Игры о космосе
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ларкина Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры с бегом.

 

"Перебежки по луне"

 

  ХОД ИГРЫ:

 

Пробежать  в  спокойном   темпе   как  можно  дальше   и дольше.

 

Пробежать по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени.

 

Пробежать, забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц.

 

Пробегать, перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1,5—2 м.

 

Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю или приподнятые на высоту 15—20 см.

 

 

 

 

 

«Перебежки марсиан»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей  и выбирается новый ловишка - марсианин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звездные  ловишки»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4  ребёнка, то выбирается новый ловишка.

 

 

 

 

«Ноги от земли!»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

 

 

 

 

«Уйти от погони!»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети становятся в круг. У каждого из них полоска ткани стального цвета, заправленная сзади  за ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за детьми, стремясь взять у кого-нибудь из детей полоску. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три-в круг скорей беги!» — все строятся в  круг. Ловишка  подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

 

 

 

 

 

 

«Маленькие планетки»

 

  ХОД ИГРЫ:

 

На  земле (полу) чертится  круг диаметром 3—4 м. При помощи считалки выбирают ловишку- комету. Он становится в центр круга, остальные — за кругом они маленькие планетки. После сигнала:«Раз, два, три — лови!» — дети бегут в круг, а ловишка – комета их ловит. Когда он поймает 3—4 детей, выбирают нового ловишку.

 

 

 

 

 

 

«Летящая комета»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Игра проходит, так же  как и предыдущие, но ловишка должен осалить убегающих мягким мячом.

 

 

 

 

 

«Подвижная цель»

 

ХОД ИГРЫ:

 

В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть.

 

 

 

 

«Космонавты на одной ноге»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками.

 

 

 

 

«Звездный городок»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети становятся по кругу по двое, у каждой пары в руках карточка с изображением города.  Расстояние между парами 1—2 шага. За кругом находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди пары, которая поднимет карточку с изображением города (пару выбирает педагог). Если он успел вбежать в круг и встать, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим с края. Если  догоняющий  успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

 

В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй.

 

 

 

 

Игры с прыжками.

 

«Марсианский робот разведчик»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Вариант 1

 

Дети становятся по всей площадке, свободно, не мешая друг другу. По сигналу воспитателя все прыгают на месте на двух ногах, стараясь подпрыгнуть повыше. На хлопок или сигнал: «Кругом»! — все поворачиваются в прыжке, затем снова прыгают на месте и снова поворачиваются по сигналу.

 

 

 

Вариант 2

 

Дети выстраиваются вдоль линии, начерченной на земле (полу) или выложенной из шнура. Воспитатель предлагает прыгать на двух ногах под его счет, на хлопок или другой сигнал дети прыгают через линию с поворотом в прыжке. Важно успеть сделать прыжок точно по сигналу.

 

 

Вариант 3

 

На земле (полу) чертится линия длиной 5 метров или выкладываются шнуры. Дети становится в колонну по одному у одного конца линии. По сигналу дети начинают прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивая,  при этом линию справа налево и слева направо (зигзагом).

 

 

 

 

«Путешествие по галактике»

 

ХОД ИГРЫ:

 

1. Прыгать,   продвигаясь  вперед,   перепрыгивая   при   этом через линию длиной 4—5 м на одной ноге (направой и левой поочередно).

 

2. Прыгать, продвигаясь вперед (на расстояние 5—6 м), с зажатым между ног предметом  (мешочком с песком, с колечком, с деревянным бруском и т. п.) 

 

3. Перепрыгивать на двух ногах через рейки, установленные на деревянных чурбачках высотой 30—25 см  (расстояние между рейками 1 м).

 

4. Прыгать на одной (правой, левой) ноге.

 

5. Кто дальше? Слегка разбежаться, вскочить на бревно и спрыгнуть с него на другую сторону.

 

6. От бревна спрыгнуть в кружок, нарисованный на земле. Можно прыгать в несколько кружков, нарисованных на разном расстоянии от бревна.

 

7. Перепрыгнуть через бревно, опираясь руками. 

 

 8. Прыгать, на двух ногах, продвигаясь вперед, по бревну диаметром 20—30 см.                                        

 

  9. Прыгать по бревну, лежащему на земле, на одной ноге,

 

продвигаясь вперед. Носок ноги при этом слегка поворачивать  внутрь.

 

 

 

 

 

 

 

«Космическая рыбалка»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга — воспитатель. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10—15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие,  внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети. Сначала шнур вращают так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети легко справляются с заданием, мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только по часовой стрелке или против.

 

 

 

 

 

«Космические скачки»

ХОД ИГРЫ: 

 

 С помощью считалки дети делятся на две команды.

 

1. Прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад, с перекрестом.

 

2. Прыгать через короткую скакалку на двух ногах;  с между скоком;

 

 с ноги на ногу. Прыгать то на правой, то на левой ноге попеременно.

 

3. Перепрыгивать через длинную  скакалку,  которую  вращают двое других детей.

 

4. Вбежать под вращающуюся скакалку, сделать определенное количество прыжков и выбежать из-под нее.  Кто ни разу не заденет!

 

5. Перепрыгивать через длинную скакалку вдвоем.

 

                              

 

                                 

 

 

 

 

«Веселые космические соревнования»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Играющие дети становятся в несколько колонн у общей черты на расстоянии 2—3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих детей. Каждой команды есть название космического корабля и эмблема с его изображением, которая надета на капитана команды. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 20—25 см).  Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70—80 см «кратеры», и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя капитаны бегут по дорожкам, перепрыгивают «кратеры», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на пол. После этого они быстро возвращаются, надевают эмблему на следующего участника команды  и становятся в конец своей колонны. Можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задание, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись.

 

 

 

 

«Собёрем космический мусор»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети делятся  на  2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки.  У  детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие  мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

 

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

 

Усложнение:

 

-передвигаться только гигантскими шагами;

 

-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

 

 

 

 

 

«Соберем урожай для космонавтов»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети строятся в 2 колонны  за линией на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Первые игроки каждой команды держат в руках тележку, сбоку от них в корзинке лежат муляжи овощей. По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку муляж овоща  и отвезти его за линию другой стороне площадки и положить его в «космический корабль»,  затем   быстро  вернуться   обратно,  передать  тележку другому ребёнку и стать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все муляжи   не будут перевезены за линию. Выигрывает та команда, последний игрок которой первым прибежит с пустой тележкой к линии старта.

 

Игру можно усложнить, поставив на пути какие-либо препятствия, которые дети должны обегать, перевозя муляжи овощей.

 

 

 

«Космическая эстафета»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На площадке  расставлены  предметы (кубы, кирпичики, кегли). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, дети бегут  между предметам, обегают фишки и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Космостарт»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзинки.  На другой стороне находится корзинки с «метеоритами» (мячами). Дети бегут одновременно каждый к своей корзинке берут «метеорит», зажимают его между ног и возвращаются, обратно прыгая, кладут его в свою корзинку, затем снова бегут за другими «метеоритом». Игра продолжается до тех пор, пока  не перенесут все «метеориты». Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

 

Усложнение:  предложить детям выполнить задание на время.

 

 

 

 

«Быстрые юпитеры»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.

 

 

 

 

«Быстрые и меткие космонавты»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Вариант 1

 

2—4 ребенка бегут, наперегонки высоко поднимая колено, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии,  дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м). После этого дети должны быстро вернуться на линию старта боковым галопом. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг, правильно выполнил задание и быстрее вернулся на место.

 

Вариант 2

 

Стоя на расстоянии 1—2 м от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м, перебросить через нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону, поймать его. Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м.

 

«Свидание с кометой»

 

ХОД ИГРЫ:

 

На площадке  устанавливается полоса препятствий: из 3-х ворот они ставятся  (тоннелем); 4—5 обручей ; каната. Дети по очереди друг за другом пробегают от стартовой черты до первого препятствия, проползают под воротиками, затем добегают до второго, впрыгивают в обручи,  добегают  до 3-го препятствия (каната) перепрыгивают с одного края  на другой,  добегают до линии финиша дотрагиваются до «кометы» рукой. Кто первый выполнил задание тот и выиграл.       

 

 

 

 

«Считай космические шаги»

 

ХОД ИГРЫ:

 

 Дети собираются на одной стороне площадки. Задание выполняется парами, предлагается  перебежать на другую сторону площадки, совершая  меньшее (большее) количество шагов: высоко поднимая колено, боковой галоп, спиной вперед и другие виды шага.

 

 

 

 

«Дружно все вместе»

 

ХОД ИГРЫ:

 

 Играющие становятся на одной стороне площадки. Перебежать через нее надо шеренгой, удерживая равнение. Все должны бежать с одной скоростью, никто никого не должен обгонять.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Бег по лунной поверхности»

 

ХОД ИГРЫ:

 

 На площадке выкладываются «кубы – кратеры» (высотой 20 см). Играющие по очереди пробегают,  перешагивая   барьеры.  

 

 Усложнение: пробежать через барьеры как можно скорее; перепрыгнуть их.

 

 

 

 

«Космическое  троеборье»

 

 ХОД ИГРЫ:

 

Дети  выполняют следующие задания, разделившись на команды:

 

Приняв исходное положение сидя, разбежаться и перепрыгнуть через невысокий куб или «канавку», сделанную из 2-х веревок; добежать до дуги, подлезть под нее на четвереньках; боком; пробежать дальше, перешагивая из обруча в обруч (4), разложенные на полу, и как можно скорее добежать до финиша. Кто быстрее всех выполнит все три задания, тот самый лучший троеборец!

 

 

 

 

«Тропинка ловкости»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Дети парами  пробегают по дорожке 15—20 метров, наступая на следы космических пришельцев, нарисованные на  поверхности пола или наоборот, пробегают по тропинке, стараясь не наступать на следы пришельцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Возвращение в луноход»

 

ХОД ИГРЫ:

 

 Дети делятся на 2 команды на одной стороне площадки. На другой стороне площадки стоят «луноходы» (2 больших обруча). Командам предлагается перепрыгнуть через несколько «кратеров», выложенных из 2-х веревок; проползти по гимнастической скамейке; ходьба с «камня на камень» (используются невысокие кубы). Выигрывает та команда, которая первая соберется в «луноходе», то есть в обруче.

 

 

 

«Разминка для космонавта»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Медленно, трусцой вместе с педагогом дети пробегают 2-4 отрезка по 60-150 метров.  В перерывах между бегом  надо не останавливаться,  а  ходить свободным  шагом. Такие тренировки-пробежки позволяют постепенно подготовить детей к непрерывному бегу от 400 до 1000 м, а на седьмом году жизни и 1500 м. Упражняться в беге трусцой необходимо каждый день.

 

 

 

«Космический  полет»

                  

ХОД ИГРЫ:

 

Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадке – это планета Земля. Каждый ребенок – космический корабль.  Все дети прыгают с ноги на ногу, «перелетают» на другую планету. «Метеорит» ведущий бросает в  эти корабли мягким мячом.

 

 

 

 

 

«Найди дорогу до космолета»

 

ХОД ИГРЫ:

 

Заготавливаются указатели, на них наносятся стрелки, расставляет эти указатели педагог на участке детского сада в тех местах, где есть повороты, так, чтобы они были хорошо видны детям.  Дети собираются на месте старта.  По очереди через определенные промежутки времени по сигналу взрослого: «Марш!»- дети выбегают на дистанцию. Задача заключается в том, чтобы пробежать всю дистанцию от старта до финиша, самостоятельно ориентируясь по расставленным  на площадке  указателям.

 

При повторении игры можно выпускать на дистанцию сразу по двое, и дети должны вместе прибежать на финиш, по картам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_o_kosmose.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Игры с бегом.

"Перебежки по луне"

  ХОД ИГРЫ:

Пробежать  в  спокойном   темпе   как  можно  дальше   и дольше.

Пробежать по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени.

Пробежать, забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц.

Пробегать, перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1,5—2 м.

Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю или приподнятые на высоту 15—20 см.

«Перебежки марсиан»

ХОД ИГРЫ:

Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей  и выбирается новый ловишка - марсианин.

«Звездные  ловишки»

ХОД ИГРЫ:

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4  ребёнка, то выбирается новый ловишка.

«Ноги от земли!»

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

«Уйти от погони!»

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся в круг. У каждого из них полоска ткани стального цвета, заправленная сзади  за ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за детьми, стремясь взять у кого-нибудь из детей полоску. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три-в круг скорей беги!» — все строятся в  круг. Ловишка  подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

«Маленькие планетки»

  ХОД ИГРЫ:

На  земле (полу) чертится  круг диаметром 3—4 м. При помощи считалки выбирают ловишку- комету. Он становится в центр круга, остальные — за кругом они маленькие планетки. После сигнала:«Раз, два, три — лови!» — дети бегут в круг, а ловишка – комета их ловит. Когда он поймает 3—4 детей, выбирают нового ловишку.

«Летящая комета»

ХОД ИГРЫ:

Игра проходит, так же  как и предыдущие, но ловишка должен осалить убегающих мягким мячом.

«Подвижная цель»

ХОД ИГРЫ:

В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть.

«Космонавты на одной ноге»

ХОД ИГРЫ:

Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками.

«Звездный городок»

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся по кругу по двое, у каждой пары в руках карточка с изображением города.  Расстояние между парами 1—2 шага. За кругом находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди пары, которая поднимет карточку с изображением города (пару выбирает педагог). Если он успел вбежать в круг и встать, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим с края. Если  догоняющий  успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй.

Игры с прыжками.

«Марсианский робот разведчик»

ХОД ИГРЫ:

Вариант 1

Дети становятся по всей площадке, свободно, не мешая друг другу. По сигналу воспитателя все прыгают на месте на двух ногах, стараясь подпрыгнуть повыше. На хлопок или сигнал: «Кругом»! — все поворачиваются в прыжке, затем снова прыгают на месте и снова поворачиваются по сигналу.

Вариант 2

Дети выстраиваются вдоль линии, начерченной на земле (полу) или выложенной из шнура. Воспитатель предлагает прыгать на двух ногах под его счет, на хлопок или другой сигнал дети прыгают через линию с поворотом в прыжке. Важно успеть сделать прыжок точно по сигналу.

Вариант 3

На земле (полу) чертится линия длиной 5 метров или выкладываются шнуры. Дети становится в колонну по одному у одного конца линии. По сигналу дети начинают прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивая,  при этом линию справа налево и слева направо (зигзагом).

«Путешествие по галактике»

ХОД ИГРЫ:

1. Прыгать,   продвигаясь  вперед,   перепрыгивая   при   этом через линию длиной 4—5 м на одной ноге (направой и левой поочередно).

2. Прыгать, продвигаясь вперед (на расстояние 5—6 м), с зажатым между ног предметом  (мешочком с песком, с колечком, с деревянным бруском и т. п.)  

3. Перепрыгивать на двух ногах через рейки, установленные на деревянных чурбачках высотой 30—25 см  (расстояние между рейками 1 м).

4. Прыгать на одной (правой, левой) ноге.

5. Кто дальше? Слегка разбежаться, вскочить на бревно и спрыгнуть с него на другую сторону.

6. От бревна спрыгнуть в кружок, нарисованный на земле. Можно прыгать в несколько кружков, нарисованных на разном расстоянии от бревна.

7. Перепрыгнуть через бревно, опираясь руками.  

 8. Прыгать, на двух ногах, продвигаясь вперед, по бревну диаметром 20—30 см.                                        

  9. Прыгать по бревну, лежащему на земле, на одной ноге,

продвигаясь вперед. Носок ноги при этом слегка поворачивать  внутрь.

«Космическая рыбалка»

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга — воспитатель. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10—15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие,  внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Через некоторое время делается небольшой перерыв. Затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети. Сначала шнур вращают так, чтобы мешочек поднимался невысоко. Если дети легко справляются с заданием, мешочек можно поднять немного выше. Вращать шнур можно не только по часовой стрелке или против.

«Космические скачки»

ХОД ИГРЫ:  

 С помощью считалки дети делятся на две команды.

1. Прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад, с перекрестом.

2. Прыгать через короткую скакалку на двух ногах;  с между скоком;

 с ноги на ногу. Прыгать то на правой, то на левой ноге попеременно.

3. Перепрыгивать через длинную  скакалку,  которую  вращают двое других детей.

4. Вбежать под вращающуюся скакалку, сделать определенное количество прыжков и выбежать из-под нее.  Кто ни разу не заденет!

5. Перепрыгивать через длинную скакалку вдвоем.

                             

                                 

«Веселые космические соревнования»

ХОД ИГРЫ:

Играющие дети становятся в несколько колонн у общей черты на расстоянии 2—3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих детей. Каждой команды есть название космического корабля и эмблема с его изображением, которая надета на капитана команды. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 20—25 см).  Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70—80 см «кратеры», и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя капитаны бегут по дорожкам, перепрыгивают «кратеры», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на пол. После этого они быстро возвращаются, надевают эмблему на следующего участника команды  и становятся в конец своей колонны. Можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задание, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись.

«Собёрем космический мусор»

ХОД ИГРЫ:

Дети делятся  на  2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки.  У  детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие  мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

-передвигаться только гигантскими шагами;

-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

«Соберем урожай для космонавтов»

ХОД ИГРЫ:

Дети строятся в 2 колонны  за линией на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Первые игроки каждой команды держат в руках тележку, сбоку от них в корзинке лежат муляжи овощей. По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку муляж овоща  и отвезти его за линию другой стороне площадки и положить его в «космический корабль»,  затем   быстро  вернуться   обратно,  передать  тележку другому ребёнку и стать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все муляжи   не будут перевезены за линию. Выигрывает та команда, последний игрок которой первым прибежит с пустой тележкой к линии старта.

Игру можно усложнить, поставив на пути какие-либо препятствия, которые дети должны обегать, перевозя муляжи овощей.

«Космическая эстафета»

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На площадке  расставлены  предметы (кубы, кирпичики, кегли). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, дети бегут  между предметам, обегают фишки и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.

«Космостарт»

ХОД ИГРЫ:

Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзинки.  На другой стороне находится корзинки с «метеоритами» (мячами). Дети бегут одновременно каждый к своей корзинке берут «метеорит», зажимают его между ног и возвращаются, обратно прыгая, кладут его в свою корзинку, затем снова бегут за другими «метеоритом». Игра продолжается до тех пор, пока  не перенесут все «метеориты». Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

Усложнение:  предложить детям выполнить задание на время.

«Быстрые юпитеры»

ХОД ИГРЫ:

Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.

«Быстрые и меткие космонавты»

ХОД ИГРЫ:

Вариант 1

2—4 ребенка бегут, наперегонки высоко поднимая колено, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии,  дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м). После этого дети должны быстро вернуться на линию старта боковым галопом. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг, правильно выполнил задание и быстрее вернулся на место.

Вариант 2

Стоя на расстоянии 1—2 м от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м, перебросить через нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону, поймать его. Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м.

«Свидание с кометой»

ХОД ИГРЫ:

На площадке  устанавливается полоса препятствий: из 3-х ворот они ставятся  (тоннелем); 4—5 обручей ; каната. Дети по очереди друг за другом пробегают от стартовой черты до первого препятствия, проползают под воротиками, затем добегают до второго, впрыгивают в обручи,  добегают  до 3-го препятствия (каната) перепрыгивают с одного края  на другой,  добегают до линии финиша дотрагиваются до «кометы» рукой. Кто первый выполнил задание тот и выиграл.        

«Считай космические шаги»

ХОД ИГРЫ:

 Дети собираются на одной стороне площадки. Задание выполняется парами, предлагается  перебежать на другую сторону площадки, совершая  меньшее (большее) количество шагов: высоко поднимая колено, боковой галоп, спиной вперед и другие виды шага.

«Дружно все вместе»

ХОД ИГРЫ:

 Играющие становятся на одной стороне площадки. Перебежать через нее надо шеренгой, удерживая равнение. Все должны бежать с одной скоростью, никто никого не должен обгонять.        

«Бег по лунной поверхности»

ХОД ИГРЫ:

 На площадке выкладываются «кубы – кратеры» (высотой 20 см). Играющие по очереди пробегают,  перешагивая   барьеры.  

 Усложнение: пробежать через барьеры как можно скорее; перепрыгнуть их.

«Космическое  троеборье»

 ХОД ИГРЫ:

Дети  выполняют следующие задания, разделившись на команды:

Приняв исходное положение сидя, разбежаться и перепрыгнуть через невысокий куб или «канавку», сделанную из 2-х веревок; добежать до дуги, подлезть под нее на четвереньках; боком; пробежать дальше, перешагивая из обруча в обруч (4), разложенные на полу, и как можно скорее добежать до финиша. Кто быстрее всех выполнит все три задания, тот самый лучший троеборец!

«Тропинка ловкости»

ХОД ИГРЫ:

Дети парами  пробегают по дорожке 15—20 метров, наступая на следы космических пришельцев, нарисованные на  поверхности пола или наоборот, пробегают по тропинке, стараясь не наступать на следы пришельцев.

«Возвращение в луноход»

ХОД ИГРЫ:

 Дети делятся на 2 команды на одной стороне площадки. На другой стороне площадки стоят «луноходы» (2 больших обруча). Командам предлагается перепрыгнуть через несколько «кратеров», выложенных из 2-х веревок; проползти по гимнастической скамейке; ходьба с «камня на камень» (используются невысокие кубы). Выигрывает та команда, которая первая соберется в «луноходе», то есть в обруче.

«Разминка для космонавта»

ХОД ИГРЫ:

Медленно, трусцой вместе с педагогом дети пробегают 2-4 отрезка по 60-150 метров.  В перерывах между бегом  надо не останавливаться,  а  ходить свободным  шагом. Такие тренировки-пробежки позволяют постепенно подготовить детей к непрерывному бегу от 400 до 1000 м, а на седьмом году жизни и 1500 м. Упражняться в беге трусцой необходимо каждый день.

«Космический  полет»

        

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадке – это планета Земля. Каждый ребенок – космический корабль.  Все дети прыгают с ноги на ногу, «перелетают» на другую планету. «Метеорит» ведущий бросает в  эти корабли мягким мячом.

«Найди дорогу до космолета»

ХОД ИГРЫ:

Заготавливаются указатели, на них наносятся стрелки, расставляет эти указатели педагог на участке детского сада в тех местах, где есть повороты, так, чтобы они были хорошо видны детям.  Дети собираются на месте старта.  По очереди через определенные промежутки времени по сигналу взрослого: «Марш!»- дети выбегают на дистанцию. Задача заключается в том, чтобы пробежать всю дистанцию от старта до финиша, самостоятельно ориентируясь по расставленным  на площадке  указателям.

При повторении игры можно выпускать на дистанцию сразу по двое, и дети должны вместе прибежать на финиш, по картам.

«Прогулка по луне»

ХОД ИГРЫ:

Дети произвольно располагаются на площадке и ходят произвольным шагом. По сигналу «Хоп!» все одновременно должны подпрыгнуть  повыше,  повернуться   в  указанную   взрослым сторону.

«С разбега в звездолет»

ХОД ИГРЫ:

Для того чтобы научиться отталкиваться при прыжке   обеими   ногами,   надо   прыгать   с   короткого   разбега (3—5 шагов) в длину, при этом чередуя начало разбега с правой и левой ноги. Воспитатель предлагает попрыгать на соревнование с другом, отталкиваясь той ногой, которой удобнее. Выигрывает тот, кто прыгнет дальше и быстрее допрыгнет до звездолёта.

«Марсианские попрыгунчики»

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят на площадке в 2-ве шеренги, надо прыгнуть на правую ногу (отталкиваясь двумя), потом на левую (отталкиваясь двумя). Потом оттолкнуться левой ногой и приземлиться одновременно на две ноги, оттолкнуться правой и приземлиться на обе ноги. Выигрывает та команда, которая дойдёт до финиша быстрее, и не ошибаясь.

«Звездный марафон».

ХОД ИГРЫ:

Вариант 1

На  площадке выкладывают из верёвок 4-6 параллельные полоски, расположенные на одинаковом (60-80 см) расстоянии одна от другой. Дети прыгают поочередно через каждую полоску с остановками между полосками или беспрерывно, выполняя один прыжок за другим.

 Вариант 2

Из верёвок выкладывают несколько параллельных коротких полосок. Расстояние от полоски до полоски должно увеличиваться: от первой до второй оно составляет 40 см, от второй до третьей - 50 см, от третьей до четвертой - 60 см и от четвертой до пятой - 70 см.

Дети не должены перепрыгивать через полоски, они ему служат лишь ориентиром для прыжков. Поэтому в исходной позиции он становится не за первой полоской, а рядом с ней, отступя на шаг.

Задание заключается в том, чтобы прыгать в длину с места, стараясь как можно точнее приземлиться на уровне следующей полоски.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ»

Цели:

— учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

— познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Материалы и оборудование:

— карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий;

— 1-2 отдельные картинки с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

В игре участвуют от двух до четырех детей. Им раздают карты лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель. Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, наблюдая за звездами, разделили их на группы — созвездия; самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: один напоминал зверя, другой — птицу, третий — человека.

Если наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, можно заметить, что созвездия появляются в небе в определенных местах: одно созвездие — за лесом, другое — всегда над домом, третье – над рекой и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звездам, по ним они прокладывали путь, определяли свое местоположение.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговорим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком Созвездии идет речь.

Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях Рекомендуется придерживаться предложенной последовательности.

1. Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно отыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша — это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом — это его лапы и туловище, а сам ковш — седло. Древние люди считали, что вce эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали ее.

Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

Воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Ребёнок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладет ее над соответствующим созвездием.

2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух).

Воспитатель показывает соответствующую картинку.

У кого созвездие Волопаса?

Дети смотрят на картинку и ищут на карточках лото схематическое изображение созвездия. Ребенок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку и кладет ее над ним.

3. Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

Воспитатель показывает картинку с соответствующим изображением.

У кого есть созвездие Лебедя?

Угадавший получает картинку.

4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня — Пегаса. У кого из вас есть созвездие Пегаса?

5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес — очень сильный человек. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого, которого убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел — очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в осенние месяцы. У кого есть созвездие Рыб?

9. А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита. Его тоже лучше всего видно осенью. Найдите это созвездие.

10. На небе можно найти даже Дракона — волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

11. Еще есть созвездие с необычным названием — Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву М. Кассиопея — имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У кого такое созвездие?

12. В небе есть созвездие Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие — голова Медузы Горгоны. Все, кто смотрел на нее, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть это созвездие?

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает игру.

Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, на Украине — Телегой, а в Сибири — Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по-другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково.

При повторении игры дети меняются карточками лото.

Примечание. Когда ребята усвоят названия созвездий, им можно предложить играть самостоятельно, как в любое другое лото. Игру можно в этом случае упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры: «У кого есть такое созвездие?»

Дети раскладывают картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Цели:

— развивать логическое мышление (анализ и синтез);

— развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

— развивать память.

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок.

Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей — найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагается такая мотивация.

Воспитатель. Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

Предлагаемые наборы слов

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.

5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.

7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.

9. Море, океан, река, озеро, пустыня.

10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.

11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.

12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.

13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.

15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

В начале обучения детей игре набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Времена года»

Цели:

— формировать временные представления;

— развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой замысел в рисунке, пользуясь различными изобразительными средствами.

Материалы и оборудование:

— бумага для рисования;

— различный материал для изобразительной деятельности;

— кассета с записью музыки «Времена года» П.И. Чайковского и А. Вивальди.

Предварительная работа:

— чтение книги В. Танасийчука «Удивительная прогулка» (экология в картинках);

— рассматривание репродукций.

Воспитатель. У каждого из вас есть любимое время года. Изобразите его. Мы с вами рассматривали картины художников с изображениями времен года в разное время суток. Из ваших рисунков мы составим свою галерею.

Во время рисования воспитатель включает музыку. Когда рисование окончено, работы детей размещаются на выставке. Воспитатель просит детей рассказать об их рисунках.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «СЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ», «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цели:

— закрепить последовательность частей суток и времен года;

— закрепить умение ориентироваться во времени;

— развивать внимание, память, логическое мышление;

— развивать умение проводить классификацию по существенным признакам.

Детям предоставляются наборы картинок с изображением частей суток (расположение Солнца на небосводе или времена года) и предлагается сложить их по порядку, найти ошибку в расположении картинок или угадать, чего не достает.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цели:

— уточнить представление о времени года и частях суток;

— расширить представление о деятельности людей в разное время года и суток;

— продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

— развивать логическое мышление.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, и какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. (Аналогично о частях суток.)

Воспитатель. А теперь я буду называть время года, а вы ответите, что бывает в это время года и что тогда делают люди. Например, я скажу; «Весна» — и положу камешек Васе, а Вася вспомнит и скажет, что бывает весной, например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему, и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цели:

— учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;

— развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и читает текст. Дети отгадывают.

Воспитатель

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня ... (зима).

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ... (лето).

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня ... (весна).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,

Но не касаясь сосен

И елочек. Я ... (осень).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»

Цели:

— закреплять представления детей о Солнечной системе;

— закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;

— развивать логическое мышление, внимание, память, учить объяснять свой выбор;

— развивать познавательный интерес.

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Космос»

Артикуляционная гимнастика «Планета»

— Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автомамизация звуков).

Физкультурная минутка

В небе ясном солнце светит,                Потянуться – руки вверх

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –                              Наклониться

Расстилается земля.                                 Руки развести в стороны

Игра «Метеоритный дождь»

Логопед включает музыку. Дети произвольно гуляют по «Луне», «изучая» ее. Музыка смолкает, дети убегают на свои места — на корабли — и ждут, когда закончится метеоритный дождь. Логопед снова включает музыку, и игра возобновляется.

Игра «Почему бывают день и ночь»

Чему учится ребенок: находить общую часть родственных слов; образовывать новые слова; согласовывать прилагательные с существительными; образовывать слова при помощи суффиксов; усвоит конкретные пары слов-антонимов.

Оснащение: юла, предметные картинки (см. рис.).

Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».

Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара). Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.

Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.

Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).

Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?

Игра «Почему бывают зима и лето»

Чему учится ребенок: находить родственные слова; образовывать имена прилагательные от существительных; усвоит конкретные пары слов-антонимов.

Оснащение: предметные картинки (см. рис.).

Ход игры: расскажите ребенку: «За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней. Солнце освещает Землю по-разному». Предложите ребенку посмотреть на картинку, где нарисован земной шар, «проткнутый» воображаемой осью. Скажите: «На концах оси находятся Северный и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушарие и теперь здесь наступает лето, а в Северное полушарие приходит зима. Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных полушариях времена года всегда разные». Произнесите медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — половина шара.) Объясните, что это сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — ... (полная луна). Предложите ребенку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно. Поздней осенью грустно, а весной радостно.»

Предложите ребенку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложите ребенку образовывать новые слова по образцу: лето — ... (летний), весна — ... (весенний), жара — ... (жаркий).

КАРТОТЕКА   ДИДАКТИЧЕСКИХ   ИГР

                 

Тема:  «КОСМОС»

(  подготовительная   группа)

         

Игра      «  СОЛНЦЕ»

Цель:   получить   представление   о   сравнительной   величине   планет,  

о   последовательности  их   расположения  в   Солнечной   системе;

  произносить   нарицательные  существительные   в  родительном  падеже;

находить  общую   часть   родственных  слов;    изменять   существительные

по  падежам.

Материал:   футбольный  мяч,   булавка.

  Ход   игры:   объясните  детям,   что  Вселенная  -  это  весь  мир.   Все,  что  нас   окружает  снизу,  сверху,  со  всех  сторон.   Над   нами  небо,  а   в  небе-

Солнце.   Солнце -  это  громадный  шар  из   раскаленных  газов.  Планета  

Солнечной  системы   различны  по  размер

у,   но  все  они  значительно  меньше  Солнца.   Предложить   детям  взять  футбольный  мяч  и  представить  себе,  что   это  Солнце.  Тогда  Землю  можно  представить  

размером   с  булавочную  головку.   Покажите  детям   картинки   и  попросите  ответить  на  вопросы.

Что   больше  -  Солнце  или  Земля ?  (  Солнце  больше  Земли).

Солнце  или   Юпитер?   (  Солнце  больше  Юпитера).

Сатурн  или  Уран?         (  Сатурн   больше   Урана).    

Нептун  или  Плутон?     (  Нептун   больше   Плутона).          

Предложите   найти   на  рисунке   ближайшую  к  Солнцу  планету.

Спросите,   какая  по  счету   от  Солнца  планета  Земля?

Предложите  найти  планету  Сатурн.

Она  окружена   кольцами  огромных размеров.   Спросите,   какая по  счету  от  Солнца   планета  Сатурн?    

Предложите  определить  и  назвать  общую  часть родственных   слов:  лунный,  лунатик,  луноход;   земелька,  земельный,  подземный.  

Предложите   назвать  лишнее  слово:  Солнце,  солнечный  соленый.                                        

             

Игра    «   ЛУНА»

Цель:   образовывать  сложные   слова;   изменять  глаголы   прошедшего

времени  по  родам.

Материал:  сюжетная   картинка.

Ход  игры:   расскажите,  что Луна  сияет  ярче  звезд.  С давних  времен  люди  интересовались,  почему  Луна то круглая,  то  видна   лишь  ее  половинка,  то  тонкий  серпик,   напоминающий  кусочек  сыра.  

Сейчас  мы  знаем,  что  Луна -  это  спутник  нашей   Земли  и  вращается  не  сама,  ее  освещает  Солнце.  Когда   Луна   обращена   к  Земле  своей   светлой   стороной,   мы   видим  всю  Луну  целиком,  и  говорят,  что  наступило  полнолуние.  Когда   видна  лишь  часть  светлой  стороны,

то   Луна  похожа  на   половинку  круга.

Предложите  детям  называть  слова ласково:  полный -  ….(  полненький),

             красивый - …( красивенький).

Предложите  изменять  слова  по образцу:  

               полный -  полнее,

               светлый -  ….,

               красивый -  ….

    Предложите   ребенку  догадаться,  какое  слово  пропущено,  и  назвать его:  «  Днем  светило солнышко.  Ночью  …..(светила ) Луна.

Сегодня  светит  Солнце,  а  вчера ….(  лил, шел)  дождь ».

Просите   подобрать   синонимы  к  слову  «  светит»  (  сиять,  сверкать)

и  составить  словосочетания  с синонимами:  светить…..,  сверкать…,  сиять…, (  светит солнце, сверкают  звезды,  сияет  луна).

Предложите  закончить   предложение,   правильно   употребляя  слова:

Солнце…(  светило),   фонари…(  светили),  ночник …(  светил).

           

           Игра  «  ПОЧЕМУ  ЛУНА   НЕ  ПАДАЕТ  НА ЗЕМЛЮ!»

Цель:  образовывать  глаголы   при   помощи   приставок;  игра  способствует

развитию  зрительного  внимания.

  Материал:  сюжетная  картинка  с  изображением  Земли,  Луны,  ластик  нитка.

Ход  игры: предложите детям  провести  опыт:  обмотать   ластик  ниткой,

а  другой   конец  нитки  крепко  держать  в  руке.   Ластик  будет  « луной»,

  а  ребенок  -  «  землей».     Попросите  хорошенько   раскрутить  ластик  за

нитку.  Ластик -  луна  старается  оборвать  нитку  и  улететь,  а  нитка не        дает  этого   сделать.   Настоящую  Луну   удерживает   сила   земного  притяжения.   Если   перестать   раскручивать  ластик,  он  упадет!

Как   только  Луна   перестанет  вращаться  вокруг  Земли,  так  немедленно

сила  притяжения  нашей  планеты  ее  «  приземлит»,  притянет

к  Земле.   Так  что  весь  секрет  -  в  движении.

Предложите   ребенку  образовывать  слова  по  образцу:

тянуть -  притянуть,

поднять-  … (  приподнять),

везти - … ( привезти),

сесть  -….(  присесть).

Предложите   ребенку  образовывать  слова  по  образцу:

     тянуть -  притянуть,

     поднять - ….( приподнять),

     мчаться -….(   примчаться),

     везти   - …..(  привезти)

     сесть  -  ….(  присесть).  

 Предложите  ребенку  определить,  чем  отличаются  слова (  голосом  выделяйте   приставку):  влететь,   вылететь,  прилететь,   слететь,  улететь,  

полететь.

Предложите  ребенку  закончить   слово,  назвав  его  остальную часть.

Например:   принести,  приползти,   привезти   перейти,  переползти,  

передвинуть.                      

Игра   «  ЗАЧЕМ   НУЖЕН СПУТНИК»

Цель:  понимать  переносное  значение  слов;  находить  родственные слова.

Материал:  сюжетная  картинка  ( с  изображением  спутников).

Ход  игры:  расскажите  детям,   что  4 октября  1957  года  у  Земли  появился   новый  спутник.  Он  был   создан  учеными  нашей  страны.

После  этого  в  космос  запускали  и  другие  спутники,  намного  больше

предыдущего.  Они  следят  за  движением  облаков  -  это  помогает

точнее  предсказывать  погоду;   следят  за  движением судов  в океанах,

если   корабль  терпит  бедствие,   спутник  примет  его  сигнал  и  передаст

спасательной  службе;   разносят  по  всей  Земле  телеграммы, телефонные

разговоры,  передачи  телевидения;  изучают  звезды  и  планеты.

Спутники   фотографируют  Землю  для  составление  географических

карт.   Есть  спутники  -  разведчики.

Задайте  ребенку  вопросы:   «  Какая  страна  запустила  первый  космический  спутник  Земли?   Какую  работу  выполняют  спутники?»

Спросите,  какие  выражения  употреблены  в  прямом, а  какие -  переносном

значении:  «  Улыбка  -  спутник  хорошего  настроения.  Луна  -  спутник

Земли.  Первый  искусственный  спутник  Земли. Здоровье-  спутник  долголетия».

Игра  «  СОЗВЕЗДИЯ»

Цель :  различать  прямое  и  переносное  значение слов;  образовывать глаголы  при  помощи  суффиксов;  изменять  глаголы настоящего  времени

по  числам.

Материал:  сюжетная   картинка.

Ход  игры:  « На небе   видны  крошечные  светлячки,  далекие звезды.   Люди  еще  в  древности  условно  разделили  небо  на  районы,  а  звезды  -  на  группы,  созвездия.  Самые  заметные  звезды  в  каждой   группе  соединяли   воображаемыми  линиями,  а  потом  смотрели:  на   что же похож  рисунок?    Кого  он  напоминает -  зверя,  птицу, человека,  предмет?

Посмотри,  на  небе  есть целый  зверинец:   Орел  и  Змея,  Большая  и  Малая  Медведицы,  Лебедь,  Рак,  Рыбы,  Скорпион…  Некоторые  созвездия

получили   имена  героев   древних мифов  -  Андромеда,  Кассиопея,  Орион,  

Геркулес…».

 Предложите  детям  соединить  нарисованные  звезды  одной  линией,

тогда   у  него  получится  созвездия  Дракона;  Большая  Медведица;

 Геркулес.  Скажите:  «  В созвездии  Дракон  13  звезд.  В  созвездии  Большой  Медведицы  7  звезд.  В созвездии  Геркулес  13  звезд».

Объясните  выражения  «небо и  земля»  -  полная   противоположность

друг  другу;  «  под   открытым   небом»  -  не в  помещении;  «  на   седьмом небе» -  высшая   радость,  состояние  счастья.

Предложите  изменить  слова  по  образцу;  звезда  мерцает;   звезды…(мерцают) ;   молния  сверкает;  молнии…(  сверкают);

спутник  летит;   спутники ….(  летят).

Игра  «  В   ОБСЕРВАТОРИИ»

Цель:   подбирать   синонимы ;  игра  способствует  развитию слухового

и  зрительного   внимания.

Материал:  предметная  картинка.

Ход  игры: расскажите  детям,  что  наблюдают  и  изучают  звезды  в  особых  астрономических  зданиях –обсерваториях.   Обычно  они  находятся  за  городом  или  в  горах,  где  воздух  чист и  прозрачен.

Ведь  наблюдать звезды  можно  только   при  ясном  небе.

Телескопы  находятся  в  специально  построенных  для  них  

домах- башнях   с  круглыми   крышами- куполами.  

С  наступлением   ночи  крыши  домов  раздвигаются,  и  труба  телескопа

наводится  на  небо,  где  в вышине слабо  мерцают  и  зовут  далекие  миры.

  Предложите  ребенку найти  синонимы:  ясный,  безоблачный,  светлый

денек.  День  ясный,  безоблачный,  светлый,  погожий,   безветренный.

Предложите  подобрать синонимы  к  словам:  утро  (  ясное,  светлое,  безоблачное);  зима ( холодная,  прохладная,  морозная);  лето (  знойное,

жаркое).

   

Игра  «  МЕТЕОРЫ  И МЕТЕОРИТЫ»

Цель:  понимать  переносное  значение  выражений.

Материал:  сюжетная  картинка.

Ход   игры:   расскажите  детям,  что  в пространстве  между  Солнцем  и планета ми  носятся  камни  разной   величины  и пыль.  Когда  они  влетают

 влетают   в  атмосферу  Земли,   говорят  «  звезда  упала».

На  самом  деле  это  твердый  маленький  камень,  прилетевший   из  космического   пространства,  во  время  падения   он  сильно  раскаляется  и

начинает   светиться.   Но  очень  скоро  камешек  сгорает  и  пропадает.

Эти  небесные   камни  называются « метеоры».   Их  надо  отличать  от

метеоритов.    Метеоритами    называют  только  те  камни,   которые

долетели  до  Земли   и  упали  на  нее.    Размеры   их  самые  разные.

Задайте   детям  вопросы:  «  Отчего  в  ночном  небе  иногда   вспыхивают

черточки?    Как   называется   метеор,  долетевший  до  Земли?»

Попросите  ребенка  определить,  какие  выражения   употреблены  в  

прямом,  а  какие  в  переносном  значении: «  Зажглись  звезды.  

Верить  в  свою  звезду (  в  судьбу  ).  Звездная  болезнь  (  завышенная  

самооценка).  Восходящая  звезда (  новая  знаменитость).  Звездная   ночь».

 

Игра   «  ЗАЧЕМ   ЛЕТЕТЬ  В  КОСМОС»

Цель:  употреблять  нарицательное  существительные  в винительном  падеже;   понимать  переносное  значение   слов.

Материал:  сюжетная  картинка.

Ход  игры: спросите:  «  Почему  люди  так  стремятся   в  космос?    

Ведь  космосе  темно,  холодно,    на   каждом  шагу   подстерегают  

опасности …»  Расскажите,  что  воздух  мешает  отчетливо  видеть  звезды

с   Земли.    В  нем   постоянно  носятся   пылинки,  капельки  воды,  частички

дыма.   А  когда  собираются  тучи,  то  звезды  не  видны.     Астрономы

мечтают  построить   обсерватории    в  космосе:    воздуха  там  нет,   облаков  тоже,  наблюдать  звезды  без  всяких  помех!   Каждый  экипаж,

отправляющийся  в  космос,   получает  задание   от  астрономов.

Попросите  детей   определить,  какие  из  этих  слов   употреблены

в   прямом,   а  какие  -  в  переносном  значении:  темная  ночь,  темное  небо,

темные  дела,  темные   волосы,   темный  цвет.  ,

Игра   «   СКАФАНДР»

Цель:   различать   смысловое   значение  слов.

Материал: сюжетные  картинки.

Ход   игры:   расскажите  детям,  что  космонавты  выходят  в  открытый  космос:   проводят  наблюдения,   осматривают  станцию  снаружи.

В  космосе   одновременно   и  сильный  холод,  и  невыносимая  жара.

На  солнце  припекает,  а в тени   все  замерзает.   Единственный   выход

скафандр.

В   нем    температура,  как  в  комнате,  и  дышится   легко.   Если   Солнце

светит   слишком  ярко  и  слепит  глаза,  то  можно  в гермошлеме

  опустить   шторки.   В   скафандре  есть  радио,  по  которому  можно  

разговаривать   со  своими   товарищами,  оставшимся  на  станции.

Правильнее   было  бы   называть  скафандр   отдельной  кабиной.  

Только  эта   кабина  сделана  из  мягкого,  прочного  и  надежного

материала  и  сшита  по  росту.    Вот  какая  одежда  у  космонавтов!

Предложите   детям  подбирать  слова,  близкие  по  смыслу:

надежный  -…(   прочный),

смелый  - ….(  храбрый,  отважный),

большая  -…..(  огромная).

Предложите  придумать  словосочетания  с этими  синонимами  ( надежный

товарищ,  прочная  ткань).

Игра   «  КОСМИЧЕСКИЕ   ПРОФЕССИИ»

Цель:  употреблять  в  речи   имена  существительные  в   различных  падежах:   изменять   глаголы  по  лицам.

Материал:  сюжетные  картинки.

Ход  игры:  расскажите  детям,  что  строительство  ракеты  или  спутника  и

запуск  их  в  космос  -  работа  очень  сложная.

Тысячи  людей   самых  разных  специальностей  трудятся  для  этого  многие

  месяцы   и  годы.  Космонавты   усердно  тренируются.   Врачи  наблюдают

  за  состоянием    здоровья  космонавтов.   Инженеры  проектируют   корабли,   рабочие  по  чертежам   изготовляют  детали  для   ракеты,

а   потом  их  собирают,  астрономы   подготовляют  задание  для

космонавтов.

Предложите  детям  посмотреть  на  картинки  и  называть,  кто  на  них

изображен  (  астроном,  космонавт,  инженер).   Попросите  его  ответить  каких  профессий  нужны  скафандр,   компьютер,  телескоп.  

Скафандр  -  это  специальный   герметический  костюм.

Скажите,  для  работы  в каких  условиях  человеку  нужен  скафандр –

в  космосе,  под  водой,  на  большой   высоте.

Предложите  детям   вместо  вопроса  слова  «  космонавт»,  «  космонавты»,

правильно  изменяя  их:  «  Разговаривать  с кем?  (   с  космонавтом,  космонавтами).   Наградить  кого?  (  космонавта ,   космонавтов).

Заботиться  о  ком?    (  о  космонавте,  о   космонавтах).

Встретить  кого?  ( космонавта,   космонавтов).   Предложите  детям  изменять  глаголы  по  лицам.  

                          Мы   летим,  летим,   летим,

                    Мы    на   месте  не    стоим.

                    Я   лечу,  лечу,  лечу,

                     Я   на   месте  не …..( стою).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра - презентация "Космос"

Обучающая игра - презентация "Космос" предназначена для НОД с дошкольниками в области "Познание".Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, осво...

Конспект игры-путешествия "Космос глазами детей"

Для того, чтобы увлечь детей нетрадиционными техниками рисования, я использую самые разные возможности. Звездное небо - отличный пейзаж, который так интересно нарисовать, используя методы кляксографии...

Игра - путешествие "Космос. Солнечная система"

Хочу  представить  вашему  вниманию  фотоотчёт  о  проведении  НОД Игра-путешествие  "Космос. Солнечная  система"  и  презентацию,  использу...

Грамматика в картинках и играх. Тема космос.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Методическая разработка: игра-презентация "Космос"

Презентация "Космос". Предназначена для детей 3х-4х лет....

Спортивно–тематическая игра «Удивительный космос» (Игра включает в себя познавательные и мыслительные процессы) для подготовительных групп

ГБОУ СОШ № 2001 Дошкольный корпус «Северная Радуга»      Детская  спортивно–тематическая игра«Удивительны космос» Игра включает в ...