НОД в старшей группе "Увлекательное путешествие на Крайний Север"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Черенкова Ольга Александровна

Конспект НОД в старшей группе

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.

Задачи:

1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

3. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал и оборудование: Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор,  гимнастические палки, канцелярская резинка, кусок искусственного меха, бубен, маска полярной совы, фуражка капитана самолета, музыкальное сопровождение «Тема полёта», «Ненецкие напевы», видео «Северное сияние». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uvlekatelnoe_puteshestvie_na_krayniy_sever_-_kopiya.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.

Задачи:

1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

3. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал и оборудование: Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор,  гимнастические палки, канцелярская резинка, кусок искусственного меха, бубен, маска полярной совы, фуражка капитана самолета, музыкальное сопровождение «Тема полёта», «Ненецкие напевы», видео «Северное сияние».

ХОД

Минутка вхождения в образовательную деятельность.

Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу искреннею улыбку и пожелаем друг другу «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

Звучит музыкальная запись "Вам письмо",

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Здесь написано "Детям группы № 10 «Светлячки»", а прислали его с Крайнего Севера. Прочитаем, что здесь написано? Читаем: «Здравствуйте, милые дети! Мы живём на Крайнем  Севере нашей Родины. Вокруг нас тундра. Мы приглашаем вас в гости к нам, на Север, в тундру, где вы познакомитесь с жителями этого удивительного края, узнаете много интересного о жизни на Севере. Мы очень вас ждем! С уважением, жители  Севера»

– Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)

- Какой транспорт быстрее всего доставит нас на Север? (Самолет)

 - А вот и наш самолет!  

 - Прошу всех пройти на борт нашего самолета. Садитесь поудобнее, Пристегните ремни безопасности. Капитан желает вам приятного полета. Держим курс на Крайний Север.  (М/с «Тема полёта»). Летим.

–. Вот мы  подлетаем к Крайнему Северу. Что вы можете  видеть сверху? (снег, лёд). А лес видно?

- На крайнем Севере очень холодно. Там долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Как еще называется этот край? (тундра). В тундре  растут мох, лишайники, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Там полгода полярная ночь, а полгода - полярный день.

-  Внимание, наш самолет приступает к снижению. (Летим на стульчики).  Приземлились. Это тундра – снежная равнина.

- А вот нас встречают жители Севера. Они тоже граждане нашей большой дружной страны. На Крайнем Севере живут ненцы, чукчи,  саамы.

Посмотрите на этих мужественных людей.  Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую.  Как вы думаете, почему?

 - Потому что Крайний Север — это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.

 Живут ненцы в тундре в домах, похожих на палатки, Как называются эти дома?  (Чум). Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом – берестой. Чум хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются.

 (Внимание детей обращается на лежащие в стороне гимнастические палки и кусок меха). Жители Севера предлагают детям поставить чум, только маленький. Дети из палок и куска меха сооружают чум (М/с Ненецкие напевы).

- Как вы думаете, для чего нужно, чтобы чум легко разбирался и собирался? (Предположения детей)  Жителям Севера это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Чем занимаются оленеводы? (Ответы детей)

 - Трудна жизнь у оленеводов, они  подолгу пасут в тундре оленей в любую погоду, и зимой и летом. Северные олени нигде не могут жить, кроме тундры, потому, что они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают мох, а пить захотят – лижут снег. Оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха, и сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Как вы думаете, зачем  жителям Севера нужны олени? Какая от них польза?  (Ответы детей). А еще северные олени – отличное средство передвижения. Для езды жители Севера запрягают в сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой.  

 - Как вы думаете, какими еще промыслами занимаются жители Севера?.  (Рыболовство, охота).  А выращивают ли они овощи?  Почему? (Размышления детей)

  -  Жители Севера сами шьют себе одежду и обувь из оленьего меха, Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах они носят пимы. Одежда и обувь из оленьего меха теплая и красивая.

 -  Есть у народов Севера свои традиции, обычаи, сказки, пословицы. Послушайте, ненецкие пословицы:

 - Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

 - Тот, кто оленя бьет, от копыт его не уйдет.

 - Смог дикого оленя добыть – должен и соседа мясом одарить.

 - оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

 - Что можно узнать о ненцах из пословиц? Кто им так важен? (Олень)

- Почему? Ответы детей.

 - Олени очень дороги для жителей Севера, ведь олени их кормят и одевают, служат транспортом круглый год.  

- Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках прыгают через нарты, стреляют из арбалета, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры. Что-то мы с вами засиделись. Давайте поиграем! Посмотрите, в какую  игру можно поиграть с этой маской?( «Полярная сова и евражки»).

Дети играют 3- 4 раза.

        - Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Давайте полюбуемся северным сиянием. Видео «Северное сияние».

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами.

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

- Пришла пора покинуть этот суровый, но удивительный северный край и  возвращаться в детский сад. Пойдемте, к нашему самолету. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, летим в детский сад. 

-  Чтобы обратный путь был не долгим, давайте поиграем – ответим на вопросы нашего бортового компьютера.

1. Как называется дом жителей тундры? (чум) после ответа

2. Что это? (Нарты)

3. Чем занимаются жители Севера? (Охота, рыбалка, оленеводство).

4. Какое природное явление можно увидеть только на Крайнем Севере? (северное сияние) после ответа –

- А тем временем, наш самолет снижается, и мы возвращаемся в  детский сад.  Вот и закончилось наше путешествие.  Расскажите о нём своим друзьям? А родителям?

   - На память о Крайнем севере его замечательные жители дарят вам эти кусочки северного сияния.  

 - Всем спасибо за внимание. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечение старшей группы «Путешествие на крайний север»

Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера.• Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;Задачи:• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнег...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Расширение кругозора детей - одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расши...

Развлечение на воде в старшей группе «Путешествие на Крайний Север» праздник, посвященный к 85 – летию образования ЯНАО «Славлю тебя – родной Ямал» 9.12 2015 г

закрепить и уточнить знание основ безопасности собственной жизнедеятельности;развивать и совершенствовать у детей психические процессы: двигательную память, внимание, мышление и воображение;развивать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект в старшей группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.Задачи:1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.2. Развивать умение находить закономерности в кл...

Проект для старших дошкольников.  «Путешествие по Крайнему северу». (подготовительной группа В)

Дать понятие детям о величии и бескрайности Крайнего Севера.Приобщение родителей к совместной творческой деятельности....

Конспект в старшей группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.Задачи:1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.2. Развивать умение находить закономерности в кл...