ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ПОЗДНЯКОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

      Природа всегда была для человека  не только средой, в которой он жил, но и главным источником существования. Было время, когда люди с гордостью называли себя «завоевателями природы». Они обращались с природой как завоеватели: жгли, рубили, уничтожали, не задумываясь над тем, что останется после них. Сейчас люди поняли: они сами  - часть природы и без нее не могут существовать. Они поняли и другое: природа – не только источник материальных благ, но и вечный источник красоты.

      Конечно, любовь к природе далеко не всегда определяет профессию человека. Напротив – чем бы ни занимался, он должен быть неравнодушен к природе: Это делает его жизнь ярче и полноценней. И есть миллионы людей, страстно любящих природу, но работающих в очень далеких от нее областях.

        Природа – гуманизм человека, гуманизм во имя человека. Ведь природу надо беречь, охранять, спасать не просто так – это веление времени, это необходимо во имя будущего человечества.

        Разум сделал человека самым сильным существом на земле. Ему не могут сейчас противостоять ни бизон, ни тигр, ни слон, ни лев.  Все животные на нашей планете сейчас слабее человека. И человек должен не пользоваться этим, чтоб убивать и уничтожать, он обязан думать и беспокоиться о животных, беречь и охранять их.

         Человек – самый надежный друг и защитник природы. Он может быть другом,  а может стать и обидчиком для природы.

         Человек – самый главный на Земле, поэтому ему вверено очень важное дело – проявлять заботу о своих ближних, хранить природу, жизнь, никого не мучить и не обижать.

          Звери, птицы, травы и деревья помогают человеку, делают его жизнь радостной. А за их доброту и заботу мы, люди – друзья природы, тоже должны платить добром.

         Человек – самый надежный, умный и близкий друг природы.

          Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они  объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

           У дошкольников много любимых, широко известных героев сказок  и книг. Ряд из них – это еще и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным – к живой природе.

           Обобщая все выше сказанное, предлагаю экологическую сказку для детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет погрузить детей в активное контролируемое общение, где дети проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с воспитателем, друг другом и сказочными персонажами.

           Цель проводимого мероприятия: воспитывать у детей природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_prirodu.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 «ТЕРЕМОК» (МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 31 «ТЕРЕМОК»)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПОЗДНЯКОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА.

ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ.

«ЛЕСНАЯ АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ» (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ Л. ВАСИЛЬЕВОЙ – ГАНГУС «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»).

2016 г.

Оглавление:

  1. Введение  стр. 1
  2. Ход мероприятия  стр. 2
  3. Заключение   стр.  5
  4. Литература   стр. 6

      Природа всегда была для человека  не только средой, в которой он жил, но и главным источником существования. Было время, когда люди с гордостью называли себя «завоевателями природы». Они обращались с природой как завоеватели: жгли, рубили, уничтожали, не задумываясь над тем, что останется после них. Сейчас люди поняли: они сами  - часть природы и без нее не могут существовать. Они поняли и другое: природа – не только источник материальных благ, но и вечный источник красоты.

      Конечно, любовь к природе далеко не всегда определяет профессию человека. Напротив – чем бы ни занимался, он должен быть неравнодушен к природе: Это делает его жизнь ярче и полноценней. И есть миллионы людей, страстно любящих природу, но работающих в очень далеких от нее областях.

        Природа – гуманизм человека, гуманизм во имя человека. Ведь природу надо беречь, охранять, спасать не просто так – это веление времени, это необходимо во имя будущего человечества.

        Разум сделал человека самым сильным существом на земле. Ему не могут сейчас противостоять ни бизон, ни тигр, ни слон, ни лев.  Все животные на нашей планете сейчас слабее человека. И человек должен не пользоваться этим, чтоб убивать и уничтожать, он обязан думать и беспокоиться о животных, беречь и охранять их.

         Человек – самый надежный друг и защитник природы. Он может быть другом,  а может стать и обидчиком для природы.

         Человек – самый главный на Земле, поэтому ему вверено очень важное дело – проявлять заботу о своих ближних, хранить природу, жизнь, никого не мучить и не обижать.

         Звери, птицы, травы и деревья помогают человеку, делают его жизнь радостной. А за их доброту и заботу мы, люди – друзья природы, тоже должны платить добром.

         Человек – самый надежный, умный и близкий друг природы.

          Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они  объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

           У дошкольников много любимых, широко известных героев сказок  и книг. Ряд из них – это еще и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным – к живой природе.

           Обобщая все выше сказанное, предлагаю экологическую сказку для детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет погрузить детей в активное контролируемое общение, где дети проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с воспитателем, друг другом и сказочными персонажами.

           Цель проводимого мероприятия: воспитывать у детей природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле.

Ход мероприятия:

Дети сидят на стульях в музыкальном зале. Раздается стук в дверь.

Воспитатель:  - Ребята, кто – то к нам стучится? Слышите?

(Появляется Каркуша).

Каркуша: - Кар! Кар! Кар! Здравствуйте, ребята!

Дети:  - Здравствуйте!

Каркуша:  - Вы, меня узнали? ( Ответы детей) Я прилетела к вам по просьбе Старичка – Лесовичка. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно в этом конверте.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, действительно письмо, а как проверить, не перепутала ли Каркуша, нам ли это письмо?  Как называется наш детский сад? А какой у него номер? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей). 

Воспитатель, выслушав ответы детей, читает адрес на конверте. – Молодцы, все, верно, значит это письмо нам и подписано от Старичка – Лесовичка. А кто же это такой?

Ребенок: Есть на свете старик, зовут Лесовик.

Носит он на загляденье – колпачок из пестрых листьев,

Шаровары расписные, сапоги берестяные,

Посошок в его руке, сам в зеленом армяке.

Ходит, бродит по травинкам, как по узеньким тропинкам

Старичок – Лесовичек.

Сторожит он мир лесной. Каждый день и в дождь и в зной

Все травы в лесу он знает, любит их, оберегает.

Воспитатель: Ну, что же, Каркуша, это письмо действительно нам!  Сейчас мы его откроем и прочитаем. (Открывает конверт, а там диск). Ребята, это не просто письмо, а видеописьмо. Мы  сможем увидеть, что же случилось в царстве лесном, может быть нужна наша помощь? (Включается проектор).

Слайд № 1. Лесовичек: Здравствуйте ребята! У нас в лесу случилась страшная беда. Вот послушайте,  посмотрите и скажите, что же делать? Сможете нам помочь?

Слайд № 2. Однажды семейство Ивановых решило отдохнуть. Мама, папа, две бабушки, тетя Липа и Алеша уселись в мото-сказоход и покатились, куда глаза глядят.

Их глаза глядели за   дальнюю дорогу... за чисто-чисто поле... Туда, где зеленеет дремучий лес.

Слайд № 3. В лесу стояла избушка на курьих ножках. Вокруг нее улыбались прохожим синие-красные-желтые цветы. Тянулись к солнцу голубые травы. Hа серебряных кустах сидели красные белки и звонко щелкали орехи. Цок да цок! Возле крыльца избушки стояла очень старая сосна. Ее верхушка доросла до неба. По ночам между ветвями играли в прятки звезды. По утрам на ней дремали облака и птицы. А вечером из черного дупла

выглядывал ушастый дядя Филин. И ухх-ххая и хохх-ххоча, рассказывал лесному люду сказки. Сюда-то и прикатили мама, папа, две бабушки, тетя Липа и Алеша.

Слайд № 4.- Хочу этих цветов! - сказал Алеша. И все  принялись рвать синие-красные-желтые цветы... Хотя цветы так горько плакали! И так просили не рвать - не убивать их. Hо люди  не понимали их языка.

Слайд № 5. - Хочу орехов! - закричал Алеша. И обе бабушки, разогнав всех красных белок, стали ломать серебряные ветки и собирать орехи. Хоть белки очень-очень расстроились! Hо бабушки не понимали их языка.

Слайд №  6.- Хочу! Хочу костер из этой вот сосны! - крикнул Алеша. И мама дала папе большой топор. И папа подошел к сосне и стукнул-ударил ее топором. Вздрогнула очень старая сосна. И застонала...

Слайд №  7.- Беда! Беда! - вылетел из черного ее дупла ушастый дядя Филин и помчался к Лесовичку.

Слайд № 8. - Hа помощь! - подхватили белки. - Разбой! Услышав про такое, из белоствольного березняка примчались зайцы! Из дальнего оврага - лисы! Из ельника дремучего - два седых волка! А из берлоги притопала медведица Матрена. С ребятками своими, с медвежатами... Все звери собрались на поляне. - Как же вам не стыдно?

- Зачем вы рвете-убиваете цветы? - спросили зайцы. - Зачем ломаете ветки орешника? - протявкали лисицы. - Зачем вы губите сосну? - завыли волки. А дядя Филин вовсе

рассердился: - Уфф! Ступайте прочь отсюда! Злые! Невежливые люди! - крикнул

он. И белки подхватили: - Прочь! Прочь! Прочь!

Слайд № 9. Тут налетела большая черная туча, и пошел сильный дождь.

Слайд № 10. Мама, папа, две бабушки, тетя Липа и Алеша испугались. Помчались к мото-сказоходу. Завели мотор. И покатили прочь из леса! Через чисто-чисто поле... По дальней по дороге...   Hочью въехали они в свой город.   Ивановы вбежали в свой дом. Улеглись в свои кровати. И заснули.

Слайд №11. Лесовичек: Вот что натворили в лесу Ивановы. Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? Как вы считаете, мои юные друзья?

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни!

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не смейте никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Прекрасна, прекрасна родная Земля,

Прекрасней ее не найти никогда!

Зеленые дали, леса и поля,

И синяя в речке вода.

Слайд № 11. Лесовичек: Вот поэтому я и решил к вам обратиться за помощью.

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь лесу? Ведь мы должны не только в лесу порядок навести, но и семейство Ивановых сделать друзьями природы.

Ребенок: А ведь после дождя всегда бывает радуга. Сделаем волшебную радугу и отправим ее в город, где живут Ивановы. И как только кто – нибудь увидит эту радугу, то сразу станет другом природы!

Воспитатель: Из чего же мы можем сделать такую радугу? Предлагаю из волшебных воздушных шаров. (Изготавливается радуга из длинных воздушных шаров и двустороннего скотча).

Вот какая радуга у нас получилась! Сейчас мы отправим ее в дальний город. («радуга» выпускается в дверь или в окно).

Слайд № 11 . Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лесовичек хочет нам что – то рассказать. Неужели наша радуга уже на месте?

Лесовичек: Ребята, огромное вам спасибо! Ваша радуга поднялась над городом и вот что произошло.

Слайд № 12. Мама увидела радугу   и тотчас превратилась в самую вежливую маму на белом свете. И тут же покраснела от стыда. - Ой-ой-ой! Как стыдно! Вчера я скверно вела себя в лесу Дремучем. Папа вышел  за порог, увидел радугу  и превратился в самого вежливого папу на белом свете. - Стыд, какой! - воскликнул он, тотчас же покраснев. - Вчера я очень плохо себя вел в лесу!  Обе бабушки увидели радугу и тоже превратились в самых вежливых бабушек на белом свете. - Ай-ай! - сказали они и покачали головами. - Вчера-то мы такого натворили! И вспомнить совестно! Наконец, увидели радугу и тетя Липа с Алешей. Им тоже стало очень стыдно за вчерашнее.  

Слайд № 13. Ивановы  поскорее сели в мото-сказоход и покатили в лес.

Слайд № 14. Лесовичек: И вот когда я бродил по лесу, и думал, что же делать, то увидел что…

Слайд № 15. Возле избушки на курьих ножках мама Иванова поливала живой-волшебной водой кусты, цветы и травы. Обе бабушки кормили спелыми орехами красных белок. Папа сажал на поляне семена диковинных деревьев и цветов. А тетя Липа с Алешей замазывали раны на стволе очень старой сосны целебной мазью, которую ей дала фея. Слайд № 16. Очень-очень скоро на лесной поляне улыбнулись синие-красные-желтые цветы. Потянулись к солнцу голубые травы. Запрыгали-заплясали на ветвях белки. А из черного дупла вдруг выглянул ушастый дядя Филин.

- Уфф! - крикнул он. - Скорее все сюда! Из белоствольного березняка примчались зайцы. Из дальнего оврага - лисы. Из ельника дремучего - два седых волка. А из берлоги притопала медведица Матрена с ребятами своими, медвежатами.

- Большое вам спасибо, люди! - сказала медведица и низко поклонилась. И остальные звери-птицы тоже поблагодарили Ивановых. - Спасибо! - закричали зайцы, затявкали лисы, завыли волки и зацокали белки, А старая сосна уронила в мамины ладони маленькую зеленую звезду.

Слайд  № 17. И от всего этого маме, папе, двум бабушкам,   тете Липе  и Алеше сделалось так хорошо-приятно, что, возвращаясь домой, они даже запели песенку. Так с песенкой и ехали до самого города. И больше никогда не обижали даже самого маленького муравья.

Слайд №  18. Лесовичек: Спасибо вам, ребята! Приходите в гости в лес, но только с добрыми намерениями.

Воспитатель: Я очень рада, что мы смогли помочь Лесовичку.  И  думаю, что вы никогда не позволите себе обидеть природу и даже самого маленького муравья!  (Дети исполняют песню «Не обижайте муравья!»

    Экологические сказки учат детей правильно вести себя в природе, не причиняя вреда всему живому, что их окружает. По ходу сюжета у детей появилось переживание, сочувствие, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию. Такие экологические мероприятия в интересной, занимательной форме помогают детям увидеть всю красоту природы, раскрывают все ее тайны и законы, воспитывают в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом. А также помогают помочь понять главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди!», «Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо!»

Используемая литература:

  1. Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»
  2. П.Г. Федосеева «Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию».
  3. С.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».
  4. Л.И. Грехова «В союзе с природой».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Лесная история»

Экологическая сказка  для детей старшего дошкольного возраста...

Экологические сказки для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с различными экологическими ситуациями ...

Конспект театрализованной игры-занятия «Ежик-Кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста

Конспект театрализованной игры-занятия «Ежик-Кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий экологической сказки для детей старшего дошкольного возраста «Как Мышка искала секреты здоровья»

Сказка о мышке, которая узнала различные секреты здоровья : лекарственные травы, витамины, зарядка, закаливание, мед и т.д....