Что растет у нас под ногами.
презентация по окружающему миру на тему

Бутенко Наталия Геннадьевна

Способы ознакомления дошкольников с природой родного края.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО РАСТЁТ У НАС ПОД НОГАМИ ЧТО РАСТЁТ У НАС ПОД НОГАМИ Подготовила Бутенко Н.Г.

Слайд 2

Названия трав красивы и поэтичны. Пижма- пуговичник, лебеда – марь белая. А еще Венерин башмачок, мать– и-мачеха , подорожник ( он же струнник), хвощ – на хвост и похож. Собирая коллекции трав, мы как будто по-новому ее видим и удивляемся наименованиям. Здесь и «зверь» присутствует (медвежье ушко, заячья капуста ), и загадочное обозначение (сныть), и, наоборот, прозрачное (пастушья сумка, пустырник), и цветообозначение (белый донник, жёлтый донник).

Слайд 3

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Знакомя детей с растительным миром родного края, формируем реалистические представления о природе, расширяем у детей знания, представления о травах, способствуем развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.

Слайд 4

Способы ознакомления детей с растительным миром

Слайд 5

Процесс ознакомления дошкольников с растениями может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств , от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется . Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности воспитанников. Педагог должен стремиться самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» часто употребляется и понятие « приемы обучения ». Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения.

Слайд 6

В процессе ознакомления детей с растениями в детском саду используются разнообразные методы: НАГЛЯДНЫЕ (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа -, видео – и DVDфильмов , мультимедийных презентаций), ПРАКТИЧЕСКИЕ (игровой метод, труд, элементарная поисковая деятельность детей ), СЛОВЕСНЫЕ (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы , заучивание наизусть, составление рассказов).

Слайд 7

Наглядные методы. О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие , мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка .

Слайд 8

Организуя наблюдения в природе, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах растения , дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей. Для накопления знаний о росте и развитии растений используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше . Делают зарисовки в дневниках наблюдений.

Слайд 9

Наблюдения организуются педагогом при ознакомлении детей с растениями во время занятий и экскурсий, на прогулках, в уголке природы и т.д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой взрослый . Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставило их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Слайд 10

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов, DVDфильмов и мультимедийных презентаций. С их помощью педагог формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений, показывает явления, которые протекают в природе длительное время. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение , интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. После просмотра проводится беседа, цель которой – выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты.

Слайд 12

Практические методы. Наряду с наблюдениями для расширения представления детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют метод наглядного моделирования и разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. При ознакомлении детей с растениями полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые растения , семена , плоды. Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях , на открытом воздухе и в групповой комнате.

Слайд 13

Труд в природе . Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Он способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями, дети убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий произрастания , узнают о том, что изменение среды закономерно влечёт за собой изменение в состоянии растений.

Слайд 14

Элементарная поисковая деятельность детей. Для установления детьми тех или иных причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях . Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление , их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие . В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в тёмном месте), необходимо сразу изменить условия.

Слайд 16

Словесные методы . При ознакомлении детей с растительным миром используют рассказ воспитателя , чтение художественной природоведческой книги, беседу, заучивание наизусть. Словесными методами решаются многие задачи : конкретизируются, пополняются, уточняются знания, полученные в процессе наблюдения и труда в природе. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами, использовать картины, видеофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе . Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируются и обобщаются знания детей о природе, формируются природоведческие понятия.

Слайд 18

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой природы начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и переживаний, запоминающихся на всю жизнь . В своей работе воспитатели через различные виды деятельности такие как : наблюдения, занятия, использование художественного слова, рассматривания иллюстраций, различных игр - способствуют более полному ознакомлению детей с миром природы, подмечая и выделяя основные свойства объектов и явлений, объясняя те или иные зависимости между элементами живой природы.

Слайд 19

Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению , от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое. Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: « С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ноги сами рвутся в пляс"

Серия теоретических занятий для детей старших и подготовительных групп. Задачи данных занятий следующие: Познакомить детей с одним из самых древних видов искусства танцем. Ввести понятия: темп, ритм. ...

Познавательные опыты для дошкольников "Что у нас под ногами живет?"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете, что ...

Красивые ноги

Для родителей девочек и мальчиков!В статье рассказывается об уходе за ногами детей...

Конспект развлечения для детей старшего дошколҗного возраста "Сау бул, Сөмбелә"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Сау бул,Сөмбелә!"....

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Мастер - класс "Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой"

Мастер-класс для родителей« Гимнастика вдвоем или в ногу с  мамой»( вторая младшая группа) Цели:·        Доставить детям удовольствие от совместной с родит...