Учим, играем ,познаем"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Илющенко Эльвира Ивановна

методические рекомендации для родителей и педагогов  к разделу "Познавательная деятельность старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_konstruktivnyh_igr_v_razvitii_doshkolnika.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ    КОНСТРУКТИВНЫХ    ИГР    В    РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

 

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

конструктивно-технические умения:

сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

обобщенные умения:

целенаправленно рассматривать предметы,

сравнивать их между собой и расчленять на части,

видеть в них общее и различное,

находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.

 В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

трудолюбие,

самостоятельность,

инициатива,

упорство при достижении цели,

организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Развитие любознательности у детей старшего  дошкольного возраста.

     

Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу.  Будет ли школьная жизнь радостной для  ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

       Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

   

Так что же такое любознательность? 

В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

    Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

    Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

 создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

    В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему  необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить,  постукать… Он таким образом познает  окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не  дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: « Оторвешь!  Разобьешь! Сломаешь!»  А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

    Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». 

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

Это и есть один из важнейших способов развития детской  любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен  полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

    Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

    На многие свои вопросы дошкольник может  получить  ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

    Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

    Ученые доказали, что любознательность как  личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или  подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно. 

   Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- различение живого и неживого;

 - бережное и уважительное отношение к живому;

 -готовность заботиться о ком-то или чем-то;

 - представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

 - орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

 -технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

 -игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;

 -материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

 - эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

 Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

 Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

   

    От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть  и развиваться. 

ПОПРОБУЙТЕ САМИ СЕБЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают  затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на  вопрос?

Памятка для родителей

«Развитие любознательности у дошкольников».

 

1.Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

 3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

 4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

 6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

 8. Ходите с ребёнком в музеи.

 9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

 10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

«Сухая и влажная почва».

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

«Удивительный песок». 

1 опыт «Из чего состоит песок?»

2 опыт «Свойства песка: почему песок тонет?»

 3 опыт «Свойства сухого и влажного песка». 

Цель опытов: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность.

 «Послушная водичка».

Цель: знакомство с объёмом тел (предметов), учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом, развивать наблюдательность.

«Как звук сделать громче».

Цель: познакомить со свойствами рупора из плотного листа бумаги.

«Вода-лед-пар»

Цель: дать детям знания о трех состояниях воды, в зависимости от окружающей температуры.

«Почему идёт снег».

Цель: закрепить знания о свойстве пара: замерзает на металлических предметах.

«Металл, его  качества и свойства».

Цель: учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

«Нагревается – не нагревается».

Цель: закрепить знания о теплопроводности, ковкости, металлическом блеске, тонет в воде.

 «Невидимка- воздух»

Цель: дать знания о свойстве воздуха- это невидимый газ.

дать знания о том, что кислород необходим для живых организмов и для горения.

«Супер коктейль».

Цель: дать представление о тяжести жидкости( плотности вещества) – одни легче, другие тяжелее и плотнее.

«Колдовское зелье».

Цель: дать представление о том, что кислота меняет цвет жидкости( например, сок лимона).

 «Зачем кораблю паруса».

Цель: познакомить со свойствами паруса: надутый ветром парус – тянет вперёд.

 «Старая мельница».

Цель: дать представление о свойстве вертушки и направлении ветра.

 «Хитрые семена».

Цель: закрепить знания о свойстве семян прорастать в благоприятных условиях.

«Зелёные побеги».

Цель:  наблюдать, как изменились семена цветов- стали ростками. Делать зарисовки.

  «Извержение вулкана».

Оборудование:  банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной  кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной  кислоты, в результате чего  происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

 «Прочная  бумага».

Оборудование: две чашки,  лист бумаги, несколько игрушек.

Описание:   на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые  падают, так как бумага не  выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

 «Танцующие хлопья».

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

 Описание: хлопья рассыпать  на  столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют».

 ИГРЫ- ЗАБАВЫ

«Мыльные пузыри», «Солнечные зайчики», «Игры с магнитом», «Игры с увеличительным стеклом», «Счетные палочки», «Цветные льдинки», «Вода - цвета радуги», «Тонет –не тонет», «Мнется-рвется», «Твердый – мягкий», «Гладкий-шершавый», «Угадай на ощупь», «Сосчитай на ощупь», «Сосчитай на слух», «Чего не стало», «Определи на вкус», «Найди лишний предмет»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

«Высоко - низко, далеко –близко», «Я опишу – ты отгадай», «Опиши – я отгадаю», «Назови слова – действия», «Подбери слова- признаки», «Какой, какая, какое», «Найди предмет, заданной формы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играя - учимся, играя - познаем

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, ...

Презентация к родительскому собранию "Учимся, играем, познаем"

презентация помогает раскрыть основные вопросы по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Играя учимся, играя - познаем.

Данная работа посвящена детской игре. В настоящее время эта тема является очень актуальной. Порой взрослым кажется, что, играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как п...

Консультация для родителей. Возраст детей 4-5 лет. Тема: «Играя – учимся, играя – познаем!».

Проблема: внешний интерес детей и родителей к игровой деятельности.Цель: формирование  заинтересованности и ответственности у родителей за развитие своих детей.Задачи: донести до родите...

Проект "Учимся, играем, познаем"

Познавательно - исследовательский проект...

Родительское собрание Тема : " Учимся,играем,познаем"

Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей....