Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Человек и Цветок»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Герасименко Юлия Евгеньевна

Формирование у детей бережного отношения к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_ekol.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста

                                               «Человек и Цветок»

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Цель:   формирование у детей бережного отношения к природе.

Задачи:

«Познание»:

- развитие экологических представлений (забота человека о растениях).

«Коммуникация»:

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми;

- обогащать словарный запас;

«Социализация»:

- формировать умение ухаживать за растениями.

- учить детей видеть красоту и мощь природы, богатство её форм, красок и запахов.

«Музыка».

Материал:

Картинки «Времена года», проектор, экран.

Предварительная работа:

  • знакомство с растениями в уголке природы, технология посадки семечка;
  • обучение детей способам ухода за растениями в группе;
  • беседа с детьми о цветах и деревьях.

Ход непосредственно - образовательной  деятельности:

Воспитатель: Ребята я хочу рассказать вам сказку, (ребята садятся полукругом на коврик) Готовы слушать?!

        В давние времена, когда на Земле стояли густые леса, текли чистые реки, и воздух был чист и свеж, жил Человек. Он радовался, когда все пробуждалось от спячки. А о каком времени года идет речь?

Дети: Весна!

 Воспитатель: Правильно. На деревьях набухали почки, расцветал первый подснежник, прилетал скворец и шумел ручей (показ пробуждение весны, отрывок прослушать) [1].

Восхищался, когда все одевалось в зеленую листву,  и в озерах искрилась чистая вода. А сей час,  о каком времени года идет речь?

Дети: Лето!

Воспитатель: Молодцы! (показ лета, отрывок прослушать) [2]. Грустил, когда птицы улетали на юг и  деревья скидывали с себя  желтые листья. Кто подскажет время года?

Дети (Ваня): Осень!

Воспитатель: Ты прав, осень. (показ осеннего леса, поля, отрывок прослушать) [4]. С тоской ждал последнее время года. Назовите его?

Дети: Зима!

Воспитатель: Да, все вокруг покрывалось белым пушистым одеялом (показ зимы, отрывок прослушать) [3].  

 И вот наступили последние деньки первого осеннего месяца. Кто назовет  первый месяц осени?

Галя:  Сентябрь.

Воспитатель: Умница! Человек, задумался, что скоро не увидит любимых цветов, которые радовали его все лето. Он решил, что поселит цветок в цветочном горшке.

      Пришел Человек на лесную поляну:

- Цветок, дай мне свое одно семечко, я его посажу в горшок, а зимой оно зацветет, и будет у меня дома свое Лето.

- Возьми, - ответил Цветок. – Но знай, что всю эту красоту создала Матушка - Природа, и она заботиться о них. А получится ли у тебя Человек позаботиться о маленькой семечке?

- Ну, я ведь Человек и все смогу! И ушел с семечком домой.

 Дома Человек наполнил цветочный горшок хорошей землей, и посадил в нее семечко и стал ждать.

      Прошло три дня, затем неделя, а ростка все не было. Земля в горшке потрескалась. Кто может сказать, что неправильно делал человек?

Дети: (разные ответы).

Воспитатель:  Давайте узнаем правильный ответ. Расстроился Человек. – Я, наверное, что-то делаю не так? Надо спросить у цветка.

Пришел Человек на лесную поляну к цветку.

Цветок узнал Человека и спросил:

- Как поживает мое семечко, проросло?

Человек опустил голову и сказал:

- Не хочет твое семечко прорастать. Подскажи, может я, что-то делаю не так?

- Э-эх! – прошептал Цветок. Мы, цветы,  на планете живем очень давно, ветер разносит наши семена по всей земле, кучевые облака - проливаются дождем,  капли дождя - увлажняет почву и семена. (показ слайдов). Матушка – Природа, так заботится о нас.

- Благодарю тебя за совет, Цветок! – сказал Человек и ушел домой.

Дома Человек набрал водицы, отстоялась водица и приняла комнатную температуру. Получил горшок с семечком нужной влаги. Впитала земля в горшке водицу, вздохнула.  Обрадовался Человек, поставил горшок с семечком на стол, и стал ждать.

     Прошло три дня. Смотрит Человек, а в горшке пророс росток. Еще радостней стало Человеку.

     Прошел день, другой…  А росток больше не растет, стал чахнуть. Что же не хватает ростку?

Дети: (разные ответы).

Воспитатель: Решил Человек просить совета у Цветка.

Пришел он к цветку.

- Рад видеть тебя, Человек – сказал Цветок. – Как поживает мое семечко, проросло?

- Проросло – ответил Человек.  - Но, что-то опять ему не хватает.  Я его  поливаю, когда земля высыхает,  а росток больше не растет, стал увядать. Опять я, что-то делаю не так? Дай совет.

- Э-эх! – вздохнул Цветок. Матушка – Природа сделала так, что корни цветов уходят в землю, воздух ни как не может к ним попасть. Вот и появились у Матушки – Природы помощники, которых она посылает к нам.  В почве живут маленькие жучки, дождевые черви.  Они рыхлят землю, помогают корням дышать.

- Спасибо, Цветок! Ты дал мне хороший совет! – сказал Человек и отправился домой.

      Дома, Человек взял тонкий прутик, осторожно порыхлил землю в горшке, чтоб не повредить корни ростка. Оживился росток, подтянулся.

Радостно стало Человеку.

       Прошли дни, недели, наступила зима. В один из зимних дней, увидел Человек, что опять загрустил росток, который уже подрос, но цветка так и не выпустил. Человек полил росток, палочкой взрыхлил землю,  но все было тщетно, грустил росток. Может, кто-то догадался, что не хватает ростку?

Дети: (разные ответы).

Воспитатель: Проверим ваши ответы! Вышел Человек из дома и пошел на лесную поляну. Поляна была укутана белым пушистым одеялом, и ни одного цветочка не было видно. Расстроился Человек, неужели погибнет его росток? И пошел домой.

Сидя у окна, услышал тихий голосок:

 - Че-ло-век…

- Кто позвал меня? – сказал Человек.

- Это я, твой росток, выслушай меня. Матушка – Природа, сделала так, что зимой, когда холодно, бушует вьюга и трещат сильные морозы, все вокруг спит. Спят деревья и кусты, спят цветы и травка.

- А ты же растешь в тепле и уюте, тебе не нравиться здесь? – спросил Человек.

- Нравится, но наша Матушка – Природа, всегда дарит всем нам много солнечного света, это помогает нам расти.

- Я все понял! – сказал Человек.

      Человек взял со стола горшок с ростком и водрузил его на подоконник. Обрадовался росток лучам света, зашевелил листочками.

За окном бушует зима, все укутано снегом, а у Человека на подоконнике растет цветок, который вот-вот зацветет.

     Понял теперь Человек, что можно выращивать растения дома. Но они требуют особого ухода, какого?

Дети: Полива, освещения, рыхления земли.

Воспитатель: Молодцы! И тогда в зимние холодные вечера будут они радовать нас своей зеленью и цветами.

Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: (ответы.)

Воспитатель: А теперь предлагаю вам одеться и пойти на наш участок, и посадить каждому свою семечку.

Автор: Герасименко Ю.Е., старший воспитатель МБДОУ №5 «Звездочка»

Приложение:

  1. Весеннее пробуждение природы. https://www.youtube.com/watch?v=FGQkQ2-hlPs
  2. Звуки природы Утренние птицы – Пробуждение леса. https://petamusic.ru/?string=%C7%E2%F3%EA%E8+%EF%F0%E8%F0%EE%E4%FB+%D3%F2%F0%E5%ED%ED%E8%E5+%EF%F2%E8%F6%FB&sort=artist
  3. Лес, метель и хруст снега.  https://xmusik.me/s/3845392-Zvuki_prirody_-_Les_metel_i_hrust_snega/
  4. Осень. https://xmusik.me/s/5873199-Zvuki_prirody_-_Osen/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Природа всегда была для человека  не только средой, в которой он жил, но и главным источником существования. Было время, когда люди с гордостью называли себя «завоевателями п...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Лесная история»

Экологическая сказка  для детей старшего дошкольного возраста...

Экологические сказки для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с различными экологическими ситуациями ...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Полевой цветок: Ромашка»

Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможност...

Конспект театрализованной игры-занятия «Ежик-Кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста

Конспект театрализованной игры-занятия «Ежик-Кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий экологической сказки для детей старшего дошкольного возраста «Как Мышка искала секреты здоровья»

Сказка о мышке, которая узнала различные секреты здоровья : лекарственные травы, витамины, зарядка, закаливание, мед и т.д....