Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
статья (средняя группа) на тему

Клюкина Галина Николаевна

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.  Именно поэтому возникает интерес к обновлению предметно -    развивающей  среды в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_predmetno_-_razvivayushchaya_sreda.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно – развивающей  среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. 

   В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно - ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений

   Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.  Именно поэтому возникает интерес к обновлению предметно -    развивающей  среды в ДОУ.

   Каковы требования к предметно – развивающей среде по ФГОС. Она должна быть содержательно - насыщенная, трансформируемая; полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.                                                                      

   Мы провели опрос родителей и выяснили, что большая часть воспитанников средней группы ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, нет времени для посещения музеев из – за занятости родителей на работе. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

    Для привлечения внимания родителей к музеям мы решили создать собственный мини-музей. Чтобы маленькие дети могли узнать о роли, значении и сакральном смысле хлеба в нашей культуре, научились беречь его, был  создан мини - музей хлеба в средней группе.

   Цель создания музея: формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к  народной культуре. Задачи: дать представление о хлебе, как продукте труда многих людей;

воспитывать патриотичность и национальное самосознание детей; воспитывать уважение к труду взрослых;  воспитывать бережное отношение к хлебу; формировать предпосылки проектно – исследовательской деятельности.

   Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.  

   Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

   В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

   Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

   В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

   Мини - музеи позволяют воспитателям сделать  слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

   В «Музее хлеба» находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, игрушечные хлебобулочные изделия. Здесь представлены картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Благодаря подбору иллюстраций, дети могут познакомиться с сортами хлеба, видами хлебобулочных изделий.

   Музей хлеба - место, где демонстрируются злаки на разных стадиях переработки.   Макеты батонов, булочек, бубликов и караваев сделаны руками  детей из солёного теста. В мини-музее дети могут подробно рассмотреть колоски ячменя  и пшеницы, сравнить их между собой. Здесь так же представлены прозрачные баночки с мукой, с крупами из ржи, пшеницы, ячменя.

    В музее дети узнают, что злаки – древнейшая пища человека. Из злаков люди научились готовить множество вкусных и питательных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели. А из муки злаков – выпекать хлеб и изготавливать пирожные, торты, сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия.

   В музее хлеба представлены сборники  стихов, пословиц, загадок и других произведений  о хлебе, которые мы используем для занятий и проведения праздников.

   Подобрана  художественная литература для детей: сказки «Колосок», «Колобок», рассказ М. Пришвина « Лисичкин хлеб» и другие произведения.

   Детьми проводились опыты по проращиванию зёрен овса, пшеницы, высеванию зерна, наблюдению за его ростом, по сравнению злаковых культур.

   Дети  выяснили, чтобы хлеб появился у нас на столе нужно потрудиться многим людям. Дошкольники поняли, что необходимо уважать труд хлебороба, пекаря и беречь каждый кусочек хлеба.

   При создании музея большую помощь оказали родители воспитанников. Большинство родителей приняли участие в анкетировании, написали любимый семейный рецепт выпечки. Благодаря чему, была составлена кулинарная книга « Без хлеба нет обеда». С помощью родителей собрали творческий альбом детских работ « Хлеб – всему голова», создали фотогалерею, провели совместное развлечение - праздник мам «С хлебом – солью вас встречаем!» с чаепитием и домашней выпечкой.        

    Создание мини-музея является основой воспитания у детей личностных качеств - уважения к труду, бережному отношению к одному из самых важных продуктов питания в России - хлебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей хлеба в детском саду

создание музея хлеба в детском саду....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может, это будут наши дети?...

Конспект интегрированного занятия в средней группе мини-музей по сказке «Репка».

Сказка «Репка» указывает на взаимоотношения поколений, форм жизни и форм существования. Репка как бы объединяет земное, наземное и подземное.  Репка - это сокровенная мудрость, достоя...

Наблюдение в природе. Средняя группа. Тема: «Елка на участке детского сада». МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г. Петрозаводск.Вос-ль: Анфимова Е.И.

 Наблюдение в природе. Средняя группа.       Тема: «Елка на участке детского сада».      Цель:       - Закрепить представление...

Мини-музей "Ложки" в детском саду

Представление мини-музея  по теме "Ложки" в детском саду. Для детей всех возрастов....