Проект " Насекомые"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_1.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: познавательный, творческий.                                                                                                                  Вид проекта: групповой.                                                                                                         Длительность проекта: краткосрочный (август)                                                  Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители детей.

Актуальность проекта:

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.                                                                                      Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.                                                  Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.                                                          Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.                                                           «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).                                            Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.                                                            Главная задача экологического образования  дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Цель проекта: воспитание у детей понимания ,  интереса и любви  к насекомым как к живым существам .

Задачи приоритетной образовательной области:        познавательное развитие: 

*формировать первичные представления о насекомых , их строении, способах передвижения;                                                                                             *расширить знания об  особенностях  внешнего вида насекомых;                                 *познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов.                                                                                                                                

Задачи в интеграции образовательных областей:                            социально-коммуникативное развитие:                                                                    *развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;                      * формирование уважительного отношения к природе;                                        *Развивать эмоциональную отзывчивость.                                                                                                                                  Речевое развитие:                                                                                                     *обогащать активный словарь,разучивая потешки,  прибаутки;                                                                                                                             *развивать связную, грамматически правильную речь при чтении  произведений о насекомых.                                                                                художественно-эстетическое развитие:                                              *развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений о насекомых ;                                                                  *закреплять умения рисовать красками:                                                                                       *закреплять умения работать с пластилином.                                                                физическое развитие:                                                                                                                           * овладение подвижными играми ;                                                                           * развитие  координации движения, крупной и мелкой моторики .

Этапы проекта:

1. Подготовительный                                                                                           *постановка проблемы;                                                                                               *накопление и подбор информации совместно с детьми (совместная с родителями и воспитателем):

     1) литературных произведений о насекомых;

     2) методической литературы и иллюстрированного материала по теме;
    3) материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
    4)  подбор музыкальных произведений по теме.

                                                                                                                     

*диагностика экологических знаний о насекомых детей
* изготовление презентации «Наши соседи насекомые»                                     * составление плана основного этапа.
* определение целей и задач проектной деятельности.

2. Основной этап – реализация проекта.                                                               Формы проведения:                                                                                                                *НОД  

* Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых .
                                                                                                                                        * Двигательная деятельность:                                                                                          -Подвижные игры с правилами;                                                                                             -Игровые упражнения.

* Игровая деятельность:                                                                                                                          -Дидактические игры;                                                                                                          -Сюжетные игры;                                                                                                                   *Продуктивная деятельность :                                                                                  -Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

*Коммуникативная деятельность:                                                                                   -Чтение художественной литературы                                                                                                                             - Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой;                                                                             -Беседа, ситуативный разговор;                                                                                     -Речевая ситуация;                                                                                                       -Составление, отгадывание загадок;                                                                         -Сюжетные игры

                                                                                                                     *Музыкально-художественная деятельность                                                                           -Слушание;                                                                                                                                       -Исполнение;  

                                                                                                                                                               * Чтение художественной литературы                                                                    -Чтение;                                                                                                                         -Обсуждение;                                                                                                              -Разучивание.

Непосредственная                                            образовательная                                                       деятельность

                                    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Создание ППРО среды  для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

( вовлечение в проект)

1.Тема «В гости к хозяйке луга».    Приоритетная образовательная область:                         познавательное развитие:                                              * Расширять представления детей о разнообразии насекомых.                                                                                        * Закреплять знания об их строении Интеграция образовательных областей: Речевое развитие: *активизировать в речи детей обобщающие понятия «насекомые», слова«жужжит», «стрекочет» и т.п..                                  Художественно-эстетическое развитие :                                              * развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.                                   Социально-коммуникативное развитие:                                     *развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.                                                        2. Тема «Пчёл-детей учила мать»                Приоритетная образовательная область:  Социально-коммуникативное развитие:                             *развитие игровых навыков;                                                         *формировать умение выражать свои чувства и понимать чувства других.                                        Интеграция образовательных областей: Речевое развитие:                                                              *расширять словарный запас детей.                                                                           Познавательное развитие                                       *формирование первичных представлений о  пчелах и их среде обитания                                                                    3. Тема«Трудолюбивая пчелка»
 Приоритетная образовательная область: Речевое развитие                                                   *развивать интерес детей к стихотворным произведениям                                                       *формировать навык рассказывать стихотворение вместе с воспитателем, развивать активную речь *звукоподражание                                                                             * развивать память и чувство ритма, речь                                                     

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие                                                       *развивать мелкую моторику пальцев.                                               Познавательное развитие                                       *формирование первичных представлений о внешнем виде и повадках насекомых;                                       4. Тема «В.Сутеев «Под грибом»                        Приоритетная образовательная область:  Речевое развитие                                                      *развивать интерес детей к художественным произведениям;                                                        *формировать умение слушать текст, проговаривать звукоподражательные слова Интеграция образовательных областей: Физическое развитие                                                             *развивать мелкую моторику пальцев.                            Познавательное развитие                                       *формирование первичных представлений о внешнем виде и среде обитания насекомых ;                  5. Тема   «Бабочки на цветках»                                           Приоритетная образовательная область:  Художественно-эстетическое развитие *закреплять умение наклеивать готовые формы на трафарет .                                                                  Интеграция образовательных областей: Физическое развитие                                                           *развивать мелкую моторику пальцев.                            Познавательное развитие                                                        * закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)
  Речевое развитие                                                            *расширять словарный запас детей.                                                                                                                                                             6. Тема  «Кто помог муравьишке добраться домой»                                                                 Приоритетная образовательная область:  Художественно-эстетическое развитие                       * закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых
*закреплять знание названий цветов,        *воспитывать эстетический вкус.                       Интеграция образовательных областей:                                Физическое развитие                                                           *развивать мелкую моторику пальцев.                       Речевое развитие                                                 *обогащение активного словаря     Познавательное развитие                                       *формирование первичных представлений  о насекомых

 7. Тема    «Из жизни муравьев»                                  Приоритетная образовательная область:        познавательное развитие:                                       *закрепить  знания детей о муравьях, об образе жизни , повадках, пользе.                                                               Интеграция образовательных областей: Физическое развитие                                                    *развивать мелкую моторику с помощью различных видов гимнастик (палочковая, самомассаж, пальчиковая и др.);                                  Речевое развитие                                                 *обогащение активного словаря      

8.  Тема «Насекомое-комар»                       Приоритетная образовательная область:        познавательное развитие                                                               * расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреденасекомых
 Интеграция образовательных областей: Речевое развитие                                                    *расширять словарный запас детей;                            *развивать навыки звукоподражания.                   Физическое развитие                                                    *развивать мелкую моторику                                    Социально-коммуникативное развитие     *развитие игровых навыков.                                                                                                                         

  9. Тема «Наша любимая божья коровка»                 Приоритетная образовательная область:                            познавательное развитие                                                               *формирование первичных представлений о божьей коровке;                                                                      *закрепить  знания детей   о внешнем виде ,                                                                                                                                                                                                                            местах обитания, пользе божьей коровки Речевое развитие                                                    *расширять словарный запас детей;                    Физическое развитие                                                    *развивать мелкую моторику                                         * развивать зрительную память, внимательность    Социально-коммуникативное развитие:                                     *развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.                                                                                                           

Беседы:                                         « Что дети знают о насекомых?»;

«Таинственный мир насекомых»

 Развивающие игра: речь с движением « Жук»

Дидактические игры:                            «Угости насекомое»,                   «На лугу»,                        «Как сказать правильно?» «Собери цветок».

Загадки о насекомых.

Рассказывание о строении и среде обитания насекомых по мнемотаблицам.

Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,
«Хоровод насекомых», . «Поймай комара», «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Дыхательная  гимнастика «Понюхай цветок»

Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

 Прослушивание  аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

 Чтение: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

Разучивание стихов о насекомых «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко    Пальчиковая гимнастика: «Утром бабочка проснулась»,                      «Жук, стрекоза, осы»,                               «Божьи коровки»

Физкультминутки: «Бабочки» , «Пчелки и ласточка», « Муравей нашел былинку».      Разучивание потешек, считалок, скороговорок пословиц.

 Просмотр мультфильмов

«Путешествие муравьишки»,                  «Под грибом».

Физкультур-ный  уголок                         Атрибуты к подвижным играм: кегли, скакалки, обручи, кольцеброс, мячи, дорожки для профилактики плоскостопия, кольцо для игры в волейбол, мешочки с песком.                          

Уголок  математики                пазлы и разрезные картинки  по теме «Насекомые»

Центр природы: Рассматрива- ние иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини               точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».

ИЗО- уголок  Иллюстрации  с насекомыми, раскраски «Насекомые» трафареты, альбомы «Бабочки», «Жуки».

Книжный  уголок                        Сказка  Павлова «Находка». литературные произведенияи: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», стихи о насекомых.

Уголок   развития и познания Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки»,

              Театральный  уголок                          атрибуты для игры-драматизации « Муха-Цокотуха»

Совместное чтение с детьми художественной литературы о насекомых
 

Консультации   для родителей  «Наблюдение за насекомыми  на прогулке»,

«Как привить любовь к природе»,

«Первая помощь при укусах насекомых».

Наблюдение детей с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми

 Совместное творчество бабушек, мам и детей: Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Изготовление масок для подвижных игр

Собрать  материал устного народного творчества (пословицы, поговорки о насекомых)

Изготовление фотоальбома о насекомых


Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом.

3. Продукт проектной деятельности:

*Оформление выставки детских работ « Насекомые»                                                                 *Создание альбома « Насекомые-знакомые и незнакомые»


Предпосылки универсальных учебных действий

 

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям

                                                                                                            - проявлять интерес к насекомым как объектам живой природы;;  

                                                                                                                             -оценивать свои и чужие поступки (стыдно, виноват, поступил правильно и др.);    

                                                                                                                    - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.    

                                                                                                                                                     - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Коммуникативные универсальные               учебные                       действия

воспринимать речь воспитателя (других детей);

-обогащать активный словарь      

                                                                                                                              - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

3.Регулятивные универсальные                    учебные                        действия.

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность.

                                                                                                                             – уметь слушать взрослого и выполнять его инструкции;                     

4.Познавательные универсальные                учебные                        действия

                                                                                                                                       -использовать в игре предметы-заменители;    

                                                                                                               -выделять  предметы по нескольким признакам  и сравнивать  их между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проекту "Насекомые" подг.гр.

Проект "Насекомые" проходил в саду в октябре 2012г. Весь накопленный и найденный материал сохраняю в папке презентации для дальнейшего использования. Отличный способ систематизировать свой опыт....

Проект "Насекомые"

Это одна из частей большого проекта по созданию экологической тропинки на территории нашего детского сада, создание станции "Насекомые"...

проект "Насекомые"

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают н...

Проект :Насекомые"

Чтобы узнать как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Нами были созданы Центры реализации поставл...

Проект "Насекомые"

Название проекта: «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.Продолжительность проекта: 1 неделя...

Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...