт: «Как действуют магниты?!»

    (опыт №44),

    Настольная игра: «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

     Опыт «Земля – магнит»

    (опыт №46),

    01

    Тема «Наша елочка»

    Цель: познакомить с елочкой, которая растет на территории детского сада; уточнить знания об особенностях внешнего вида елочки

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»;

    «Чем пахнет елочка»,

    Чем ель отличается от лиственных деревьев.

    Объемная аппликация «Наша елка»;

    Выставка из бросового материала «Необычные елочки»

    02

    Тема: «Камни»

     Цель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Опыт: 

    «Какие удивительные!»

    (опыт №49)

    «Развивающая игра «Камешки»

     

    Рассматривание энциклопедий о камнях Опыт «Сравнение глины и камня»

    (опыт №50),

    03

     Тема: «Огонь»

     Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека;

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Чтение мифа о Прометее

    Опыт: «

    (опыт №49)

    Беседа: «Огонь – спутник и помощник человека или стихийное бедствие»

    Инсценировка сказки «Кошкин дом»

     Игра «Хорошо – плохо»

    Чтение сказки «Как огонь с человеком подружился»; подбор загадок

    Семейная стенгазета «Огонь – враг- огонь – друг»

    04

    Тема«Предметы»

    Цель: познакомить со свойствами и изменениями форм предметов.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Опыт: «Секрет сосновой шишки» (опыт№59);

    Опыт: «Мыло – фокусник» (опыт№60);

    Опыт: «Как заместить

    тесто?» (опыт №61)

    Наблюдение за ростом еловых растений

    Сбор природного материала для опытов

    05

    Тема: «Космос Вселенная. Звезды»

     Цель: уточнить и расширить представления о космосе, вызвать познавательный интерес.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа «Вселенная. Звезды»

    Игра – импровизация «Обитатели космоса»

     

    П/и «Планеты по местам»

    Художественное творчество (аппликация) «Космос»

    Опыт: «Звезды светят постоянно»

    (опыт №52),

    06

    Тема: «Облака»

     Цель:  формировать умение видеть красоту неба, учить делать открытия; развивать творческое воображение, (приложение №1)

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа об облаках;

    Игра «Что будет, если…?»

    Рисование (прием

    кляксографии) «Облака»

    Чтение Я. Акима «Облака»

    07

    Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей»

    Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, развивать познавательную активность.

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Опыт:  «Страна Узнавайкина»

    (опыт №55)

    Игра «Чудесный мешочек»

    Рассматривание предметов  через разноцветное стекло

    Пополнение альбома «Удивительное рядом»

    08

    Тема «Человек»

    Цель: показать, как человек слышит звук, знакомить со строением глаза, функцией его частей

    Познавательное

    Социально-коммуникативное

    Речевое

    Художественно-эстетическое

    Физкультурное

    Беседа «Сохрани свое здоровье с детства»

    Опыт: «Проверим слух» (опыт№57);

    Опыт «Наши помощники – глаза» (Опыт№58);

    Лепка «Человек»

    Изучение модели человека

    Беседа на тему «Здоровье»

    3.4. Перспективный план работы с родителями (1год)

    таблица№4

    п/п

    Формы работы

    Тема

    Цели и задачи

    Срок проведения

    1

    Родительское собрание

    «Воспитание любознательности, познавательной активности средствами природы»

     Привлечь внимание родителей к  организации экспериментальной деятельности дошкольников.

    Сентябрь

    2

    Памятка

    «Развитие познавательной активности дошкольников»

    Дать рекомендации родителям  по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

    Октябрь

    3

    Консультация

    «Центр экспериментально-поисковой деятельности дома»

    Познакомить родителей  с современными формами и методами работы, направленными на познавательно – поисковое развитие детей.

    Ноябрь

    4

    Экскурсия в      «Музейный центр»

    «Богатства Югры»

    Расширить знания родителей о богатствах родного края. Развивать интерес к окружающему миру, чувство гордости за свой край.

    Декабрь

    5

    Создание мини – музея

    «Морские фантазии»

    Стимулировать родителей на  создание в группе мини –музея «Морские фантазии».

    Январь

    6

    Практикум

    «Мир моих

    увлечений»

    Привлечь родителей к изготовлению игрушек из природного материала моря ( ракушек, камушек). Способствовать развитию фантазии, художественно-эстетического вкуса.

    Февраль

    7

    Викторина

    «Как? Сколько?

    Почему?»

    Расширить представления родителей  об объектах и явлениях природы. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к природе.

    Март

    8

    Фотовыставка

    «За красотой в

    природу»

    Привлечь родителей к участию в фотовыставке. Развивать наблюдательность, умение видеть удивительное в обычных объектах неживой природы.

    Апрель

    9

    Трудовой десант

    «Цветущим садом станет наш

    «Садко»»

    Привлечь внимание родителей к благоустройству территории детского сада. Развивать желание прийти на помощь, создавая красоту своими руками.

    Май

    10

    Дискуссия

    «Правила разумного поведения в

    природе»

    Обсудить с родителями правила поведения в природе. Развивать потребность быть активными её защитниками.

    Июнь

    11

    Экскурсия

    «В гости к

    Водяному»

    Показать осеннюю красоту родной природы.  Развивать действенное отношение к природе, экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема.

    Июль

    12

    Круглый стол

    «Хочу всё знать»

    Привлечь родителей к просмотру вместе с детьми телепередач «Галилео», «Вокруг света», «Хочу Все знать».

    Август

    3.5. Перспективный план работы с родителями (2год)

    таблица№5

    п/п

    Формы работы

    Тема

    Цели и задачи

    Срок проведения

    1

    Анкетирование

    «Роль семьи в развитии поисковой активности ребёнка»

    Выявить отношение родителей к поисковой деятельности детей.

    Сентябрь

    2

    Родительское собрание

    «Фенологические наблюдения в развитии поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

    Привлечь внимание родителей  к фенологическим наблюдениям.

    Октябрь

    3

    Дискуссия

    «Особенности детского экспериментирования»

     Обсудить с родителями условия необходимые для детского экспериментирования. Выявить особенности в процессе дискуссии.

    Ноябрь

    4

    Конкурс загадок

    «Ходит капелька по кругу»

    Привлечь родителей к подбору загадок о волшебнице – воде.

    Декабрь

    5

    Выставка

    «Сказка подводного царства»

    Привлечь родителей к пополнению мини- музея «Морские фантазии» экспонатами.  Стимулировать познавательную активность.

    Январь

    6

    Круглый стол

    «Воспитательный потенциал чтения ребёнку природоведческой литературы»

    Сконцентрировать внимание  родителей на  природоведческой литературе для детей дошкольного возраста; её  роли в  развитии всесторонней личности человека.

    Февраль

    7

    Викторина

    «Уж тает снег, бегут ручьи…»

    Привлечь внимание родителей к весенним процессам в природе. Развивать наблюдательность, поисковую активность.

    Март

    8

    Памятка

    «Берегите воду!»

    Призвать родителей к ответственности за экологически целесообразное поведение по отношению к природным ресурсам (воде).  

    Апрель

    9

    Выставка

    камней

    «Удивительное рядом!»

    Привлечь родителей к участию в  выставке с удивительными объектами природы (камни). Развивать поисковую активность.

    Май

    10

    Игра-развлечение

    День Земли

    Активизировать эмоциональные переживания родителей от совместной деятельности. Формировать устойчивый интерес к явлениям общественной жизни и объектам природы.

    Июнь

    11

    Консультация

    Полезные и забавные игры с водой!

    Расширить знания родителей о свойствах воды полезных для здоровья  людей;  роли закаливания;  играх, способствующих приобретению новых знаний о ней.

    Июль

    12

    Фотоальбом

    «Как мы отдыхали летом»

    Привлечь родителей к созданию фотоальбома. Развивать стремление участвовать в жизни группы.

    Август

    3.6. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ.

     Наш детский несколько лет работает с детьми с ОВЗ, которые посещают группы общеразвивающей  направленности. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. Подробнее мы хотим остановиться на включении детей с ограниченными возможностями здоровья в экспериментально - исследовательскую деятельность. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Так как у детей с особыми образовательными потребностями ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств, предметов затруднена, им требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленной задачи. Мы учим детей, сопровождать речью свои действия, подводить итог, давать словесный отчет, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка или карточки с символом, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучаем действиям планирования. В нашем детском саду созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, песком, воздухом, проводим исследования движения воды и воздуха в природе, исследуем условия необходимые для жизни растений. В группе имеются коллекции комнатных растений, минералов, коллекции семян цветов и деревьев. Дети с удовольствием рассматривают эти коллекции и учатся их классифицировать. Для проведения исследовательской деятельности на прогулке в группе имеется переносной контейнер. Перед прогулкой мы с ребятами складываем в него все, что пригодиться для очередного исследования. Экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. Мы предоставляем им возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми которым это задание по силам.  Ребята с особенностями развития стараются не отставать от своих товарищей. Большую помощь в работе с детьми с особыми образовательными потребностями оказывают родители.  Мы показали им на примерах,  что необходимо предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно - пусть не у всех сразу получается, это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу, свободу поведения. Именно разные совместные проекты с родителями и детьми дают очень хорошие результаты. Ведь работая над совместным проектом, родители и дети сближаются эмоционально и психологически, это дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а папе и маме - лучше узнать его. В номинации «Я и родитель» дети могут защищать проект вместе с членом семьи. Это придает ему больше уверенности в своих силах, дает возможность лучше раскрыть свои способности. В старшей группе дети с особенностями в развитии защищали свои проекты вместе с родителями, а уже в подготовительной группе - некоторые смогли самостоятельно выступить с проектом. При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников. Дети учатся взаимопомощи и толерантности.

    3.7.Список используемой литературы:

    1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
    2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
    3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
    4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
    5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
    6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
    7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
    8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
    9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

    Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

    Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...

    Психологическая гостиная «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность естественнонаучной направленности»

    Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития познавательной активности  у детей дошкольного возраста экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи:1. О...