Путешествие на Крайний Север
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Южанина Рузалия Шамиловна

Занятие  для старшей группы с элементами ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_krayniy_sever.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Южанина Рузалия Шамиловна

воспитатель

МБДОУ - детский сад №11 "Росинка"

г. Саяногорск

Тема: Путешествие на Крайний север.

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере. Задачи:

  1.  Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.
  2.  Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
  3.  Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал и оборудование: Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, бубен, маска полярной совы, видео «Северное сияние». 

(слайд  1 )

Ход  НОД: 

Слайды меняются по щелчку

Воспитатель загадывает загадку:

На одной ноге стоит модель земного шара

Покружись вокруг оси, можно много здесь найти:

Здесь и горы и долины, океаны и моря

Есть границы и дороги, страны есть и города,

Но не ходят в эти страны корабли и поезда

Не увидишь и автобус, потому что это (глобус)

Воспитатель: (слайд  2 ) Да. Это глобус. Глобус - маленький макет земного шара. Посмотрите какие цвета вы здесь видите? (ответы детей)

Воспитатель: Что означают эти цвета? (ответы детей)

Воспитатель: Вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Я зашла в наше турагенство "Саблан"и там осталась  только одна путевка, на крайний север. Это очень холодный, суровый климат, очень низкая температура. А чтобы нам не замерзнуть, оденемся потеплее.

 (слайд 3)    Д/и "Что лишнее". (дети должны выбрать одежду, обувь, головные уборы для крайнего севера)

Воспитатель:  Север находиться очень далеко, поэтому мы полетим на самолете.

(слайд  4) Прошу всех пройти на борт нашего самолета. Садитесь поудобнее, Пристегните ремни безопасности. Капитан желает вам приятного полета. Держим курс на Крайний Север.

(слайд 5)   Гул самолета, он летит.

( слайд 6). Вот мы подлетаем к Крайнему Северу. Что вы можете видеть сверху? (ответы детей)

 ( слайд 7). На крайнем Севере очень холодно. Там долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Там полгода полярная ночь, а полгода - полярный день. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Как еще называется этот край? (ответы детей)  Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму, только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето.

( слайд 8) В слегка прогревшемся слое почвы уже могут жить растения. Они не могут вырасти  высокими и   пышной кроной, поэтому деревья здесь карликовые с маленькими листьями. Растения в тундре растут очень медленно. За год они вырастают примерно на один миллиметр. И травы не могут подняться высоко над землей: их пригибает сильный ветер, и они стелются по земле. В тундре расту очень маленькие деревца, которые называются карликовыми березами, они похоже на кусты,  также  мох, лишайники.

(слайд 9)Успевает поспеть ягоды -голубика, брусника, черника, клюква, морошка.

(слайд 10) Внимание, наш самолет приступает к снижению. (Летим на стульчики). Приземлились.

Ребята, зимой на севере часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Попробуем изобразить метель.

Физкультминутка.

Дуют ветры ледяные                              (Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.                         (руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали                           (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли                         (обнять себя руками)

Он не мал и не велик                              (Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.                         (хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

(слайд 11)  А вот нас встречают жители Севера. Они тоже граждане нашей большой дружной страны. На Крайнем Севере живут ненцы, чукчи. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Крайний Север — это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.

 (слайд 12)  Живут жители севера в тундре в домах, похожих на палатки, Как называются эти дома? (ответы детей) 

(слайд 13)  (Чум, яранга).

(слайд 14)  Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом – берестой. Чум хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Как вы думаете, для чего нужно, чтобы чум легко разбирался и собирался? (Предположения детей)  Жителям Севера это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Чем занимаются оленеводы? (Ответы детей)

 (слайд 15)  Трудна жизнь у оленеводов, они подолгу пасут в тундре оленей в любую погоду, и зимой и летом.  Северные олени нигде не могут жить, кроме тундры, потому, что они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают мох, а пить захотят – лижут снег. Оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха, и сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Как вы думаете, зачем жителям Севера нужны олени? Какая от них польза? (Ответы детей).

(слайд 16)  А еще северные олени – отличное средство передвижения.  Для езды жители Севера запрягают в сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой.

- Как вы думаете, какими еще промыслами занимаются жители Севера? (ответы детей)

(слайд 17)   Рыболовство, охота. А выращивают ли они овощи? ? (ответы детей)

(слайд 18)   Жители Севера сами шьют себе одежду и обувь из оленьего меха, Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах они носят пимы. Одежда и обувь из оленьего меха теплая и красивая.

(слайд 19)   Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках танцуют, поют.

(слайд 20)   прыгают через нарты, борятся, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры. Что-то мы с вами засиделись. Давайте поиграем! (ответы детей) Посмотрите, в какую игру можно поиграть с этой маской( П/ игра: «Полярная сова и евражки»).

(слайд 21)   Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Давайте полюбуемся северным сиянием.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами.

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Ребята, а вы хотите немного поэкспериментировать? (ответы детей) Я предлагаю вам создать свое необычное Северное сияние при помощи молока и разноцветных красок. Попробуем? (ответы детей) Тогда подходите все ко мне.

Вспомните, пожалуйста, какие цвета использовала природа при создании северного сияния?

В этом сосуде у нас молоко. Теперь мы возьмем краску красного и фиолетового цвета и капнем в молоко. Что произошло с молоком? (ответы детей)А теперь в окрашенное молоко добавим немного средства для мытья посуды. Посмотрите, что происходит?

О, какое чудо получилось!

(слайд 22)   Пришло время прощаться и возвращаться в детский сад. Слайд Пойдемте, к нашему самолету. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, летим в детский сад.

(слайд 23)   Вот мы и дома в родном деском саду. Закончилось наше путешествие. Расскажите о нём своим друзьям? А родителям?  А ещё ребята, нам жители севера подарили видео, в котором мы сможем узнать как же нам запечатлеть Северное сияние. Мы вечером посмотрим  и нарисуем это удивительное зрелище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на Крайний Север

Цель. Обобщать знания детей о Крайнем Севере.Задачи:- закреплять знания об обитателях Крайнего Севера, их приспособленности;- закреплять умения пользоваться картой;- формировать потребность в двигател...

"Путешествие по Крайнему северу"

Автор проекта: Усова А.Д. и Качнова В.М.Дать понятие детям о величии и бескрайности Крайнего Севера.Приобщение родителей к совместной творческой деятельности.Продолжительность проекта: три неделиТип п...

НОД в старшей группе "Увлекательное путешествие на Крайний Север"

Конспект НОД в старшей группепо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, прож...

НОД по окружающему миру "Путешествие на Крайний Север"

Цель: Познакомить детей с севером и его обитателями.Задачи:1. Дать представления о Севере, о его климатических условиях;2.Познакомить детей с обитателями Крайнего Севера;3. Показать зависимость внешне...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе "Путешествие на Крайний Север"

В рамках непосредственно- образовательной деятельности дети знакомятся с  животным миром Ямала...

сюжетно - ролевая игра "Путешествие на Крайний Север"

Продолжать поддерживать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, самостоятельно отображать сюжет, распределять роли между собой. Воспитывать доброе отношение к животным....

Конспект развлечение старшей группы «Путешествие на крайний север»

Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера.• Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;Задачи:• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнег...


 

Комментарии

Понравился экспкримент "Северное сияние". Обязательно применю в своей работе. Спасибо!

Южанина Рузалия Шамиловна

спасибо

Южанина Рузалия Шамиловна

спасибо