Проект "Учимся, играем, познаем"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Кривошеева Татьяна Сергеевна

Познавательно - исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Учимся, играем, познаем"100.06 КБ

Предварительный просмотр:

   Принято на педагогическом совещании.                            Утверждаю

Протокол №____ от ________________ г.                          Заведующий МДОУ

                                                                                                Красногорский детский сад  

                                                                                                «Солнышко»

                                                                                                ___________________ Т.Л.Зыкова

                                                                                               «___» _______________ г.

                         Министерство образования Республики Марий Эл

          Отдел образования и по делам молодежи муниципального образования

                                «Звениговский муниципальный район»

                     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                               Красногорский детский сад «Солнышко»

                                                                                       

                                           

                          «Учимся, играем, познаем»

     (Познавательно – исследовательский проект).

                               

                                                                                                       Автор проекта:

                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                       МДОУ Красногорский

                                                                                                       детский сад «Солнышко»

                                                                                                       Кривошеева Т.С.

                                                     п. Красногорский

                                                        2016 – 2019 г. г.

                                                     Содержание.

Пояснительная записка---------------------------------------------------------------------------3

Актуальность----------------------------------------------------------------------------------------4

1.Методика работы по развитию познавательных способностей средствами экспериментальной деятельности в условиях внедрения Федеральных государственных основных требований----------------------------------------------------5

2. Опыт работы по развитию познавательных способностей средствами экспериментальной деятельности. -----------------------------------------------------------8

3. Предметно - развивающая среда по экспериментированию.-----------------------12

4. Совместная деятельность воспитателя и ребенка-------------------------------------16  

5.  Взаимодействие с семьей---------------------------------------------------------------------20

6. Результаты мониторинга экспериментальной деятельности детей--------------25

7.Наличие высокого рейтинга педагога по результатам опроса родителей-------36

Заключение------------------------------------------------------------------------------------------39

Список литературы--------------------------------------------------------------------------------40

Приложение------------------------------------------------------------------------------------------41

1.Анкета для родителей №1.

2.Анкета для родителей  №2.

3.Консультация для родителей: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

4.Памятка для родителей: «Как развивать познавательную активность детей». 

                                 Пояснительная  записка.

  «…Дайте детям право исследовать что – нибудь  самостоятельно

 тогда они и начнут что – нибудь изучать.

Все остальное – бессмысленное насилие над ребенком». 

                                                                                                                              М.А.Балабанов.

       На протяжении дошкольного детства, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в еѐ потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребѐнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Поддерживая интерес детей, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. В процессе деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.     Моя задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи -  и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы.

                                                   Актуальность.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольников. В экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

        В основе экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность. Дети с удовольствием «превращаются» в ученых, исследователя, первооткрывателями и проводят разнообразные исследования. Исследования представляют себе ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

1.Методика работы по развитию познавательных способностей средствами экспериментальной деятельности в условиях внедрения Федеральных государственных основных требований.

 Экспериментирование - это специально организованная деятельность, которая  способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Н.Н. Поддъяков доказал, что дошкольники способны к исследовательской деятельности со сложными многофакторными объектами, поэтому, на мой взгляд, можно рекомендовать экспериментирование для широкого использования в практике дошкольных учреждений.

              Я выделила два основных вида поисковой деятельности детей.

Первый вид: Активность детей в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как еѐ полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит еѐ цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю.

Второй вид: Организуется взрослым, который выделяет существенные  элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально - организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

            В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и  законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

           По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определѐнную опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

       Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно– образное мышление начинает заменяться словесно–логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребѐнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Особенно у тех детей, у которых ещѐ не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей).

    В любом  возрасте роль педагога остаѐтся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершѐнное выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чѐткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. В своей работе я руководствуюсь личностно - ориентированным подходом к взаимодействию с детьми, основываюсь на положительных эмоциях.

              Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления к детскому экспериментированию, актуальной становиться разработка системы педагогической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребѐнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчѐт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

       Интеграция с другими областями и содержание образовательной области.

  • Коммуникация. Развивать познавательно- исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов).
  •  Чтение художественной литературы.  Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы.
  • Здоровье.  Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.
  •  Труд.  Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности, выполнение трудовых действий.
  • Безопасность.  Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.
  • Музыка. Расширять кругозор в части музыкального искусства.
  •  Художественное творчество. Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

            2.Опыт работы по развитию познавательных способностей средствами экспериментальной деятельности. 

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, я разработала проект  «Учимся, играем, познаем». 

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения, включает детей в познавательную деятельность.

Ведущая идея заключается, в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально – исследовательской деятельности.

 Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.

 Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя, детей и родителей.

Основная цель моей работы:  

  •  Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
  • Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения.  

 Исходя из этой цели, вытекают следующие задачи.

1Поддержание интереса детей к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

2.Развития у детей познавательных способностей, мышления, речи, личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность.

3.Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть ее красоту.

4.Формировать стремление к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. 

5.Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

6.Помочь детям в проведении этих исследований, экспериментов, опытов и сделать их полезными.

7.Привлечь родителей к совместной познавательной деятельности с использованием опытов и экспериментов.

                            Организация работы идет по следующим взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлена несколькими темами:

  • Живая природа. О мире животных и растений: как звери живут зимой и летом; условия, необходимые для роста растений и их развития (свет, влага, тепло)…
  • Неживая природа. О воде, воздухе, песке, глине, камне, почве.
  • Физические явления. О свете, весе, звуке, температуре, времени года.
  • Человек. О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • Рукотворный мир. О материалах (бумага, ткань, дерево). 

                                       Ожидаемый результат: 

  • Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности. 
  • Сформировать у детей уверенность в себе и своих силах. Обогатить предметно – развивающую среду в группе. Воспитание усидчивости и аккуратности.
  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
  • Воспитание эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.
  • Воспитание творческой, самостоятельной личности.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности
  • Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности
  • - Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов
  • - Создан мини- музей природы

У детей:

  • сформированы проектно- исследовательские умения и навыки. Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;
  • - расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;
  • - сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.

Для  детей – удовлетворение при получении результатов опытов, рост самооценки.

Для  воспитателя – положительная динамика у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.

Для  родителей – возможность заняться увлекательной деятельностью в домашнем кругу, условия для эмоционального внутрисемейного благополучия.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:

  • Развитием речи (умение чѐтко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
  • Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребѐнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
  •  В то же время чем глубже ребѐнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности (наблюдение).
  • Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всѐ это придаѐт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
  • Чтение художественной литературы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Музыка.
  • Физическое воспитание.
  • Прогулка: наблюдения, экскурсии, труд.
  • Игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и т. д.

          Для меня важно, что данная деятельность не задается мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. 

 Взаимоотношения педагога и ребенка изменены в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Исследование – главный источник получения представлений о мире. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Таким образом, при таком подходе, дети занимают позицию субъекта в деятельности экспериментирования.

Учитывая психологические особенности детей, были выбраны темы экспериментальной деятельности в соответствии с определенными правилами.

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать.
  • Тема должна быть выполнима, ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки.
  • Педагог должен точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Экспериментальную деятельность организовывала в несколько этапов.

  • Эксперимент – развлечение, где дети манипулируют предметами, испытывая положительные эмоции. Дети входят в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
  • Эксперимент в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. (Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом). В ходе эксперимента - развитие способности к пристальному и целенаправленному расследованию объекта. - Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). –
  • Самостоятельное экспериментирование. Дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.

В своей деятельности я опиралась  на ведущие принципы развития дошкольников.

  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
  • Природосообразность (развитее в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
  • Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психологические, личностные способности и возможности детей).
  • Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
  • Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение собственного опыта творческой деятельности).

               3.Предметно - развивающая среда по экспериментированию.

         Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково - познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям группы. Распределив подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования, разместили его в познавательной зоне группы. Это позволило легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментировании, обобщила и систематизировала материал по опытнической деятельности.  

        Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности  был создан уголок экспериментирования. Он был создан для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время уголок экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детском уголке экспериментирования я выделила:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

 2) место для приборов, место для хранения материалов («природного», "бросового");

 3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт).

Мною был сформирован примерный перечень материалов для исследований, а также создана развивающая среда для развития познавательных способностей в экспериментальной деятельности. Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

 Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. 

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Я ввела правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

 У детей в группе в свободном доступе  есть специальные центры.

Живая природа.

В центре «Мы познаем мир». Мы узнаем о живой природе: «Где лучше расти?», «Как пчелки переносят пыльцу», «У кого какие клювы?».

Неживая природа.

В центре воды и песка (неживая природа). С детьми  узнаем  много интересного о свойствах воды, песка, глины, почвы. Например: что быстрее растворится – песок, глина, морская соль, кусочек мыла и т. д. Дети сами задают различные вопросы: «Куда исчезает вода?», «Ч такое пар?», «Почему дома лед тает?».

В центре «Смешарики» (изобразительная деятельность – человек). Ребенок рисует человека: «Наши помощники», у него кончилась зеленая краска. Объясняю, что надо смешать 2 краски, какие? (синюю и желтую краски). Дети смешивают самостоятельно, пробуют, ошибаются, но находят верное решение.

В центре «Почемучки» (физическое явление). С детьми провожу опыты со свечой: «Тонет – не тонет», «Солнечные зайчики». Важно только, чтобы вопросы ребенок не остались без ответа, то обращаюсь к справочной литературе.

В центре «Юный исследователь» (рукотворный мир). Дети с любопытством исследуют ткань (ее свойства и качества); волшебная бумага превращается…; в гости приходит Буратино (дерево).

Во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования:

  • Приборы помощники: микроскоп, лупы, песочные часы, увеличительное стекло, магниты и др.
  • Природный материал: песок, камешки, листья деревьев и кустарников, шишки, глина, семена, мох, перья, ракушки и др.
  • Технические материалы: гвозди, болты, скрепки, гайки и др.
  • Красители пищевые и непищевые: акварельные краски, гуашь и др.
  • Медицинские инструменты: колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, пипетки, резиновые груши и др.
  • Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, свечи, сито, воронки, пробки, проволока, кусочек ткани и кожи.
           Провожу с детьми несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место может стать местом для эксперимента Отношения с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель- наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

           На первых этапах экспериментирования я предлагала детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать.

          Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно - научных представлений - это направление работы второго этапа исследовательской деятельности. В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества. Для игр я предлагала им песок, гипс, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы. Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т.д. Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т.д. Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в уголке самостоятельно! К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь именно в них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Приходить в уголок детям нравится, но еще лучше, когда можно провести исследования тогда, когда хочется, а не по расписанию. Это можно сделать прямо в группе, в уголке экспериментирования. Мы поставили в группе стол и приготовили самое простое оборудование и материалы. Оборудование и материалы время от времени меняли. Для самостоятельных исследований я разработала различные схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет. Нашим детям очень нравится работать с ящиком ощущений. Время от времени кладем в ящик различные предметы. Задача детей определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Такие упражнения на сенсорику мы проводим в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

                  4.Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

                                            «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам»  

                                                                                                                  Ральф  У.Эмерсон 

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:

Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным;

- Воспитатель - не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;

Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;

- Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей.

Новизна: состоит в организации познавательной активности детей через экспериментирование. 

Основная цель моей работы: Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. 
              Исходя из этой цели, вытекают следующие задачи: 
Образовательные. 1.Создать оптимальные условия для воспитания экологической культуры. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

2.Формировать представление о предметах: их свойствах и качествах.

3.Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос.

4. Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений с подобными изменениями у человека и других объектов природы.

5. Дать ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение

6.Использовать инновационные технологии, направленные на познавательно поисковое развитие детей.

Развивающие. 1.Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

2.Развитие внимания, памяти, речевых способностей.

3.Побуждать детей к анализу и самоанализу.

4.Развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности акцентироваться (встать на позицию другого).

 Воспитательные. 1.Воспитаниние бережного отношения к природе.

2.Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

3.Реализации потребности в самовыражении и самоутверждении.

4.Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

Направления работы: 

  • Взаимодействие с детьми.
  • Сотрудничество с педагогами.
  • Сотрудничество с родителями.

Направления опытно – экспериментальной деятельности.

  • Живая природа (характерные особенности сезона в разных природно – климатических зонах, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
  • Неживая природа (воздух, вода, песок и др.)
  • Физические явления.
  • Человек (функционирование организма).
  • Рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов).

В своей группе я стремлюсь создать условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности.

  • 1. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Опыты с песком и глиной.
  • 2.Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми).
  • 3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.  Опыты с воздухом.
  • 4. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.  Опыты с водой.
  • 5. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно - экспериментальной деятельности.  Опыты с магнитом.
  • 6. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.  Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
  • 7.Знакомлю детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, вязкость, растворимость, плавучесть, сыпучесть).
  • 8. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Сентябрь-май Картотека опытов и экспериментов для детей 2 младшей и средней групп. Опыты и эксперименты проводятся: демонстрационные (педагог сам проводит опыты и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей). Учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • 9.При проведении опытов и экспериментов знакомлю детей с правилами техники безопасности.

           Какую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

         В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Дети не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия, т. к. это один из ведущих факторов развития ребенка – дошкольника.

      Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности. Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания детей открываются самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать, поощряю познавательную активность ребенка. Анализируем вместе с детьми, ищем пути, решения и выводы, помогаю детям понять свою ошибку.

       Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а представляю детям возможность в непринужденной форме поделиться радостью открытия.

      Экспериментирование представляет детям возможность самим найти ответы на вопросы «как и почему, а что будет, если?», почувствовать себя ученным, исследователем, первооткрывателем. 

       Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
     Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория».

              В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
       С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты. 
В своей работе создавала образовательные ситуации. 
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.
             

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментиров

                                    5.Взаимодействие с семьей.

            Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьѐй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Чтобы у ребенка поддерживать познавательный интерес, стремлюсь узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий. Рекомендую  родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации на основе анкетирования родителей мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.  Доказываем, насколько правы те, кто строит своѐ общение с ребѐнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности

   На этом этапе исследую педагогическую компетентность родителей в области диагностики и развития детского экспериментирования

Проводилось анкетирование для родителей (по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации». Л.Н.Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003 г.)

                                               1 этап. 

 Свою работу с родителями, я начала с анкетирования  с целью выявить интерес детей к наблюдению, опытам. В начале года была предложена  анкета (Приложение № 3).

Анкетирование показало, что родители  понимают необходимость развития у детей такого качества, как наблюдательность и прикладывают к этому определенные усилия: гуляют с детьми, наблюдают за различными объектами природы, обсуждают увиденное в форме диалога. Некоторые проводят дома простейшие опыты. Несмотря на это, уровень развития у детей познавательной активности в младшем возрасте не высок, так как внимание родителей к этой деятельности не постоянно, от случая к случаю.

                                               2 этап.

На следующем этапе я провела анкетирование родителей с целью выявить их отношение к поисково - исследовательской деятельности (Приложение № 4).

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)

 4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

 5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов.

Первая группа вопросов (1, 2, 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско – родительского эксперимента.

3балла – да

2 балла – иногда

1 балл – нет

 А. Вводная диагностика.  Результаты оформила в таблицу (Октябрь месяц).

Фамилия, Имя ребенка

1

2

3

4

5

1.

Богданова

1

1

1

1

1               5 - низ

2.

Богданова

1

1

1

1

1               5 - низ

3.

Большакова

2

1

1

1

1               6 - низ

4.

Гребнева

2

2

2

2

3               11 - сред

5.

Дмитриеева

2

2

1

2

2               9 - сред

6.

Зыкова

3

3

3

3

3               15 - выс

7.

Куланина

2

2

1

1

1                7 - сред

8.

Латфуллина

2

2

2

1

2                9 - сред

9.

Ласточкина

2

2

2

2

3               11 - сред

10.

Максимова

1

2

1

1

2                7 - сред

11.

Макарова

1

1

1

1

2                6 - низ

12.

Матвеенко

3

3

3

3

3                 15 - выс

13.

Осипова

1

1

1

1

2                 6 - низ

14.

Рогожина

2

2

2

2

3                11 - сред

15.

Сафиуллина

2

2

2

2

3                11 - сред

16.

Сибгатуллина

2

2

2

2

2                 10 - сред

17.

Тимофеева

1

1

1

1

1                  5 - низ

18.

Яшин Максим

1

1

1

2

1                  6 - низ

19.

Якупова Амиля

2

2

2

3

2                  11 - сред

20.

Янашева Аня

2

2

3

2

2                  11 - сред

Высокий уровень  – 2 родителей

Средний уровень – 7 родителей

Низкий уровень – 11 родителей

Обработка результатов анкетирования выявила, что всего 10% родителей считают исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.

 35% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома.  

К сожалению  55% родителей считают, что очень заняты на своей работе, не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком после опытов экспериментов.

Б. Итоговая диагностика.       Результаты работы на Май месяц.

Фамилия, Имя ребенка

1

2

3

4

5             Баллы, уровни

1.

Богданова

2

2

2

2

 2            10 - сред

2.

Богданова

2

2

2

2

 2            10 - сред

3.

Большакова

3

2

2

2

 2            11 - сред

4.

Гребнева

3

3

3

3

 3             15 - выс

5.

Дмитриеева

3

3

2

3

 3             14 - выс

6.

Зыкова

3

3

3

3

  3            15 - выс

7.

Куланина

3

3

2

2

  2            12 - сред

8.

Латфуллина

3

3

3

2

 3             14 - выс

9.

Ласточкина

3

3

3

2

 3             14 - выс

10.

Максимова

2

3

2

2

  2            11 - сред

11.

Макарова

2

2

2

2

   2           10 - сред

12.

Матвеенко

3

3

3

3

   3            15 - выс

13.

Осипова

2

2

2

2

  3             11 - сред

14.

Рогожина

3

3

3

2

  3             14 - выс

15.

Сафиуллина

3

3

3

2

 3              14 - выс

16.

Сибгатуллина

3

3

3

3

 3              15 - выс

17.

Тимофеева

2

2

2

2

  2             10 - сред

18.

Яшин Максим

2

2

2

2

  2             10 - сред

19.

Якупова Амиля

3

3

2

3

  3              14 - выс

20.

Янашева Аня

3

3

3

3

   3             15 - выс

Высокий уровень – 11 родителей

Средний уровень – 9 родителей

Низкий уровень -----

Обработка результатов анкетирования выявила, что 55% родителей считают исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.

 45% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома.

Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка.

С этой целью работу с родителями начинаю с консультации: «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка», «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» (Приложение № 5). Памятка для родителей: «Как развивать познавательную активность детей» (Приложение № 6).

 В начале года провожу с родителями анкетирование: «Выявление отношения родителей к опытно – экспериментальной деятельности». Открытое  занятие: «Река Атлашка в опасности». Проводятся Дни открытых дверей: «Растим любознательных». Фотовыставки «Мы эксперментиреем»; выставка литературы. Кроме того, я приглашаю родителей к участию в экспериментальной деятельности на прогулке и в группе.

На родительских собраниях «Учимся, играем, познаем», использую презентации: «Невидимка – воздух», «Как, зачем и почему?» и мастер – класс. Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, я предложила родителям информационный материал в родительском уголке: папки – передвижки: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Несколько золотых правил для родителей».   Привлекаю родителей к пополнению коллекций: «Разные ткани», «Бумажная страна», к созданию познавательно – развивающей среды в группе. Родители принимают активное участие в создании семейного журнала: «Экспериментируем дома», изготовление книжек – малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи, выставки, мини – библиотечки.

 6.Результаты мониторинга экспериментальной деятельности детей. 

Мониторинг осуществлен в четыре этапа: 

                                               1 этап. 

Цель: Выявить предпочтения детей в выборе деятельности. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

             На следующем этапе я изучила место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности.  Для этого использовалась методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

 Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н) Ребенку демонстрировались картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование. Затем ребенку предлагались выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Все три выбора фиксировались в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    А. Вводная диагностика.  Результаты оформила в таблицу (Октябрь месяц).

Ф. Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

1.

Большаков Илья

2

1

3

2.

Богданов Глеб

3

1

2

3.

Богданов Андрей

3

2

1

4.

Гребнева Валерия

3

1

2

5.

Куланин Ваня

2

1

3

6.

Латфуллина Руфина

1

3

2

7.

Ласточкин Елисей

2

1

3

8.

Макаров Вася

1

3

2

9.

Максимова Юля

2

3

1

10.

Матвиенко Ксюша

3

2

1

11.

Осипова Ксюша

3

1

2

12.

Рогожина Ариша

2

1

3

13.

Сафиуллина Амиля

2

3

1

14.

Сибгатуллина Азалия

3

1

2

15.

Тимофеев Илья

2

1

3

16.

Зыков Ваня

1

3

2

17.

Дима

3

2

1

18.

Янашева Аня

2

3

1

19.

Якупова Амиля

1

3

2

20.

Яшин Максим

3

1

2

Всего:

32балла

23баллла

18баллов

19баллов

8баллов

20балллов

Результаты обследования показали, что лишь 19 баллов отдают предпочтение экспериментальной  деятельности. Больше всего дети  предпочитает игру 32 балла. Наименьше всего детей предпочитают труд 8 баллов. Чтение книг 23 балла и конструирование 20 баллов.

Выявила причины низкого уровня овладения детьми экспериментальной деятельности.

  • У детей не устойчивый познавательный интерес.
  • Дети почти не видят проблему.
  • Дети малоактивны, замкнуты, не понимают, что от них хотят.
  • Дети не самостоятельны, пользуются доказательствами с помощью взрослого.

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты.

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать  детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду.
  • Пополнить научно – методическую литературу в свою копилку.

 Б. Итоговая диагностика.       Результаты работы на Май месяц.

Ф. Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

1.

Большаков Илья

1

2

3

2.

Богданов Глеб

3

1

1

3.

Богданов Андрей

3

2

1

4.

Гребнева Валерия

1

2

3

5.

Куланин Ваня

2

1

3

6.

Латфуллина Руфина

1

2

3

7.

Ласточкин Елисей

1

2

3

8.

Макаров Вася

1

1

3

9.

Максимова Юля

2

3

1

10.

Матвиенко Ксюша

2

1

3

11.

Осипова Ксюша

2

3

1

12.

Рогожина Ариша

1

3

2

13.

Сафиуллина Амиля

3

1

2

14.

Сибгатуллина Азалия

1

3

2

15.

Тимофеев Илья

3

1

2

16.

Зыков Ваня

2

3

1

17.

Дима

2

3

1

18.

Янашева Аня

1

3

2

19.

Якупова Амиля

2

3

1

20.

Яшин Максим

3

1

2

Всего:

22балла

16баллов

14баллов

42балла

5баллов

19 баллов

Я считаю, что экспериментирование – это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

В мае месяце провела повторный мониторинг с целью изучения ровня сформированности познавательного развития детей в экспериментальной деятельности по методике Л.Н.Прохоровой «выбор деятельности».

Результаты мониторинга на конец года показали следующее: 1.Игровую деятельность – 22балла. 2.Чтение книг – 16 баллов 3.Изобразительную деятельность – 14 баллов. 4.Детское экспериментирование – 42 балла 5.Труд в уголке природы – 5 баллов 6.Конструирование – 19 баллов. По итогам анализа результатов, изложенных в таблице, можно определить место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование, как один из шести видов деятельности, находится на первом месте. Это свидетельствует о том, что эта деятельность очень привлекла детей. Возможно, это связано с тем, что детскому экспериментированию стало уделяться больше внимания со стороны воспитателя.

Таким образом, перспектива развития опыта заключается.

  • В продолжение работы по развитию познавательной деятельности активности детей через экспериментальную и проектную деятельность.
  • В формировании познавательной активности детей.
  • В усовершенствовании предметно – развивающей среды.
  • В активации участия родителей в развитии познавательной активности детей.

                                                 2этап.  

Цель: Выявить начальный уровень развития экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

           Наблюдая за детьми, я обратила  внимание на то, что у детей проявляется больше манипулятивная деятельность, отсутствие направленности на результат, в преобладании визуального и нецеленаправленного практического обследования предметов и материалов; в неумении согласовать свои действия с действиями партнеров по деятельности. В основном такой низкий уровень объяснялся возрастом детей, тем, что они, в основном, только начали посещать детский сад. Поэтому, с приходом детей в группу, и для выявления начального уровня развития экспериментальной деятельности у детей, я создала условия, необходимые для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Начали проводить первые опыты-эксперименты в виде игр и развлечений: «Мыльные пузыри», «Игра с ветрячками», «Игры с водой», «Игры с песком».

 В  процессе этих игр я наблюдала за детьми и провела следующую диагностику:

1.Испытывает ли ребенок положительные эмоции в процессе игр- экспериментов?

 2.Отвлекается ли ребенок во время игр-экспериментов?

 3.Принимает ли ребенок живое участие в игре-эксперименте или только наблюдает?

                                          Октябрь 2017 года – Май 2018 год

Ф, Имя ребенка

1

2

3

1.

Большаков Илья

-     +

-     +

-     +

2.

Богданов Андрей

-     +

-     +

-     +

3.

Богданов Глеб

-     -

-     -

-     +

4.

Гребнева Лера

+     +

-     +

+     +

5.

Зыков Ваня

+    +

+     +

+    +

6.

Куланин Ваня

-     -

-     +

-    +

7.

Латфуллина Руфина

+    +

+     +

+     +

8.

Ласточкин Елисей

-     +

-    +

-     +

9.

Макаров Вася

-     +

-     -

-     +

10.

Максимова Юля

-     +

-     -

-     +

11.

Матвеенко Ксюша

+     +

-     +

+     +

12.

Рогожина Ариша

-     +

-     +

-     +

13.

Сафиуллина Амиля

-     +

-     +

+      +

14.

Сибгатуллина Азалия

-    +

-     +

+     +

15.

Тимофеев Илья

-    -

-     -

-     -

16.

Осипова Ксюша

-     +

-     +

-     -

17.

Дима

-    +

+      +

-      +

18.

Янашева Аня

+     +

-     +

-     +

19.

Якупова Амиля

+    +

+     +

-     +

20.

Яшин Максим

-     -

-      -

-     -

Всего:

Н Г+6д,      -14д

 +30%,        -70%

К Г+16д,     -4д

 +80%,        -20%

Н Г+4д,        -16д

+20%,           -80%

К Г+15д,      -5д

+75%,            -25%

Н Г+6д,     -14д

+30%,        -70%

К Г+17д,    -3д

+85%,         -15%

                        В результате я получила такие результаты.

                                             В начале года:

70% детей не испытывали положительные эмоции в процессе игр – экспериментов;  80% детей отвлекались во время игр – экспериментов; 70% детей  были только наблюдателями.

                                              В конце года: 

80% детей испытывали положительные эмоции в играх – экспериментах; 75% детей были вовлечены в играх; 85% детей принимали активное, живое участие в играх – экспериментах. 

Таким образом, результаты обследования показали, что игры - эксперименты нужно проводить обязательно, начиная со 2 младшей группы.

                                                           3 этап.         

     «Сахар» (Л.Н.Прохорова).

 Цель исследования: Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

К девочке (мальчику) пришли гости. Она (он) решила напоить их чаем, но не знала, как сделать чай вкусным. Перед ней стоят сахар, соль, варенье. Помоги ей. Сделай вкусным чай. Какой чай будет, если добавить сахар? А если добавить соль? Варенье?

В результате педагогической диагностики выделяются уровни развития исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Критерии оценки: 1 уровень (высокий) 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы.

2 уровень (средний) 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

3 уровень (низкий) 1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

    А. Вводная диагностика.  Результаты оформила в таблицу (Октябрь месяц).

Ф. Имя ребенка

Уровни

1.

Большаков Илья

1 балл-низкий-3 уровень

2.

Богданов Андрей

1 балл-низкий-3 уровень

3.

Богданов Глеб

1 балл-низкий-3 уровень

4.

Гребнева Валерия

2 балла-средний-2 уровень

5.

Куланин Ваня

1 балл-низкий-3 уровень

6.

Латфуллина Руфина

2 балла-средний-2 уровень

7.

Ласточкин Елисей

1 балл-низкий-3 уровень

8.

Макаров Вася

1 балл-низкий-3 уровень

9.

Максимова Юля

1 балл-низкий-3 уровень

10.

Матвеенко Ксюша

2 балла-средний-2 уровень

11.

Осипова Ксюша

1 балл-низкий-3 уровень

12.

Рогожина Ариша

2 балла-средний-2 уровень

13.

Сафиуллина Амиля

1 балл-низкий-3 уровень

14.

Сибгатуллина Азалия

2 балла-средний-2 уровень

15.

Тимофеев Илья

1 балл-низкий-3 уровень

16.

Зыков Ваня

2 балла-средний-2 уровень

17.

Дима

2 балла-средний-2 уровень

18.

Янашева Аня

2 балла-средний-2 уровень

19.

Якупова Амиля

2 балла-средний-2 уровень

20.

Яшин Максим

1 балл-низкий-3 уровень

В результате исследования выявлено, что с высоким уровнем исследовательской деятельности  детей нет.

 Средний уровень исследовательской деятельности обнаружен у 45% испытуемых. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Отсутствует  нацеленность на результат. Они понимают, что не могут решить задачу до конца и выражают досаду. Самостоятельно не могут достичь результата.

 55% детей выявлен низкий уровень исследовательской деятельности. Такие дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дети действуют хаотично. Они переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Обобщив полученные данные, можно сделать вывод о том, что развитие познавательной активности большинства обследуемых детей в начале года находится на среднем или низком уровне развития.

Таким образом, результаты обследования показали, что существует необходимость проведения коррекционной работы по развитию познавательной активности у детей в возрасте 4  -5 лет.

Б. Итоговая диагностика.       Результаты работы на Май месяц.

Ф. Имя ребенка

Уровни

1.

Большаков Илья

3 балла-высокий-1 уровень

2.

Богданов Андрей

2 балла-средний-2 уровень

3.

Богданов Глеб

2 балла-средний-2 уровень

4.

Гребнева Валерия

3 балла-высокий-1 уровень

5.

Куланин Ваня

2 балла-средний-2 уровень

6.

Латфуллина Руфина

3 балла-высокий-1 уровень

7.

Ласточкин Елисей

2 балла-средний-2 уровень

8.

Макаров Вася

2 балла-средний-2 уровень

9.

Максимова Юля

2 балла-средний-2 уровень

10.

Матвеенко Ксюша

3 балла-высокий-1 уровень

11.

Осипова Ксюша

2 балла-средний-2 уровень

12.

Рогожина Ариша

3 балла-высокий-1 уровень

13.

Сафиуллина Амиля

2 балла-средний-2 уровень

14.

Сибгатуллина Азалия

3 балла-высокий-1 уровень

15.

Тимофеев Илья

2 балла-средний-2 уровень

16.

Зыков Ваня

3 балла-высокий-1 уровень

17.

Дима

3 балла-высокий-1 уровень

18.

Янашева Аня

3 балла-высокий-1 уровень

19.

Якупова Амиля

3 балла-высокий-1 уровень

20.

Яшин Максим

2 балла-средний-2 уровень

В результате исследования выявлено:

50% детей с высоким уровнем исследовательской деятельности. Такие дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выяснение новых свойств объекта. Дети проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментировать.

Средний уровень исследовательской деятельности обнаружен у 50% испытуемых. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Отсутствует  нацеленность на результат. Они понимают, что не могут решить задачу до конца и выражают досаду. Самостоятельно не могут достичь результата.

С низким уровнем исследовательской деятельности детей нет.

Обобщив полученные данные, можно сделать вывод о том, что развитие познавательной активности  обследуемых детей в конце года находится на высоком или среднем уровне развития. Результаты диагностики показали, что 50% детей умеют рассуждать, аргументируют свои выводы. 50% детей справляются с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

                                                      4 Этап. 

 «Перевертыши» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

Цель исследования: Выявить знания детей о плавучести предметов.

Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

 Перед ребенком стоит таз с водой и предметы: деревянный кораблик, гвоздь, камень, бумага, железная машинка, пластмассовая банка. Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему: определи с помощью опыта, что плавает, а что тонет. 3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования, 2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, ты сможешь определить, что плавает, а что тонет. Воспитатель помогает. 1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем, но не может проявить самостоятельность и инициативу.

    А. Вводная диагностика.  Результаты оформила в таблицу (Октябрь месяц).

Ф. Имя ребенка

Баллы, уровни

1.

Большаков Илья

1балл-низкий уровень

2.

Богданов Андрей

1балл-низкий уровень

3.

Богданов Глеб

1балл-низкий уровень

4.

Гребнева Валерия

2балла-средний уровень

5.

Куланин Ваня

1балл-низкий уровень

6.

Латфуллина Руфина

2балла-средний уровень

7.

Ласточкин Елисей

1балл-низкий уровень

8.

Макаров Вася

1балл-низкий уровень

9.

Максимова Юля

1балл-низкий уровень

10.

Матвеенко Ксюша

3балла-высокий уровень

11.

Осипова Ксюша

1балл-низкий уровень

12.

Рогожина Ариша

2балла-средний уровень

13.

Сафиуллина Амиля

2балла-средний уровень

14.

Сибгатуллина Азалия

2балла-средний уровень

15.

Тимофеев Илья

1балл-низкий уровень

16.

Зыков Ваня

3балла-высокий уровень

17.

Дима

1балл-низкий уровень

18.

Янашева Аня

2балла-средний уровень

19.

Якупова Амиля

2балла-средний уровень

20.

Яшин Максим

1балл-низкий уровень

3балла – 2 детей -10%

2 балла – 7 детей – 35%

1 балл – 11 детей – 55%

В результате исследования выявлено:

55% детей действуют вместе с воспитателем, не могут проявить самостоятельность и инициативу;

35% детей воспитатель дает подсказку и помогает;

Лишь 10% детей  разрешают проблему самостоятельно с помощью экспериментирования.

Б. Итоговая диагностика.       Результаты работы на Май месяц.

Ф. Имя ребенка

Баллы, уровни

1.

Большаков Илья

2балла-средний

2.

Богданов Андрей

2балла-средний

3.

Богданов Глеб

2балла-средний

4.

Гребнева Валерия

3балла-высокий

5.

Куланин Ваня

2балла-средний

6.

Латфуллина Руфина

3балла-высокий

7.

Ласточкин Елисей

2балла-средний

8.

Макаров Вася

2балла-средний

9.

Максимова Юля

2балла-средний

10.

Матвеенко Ксюша

3балла-высокий

11.

Осипова Ксюша

2балла-средний

12.

Рогожина Ариша

3балла-высокий

13.

Сафиуллина Амиля

3балла-высокий

14.

Сибгатуллина Азалия

3балла-высокий

15.

Тимофеев Илья

2балла-средний

16.

Зыков Ваня

3балла-высокий

17.

Дима

2балла-средний

18.

Янашева Аня

3балла-высокий

19.

Якупова Амиля

3балла-высокий

20.

Яшин Максим

2балла-средний

3балла – 9 детей - 45%

2балла – 11 детей - 55%

1балл ---------

Результаты диагностики показали, что 45% детей способны разрешить проблему самостоятельно с помощью экспериментирования; 55% детей действуют по подсказке, обращаются за помощью к воспитателю.  Анализ полученных данных показал повышение результативности экспериментирования детей и некоторое выравнивание уровней его освоения. Дети стали достаточно успешно осознавать проблему, цель эксперимента, отбирать необходимые материалы, согласовывать действия с партнерами, что проявилось в большей эффективности деятельности.

Выводы: 1.Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

2.Большинство детей проявляет активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. 20% аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

    7.Наличие высокого рейтинга педагога по результатам опросов родителей.

Уровень удовлетворенности родителей качеством преподавания и воспитания детей проводился методистом в форме анкетирования.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой данного воспитателя.

Анкета для определения рейтинга воспитателя МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко» (опрос родителей).

                                      Уважаемые родители!

      Воспитатель:  Кривошеева Татьяна Сергеевна  в  этом году проходит процедуру аттестации.

      Просим Вас заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят аттестационной комиссии получить более полную информацию о работе педагога.

      Анкета анонимная. Мы будем признательны, если Вы ее заполните. Большое спасибо за помощь!

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Посещает ли Ваш ребенок детский сад с желанием?

Да, иногда, нет.

Проводит ли данный воспитатель открытые мероприятия?

Да, иногда, нет.

Выступает ли данный воспитатель на родительских собраниях? 

Да, иногда, нет.

Организуются ли мероприятия с привлечением родителей? 

Да, иногда, нет.

Получаете ли Вы какие – либо рекомендации, советы, консультации по развитию ребенка от данного воспитателя? 

Да, иногда, нет.

Проводится ли данным воспитателем работа по пропаганде здорового образа жизни? 

Да, иногда, нет.

Проводится ли данным воспитателем познавательно – исследовательская деятельность? 

Да, иногда, нет.

Видите ли Вы в воспитателе, который работает с Вашими детьми, профессионала?

 Да, иногда, нет.

Видите ли Вы повышение интереса ребенка к занятиям, кружку? 

Да, иногда, нет.

                                   Обработка:

За каждый ответ да – 2 балла, иногда – 1 балл, нет – 0 баллов. Максимальное количество баллов по каждой анкете – 18 баллов.

Родитель

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Фактическое количество баллов

%  от максимального количества баллов

1.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

2.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

17

94%

3.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

4.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

5.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

94%

6.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

7.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

17

94%

8.

1

2

2

2

2

2

2

2

1

16

89%

9.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

10.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

94%

11.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

12.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

94%

13.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

14.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

17

94%

15.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

16.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

17.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

18.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

94%

19.

1

2

2

2

2

2

2

2

1

16

89%

20.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

100%

Итого:

349

1936:20=96,8=97%

Максимальное количество баллов по группе – 20 анкет умножаем на 18 баллов = 360 баллов.

Фактическое количество баллов, набранное участниками анкетирования – 349 баллов.

Итоги рейтинга: 349 фактически набранных баллов умножаем на 100% и делим на 360 = 97%.

Выводы: Рейтинг воспитателя Кривошеевой Татьяны Сергеевны по опросам родителей составил 97%.

                                     Заключение.

“Расскажи – и я забуду, 
покажи – и я запомню, 
дай попробовать – и я пойму”. 
Китайская пословица 
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. 

Вывод. Мир вокруг ребѐнка разнообразен, все явления в нѐм связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить, ребѐнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всѐ это – в непринуждѐнной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребѐнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли от манипулятивных действий с предметами к элементарному самостоятельному экспериментированию, к отысканию метода и способов решения возникшей проблемы. Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Свою работу по развитие познавательных способностей у детей  средствами экспериментальной деятельности, я намерена продолжить с детьми  старшего возраста. Для этого я подобрала методики экспериментирования, разработала планирование, консультации для родителей по экспериментированию в домашних условиях, дополняю материал для уголка – экспериментов. Для себя сделала вывод, что детей очень заинтересовала эта тема. Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов.

      Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят – любознаек и почемучек. Экспериментируйте, исследуйте, проводите опыты с детьми - это очень интересен.

                                                  Список литературы.

1.Дыбина, О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М., 2005.

 2. Дыбина, О.В. «Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками»  – М., 2002.

 3. Дыбина, О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Ковинько, Л. «Секреты природы – это так интересно!»  – М: Линка - Пресс, 2004.

5. Николаева, С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

6. Перельман, Я.И. «Занимательные задачи и опыты» – Екатеринбург, 1995.

7. Прохорова, Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» – М.: АРКТИ, 2004.

8. Равиза, Ф. В. «Простые опыты» – М., 1997

 9. Рыжова, Н.А. «Игры с водой и песком» - Обруч, 1997. - №2

10. Рыжова, Н.А. «Опыты с песком и глиной» -  Обруч, 1998. - №2

11. Савенков, А.И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания»  – Ярославль: Академия развития, 2002.

                                    Приложение №1.

 Анкета для родителей.

1.Как часто вы гуляете с ребенком?

 2.Как ваш ребенок относится к объектам природы?

 3.За каким объектом в природе вы любите наблюдать с ребенком?

 4.Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

5.Ваша беседа происходит в форме диалога или монолога с вашей стороны?

 6.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит любопытное в природе (радуга, гроза, роса, иней)?

 7.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?

                                         Приложение №2.

 Анкета: «Детское экспериментирование в семье».

1.ФИО ребенка.

2.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

  • Любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
  • Пробует создавать что – то новое из обычных предметов, веществ.

3.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?  С водой, моющими средствами, бумагой, тканью, магнитом.

4.Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто?

5.Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированиям, опытам?

  • Проявляю заинтересованность, расспрашиваю.
  • Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю.
  • Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность.
  • Другие методы (какие именно?).

6.Какие из наиболее ярких открытий для себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7.Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок? (Любознательностью, познавательной активностью, новыми знаниями).

8.Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействие с родителями?

                                            Приложение №3.

Консультация: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

1.Однажды на кухне. Возьмите банку, налейте воды до половины, растворяйте в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор, яйцо всплывет! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственное яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начинает медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

2.В ходе проведения ремонта. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

3.Во время полива цветов. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

4.Во время купания. В ванной комнате разрешить играть: с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

5.Во время уборки. Спросить у ребенка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и рассчитывать свои силы.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Желаем Вам успехов!

                                        Приложение №4.

Памятка для родителей: «Как развивать познавательную активность детей».

1.Внимательно относитесь к детским вопросам.

2.Не раздражайтесь из – за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

3.Все время прививайте ребенку, познавательные интересны и мотивы.

4.Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

5.Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.

6.Поощряйте экспериментирование детей.

7.Мастерите с детьми поделки из природного, бросового материала.

8.Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играя - учимся, играя - познаем

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, ...

Сюжетно-ролевая игра: познаем, играя

Ребенку-дошкольнику в любом возрасте интересно примерять на себя роли взрослых людей. Мама или папа, врач или водитель автобуса - эти захватывающие игры не требуют сложных атрибутов, а сколько радости...

Сюжетно-ролевая игра: познаем, играя

Сюжетно-ролевые игры многофункциональны и просты. Они развивают воображение ребенка, обучают основам социализации и помогают лучше понять такой сложный "взрослый" мир....

«Учимся играя, играя познаем»

Игра-ведущий вид деятельности....

Командная игра между родителями и детьми «Играя, познаем – весело живём!»

Способствовать конструктивному взаимодействию с родителями по вопросам развития и воспитания детей....

Консультация для родителей. Гуляем и играем - познаем мир .Игры в Находилки

Консультация для родителей. Гуляем и играем - познаем мир .Игры в Находилки...

Играя учимся, играя - познаем.

Данная работа посвящена детской игре. В настоящее время эта тема является очень актуальной. Порой взрослым кажется, что, играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как п...