мини-музей в детском саду "Город мастеров"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Предлагается к рассмотрению паспорт мини-музея "Город мастеров" Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово

«музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно

пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы,

выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные

виды игрушек: деревянные, глиняные, фарфоровые, тряпичные,

изготовленные мастерами, заводские и авторские. Экспонаты используются

для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного

разговора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_gorod_masterov.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея «Народные промыслы»

1. Паспортные данные

Наименование мини-музея: «Народные промыслы».

Профиль музея: познавательный.

Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём

использования различных видов наглядности.

Задачи: - Познакомить детей с народными промыслами;

- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

- Воспитывать интерес к народным промыслам;

- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной

игрушки;

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук;

- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием

народной игрушки;

- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми.

- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его

содержимому.

Разделы и экспонаты: Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово

«музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно

пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы,

выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные

виды игрушек: деревянные, глиняные, фарфоровые, тряпичные,

изготовленные мастерами, заводские и авторские. Экспонаты используются

для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного

разговора.

2. Аспекты музейной деятельности

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта,

истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать

что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой

памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому,

чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и

экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя

на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи.

И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры

народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах

дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать

целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие

требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей

называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно –

исторической, познавательной направленности. С этой целью был

разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с

возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в

групповой комнате. Большая часть экспонатов была куплена на выставке

художественных промыслов воспитателем, часть

экспонатов подарена семьями воспитанников, некоторые игрушки

изготовлены воспитателем и детьми.

3. План работы по созданию мини-музея

Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

1. Подготовительный этап 1. Педсовет.

2.1. Родительское собрание. Ноябрь 2015 г

2.2. Определение темы и названия музея.

2.3. Выбор места для размещения.

2.4. Выбор инициативной группы.

2.5. Решение вопроса о приобретении

Экспонатов.

2. Практический этап 1. Сбор и изготовление экспонатов.

2. Оформление выставки.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Проведение экскурсий. Ноябрь 2015 г. – февраль 2016 г. Создания мини-музея «Народная игрушка»

3. Подведение итогов 1. Заседание инициативной группы.

2. Участие в конкурсе мини-музеев Февраль 2016 г. 1. Фотовыставка «А у

нас в музее».

2. Выставка экспонатов мини-музея.

4. Характеристика мини-музея.

Экспонаты мини-музея.

№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/временное хранение Ф. И. О. представившего экспонат

1. Матрёшка - неваляшка Ноябрь 2015 постоянное Из личной коллекции

Шишиновой Н.Х.

2. Лошадка фарфор гжель Ноябрь 2015 постоянное Из личной коллекции

Шишиновой Н.Х.

3. Змейка фарфор гжель Ноябрь 2015 постоянное Из личной коллекции

Шишиновой Н.Х.

4. Свистулька птичка дерево Ноябрь 2014 постоянное Из личной коллекции Шишиновой Н.Х.

5. Гриб-копилка «Хохломская роспись» г. Семёнов Ноябрь 2015 постоянное Приобретена в торговой сети

6. Матрёшка Декабрь 2015 постоянное Подарена семьёй Лариковых

7. Матрёшка средняя (старинная) Декабрь 2015 постоянное Подарена семьёй

Трескиных.

8. Матрёшка малая из 3-х кукол Декабрь 2015 постоянное Подарена семьёй

Трескиных.

9. Матрёшка малая Декабрь 2015 постоянное Подарена семьёй Лариковых

10. Матрёшка большая из 3-х кукол Декабрь 2013 постоянное Подарена семьёй Лариковых

11. Куклы. Нитки. Сентябрь 2015 постоянное. Изготовила родительница воспитанницы Коробовой

12. Петушки глина октябрь 2015 Изготовлены детьми

13. Лошадка глина октябрь 2015 постоянное Изготовила Возлеева О.Н.

14 Барыня глина Январь 2015 постоянное Изготовила Возлеева О.Н.

15 Ложки дерево (3 шт.) Ноябрь 2015 постоянное Из личной коллекции

Чибриковой Е.В.

16. Солонка Ноябрь 2015 постоянное Из личной коллекции Возлеева О.Н.

17. Лапотки (сувенир) Ноябрь 2015 постоянное Из личной коллекции

Возлеева О.Н.

18. Веретёнца( 2 шт.) октябрь 2015 постоянно Подарены Вдовиной

Татьяной Константиновной

19. Птица счастья бумага октябрь 2015постоянно Изготовила Возлеева О.Н..

20. Птица ткань Март 2014 постоянно Изготовила Возлеева О.Н.

21. Кукла удачница октябрь 2015 постоянное Изготовила Возлеева О.Н.

22. Матрёшка «Сударушка» из 5-и кукол «Семёновская роспись» ноябрь 2015 постоянное Приобретена детским садом.

Месяц Тема Цель месяц

Январь Знакомство с музеем

 Познакомить с музеем. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству. сентябрь

Январь Мастер – класс для детей детского сада по изготовлению обереговой куклы Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными

материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в

традициях народного искусства. октябрь

Январь Знакомство с народным костюмом Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Знакомить детей с историей народного

костюма и его элементами. ноябрь

Февраль Богородская деревянная игрушка Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям

народных мастеров. Уважение к их труду. декабрь

Февраль Игрушка-гжель

(С рисованием) Познакомить с промыслом гжели.

Развивать творчество. январь

Февраль Дымковские барышни

(С рисованием) Закреплять представления о дымковских игрушках.

Февраль «Путешествие в каргополь» Познакомить детей с особенностями и

этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Март Мастер – класс по изготовлению обрядовых тряпичных кукол «Веснянка», «Птичка». Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными

материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в

традициях народного искусства. апрель

Март «Матрёшка – Матрёна» Познакомить с историей русской

деревянной матрёшки, как символом

русской народной культуры.

Март «Русская матрёшка» Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. Развивать самостоятельность в придумывании

рисунка сарафана для матрёшки.

Воспитывать интерес к народному

декоративно – прикладному искусству.

Апрель Беседа у экспозиции глиняной игрушки

Закрепить знания, где зарождалась

народная игрушка из глины.

Апрель Лепка из глины «Птичка» с последующим раскрашиванием Учить лепить из целого куска, придавать сходство с игрушкой. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к русской игрушке.

Апрель Раскрашивание шаблонов «Дымковская игрушка» Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу.

Май Экскурсия «Народная игрушка» Обобщать знания о народных игрушках. Воспитывать гордость за свой народ.

Май 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средней и старшей групп. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Работа с родителями в мини-музее

Месяц Мероприятие Цель

Январь - май Экскурсия в музей (Малыми подгруппами или индивидуально со своим ребёнком) Познакомить родителей с музеем.

Март Досуг «Наши мамины колыбельные песни» Приобщать к истокам русского народного творчества.

Март Консультация «Бабушкины куклы» Познакомить родителей с приёмами изготовления кукол своими руками.

Март Мастер-класс(Дети и родители) Кукла - оберег Научить родителей делать куколку из ткани

Март Выставка «Кукла руками мам» Привлечь мам к изготовлению кукол

Апрель Консультация «Матрёшка - сказка» Познакомить с историей и назначением матрёшки.

Апрель Консультация «Любовь к Родине через дымковскую игрушку» Познакомить с историей дымковской игрушки

Май Анкетирование Отзывы и предложения о работе музея за год. Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы. Подвести итог работы

6. Перспектива развития мини-музея

-подбор художественной литературы, коллекций детских мультфильмов,

научно-познавательных фильмов о народных игрушках;

-создание презентации или слайд-шоу «Народные игрушки»;

-пополнение экспонатов;

-проведение экскурсий для других групп детского сада;

-семейные развлечения;

-проведение на базе мини-музея или с использованием его коллекций

занятий по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"

«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...

Тематическая выставка "С днем победы" в мини-музее группы №2 детского сада № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области

Макеты"Аллея славы" и "Вечный огонь"  в группе № 2 детского сада №6 г.Кирово-Чепецка Кировской обл. сделаны родителями из бросового материала....

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

Мини музей в группе детского сада

Создание мини музея "Из прошлого в настоящее", знакомство детей со временем...

Мини-музей в группе детского сада

В нашем детском саду активно работали мини-музеи в группах, созданные педагогами, детьми и родителями. Представляем наш опыт работы в рамках годового проекта ДОУ "Мини-музей в группе"....