Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме

Леонгардт Наталья Сергеевна

Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого маленького ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка»

(структурное подразделение «Прогрессовский детский сад»)

Экспериментирование,  как средство формирования

 познавательного интереса у детей младшего дошкольного  возраста

 (сообщение на РМО)

Воспитатель: Леонгардт Наталья Сергеевна

2016 г.

Ребёнок, появившийся на свет - уже  исследователь.  Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого маленького ребёнка. Ребёнок неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность.  С одной стороны это расширяет его представления об окружающем его  мире, с другой – он начинает понимать причинно-следственные, временные и  пространственные отношения, которые позволяют ему понять  целостную картину мира.

Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. С детьми младшего возраста можно проводить несложные эксперименты  с различными объектами живой и неживой природы.  Эксперименты  способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через  эксперименты  можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Эксперименты имеют большое значение для осознания детьми  причинно - следственных связей. В процессе опытно-экспериментальной  деятельности формируются элементарные понятия, закрепляются свойства предметов.   В  работе используется доступное  бытовое и игровое оборудование   (одноразовая посуда, весы, пакеты, и т.д.).  

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, непосредственно образовательная деятельность, игра, прогулка, сон, умывание.

Самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим детей со строением собственного тела, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями. Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег,  нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, нужно обращать  внимание, какая становится зелень после дождя, как легко дышится. Дети убеждаются, что дождь – это вода. Сравнивают воду из-под крана и из лужи, отмечают: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т.д).
  • О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  • О способах исследования объекта.
  • О предметном мире.

Организуя игры с водой и песком, можно не только познакомить детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепить элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Для игр с песком и водой понадобятся совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки,  грабельки), набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек,  природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, ситечки,  мерные ложки и стаканчики и т.д., различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики). 

«Песок»

Дети могут поиграть с песком, попробовать слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры подвести итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Отпечатки наших рук», дети убедятся, что на мокром песке остаются  отпечатки.

При проведении опыта с песком «Волшебное сито»,  детям можно предложить пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к выводу, что сухой песок может сыпаться.

  • игра «Печем печенье». Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.
  • игра «Норка для зверушек». Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
  • игра «Что спрятано в песке?». Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • игра «Чудо пекарь». Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

 «Вода»

В режимных моментах дети убеждаются в том, что водой можно умываться, опускать в неё и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Во время исследовательской деятельности дети получают  представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но её можно покрасить; что вода может быть тёплой и холодной.

Совместно с детьми можно провести опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лёд, что лёд может превращаться в воду.

  • игра «Переливашки». Показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
  • игра «Найди ракушку». Познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
  • игра «Тёплое – холодное». Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной.
  • игра «Тонет – не тонет». Дать представления о плавающих и тонущих телах.
  • наблюдение за водой. Познакомить со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают.
  • игры-забавы с водой. Закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

«Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получают представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловят» воздух в полиэтиленовые пакеты и убеждаются в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дуют через соломинку в стакан с водой и видят, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

В игре  «Лодочка плыви», дети могут убедиться, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, выявить, что ветер – это движение воздуха.

Можно провести опыт: опустив перевернутый прозрачный стакан в таз с водой, увидим, что воздух не пропускает воду.

«Камни»

В экспериментах с камнями дети получают представления о том, что камни бывают тяжёлые и лёгкие, имеют различную форму.

Опытническим путем дети выясняют, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Для этого в таз с водой можно опустить поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Если сравнить два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то можно прийти к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимаешь в руках камень и комок ваты – убедиться, что камни твёрдые.

 «Бумага»

При помощи опытов дети узнают, что бумага лёгкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1.Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2.Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья,        шишки и т.д.);

3.Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы        и др.);
4.Разные виды бумаги, пластилин;
5.Красители пищевые и не пищевые;

6.Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7.Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8.Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9.Детские        фартуки;
10.Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11.Схемы проведения опытов.

Взаимодействие воспитанников с родителями

Чтобы полученные представления у детей закреплялись и развивались, мы предлагаем  родителям информационный материал в родительском уголке. Родители вместе с детьми могут рисовать картины из песка, изготавливать фигурки из гипса, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, мы их приглашаем на НОД, организовываем для них выставки детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности  у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Статья "Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников....