Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"
проект

Печёрина  Светлана Михайловна

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отношение к ним. Мы предоставили детям возможность открыть удивительный мир с его чудесами и тайнами через полет фантазии и творческого воплощения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №112 «Сибирячок» комбинированного вида

Обобщение опыта работы по проектной деятельности

Итоговое мероприятие по проекту «Насекомые и их знакомые»

Праздник «На балу у Мухи-Цокотухи»

                                                                                               Печёрина С.М., воспитатель

                           

ПРОЕКТ «НАСЕКОМЫЕ И ИХ ЗНАКОМЫЕ»

(Обобщение опыта работы по проектной деятельности)

        В современном мире, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. А так как 2017 год был официально объявлен годом Экологии, мы не могли обойти вниманием эту тему. В процессе реализации проекта в соответствии с ФГОС ДО в дошкольном учреждении были созданы все условия для развития каждого ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, выбора вида деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Большое внимание уделялось  поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, а также взаимодействию с родителями, непосредственное вовлечение их в проектную деятельность вместе с детьми.

       Так как дошкольный возраст наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой, наша задача -   формировать у детей ответственное отношение к природе, где в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей с учетом их интересов и желаний. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

        Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе  можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птиц, насекомых. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним -  или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим насекомым, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Цель проекта: создание условий для формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольников, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, возможности выбора, сотрудничество детей и взрослых в процессе реализации ФГОС ДО в рамках экологического проекта.

Задачи проекта:

-продолжать формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;

-формировать навыки исследовательской деятельности;

-развивать эстетическое восприятие красоты мира класса насекомых;

-развивать коммуникативные навыки;

-обогащать словарь детей новыми словами и понятиями (класс, энтомология и др);
-создать состояние эмоционального комфорта;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители, педагог – психолог, логопед.

Проходила работа через все виды деятельности:

 - поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

 - экскурсии в музей природы на выставку тропических бабочек, беседы с детьми;

 - игры «Бывает – не бывает», «Закончи предложение», «Узнай, чьё    крылышко»;

 - знакомство с литературными произведениями Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»,

  А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёва «Кузнечик и кузнечики», С. Михалкова «Академия наук», Г. Скребицкого «Счастливый жучок», В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинского «Капустная белянка», «Пчёлки на разведках»; К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе»,

Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк», В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук», Н.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится»;

 - рассматривание иллюстраций из «Красной книги»;

 - разучивание стихов о насекомых -  Ф.Грубина «Божья коровка», М.Моравской «Два жука», Т.Собакина «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б.Заходера «Муха-чистюха», И. Мордовиной «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»;

-прослушивание музыки Н.А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П.И. Чайковского «Вальс цветов»; «Вальс», В. Штрауса;

 - разучивание  пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», «Утром бабочка проснулась», загадывание загадок;

 - разучивание логоритмических упражнений «Маленькая пчелка», «Муравьишка», «На веселом лугу» М. Картушиной;

 - упражнения для развития дыхательной системы «Комарик», «Гусеница-сороконожка», «Светлячок и паучок», В. Емельянова;

-  разучивание песен: «Про кузнечика» В. Шаинского, «Про меня и муравья», муз.  Л. Абеляна, сл.   В. Степанова, «Про сверчка» муз.  И.Морозова, сл.   А.Коваленкова;

- просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Путешествие муравья», «Как муравьишка домой спешил», «Кузнечик Кузя»;
- просмотр  презентаций о насекомых –

prezentacii.com/detskie/12891-

myshared.ru/theme/nasekomyie

nsportal.ru/detskiy-sad/.

doshkolnik.ru/prezentacii/1664-

maam.ru/detskijsad/prezentacija-;

-  игры детей с насекомыми - игрушками в мини-песочницах;

- рассматривание журналов серии «Насекомые и их знакомые», изучение насекомых с применением специального энтомологического оборудования – сачок, увеличительная лупа, пинцет, стаканчик с прозрачным дном, большой сетчатый контейнер для наблюдения.

Сотрудничество с семьёй: экскурсии в музей природы, знакомство с коллекцией насекомых мира, собранных ученым-энтомологом, консультации «А знаете ли вы, что…», «Что можно рассказать детям о насекомых»; конструирование из бросового материала «Божьи коровки, жучки, паучки»; «Паучок на паутинке»; «Пчёлки»; творческое задание: выбранное детьми насекомое представить в театрализованном виде.  

Взаимодействие со специалистами: пластические этюды «Бабочка», «Стрекоза», «Паучок» - педагог-психолог; занятие-игра «Мы на луг ходили», выбор –музыкального репертуара - музыкальный руководитель, логопед - отработка звукопроизношения в словах и фразовой речи.

1 этап. Во время прогулки дети услышали жужжание возле акации. Это был шмель. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие испугались. Были даже такие ребята, которые предложили уничтожить насекомое. Мнения разделились. Чтобы снять возникшее волнение и напряжение, предложила обсудить ситуацию. В ходе импровизированной беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?», которую дошкольники  решили исследовать самостоятельно. Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, а порой и здоровья, так как нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (бронхиальная астма, аллергические реакции, логоневрозы, нарушения в эмоциональном статусе и другие), поэтому изучать насекомых мы решили в виде энтомологической коллекции, представленной семьей воспитанника группы, увлекающегося энтомологией. Проект, безусловно, будет исследовательский, но с элементами творчества. А участие в проекте не только детей, но и родителей, специалистов детского сада позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде человеку и природе; развить творческие способности и поисковую деятельность.

2 этап. На этом этапе дети совместно с родителями разучивали стихи и песни  про насекомых, готовили инсценировки. Вместе с мамой и папой придумывали своих насекомых из бросового материала. Были и такие, кто придумал «несуществующее» насекомое, вернее, (дословно: «А может и существующее, только мы его не видели, оно с другой планеты, но обязательно доброе и полезное»). И, конечно же, придумывали костюмы для своей защиты на итоговом мероприятии.

3 этап. На одном из «утренних сборов», после завтрака, детьми активно обсуждался вопрос: «Как представить свое семейное творчество?». Все дети единодушно проголосовали и  решили: «Ярко, увлекательно, как шоу». Поэтому в  качестве итогового мероприятия был представлен праздник «На балу у Мухи-цокотухи», включающий в себя костюмированное представление с исполнением стихов и песен;   выставка насекомых, сделанных семьями из бросового материала; танцевальный марафон.

       Также в ходе проекта был собран бесценный материал о насекомых, систематизирован и обобщен. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Обогатился словарный запас, раскрылись творческие способности не только детей, но и родителей. На основании своей исследовательской деятельности дети  пришли к выводу: необходимо сохранять природу, бережно относиться к насекомым, и, конечно же, не бояться их. А желание быть в роли насекомого подсказало идею нового продукта - «Драматизация сказок о насекомых» для детей младшего возраста. Возможно, это и будет 4 этапом - сказка В. Сутеева «Под грибом» или В. Бианки «Муравьишка - хвастунишка», а может быть еще что-то другое …

Итоговое мероприятие по проекту «Насекомые и их знакомые»

Праздник «На балу у Мухи-Цокотухи»

Цель: Поддержка инициативы и развитие творческих способностей детей через    взаимодействие со взрослыми и сверстниками, создание атмосферы психологической комфортности между всеми участниками мероприятия.

Задачи:

1.Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к творческому воплощению замысла.

2.Закрепить знания о насекомых, особенностях их внешнего вида, способах обитания, передвижения и питания.

3.Развивать интонационную выразительность речи, умение использовать мимику, жесты для передачи эмоций персонажа.

 4.Воспитывать у детей отзывчивость, умение сопереживать, доброжелательное отношение к насекомым.

Основная часть действия  проходит на импровизированном балу -  естественной среде обитания насекомых. На мероприятии создана атмосфера психологической комфортности, которая проявляется в доброжелательности между всеми участниками реализации проекта - детьми, родителями, педагогами.

Материалы и оборудование: выставка энтомологической коллекции «Насекомые и их знакомые», загадки, стихи, песни, танцы; выставка насекомых из бросового материала, музыкальное и мультимедийное сопровождение, костюмы, сделанные родителями и детьми. 

Литературный материал:

Эдуард Успенский «Гусеница» 

Надежда Шемякина «Секрет бабочки».

Татьяна Коваль «Как на юг летала муха»

Ираида Мордовина «Кузнечик».

Сценка «Как Стрекоза хотела изучить языки»

Александр Бывшев «Шарик и комарик»

Галина Голова «Божья коровка».

Екатерина Жданова «Жук-ворчун».

В. Пальчинскайте «Муравей».

Н. Кама «Паук».

Сценка «Как насекомые муху спасали»

Презентация «Притча о бабочках» -  svetoch-opk.ru/load/literatur/..

Музыкальный репертуар:

1.«Вальс», муз.   В. Штрауса

2. Песня «Про меня и муравья», муз.  Л. Абеляна, сл.  В. Степанова

3. Песня «Про кузнечика», муз. В. Шаинского

4. Песня «Про сверчка» муз. И.Морозова, сл.  А.Коваленкова

5. «Полёт шмеля», муз. Н.А. Римского-Корсакова

6. «Вальс цветов» муз. П.И. Чайковского

7. «Воробьиная дискотека» - муз. Ю. Антонова («Приключения кузнечика Кузи»)

Ход мероприятия:

Звучит музыка. П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Ведущая: Как красива и щедра природа!

Сколько трав, деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа: мошек, бабочек жуков и муравьёв.

Только разведи рукой травинки:

Под листочком светлячок,

А вот кузнечик чешет лапкой спинку

Паутинку тянет крошка-паучок.

Внимание, внимание! На наш веселый бал

Всех насекомых собираем, на праздник их мы приглашаем!

Обещаем вас не обижать…с вами петь, играть и танцевать!

В празднично украшенный зал заходят дети  в костюмах насекомых, встают полукругом.

Бал торжественно объявляю открытым! Полька - бабочка!

«Вальс», муз. В. Штрауса

После танца дети разбегаются, рассаживаются на стульчики.

У меня в руках предмет, вы с ним знакомы или нет?

В том, конечно, нет секрета, знают все, что лупа это!

Сегодня мы будем наблюдать за жизнью наших знакомых

Малюток-насекомых…Что-то я ничего не вижу!

Куда же все насекомые подевались…? А, вот, кажется, кто-то летит!

Под музыку в зал вбегает Муха-Цокотуха.

Ведущая: Ребята, кажется, к нам летит сама хозяйка бала - Муха-Цокотуха.

Муха-Цокотуха:

Да, я - Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо.

К самовару приглашаю,

Крепким чаем угощаю.

В гости жду к себе гостей.

Назовите их скорей.

Не спеша, и по порядку загадаю вам загадки.

Вас прошу их отгадать - насекомых мне назвать.

Кто всех насекомых знает - тот легко их отгадает.

И тогда увидим их - и маленьких, и больших.

Ведущая: Давайте послушаем загадки о насекомых.

(Далее после каждой загадки дети с родителями презентуют свой костюм в

театрализованной форме).

Муха-Цокотуха:

Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать все равно не может. (Гусеница)

(Выходят участники проекта Арина А. с мамой).

Эдуард Успенский «Гусеница».

Этот странный дом без окон у людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём. Спит без просыпа всю зиму. Но зима промчится мимо –

Март, апрель, капель, весна… Просыпайся, сонюшка! Под весенним солнышком

Гусенице не до сна. Стала бабочкой она!

Муха-Цокотуха:

Нет, не птица, но летает. Высоко она порхает.

На цветочке посидит, и раскраской всех манит. (Бабочка)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Настя Г. с мамой).

Надежда Шемякина «Секрет бабочки».

У красотки бабочки есть один секрет,

Ничего секретнее для кокетки нет.

Бабочка старается, охраняет тайну,

Для такой красавицы важно чрезвычайно,

Чтоб никто и никогда не узнал о том,

Что была она мохнатым толстым червяком!

Проводится игра «Бабочки на лужайке»

Воспитатель. Ах, как страшно         (дети приседают на корточки).
на лужайке нашей бабочке.
Кружит над ней стрекоза                  (Дети кружатся и машут руками).
И глядит во все глаза.                          (подносят руки к глазам, смотрят вокруг себя).  
Пчелка громко прожужжала            (Дети жужжат, кружатся).
У нее есть жало.
И жуки кругом ползут,                        (Дети ползут по ковру-лугу).
Травку сочную грызут!                         (игра повторяется).
Ой! Я на что- то наступила и чуть-чуть не раздавила!  

(Воспитатель испуганно убирает ногу с модели жука).

Муха-Цокотуха:

Кто над нами вверх ногами ходит - не страшится,

Упасть не боится, целый день летает, всем надоедает? (Муха)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Алина Э. с мамой).

Татьяна Коваль «Как на юг летала муха».

Муха бабочке сказала:

«Я вчера на юг летала! Первым классом в самолёте, 2 часа была в полёте».

Бабочка сказала: «Ах, Вы летали в облаках! Надо же! Что Вы жужжите!»

Поподробней расскажите!

«Облака! Вот ерунда! Там важней всего еда! Я в окошко не глядела.

Весь полет я ела, ела…Столько выпила компота! Шла пешком из самолета».

Бабочка сказала: «Мушка, расскажите мне, подружка, вы видали море, горы

И альпийские просторы?»

«Что сказать могу я тут? Море - в точности наш пруд! Здесь вода и там вода…

Но еда - вот это да!»

Закатила муха глазки: «Побывала, точно в сказке. Ах! Какой на пляже пир!

Пирожки, ситро, пломбир, дыни сладкие, арбузы, кочерыжки кукурузы.

Не поверишь, есть устала! Даже в горы не летала. А цветов из самолёта

Не увидела я что-то. Так что Вам, моей подруге, делать нечего на юге.

Оставайтесь лучше здесь! Луг, цветы - есть что поесть».

Муха-Цокотуха:

С ветки - на тропинку, с травки - на былинку

Прыгает пружинка, зеленая спинка. (Кузнечик)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Ваня Я. с мамой и братом).

Ираида Мордовина «Кузнечик».

Живёт в лесу кузнечик зелёненький скрипач.

Всех будит на рассвете и ходит только вскачь.

Он скачет по цветочкам, по травке и кустам.

На скрипочке играет: парам-пам-пам-пам-пам.

Найдёт усами ноты, чтобы начать концерт.

Звучат кадриль, гавоты, он в музыке поэт.

Лишь вечер наступает, спешат все танцевать:

Кузнечик вальс играет. Пора, друзья, плясать!

Все звери веселятся, и птицы, и жуки.

За лето истоптали на танцах башмаки.

На солнечной полянке, под дубом и ольхой

Кузнечиковы трели звучат на лад любой.

Без них жить невозможно: затихнет белый свет.

Ведь лучше этих песен на целом свете нет.

Песня «Про кузнечика», муз. В. Шаинского (с движениями)

Муха-Цокотуха:

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Ира К. с мамой и братом).

Сценка «Как Стрекоза хотела изучить языки».

Как-то раз на летний луг прилетел майский жук.

Стрекоза к нему летит, подлетая, говорит:

Жук Жукович, вот так встреча!!! Проведём чудесно вечер.

Будешь ты меня учить по-жуковски говорить.

Жук на это ей сказал: «Что ты, что ты стрекоза,

Чтоб жуков усвоить пенье, надо быть жуком с рождения!!!»   (жук улетает)

«Пчёлка, матушка родная!!! Я давно уже мечтаю

Над цветным лужком летать, по пчелиному болтать.

Если б только ты могла научить меня, Пчела».

Но пчела надула губки: «Что ты, Стрекоза голубка.

Недосуг учить кого-то, много у меня работы!

Что ты, что ты, что ты, что ты…   (пчела улетает)

«Ах», - вздыхает стрекоза, горько капает слеза.

«Не освоить мне ох, ох, иностранных языков.

Проводится игра «Стрекоза и мошка»

Воспитатель.  Ребята, а я знаю, в какую игру любят играть насекомые. Она называется «Стрекоза и мошка». Ребята, выбирайте стрекозу по считалке).

Стрекоза: (воспитатель говорит слова, стрекоза должна поймать мошку, которая не успела присесть на стульчик).

Стрекоза-разбойница за добычей гонится.
Поскорее, мошки, уносите ножки.

Муха-Цокотуха:

Самого не видно, а песню слышно.

Летит, пищит, случай не упустит: сядет и укусит. (Комар)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Минжур с мамой и сестрами). Александр Бывшев «Шарик и комарик».

Похвалялся всем комарик проколоть воздушный шарик:

«С ним в два счёта справлюсь я! Вот увидите, друзья, -

Отобью у вас охоту спорить - даром, что я мал.»

Но хвастун о шарик с лёту хоботок чуть не сломал.

За живот схватились жабы:

«А-ква-ква! Эй, богатырь, научись сперва хотя бы

Мыльный протыкать пузырь!»

Муха-Цокотуха:

На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравьи)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Эржена с сестрой).

В. Пальчинскайте «Муравей».

Ребенок - муравей: По тропе лесной, неровной, листик тащит муравей,

В 10 раз себя огромней, раз в 15 – тяжелей,

Тащит, тащит, работяга, хоть ему и нелегко,

Хоть совсем устал, бедняга, муравейник далеко…

Елочка:

«Всем пример – такой работник!» - елочка в лесу шуршит,

 «А лентяям беззаботным, всяким соням, - срам и стыд!»

Ребенок - муравей:

По тропе лесной, неровной, листик тащит муравей,

В 10 раз себя огромней, помоги ему скорей!

Песня «Про меня и муравья», муз. Л. Абеляна, сл. В. Степанова

Муха-Цокотуха:

Нет копыт у тех коров, нет хвоста и нет рогов. Вместо сена тлю едят,

И летают, где хотят. Как милы они и ловки, эти….(Божьи коровки)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Маша с папой).

 Галина Голова «Божья коровка».

«Божья коровка, ты куда летаешь? Говорят, на небе часто ты бываешь?

Неужели вправду там твоя семья? Может быть, с собою ты возьмешь меня?

Яркая одёжка, пятна на спине…Где же твои рожки, непонятно мне.

На меня букашка молча посмотрела, крыльями взмахнула, а потом взлетела.

Я сижу, гадаю…как же я узнаю, отчего букашку божьей называют?»

Тихое жужжанье донесло ответ: «В небесах бескрайних деток моих - нет.

Я зовусь коровкой, что невелика. И еще во мне есть капля молока.

Оттого я божья, что мне мил весь свет! Солнце, небо, звезды, розовый рассвет!

Приношу спасенье, тем, что мир люблю. На цветах, растеньях поедаю тлю.

- «Божья коровка, дай же мне ответ. Можно человеку полюбить весь свет?

Если научусь я пользу приносить, может быть, захочешь ты со мной дружить?»

Божья коровка села на ладошку, а потом сказала, помолчав немножко:

- «Если ты с любовью проживешь свой век, будешь называться Божий человек».

Муха-Цокотуха:

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Максим с мамой).

Екатерина Жданова «Жук-ворчун».

Я поймал в траве жука, но помял его слегка. Говорит мне пленный жук:

- Вот, что я тебе скажу: «Ты меня не обижай, в банку с крышкой не сажай.

Видишь, я хороший, крылышки в горошек. Я уже с тобой дружу,

По-приятельски жужжу. А с друзьями никогда так не поступают,

А друзья друзей всегда в небо отпускают! Если б я тебя поймал, я тебя бы не помял».

Да, такого ворчуна отпустить не жаль, долго он еще брюзжал, улетая вдаль.

Ведущая: Есть еще один жучок - это маленький сверчок,

Он в углу поет, стрекочет, что-то рассказать нам хочет,

Про тебя ребята знают…даже песни распевают!

Песня  «Про сверчка»  муз. И.Морозова; сл. А.Коваленкова

Муха-Цокотуха:

Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет. (Паук)

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Андрей с братом).

Н. Кама «Паук». Казалось нам: у паука жизнь восхитительно легка.

Встает с утра, и на порог его доносят восемь ног.

Там потянувшись от души в лесной таинственной тиши

Сплетёт сачок, потрёт живот, и мух наловит на компот.

Так целый день до темноты сидит, не зная суеты.

Казалось нам. Но сам паук, не покладая ног и рук,

С утра до ночи, чтоб успеть плетет-переплетает сеть.

И только стайка мошкары, уставши в полдень от жары,

В его ловушку попадет, а из ловушки - сразу в рот.

И в лунном свете, чуть живой бредет паук в домишко свой!

Муха-Цокотуха:

Она щедрая хозяйка. Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком и поделиться медком. (Пчела).

(Аплодисменты. Выходят участники проекта Полина, Арина А., Оля, Вадим)

 Сценка «Как насекомые муху спасали»

1Пчела: Что-то милые подружки, пчелки-золотые брюшки,

Мы забыли о делах…Нам пора улетать, чтоб нектар собирать.

2 Пчела: (достает бинокль)

Осмотрю сейчас я местность, изучу я всю окрестность, чтоб найти такое поле, где цветов растет поболе. Из цветов мы все втроём нектара много соберём.

Кто-то там вдали летит, машет крыльями, спешит.

3 пчела: Покажи-ка, покажи. (берёт бинокль) Это муха-цокотуха позолоченное брюхо.

Да как будто бы не в духе? Полетим навстречу мухе…

Пчела 2: Муха наш тебе привет!!! На тебе лица ведь нет!!!

Муха: Говорить мне недосуг. Сейчас сюда придёт Паук.

Он хочет муху погубить, что мне делать, как мне быть?

Пчела 3: Давайте муху, защитим, и в обиду не дадим!

(муха прячется среди всех насекомых)

Паук: Я сильный, я смелый, я ловкий паук. У меня 8 ног иль 8 рук.

Встречая меня на дороге, скорей уносите вы ноги.

Эй, насекомые, вы везде летали, Мухи-цокотухи нигде не встречали? (замечает Муху)

Ах, вот она!!! Какой я молодец!!! Ну что, глупышка Муха, тебе пришел конец.

Ведущий (мама): Ну что же насекомые, скорей вставайте в круг. Не получит муху ни за что паук. Крепче за руки беритесь, чтобы злой паук не прорвал наш круг. 

(дети делают круг, муха в центре, паук пытается попасть в круг)

Паук: Вы выиграли, это неприятно. И почему случилось так, совсем мне непонятно. Остаться здесь мне нет причины, пойду скорей в родную паутину.

Ведущий (мама): Подружились мы с вами. Стали мы хорошими, верными друзьями.

Взрослые и дети, нас не обижайте. Мы такие хрупкие, мы такие нежные

Нас оберегайте!!! 

Муха-Цокотуха: Молодцы, ребятки! А не хотите ли сладкого медку, к нашему столу.

Знают взрослые и дети нет ничего вкусней на свете.

И полезней его нет - в этом мёда весь секрет. Давайте спросим у пчёл.

Пчёлы: Мёд лесной у нас полезный, прогоняет все болезни.

 Угощайтесь, забирайте, да здоровье укрепляйте! (Пчёлки отдают ведёрко с мёдом)

(Аплодисменты. Звучит музыка «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, импровизация движений, с окончанием музыки восстанавливают дыхание и рассаживаются на ковре).

Ведущая:

Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад.

Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом: золотистая пчела

На цветок душистый села, сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей,

Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо. Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи.

Так как же надо поступать по отношению к насекомым?

(Ребята по очереди объясняют правила поведения в природе).

• Нельзя собирать насекомых в спичечные коробки или банку, они там погибнут.

• Не давите жуков. Нет вредных насекомых, все насекомые полезные. Они тоже живые, они хотят жить.

• Не давите гусениц, гусеница - будущая бабочка.

• Берегите бабочек, они нежные и могут погибнуть даже от прикосновения.

• Охраняйте муравейники! Муравейник - это муравьиный домик.

• Лес - это дом для животных и растений в нём всегда должно быть чисто!

Муха-Цокотуха: Мне очень понравились мои друзья-насекомые. Я увидела, что вы много знаете о нас, и всегда будете относиться к нам бережно. А я вас приглашаю на веселое чаепитие.

Ведущая: Спасибо, Муха-цокотуха! А пока твои помощники накрывают на стол, я предлагаю всем посмотреть презентацию «Притчу о бабочке» и узнать, какие   еще есть интересные легенды о бабочках в разных странах.

Презентация  «Притча о бабочках» -  svetoch-opk.ru/load/literatur/..

Ведущая: Бабочки - излюбленный мотив мифов и легенд многих народов мира. Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося стадии их жизни с жизнью человеческой - от зарождения сознания до просветления, воскрешения души. Люди окружали бабочек легендами и мифами. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье.

Древняя индейская легенда гласит: свое желание надо тихо прошептать бабочке, чтобы для всех земных существ оно осталось тайной, и отпустить ее. Бабочки не умеют говорить, поэтому на своих крылышках она доставит просьбу прямо на небеса и, желание обязательно сбудется.

У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи.

Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер.

В мифах Древней Греции бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним словом – «психе». Психея – жена Эроса изображалась прекрасной девушкой с крыльями бабочки. Древние греки и римляне называли словом «Психе» и душу, и бабочку. Эльфы - духи воздуха, пришедшие к нам из скандинавской мифологии, изображались в виде маленьких человечков с крыльями бабочки.

В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: она символизирует все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает в этой стране торжественные шествия и праздники. Именно в древне-японской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек.

В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку - символ неизменной любви. А наши предки славяне верили, что чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса.

У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскрешения души.

Таким образом, во многих странах бабочка до сих пор является символом любви, счастья и благополучия. И, как в древние времена, считается, что она может помочь исполнить самые заветные желания.

Ну, а наш бал продолжает чаепитие и «Воробьиная дискотека»!

Мероприятие по проекту заканчивается чаепитием, танцами, просмотром выставки.

                                                         

                                                         Справка

        по итогам представленного мероприятия «На балу у Мухи-Цокотухи»

Печёриной Светланой Михайловной, воспитателем МБДОУ д/с № 112 «Сибирячок»,      группа № 6 коррекционной направленности.

     В период с 15.05 по 19.05.2017 г. для студентов БРПК в дошкольном учреждении был представлен экологический проект «Насекомые и их знакомые» с участием родителей, детей и воспитателей подготовительной группы «Колокольчики», целью которого было создание условий для формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольников, поддержка инициативы  детей в различных видах деятельности,  возможности выбора, сотрудничество детей и взрослых  в процессе реализации  ФГОС ДО в рамках  экологического  проекта.

     В проекте прослеживалась реализация принципа создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками  -   в совместное и свободное время дошкольники  занимались интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывала чувство радости и уверенности в своих силах, расширяла круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняла его значимым содержанием. Интересная положительными эмоциями деятельность позволяла детям восстановить свои физические и духовные силы, способствовала установлению атмосферы эмоционального благополучия.

    В процессе всего проекта дошкольники проявляли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, учитывали интересы и чувства других, активно выражали свои мысли и желания, проявляли любознательность, с интересом экспериментировали, проявляли творческие способности.

    Педагог эффективно использовала различные виды образовательной деятельности для решения поставленных задач, используемые методы и приемы соответствовали возрастным особенностям детей. Воспитанники имели возможность выбора деятельности, роли. Цель мероприятия и всего проекта в целом была достигнута, поставленные задачи выполнены.                

      Яркое, зрелищное, костюмированное итоговое мероприятие создавало участникам радостное настроение, прослеживалась большая предварительная работа - знания детей о насекомых, речевая подготовка, использование здоровьесберегающих технологий непосредственно в процессе мероприятия.

Проектная деятельность, реализуемая Светланой Михайловной, способствовала расширению творческих и познавательных интересов детей, закреплению полученных знаний, умению работать в коллективе и самостоятельно, привлечению к совместной работе педагогов, родителей и детей.

             Старший воспитатель МБДОУ д/с № 112 «Сибирячок» Воробьева Е.С

                                           19 мая 2017г.

                                                                                         

                                 

                                      Стендовая информация для родителей

«А знаете ли вы, что…»

        Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Все эти интересные факты говорят только о том, что природа полна всяких сюрпризов и удивительных форм. Насекомые - это одни из самых многочисленных обитателей нашей планеты, причем они являются одними из самых первых обитателей, так как насекомые появились около 400 миллионов лет тому назад.

  • В мире насчитывается около 35 000 видов пауков и 400 000 жуков, причем самый большой из жуков - жук-титан может достигать размера 17 см.
  • Самые быстрые насекомые на планете - это стрекозы, скорость их может достигать 57 км/ч
  • Самые известные «прыгуны» - это кузнечики и блохи. Дальность прыжка кузнечика достигает 40 длин его тела, а блохи 130.
  • Домашние мухи обычно обитают там, где появились на свет, но возможны случаи, когда мух может унести ветром до 45 километров.
  • Attacus Altas - это самая большая бабочка в мире. Размах ее крыльев достигает 30 см. Из-за такого размера бабочку иногда принимают за птицу.
  • У обычных пчел имеется 5 глаз, 3 из которых располагаются наверху головы, а 2 в передней ее части. Скорость взмахов крыльями составляет более 11000 раз в минуту. Сейчас в мире насчитывается около 20 000 видов пчел.
  • В мире насчитывается около 9000 видов муравьев (почти, как и птиц) и, кстати, муравьи никогда не спят.
  • Всем известны рои саранчи, количество особей в таком рое может достигать 50 миллиардов, и за день такой рой может съесть пищи в 4 раза больше, чем все жители Нью - Йорка.
  • Обычный таракан может прожить до 9 дней без головы. Самка же таракана имеет способность откладывать до 2 000 000 яиц в течении года.
  • Все бабочки «пробуют» вкус пищи своими задними лапками.
  • С помощью платяной вши удалось выяснить, когда человек начал носить одежду (примерно 170 000 лет назад).
  • На Руси тараканов называли «прусаками» в честь Пруссии, однако, и в других странах было схожее наименование, например, в Чехии тараканов называли Швабами (часть Германии).
  • Муравьи могут указывать дорогу к пище своим сородичам, но и в то же время умеют считать и объяснять это (например, пища находится за 10 поворотами).
  • Некоторые водяные клопы живущие в водоемах Европы, могут издавать звуки, по громкости сопоставимые с грохотом проходящего поезда (99,2 Дб), но люди чаще всего не слышат этого звука, так как 99% поглощает вода.
  • Один огненный муравей, попав в воду, может утонуть за несколько часов, но если в воду упало несколько муравьев, то они, цепляясь друг за друга создают «живой» плот, который может продержаться на воде неделями.
  • Личинки мясных мух используются в медицине, так как поедают болезнетворных микробов вокруг ранки, оставляя ее чистой.
  • Не все светлячки умеют летать. У некоторых видов летают только самцы, а самки не имеют крыльев и больше похожи на личинки.
  • На самом деле вещи в доме поедает не сама моль, а ее личинки, которые вылупляются на одежде и тут же начинают ее поедать. Поэтому прихлопнуть моль мало, нужно обработать одежду специальным растровом.
  • Муравьиной кислотой пользуются некоторые виды птиц, чтобы избавиться от паразитов. Для этого они ворошат муравейник и дожидаются, когда муравьи начнут брызгать свой кислотой.
  • «Божья коровка» имеет сходное название во многих странах. Например, в Израиле это «коровка Моисея».
  • Как известно, подавляющее большинство пауков - это охотники, так вот суммарный вес, съедаемый пауками за год насекомых, больше чем масса всех людей на планете.
  • Мухи - это маленькие живые самолеты. Несмотря на свои размеры, скорость полета мух может достигать 22,4 километра в час (для слепня), 6,4 километра в час (для комнатной мухи) и 11 километров в час (для падальной мухи). Эти насекомые мастерски уворачиваются от смертоносной мухобойки потому, что хорошо планируют.
  • Жужжание медоносной пчелы создается из-за очень быстрого взмахивания крылышками – около 11400 взмахов за одну минуту.
  • На границе Таиланда и Малайзии был пойман кузнечик, длина которого составляла двадцать пять с половиной сантиметров. Это насекомое совершало прыжки в длину 4,6 метра.
  • Каждый год от пчелиных укусов умирает людей больше, чем от змеиных.
  • Сверчки - очень необычные насекомые. Их уши расположены на передних лапках. А температуру тела сверчков можно измерить в градусах Цельсия по их скрекотаниям. Для этого подсчитайте количество издаваемых ими звуком в минуту, разделите это число на два, затем прибавьте девять и снова разделите на два.
  • Муравьев рода Dorylus используют коренные жители Африки при порезах и в хирургических целях. Своим жалом они стягивают раны.
  • Улитка имеет 25 тысяч зубов;
  • Клещи способны не есть до 10 лет, терпеливо ожидая на ветках кустарников, проходящее мимо живое существо.
  • Что показывает количество точек на божьей коровке? Количество точек на божьей коровке никак не связано с её возрастом, а говорит только о её виде. Самой распространённой в мире, обитающей на всех континентах, является семиточечная божья коровка. Максимальное число пятен среди известных видов имеет дальневосточная 28-точечная коровка, наносящая большой вред посевам картофеля путём поедания его листьев. Существуют и бесточечные виды божьих коровок, а также другие жуки с точками, не имеющие отношения к данному семейству.
  • Какие насекомые способны разговаривать и выполнять простейшие арифметические действия? Муравьи способны объяснять друг другу путь к пище, умеют считать и выполнять простейшие арифметические действия. Например, когда муравей-разведчик находит еду в специально сконструированном лабиринте, он возвращается и объясняет, как пройти к ней, другим муравьям. Если в это время заменить лабиринт на аналогичный, то есть убрать феромоновый след, сородичи разведчика все равно найдут пищу. В другом эксперименте - разведчик ищет в лабиринте из многих одинаковых ответвлений, и после его объяснений другие насекомые сразу бегут к обозначенному ответвлению. А если сначала приучить разведчика к тому, что пища с большей вероятностью будет находиться в 10, 20 и так далее ответвлениях, муравьи принимают их за базовые, и начинают ориентироваться, прибавляя или отнимая от них нужное число, то есть используют систему, аналогичную римским цифрам.
  • Каким насекомым на самом деле является стрекоза из басни Крылова? В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издаёт звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.

Будьте любознательны и приучайте к этому детей!

Консультация для родителей «Что можно рассказать детям о насекомых»

      На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, больше, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе  -  везде.        

        Детей  привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача родителей - познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними. Что можно рассказать детям о насекомых? Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых - усы. Они очень разнообразные.  Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания.  Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара -  это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

        Муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча - это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи  -  друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную), которая сильно обжигает.

       Первые шмели появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле, в старых мышиных или кротовых норах, или других углублениях. Шмели  - прекрасные опылители растений, особенно клевера.

       Осы. Острое жало - их грозное оружие спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса ползает

по сухому бревну, скребет челюстями, комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, ловят мух, слепней.

       Пчелы  -  труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым кружением пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд  -  это лекарства от болезней.

        Комары при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни  -  малярии. Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.

        Комнатная муха распространена повсюду. Личинки мухи живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться и в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер и т. д.). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху.

Памятка

Правила поведения при встрече с насекомыми

        Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

        Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите, губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

        Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

        Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.

        Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.

Ваше здоровье в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

Итоговое занятие в подготовительной речевой группе "В гости к мухе-Цокотухе "

Итоговое занятие в подготовительно речевой группе 2013Цель: систематизирование знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению, развитие фонематических умений.Задачи:Совершенствоовать...

Новогодний утренник "На балу у Мухи-Цокотухи"

Сценарий  для средней группы...

сценарий итогового мероприятия по теме «Насекомые» - экологическое развлечение День рождения Мухи-Цокотухи

сценарий итогового мероприятия по теме «Насекомые» - экологическое развлечение День рождения Мухи-Цокотухи...

Обобщение опыта работы по проекту "Помогите птицам зимой!"

Обобщение опыта работы "Помогите птицам зимой!" в группе "Капризка"....

Конспект итогового мероприятия по теме «Насекомые» - экологическое развлечение «День рождения Мухи-Цокотухи» (в средней группе)

Конспект итогового мероприятия по теме «Насекомые» - экологическое развлечение «День рождения Мухи-Цокотухи»(в средней группе)Программное содержание:Создать у детей радостное н...

Итоговое занятие в подготовительной речевой группе "В гости к Мухе-Цокотухе"

Размещен конспект логопедического занятия ,для детей подготовительной группы "В гости к Мухе-Цокотухе"...