Конспект интегрированного занятия " Насекомые" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Шестакова Валентина Григорьевна

УТОЧНЕНИЕ И АКТИВИЗЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ " НАСЕКОМЫЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые»

Цель: Расширять и обобщать знания детей о насекомых. Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

1. Уточнение и активизация словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний (названий частей тела насекомых, их внешних признаков, образе жизни) ; закрепление обобщающего понятия «Насекомые»;

2. Закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

3. Закрепление умения правильно употреблять существительные в форме родительного падежа единственного числа;

4. Закрепление умения составлять сложноподчиненное предложение с союзом «а»;

5. Закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;

6. Закрепление навыка звукового анализа слов;

7. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом ;

8. Закрепления умения составлять описательный рассказ;

9. Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки;

10. Воспитывать любознательность, интерес к жизни насекомых.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые» (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), звуки производимые насекомыми (жужжание жука, писк комара, рой пчел, жужжание шмеля) ; разрезные буквы; фишки для звукового анализа; игрушки-насекомые» .

Ход занятия:

1. Организационный момент: (создание эмоционального положительного настроя, активизация внимания детей.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на волшебную поляну. Давайте с вами присядем на полянку, а кто  здесь живёт, узнаем отгадав загадки.

На полянке я сижу, во все стороны гляжу (сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо)

Загадки:

Он работник настоящий,                        В зелёном мундире

Очень – очень работящий.                В траве , на лугах

Под сосной в лесу густом                        Живёт музыкант

Из хвоинок строит дом.                        На длинных ногах.

Она ярка, красива,                                Не жужжу, когда сижу,                        

Изящна, легкокрыла.                        Не жужжу, когда хожу,

Сама похожа на цветок                         Не жужжу, когда тружусь,

И любит пить цветочный сок.                А жужжу, когда тружусь.

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила.

 А зовут её ………

Что же за жители живут на волшебной поляне?

Дети: В этой стране живут пчела, оса, муравей, стрекоза!

А как можно, одним словом назвать всех кого вы перечислили? Кто это?

Дети: Это насекомые!

Все правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о насекомых.

2. Беседа о насекомых по вопросам: (активизация и уточнение словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний, закрепление обобщающего понятия «Насекомые»)

А кто мне скажет, в какое время года появляются насекомые?

(Насекомые появляются весной и летом, когда теплеет.)

Правильно! Какие внешние признаки есть у насекомых?

(У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.)

От какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых?

(Название «насекомые» произошло от слова «насечки».)

А что такое «насечки»?

(Насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.)

Вы все правильно сказали. Действительно, это название произошло от слова «насечки» или «насекать».

 А чем же питаются насекомые?

( Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.)

Скажите, а какие именно насекомые питаются травой, листьями, нектаром, другими насекомыми?

(Пчелы и бабочки питаются нектаром цветов;

кузнечик, стрекоза, муравей питаются вредными насекомыми. Они хищные, так как они нападают на других насекомых.

 (Мухи питаются остатками пищи человека.)

Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете о насекомых. А теперь давайте посмотрим на жителей этой волшебной страны ( картинки с изображением насекомых). Назовите их.

(Это жук, муха, кузнечик, бабочка, пчела, комар.)

Молодцы! А кто из вас помнит, какие из этих насекомых приносит нам вред, а какие пользу. Нужно подойди к доске. Слева повесить карточки тех насекомых, которые приносят нам вред, а справа тех, которые приносят нам пользу.

- Артём, расскажи нам о насекомых, которые приносят нам вред. Что ты о них знаешь?

( Муха и комар – это вредные насекомые - они приносят нам вред, потому что на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

- Женя расскажи о тех насекомых, которые приносят нам пользу.

(Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые приносят нам пользу; пчела и бабочка опыляют цветы; кузнечик, муравей, стрекоза охотятся на других вредных насекомых.)

Молодцы, ребята! Вы хорошо рассказали о насекомых. А теперь давайте с вами превратимся в бабочек и будем перелетать с одной полянки на другую. На каждой из полянок растут цветы. В этих цветах лежат для вас задания, которые вы должны будет выполнить. Давайте полетим на первую полянку.

3.Д/игра «Собери слово» (закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами, закрепление навыка звукового анализа слов)

А вот и первое задание. Перед вами лежат конверты. В одних лежат буквы, а в других фишки для звукового анализа. Сейчас вы сначала должны будете взять конверты с буквами. Достаньте буквы из своих конвертов и составьте слова. Прочитайте, каждый по очереди, какие слова вы составили.

Дети по очереди читают получившиеся слова.

А теперь разделите ваши слова на слоги.

 Сколько слогов в твоем слове?

Назови первый слог, второй.

А теперь, сложите ваши буквы обратно в конверт. И возьмите другой конверт, где лежат кружки для звукового анализа. Теперь пусть каждый из вас составит звуковую схему ваших слов.

Сколько звуков в твоем слове?

Назови третий по счету звук, дай ему характеристику.

Назови четвертый звук. Дай ему характеристику.

(И так далее с каждым ребенком.)

4. Физкультминутка «Бабочки» (развитие общей моторики)

Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием. А теперь давайте с вами немножко отдохнем и отправимся на луг (Дети выполняют движения и слова)

Мы бабочки!

В апреле ласкает солнце нас (встать, движения руками сверху вниз, к лицу)

На луг мы прилетели (прыжки на месте, руки в стороны, махи руками)

И здесь танцуем вальс (изображают).

А теперь нас ждет следующая полянка. Давайте полетим туда.

5. Д/игра «Я самый важный» (совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом)

Вот мы с вами и оказались еще на одной полянке. Посмотрите, здесь нас тоже ждут насекомые. Давайте их назовем. Эти насекомые очень любят хвастаться друг перед другом. Они считают, что каждый из них лучше остальных.

1-й ребенок – У кузнечика не усы, а усищи.

2-й ребенок – У бабочки не крылья, а крылышки.

3-й ребенок – У жука не голова, а головища.

4-й ребенок – У мухи не глаза, а глазищи.

5-й ребенок – У комара не лапы, а лапищи.

А теперь давайте отправимся с вами на следующую полянку.

6. Д/игра «Четвертый лишний» (развитие логического мышления)

Вот мы с вами оказались на новой полянке. Ребята представляете, пока мы с вами перелетали с полянки на полянку, все насекомые от нас спрятались. Давайте их поищем. Посмотрите, что это у меня?

Дети: Это коробочка.

Правильно! Давайте посмотрим, может- быть они сюда заползли, давайте их здесь поищем. Пусть каждый из вас будет по очереди доставать насекомого и называть ( игрушки – насекомые), кого он нашел.

1-й ребенок: Я нашел комара.

2-й ребенок: Я нашла пчелу и т. д. с каждым ребенком.

А теперь давайте назовем всех насекомых, которых вы нашли.

Дети: Это пчела, комар, кузнечик, стрекоза

Ребята, посмотрите, какое из этих насекомых лишнее? Как вы думаете?

Дети: Лишнее насекомое - это комар.

Почему?

Дети: Потому что комар приносит нам вред, а остальные насекомые приносят нам пользу.

Оса, муравей, божья коровка, муха – какое из этих насекомых лишнее?

6. Д/игра «Кого не стало? » (закрепление умения образовывать существительные в Р.п.)

А сейчас насекомые снова хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас я буду убирать какого-нибудь насекомого, а вы должны будет сказать, кого не стало.

.8. Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)

А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?

1.Мы должны сказать, что это за насекомое.

2.Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.

4. Где живет? Чем питается?

5.Какую пользу или вред наносит нам.

Рассказ: Это насекомое – бабочка. У бабочки есть голова, на голове у нее есть маленькие усики, глаза, хоботок, есть длинное туловище, 6 лапок, 2 больших ярких разноцветных крыла. Бабочка питается нектаром цветов. Она полезное насекомое, потому что опыляет растения.

(И так далее по очереди дети описывают по этому плану своих насекомых)

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране.

 Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Что нового вы узнали о насекомых?

Что вам понравилось больше всего?

 Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы).

10.Продуктивная деятельность:

« Пластилиновые насекомые» - пластинография.

Цели: Работать над мелкой моторикой пальцев рук, совершенствовать умение подбирать сочетание цветов.

Рисование с натуры: « Насекомые»

Цели: Развивать чувство цвета, эстетический вкус, совершенствовать мелкую моторику.

Конспект

открытого занятия на тему:

« Насекомые»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Шестакова В.Г.

Март 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...