Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дубовцева Валентина Николаевна

Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р.М. Чумичева и др.). Познавательный интерес был признан одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности старших дошкольников.

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающей действительностью возможно лишь при использовании активных методов обучения, предполагающих освоение принятых детской субкультурой способов познания мира.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром средствами развивающих игр и различных приемов активизации познавательной деятельности.

Для достижения указанной цели мы изучили теоретические положения,  взгляды и подходы отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Перед нами встала проблема отбора методов и содержания развивающих игр в контексте познавательного развития и формирования познавательного интереса старших дошкольников. Для решения проблемы мы обратились к детальному изучению методики ТРИЗ, и разработали конспекты развивающих игр.

Сегодня я обзорно представилю теоретические основы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, и более подробно остановились на используемых нами методах и их содержании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dubovtsevoy.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

                        Средства развития познавательного интереса

у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ д/с №64:

 В.Н. Дубовцева

Проблема подготовки ребёнка к школе остаётся актуальной в наше время, так как уровень развития качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.), не в полной мере соответствует требованиям современной школы.

Демократические преобразования в российском обществе привели к серьёзным изменениям в системе дошкольного и начального образования. Существенные изменения произошли в содержании обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере развития педагогического процесса.

Сегодня образование дошкольников рассматривается, прежде всего, как формирование готовности к самостоятельному познанию.

Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р.М. Чумичева и др.). Познавательный интерес был признан одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности старших дошкольников.

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающей действительностью возможно лишь при использовании активных методов обучения, предполагающих освоение принятых детской субкультурой способов познания мира.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром средствами развивающих игр и различных приемов активизации познавательной деятельности.

Для достижения указанной цели мы изучили теоретические положения,  взгляды и подходы отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Перед нами встала проблема отбора методов и содержания развивающих игр в контексте познавательного развития и формирования познавательного интереса старших дошкольников. Для решения проблемы мы обратились к детальному изучению методики ТРИЗ, и разработали конспекты развивающих игр.

Сегодня я обзорно представилю теоретические основы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, и более подробно остановились на используемых нами методах и их содержании.

Теоретические основы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес является значимым фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности дошкольника.

В «Большом энциклопедическом словаре» С.Л.Рубинштейна даётся следующее определение этого понятия: «Интерес - форма проявления потребности познавательной, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности».

С.Л.Рубинштейн утверждал, что интерес является и предпосылкой обучения, и его результатом. Обучение опирается на интерес детей, и оно же формирует его. У детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течении некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

Познавательный интерес помогает связывать личные и общественные ценности. Ребёнок избирает из многообразия общественных ценностей то, что соответствует его интересам. Знакомство детей с окружающим миром, радость первых «открытий», первых «потому», до которых ребенок дошел сам, удивление безграничным разнообразием форм, оттенков, звуков, запахов - все, это служит пищей для разума. Если не руководить детским восприятием окружающего мира, если оставлять без внимания многочисленные вопросы, многое остается для ребёнка непонятным, по многим вопросам постепенно, но совершенно бесследно исчезает интерес.

Познавательный интерес - это эффективный инструмент педагога, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, который активизирует детское мышление и заставляет волноваться и переживать, увлеченно работать.

Формированию познавательного интереса способствуют разнообразные средства: совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры непосредственной образовательной деятельности, расширение форм самостоятельной работы детей, активизация учебной деятельности, а также обновление содержания.

Методы и приемы

 развития познавательного интереса старших  дошкольников

Для того чтобы активизировать учебную деятельность дошкольников необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее методы, которые способствуют творческому усвоению знаний и, как следствие, повышению интереса  к познавательной деятельности.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения воспитанники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому воспитатель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя дети при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично - поисковый метод (эвристический) имеет следующие признаки: знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; воспитатель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; дети под руководством воспитателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично поискового потому, что дети не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца. Поэтому часть знаний сообщает педагог, а часть добывается самостоятельно детьми посредствам решения поставленных вопросов или разрешения проблемных заданий. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Исследовательский метод характерен тем, что воспитатель вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания не сообщаются, дети самостоятельно добывают их в процессе решения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результатов также определяют сами дети; деятельность воспитателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; познавательный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно - обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы педагогов и наукой, накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению представлений детей учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью педагоги подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоциональной отзывчивостью по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, является прием создания на занятии ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятий большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога, а также, создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Включение детей в ситуации споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к познанию. Создать ситуацию познавательного спора можно на любом занятии и вне его. Для этого специально предлагается высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

К игровым методам обучения, которые направлены, на формирование познавательного интереса к окружающему миру относятся: дидактические игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия), интеллектуальные игры (развивающие), задачи головоломки. Именно игра является тем пространством, в котором ребёнок познаёт мир.

Игра тесно связана не только с фантазией, но и с мысленным экспериментированием (В. С. Библер). Именно поэтому ребёнок может играть «в уме», не совершая реальных действий. Это является основой для применения в работе с детьми развивающих игр.

Среди всех педагогических технологий, создающих наиболее благоприятные условия развития познавательного интереса, игра-наиболее доступное каждому педагогу средство. Использование развивающих игр, на наш взгляд, является самым эффективным и доступным способом формирования познавательного интереса. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Д. Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

К развивающим играм относятся:

-игры и упражнения по системе ТРИЗ,

-игры на развитие познавательных процессов,

-игры на развитие творческого мышления и воображения.

Общее в этих играх - наличие творческих заданий, в них нет «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача педагогов состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязывать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию « я могу». Эти игры позволяют в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств. Как результат - получение удовольствия от умственного труда, а значит возникновение познавательного интереса.

Ещё одна особенность развивающих игр - дети получают возможность применить свои знания, способы познания окружающего мира, реализовать себя в пространстве игры. Возможность применения на практике своей эрудиции повышает ценность знаний, а значит укрепляет интерес к ним.

Всё это развивает у ребёнка кругозор, способствует расширению его творческого мышления. Программа «ТРИЗ» способствует процессу творческих поисков ребенка. ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. (Автор идеи Г. С. Альтшуллер.) Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира, решать свои детские проблемы.

Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимум эффекта.

Развитие познавательных способностей детей - процесс многогранный, так как захватывает такие явления, как накопление чувственного опыта, интуиция, мышление, решение познавательных задач, практическая деятельность, озарение, открытия. Все это подчинено умственному развитию, так как оно и есть основа образования и процесса познания истины.

Так, уровень сформированных познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании, т.е. способы получения информации, в том или ином возрасте; пути переработки информации; степень «погружения» ребенка в различную информацию, степень ее осознания и усвоения.

Следовательно, развивая интеллект, с помощью специальных игр, воспитатель расширяет возможности детей в сфере познавательной деятельности, облегчает процесс познания, создаёт ситуацию успеха, укрепляет уверенность в собственных силах, и как следствие – укрепляет познавательный интерес. В свою очередь, наличие познавательного интереса, определяет активность интеллекта. Из чего видно, что процесс этот взаимообратный и очень важно учитывать его в процессе ознакомления детей с окружающим миром.

Активное применение игр и упражнений на развитие творческого мышления и воображения так же способствует активизации мыслительной деятельности детей на занятиях. Ребенок на занятиях, построенных на развивающих принципах, выступает как первооткрыватель неизведанного для себя мира и способность мысленно представлять себе то, чего нет, из того, что есть в памяти значительно облегчит ему путь в страну знаний. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и не возможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Различают несколько видов воображения: воссоздающее, творческое, неуправляемое. Именно развитие творческого воображения актуально для нашей темы.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьёзного решения задач? При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу, и сам её решает как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребёнка работает, генерирует идеи.

Практика показала что, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить. Видимо так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, нельзя планировать, нельзя научиться видеть проблемы, нельзя научиться догадываться.

Выготский, сформулировал три закона развития творческого воображения.

1.        Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Чем богаче опыт - богаче воображение.

Отсюда следствие: надо помогать ребёнку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2.        Можно фантазировать на основе чужого опыта.

3.        Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот предмет фантазии влияет на наши чувства.

Основными способами развития фантазии и воображения можно

считать следующие:

1. Воспитатель должен сформировать мотивацию! Убедить ребёнка, что фантазировать не стыдно, а очень интересно и полезно. (Получая

удовольствие от фантазирования, ребёнок быстрее овладеет не только умением фантазировать, но и умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников проявляется интерес не к рассуждениям, а к событиям.)

2.        Влюбить детей в себя. (На этой «волне любви» они больше доверяют взрослым и охотнее слушаются.)

3.        Быть примером для ребёнка.

4.        Читать, обсуждать и анализировать доступную детскому восприятию литературу с элементами фантастики (сказки, фантастические рассказы).

5.        Стимулировать фантазию вопросами.

6.        Ставить перед детьми проблему. ( Решение проблемы должно осуществляться детьми самостоятельно ).

7.        «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и предлагать им придумать свой рассказ, сказку, историю.

8.        Обучать приемам фантазирования.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления ребёнком мира, а развитие интереса к познанию должно строиться на основополагающих идеях рассмотрения дошкольного детства, которому присущи игра, сказка, творчество.

Тренинг умения задавать умные вопросы

Типы вопросов

1.        Осведомительные вопросы. Цель - получение новой информации. (Что это? Зачем это?) Частный случай - это вопросы «на понимание», для уточнения ситуации или правильности своего понимания. («На каком основании вы утверждаете это?»)

2.        Контрольные вопросы задаются для проверки знаний. Эти вопросы побуждают вспоминать.

3.        Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Эти вопросы, как и контрольные, типично «учительские». Задавать детям наводящие вопросы довольно сложно. Надо понимать, что и почему не понимает ребенок и каково его моральное состояние в настоящий момент. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, надо уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть как искусством дробления целого на части, так и классификацией, и еще - надо иметь бесконечное терпение.

Одно из хороших методик задавания наводящих вопросов состоит в следующем: пытаются сложное для ребенка понятие или термин свести к ряду простых понятий, а если надо, то и к ряду простейших. И так надо делать до тех пор, пока ребенку не будут понятны абсолютно все слова и сам вопрос. Это так называемый принцип сведения, или упрощения. В основе принципа сведения лежит общеизвестное соображение - учить можно только тому, что ребенок воспринимает и понимает. Трудность вопроса должна соответствовать возможностям ребенка. Например, надо объяснить малышу, кто такой «космонавт». Смотрим в Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: «Космонавт - специалист, совершающий полет в космическом пространстве». Неудачное для наших дней определение, сложное определяется через сложное, «космонавт» через «космическое пространство». Надо либо придумать формулировку попроще, например: «Космонавт - это человек, летающий на ракете в космосе. А космос - это пространство очень далекое от земли, то весь Мир, куда входят Луна, Солнце, звезды. Космос такой большой, что у него нет границ», либо воспользоваться палочкой-выручалочкой - образным видением. Возьмите подходящий рисунок или фотографию и покажите детям.

Итак, в результате сведения мы получили из исходных, недоступных для ответа, вопросов только доступные. Кстати, правилу сведения должны подчиняться планы занятий.

И еще одно предупреждение. Нельзя задавать новый вопрос, пока ребенок не ответил на предыдущий. Некоторые нетерпеливые взрослые«засыпают» детей вопросами, не дав им сосредоточиться и ответить. В результате ребенок может зарыдать от обиды и бессилия справиться со своей «медленной» нервной системой и с «быстрой» нервной тетей. Людей, не любящих детей и не обладающих эмпатией (искусством понимания другого человека), и допускать к детям нельзя.

Приведем несколько наводящих на понимание и на решение задач вопросов: Какие части входят в эту задачу? Что известно о..? Что неизвестно? Что надо определить, найти, решить?.. Что надо сделать сначала, что потом?

4.        Проблемные, или развивающие, вопросы, побуждающие думать и понимать. Их еще называют «на умение думать», творческими или полифункциональными (одновременно на вспоминание, на логику, на анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления...).

Обычно, проблемные вопросы начинаются так: зачем?., почему?., какие функции выполняет?..

Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «зачем?» являются целевыми вопросами. Вопросы, начинающиеся с «почему?», можно отнести к категории научных. Частным случаем проблемных вопросов для малышей являются вопросы типа «Найди ошибку» (в виде рисунка или рассказа).

Хороши проблемные задания, начинающиеся словами: Сравните... Объясните... Сопоставьте... Чем отличается?.. Что общего?.. Как работает?.. Как устроена?.. Почему так произошло?..

5.        Критикующие. Их цель - оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6.        Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов: осмысление создавшейся ситуации, самоанализ.

7.        Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие предельно большое поле неизвестности.

Например, при игре в «Данетку» детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «Это Буратино?» - слабый вопрос, а вопросы - «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие вопросы.

8.        Прогнозирующие вопросы задают на выявление следствий типа: «Что будет, если?..» или «А это было бы, если?..» Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей. Например, невинный вопрос: «Что будет, если исчезнут насекомые?», является сложным системным вопросом, ответ на который потребует учесть сложнейшие пищевые процессы, бактериальное заражение и т.п.

9.        Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности. Именно это-то нам и надо! Такого типа вопросы совершенно необходимы для детей. Одна из целей занимательных вопросов - заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление.

Отметим, что система знаний, память, умение рассуждать и творчески мыслить могут развиваться и существовать только во взаимной связи и при условии выполнения упражнений по решению творческих задач, сформулированных в виде вопросов, упражнений, заданий и проблем.

10.        Провокационные. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или сложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая»: настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.

11.        Мудрые вопросы. Говорят, что умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как не попасть в проблему. И еще одно важное качество мудрого человека - он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. Почему? Он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания.

Тренинг умения давать определения словам. Дети задают много вопросов с просьбой объяснить: «Что это такое? Как это называется? Зачем это? Почему?» На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребенка и точно.

Люди мыслят словами (вербальное мышление) и образами (образное мышление), поэтому надо точно знать значения слов и терминов, а также наглядно представлять образы предметов в сознании.

Привычку оперировать с четкими определениями и умение давать словам точные определения следует воспитывать с детства. Ибо это основа логического мышления, необходимое условие выполнения первого закона логики и взаимопонимания между людьми.

Формулировка определений слов довольно сложная, творческая кропотливая и ответственная умственная работа, поэтому полезно знать способы и правила формулировок определений и научить этому детей.

Игры и упражнения

Игра «Интервью»

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер - тот, кто задает вопросы.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю...

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.

Беседа «Вопрос - ответ»

Детям читают рассказ. Затем ребята делятся на две команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Руководитель вместе с детьми определяет лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями. Экзамен наоборот, или «Данетка»

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Вопросы не учитель, а ученик - в этом и заключается «экзамен наоборот». Цель «Данеток» - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). Достоинства «Данеток»:

1.        У игры «Данетка» нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2.        Игра «Данетка» абсолютно проста в проведении. Например: «Я загадал растение. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».

3.        Легко варьировать уровень трудности игры. Визуальные «Данетки»

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: «Какой предмет я загадал?» Возможные отсекающие вопросы:

•        Предмет лежит в правой половине стола? «Да».

•        Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т.д. Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно

использовать видовые признаки: форма, цвет, вес...

Ситуативные «Данетки»

Ситуативные «Данетки» отвечает на вопросы: как это могло произойти?

Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные «Данетки» развивают умение находить причинно-следственные связи.

Тренинг умения сравнивать и классифицировать.

Нас окружает огромное количество предметов, и каждый из них имеет огромное количество свойств и признаков. Как же среди них ориентироваться?

Не случайно говорят: все познается в сравнении. Действительно, сравнение - это второй, после определения свойств и назначения предметов, шаг в познании мира. Цель сравнения двойная - найти общие и разнящиеся свойства предметов. Чтобы сравнивать предметы, надо знать их свойства и иметь измерительный или сравнивающий прибор. Если надо сравнить цвета, то нужен глаз, если звуки - то ухо, если вес, то нужен посредник - весы, пружина, рычаг.

Есть два способа сравнения: каждый предмет измерить порознь, а потом сравнить результаты измерения (числа) и второй, непосредственно сопоставив предметы, то есть сравнить без измерения. Например, если требуется определить не точный вес предметов, а какой предмет тяжелее, то гирь (мер веса) не надо.

Все ли свойства можно сравнивать? Если удастся найти критерии сравнения, то сравнивать можно все. Например, чем слон похож, а чем не похож на канарейку? Слон тоже не умеет кататься на велосипеде, тоже теплокровный, тоже может передвигаться... А чем не похож? Формой носа, размером, наличием бивней..

Упражнения на нахождение сходства и различия.

1.        «Что общего?»

Что общего у сосны и ели?

Что общего у ложки и вилки?

Что одинакового у детей вашей группы?

2.        «Чем отличаются предметы?» Чем отличается сосна от елки?

Чем отличается добрый человек от злого?

Чем отличается ложка от вилки? Чем отличается слон от бегемота, кошка от собаки?

3.        «Что общего и чем отличается?»

Назови побольше общих признаков и отличий между мальчиками и девочками, между взрослыми и детьми, между зверями и птицами и т.д. В чем отличия и что общего между страусом и эму? Что общего и чем отличается бег от ходьбы?

4.        «На что похоже, или цепочка сравнений»

Возможны два варианта игры: с указанием и без указания признака сравнения.

Игра запускается вопросом:

-        На что похожа, например, горошина?

-        Горошина похожа на маленький шарик.

-        На что похож шарик?

-        Шарик похож на мячик.

-        На что похож мячик?

-        Мячик похож на колобок, колобок похож на желтую дыню «колхозница», дыня похожа на солнце, солнце похоже на огненный шар, огненный шар похож на костер, костер на пожар...

Что получили? Горошина похожа на пожар! Почему так получилось? Ребенок проводил сравнение по разным признакам. Сначала сравнение проводилось по признаку шарообразности в сторону увеличения размеров. Сбой наступил при сравнении огненно шара с костром. Здесь другой критерий - выделение тепла.

Если сравнение проводить строго по одному признаку, сходство будет на всех этапах сравнения, последний предмет будет похож на все промежуточные.

5.        «С чем можно сравнить?»

С чем можно сравнить: березу, лед, снежинку, телевизор, соль, рисовую кашу, горох...

Змея - «...как черная лента вкруг ног обвилась...». «Ядра - чистый изумруд». «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит».

6.        «Что такое большое, что такое маленькое»

Цель игры-беседы:

•        Помочь детям понять, что нет просто большого и просто маленького, что большое и маленькое только по сравнению с чем-то, принятым за образец сравнения (эталон);

•        Что все в мире относительно.

Примерная методика может быть такой.

Ребенка просят назвать какой-нибудь большой предмет. Например, он называет «Дом». А что больше дома? «Улица». А что больше улицы? «Город». А что больше города? «Земной шар». Итак вы дойдете до Вселенной. Больше Вселенной ничего нет.

Ребенка просят назвать какой-нибудь маленький предмет. Пусть, он называет «Ласточка». А что меньше ласточки? «Комар». А что меньше комара? «Молекула».

Спросите ребенка:

- Ты согласен с тем, что всегда можно найти предмет больше любого названного? Ты согласен с тем, что без указания по отношению к какому другому предмету этот предмет большой, понятие «большой» не имеет смысла? Тогда почему говорят «большой арбуз» и не указывают, по сравнению с чем он большой?

Наверное, дело в том, что все приблизительно одинаково представляют себе размер большого арбуза, маленького арбуза и нормального арбуза и с ним мысленно сравнивают свой «большой» арбуз. Так что образец есть. Когда говорят «большое яблоко», то отчетливо представляют, что оно меньше маленького арбуза.

Надо построить разговор таким образом, чтобы ребенок сам догадался задать вопрос «По сравнению с чем большой?» и понял, что все размеры относительны. 7. «Размытые понятия».

Назови «размытые», нечеткие понятия и сделай их четкими.

Много - мало

Далеко - близко

Хорошо - плохо

Дорого - дешево

Длинный - короткий

Тяжелый - легкий

Тепло - холодно

Светло - темно

Чтобы размытые понятия сделать четкими и однозначными, надо:

•        Уточнить условия, при которых будет делаться сравнение;

•        Выбрать меру для сравнения (заведомо известную величину -норму, эталон, образец, границу, предел);

•        Сравнить с выбранной мерой

Упражнения для развития понимания относительности размеров 1. Назови предметы меньше шкафа, но больше зажигалки.

2.        По сравнению с чем наш дом маленький, а по сравнению с чем он громадный?

3.        Для кого муха маленькая, а для кого огромная?

4.        Для тебя спичка маленькая, а кому она кажется большой?

5.        Какие фрукты больше яблока?

Сто конфет - это много? Вопрос поставлен нечетко. Не указано, для какого количества людей предназначены конфеты, на какой срок, какова норма поедания конфет... Если это все уточнить, то вопрос отпадет сам собой. У каждого предмета неограниченное количество свойств, поэтому всегда можно отыскать что-то общее - это великое искусство. Хорошее сравнение упрощает понимание.

Упражнения для развития умения классифицировать.

1. «Назовите предметы с заданными свойствами»

Называют свойство (критерий) предмета, а дети должны вспомнить как можно больше предметов, обладающих этим свойством.

По форме

Назови круглые предметы (отнесите к классу круглых): колобок, глаз, шар, яблоко...

Назови предметы, имеющие много дырок: терка, телефонный диск, решето, рубашка, пуговица...

Назови предметы, имеющие одну дырку: иголка, бублик, гайка...

По цвету

Назови предметы белого (черного, красного...) цвета.

Назови предметы, имеющие части и белого и черного цветов: газовая плита, мамино платье-домино, кастрюля...

По запаху, по вкусу.

Назови предметы, которые хорошо пахнут в горячем виде: выпечка, суп.

Назови вкусные предметы и твердые предметы белого цвета: сахар, рафинад, меренги.

По твердости.

Назови предметы, у которых одни части мягкие, а другие твердые: кисточка, арбуз. По весу.

Назови предметы легче кирпича, но тяжелее карандаша. По веществу.

Назови все деревянное, стеклянное, бумажное... По назначению.

Назови предметы, предназначенные для приготовления пищи. По способу передвижения.

Назови все летающее и прыгающее: кузнечик, воробей... Назови все летающее и плавающее: все водоплавающие птицы - утки, гуси... Гидросамолет, жук-плавунец...

Нет числа критериям, по которым можно классифицировать предметы и процессы. Сложнее группировать предметы по нескольким критериям одновременно.

2.        «По какому признаку объединены предметы?»

a.        Шкатулка, кастрюля, сундук, чайник, сахарница, сырница.

b.        Бублик, пуговица, колесо.

c.        Стекло, лед, фарфор.

3.        Называется класс предметов и предлагается назвать побольше представителей этого класса.

a.        Какие бывают столы

b.        Какие бывают болезни?

Какие бывают автомобили, дома, фрукты, люди, минералы...

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей

Особую роль в процессе обучения дошкольников имеет метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром:

1.        Ввод детей в игровую ситуацию с помощью рассказов с

проблемной установкой

2.        Создание игровых моментов на занятиях

3.        Загадки

4.        Проведение не сложных опытов

5.        Моделирование

6.        Приемы сравнения

7.        Метод пяти чувств

8.        Познавательный спор

9.        Шутка, юмор

Создание специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной деятельности позволяет формировать прочные познавательные навыки. Формирование познавательных интересов, является ключевым звеном совершенствования воспитательно - образовательной работы в ДОУ.

Новым методом, стимулирующим познавательную активность детей дошкольного возраста на занятиях, является метод познавательного спора. Раньше считалось, что применение этого метода допустимо лишь с детьми школьного возраста. Однако, многие дети в шестилетнем возрасте могут действовать независимо в сфере суждений, словесной оценки действий сверстника. Общение в группе сверстников способствует выработке у детей партнёрских отношений, где каждый участник, равный и доступный объект для критики. У детей зарождается критическая позиция по отношению к словам и действиям своих партнёров по познавательной деятельности, они замечают ошибки друг друга, соглашаются или спорят, отстаивают свою точку зрения.

Многое ребёнок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится взрослый. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке особенно близких людей. Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.

Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, поступках. Без этого не может быть развивающего обучения.

Для развития способности сомневаться, критически мыслить дошкольники нуждаются в сотрудничестве друг с другом, не только со взрослыми.

Решение познавательных задач путём познавательного спора - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых - побуждают к новому поиску знаний.

Во время организации познавательного спора надо рассадить детей таким образом, чтобы они видели лица друг друга. Настроить надо на то, что беседовать они будут все вместе, обращаясь к тому из детей, с кем хочется поспорить, чей ответ пожелают дополнить, чью неточность захотят исправить, кому выскажут своё одобрение и согласие. Чтобы дети не заговорили все разом, не перебивали друг друга, необходимо воспитывать у них культуру общения: внимательно слушать того, кто говорит; не перебивать; смотреть в лицо собеседника; обращаться по имени; не повторять то , что уже сказали.

Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходят в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог руководит детской дискуссией, вовлекая детей в совместный умственный писк, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Программа ТРИЗ предлагает использовать с этой целью метод мозгового штурма и игру «Диспут» .

Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода.

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми

Цели:

1.        Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

2.        Научить детей смело высказывать свои идеи на людях.

3.        Научить детей фантазировать.

4.        Научить детей говорить по одному, слушать других детей, не перебивая, уважать чужое мнение.

5.        Поддержать робкого ребенка, похвалив его за идею, даже если она и

слабая.

6.        Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1.        Разделить детей на две группы. Одна группа - «Генераторы идей», другая группа - «Проницательные аналитики» или «Эксперты».

2.        Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что можно любые идеи, даже самые дикие и фантастические, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3.        Поставить обеим группам задачу.

4.        Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на «орание» надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся «орать» по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

Очень хороший прием для успокоения расшумевшейся группы

предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все  замолкают, когда воспитатель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: «Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте». Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением), используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и. т.д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей.

5.        Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.

6.        Когда идеи иссякнуть, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также, предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7.        В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».

8.        Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции надо разнести во времени.

9.        Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочи, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке...»

Научите детей задавать себе вопросы:

-        Какие части участвуют в задаче?

-        Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? Например, задача: вам надо быстро(\) охладить стакан с кипятком. Как быть?  Требуется найти 10 решений.

-        Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: «посредник» + физический эффект (переход от горячего к холодному телу).

Решения:

-        Добавить холодную воду, заварку или молоко.

-        Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

-        Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

-        Добавить много варенья или сахара.

-        Переливать через воронку.

-        Погружать холодные ложки.

-        Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая

своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?». Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задавайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. Темы мозгового штурма для детей.

1.        Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

2.        Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?

3.        Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

4.        Как не ссориться с мамой?

5.        Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

6.        Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?

7.        Чем можно рисовать на асфальте?

8.        Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

9.        Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита?

10.        Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет...)

11.        Что будет, если уничтожить всех волков?

12.        Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

13.        Придумайте насекомое с необычными свойствами.

14.        Как сделать разноцветную льдинку?

15.        Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

16.        Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

17.        Как можно поприветствовать человека?

Игры для развития умения давать определения

1. Покажите детям какой-нибудь предмет и скажите: «Вы прибыли на маленький остров в Тихом океане. Жители острова не знают смысла этого слова. Объясните этим людям, что это такое».

А можно просто попросить детей дать определения всеми указанными способами каких-то слов, понятий или процессов.

-        Что такое тыква, труба, телевизор, ножницы, электричество...

-        Кто такие бронтозавр, жираф, кролик...

Ответы надо записать или запомнить, потом раскрыть Толковый словарь русского языка и прочитать данные там определения этих слов. Разберитесь, в чем ошибка ребенка, но не будьте излишне строги к детям за их определения.

2.        Это игра, обратная предыдущей. Если функция прямой игры - давать определения, то обратная функция - загадывать загадки.

Берете толковый словарь, просите ребенка назвать какую-нибудь страницу и строку, читаете только определение и спрашиваете: «Что это такое?» Загадка готова.

3.        На столе раскладывают много картинок с изображением животных, растений или неживых предметов, хорошо известных детям, «рубашкой» вверх. Ребенок наугад выбирает картинку, рассматривает ее и дает определение любым способом, например, перечисляя признаки (нос до земли, толстенные ноги...) или всеми способами, которые он усвоил.

Перечисление признаков можно начинать с внешних отличительных -форма, величина, цвет, затем - вес, запах, материал и, наконец, -применение и назначение. Признаки перечисляют до тех пор, пока другие дети не угадают объект.

70

Как убедиться в том, что ребенок понял значение слова?

-        Попросить дать определение.

-        Попросить составить предложение с этим словом.

-        Попросить повторить определение через несколько дней.

Тренинг фантазии и воображения Приемы развития фантазии и воображения

1.        Увеличение - уменьшение

Это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике...

Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»

Усложните игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

Что будет, если у нас удлинится нос?

Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?

Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.

-        Какого тогда ты будешь размера?

-        А сколько килограммов ты будешь весить?

2.        Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений)

Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

а)        выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;

б)        формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»;

в)        сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

Например: Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.

3.        Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?

Великих людей? Вымирающих животных?

Новых животных и растений?

4.        Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрит, что получилось.

-        Человек не спит.

-        Человек не чувствует боли.

-        Человек потерял вес, обоняние...

Задание. Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте, к каким последствиям приведет их потеря.

5.        Превращение человека в любой объект

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб...), в растения (в дуб, розу, баобаб...), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш...). Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

Задание. Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например, в сказках.

6.        Антропоморфизм

Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать...) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ...

7.        Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться...

8.        Придание объектам неживой природы необычайных свойств

Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!),

можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

9.        Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную («Открывает щука

рот...»); «Серый Волк ей верно служит...»; храбрый заяц, трусливый лев...

Задание. Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее звери обманывают.

10.Дайте        новое название картине

Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток и репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше, ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т.д.

Задание. Приведите 10 новых названий старых известных картин.

11 .Машина времени

У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы нахоитесь в прошлом или будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

12.Метод Л. Н. Толстого

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу... Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

13.        Свободное фантазирование

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

Придумайте фантастическое растение.

На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы...

14.Придумайте        фантастическое сооружение

15.        Придумайте новый вид транспорта

Согласно идеологии ТРИЗ, идеальный транспорт - это транспорт, которого нет, а все функции выполняются.

16.Волшебное        выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать 0 и любое, но только доброе, ваше желание исполнятся. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.

Упражнения и задачи детям для углубления понимания идеальности

  1. «Придумай идеальность». Ребенку предлагают назвать самые лучшие качества хорошо известных ему предметов. Например:

- Какими качествами должно обладать идеальное мороженое?

(Быть очень вкусным; бесплатным; по желанию то малиновым, то сливочным, то в шоколаде, то на палочке; холодным, но никогда не таять; не пачкаться; и чтобы мама за него не ругала; и чтобы никогда не кончалось - сколько съел, столько бы и наросло..)

2.        На словотворчество: «Придумай синоним». Называют какой-нибудь предмет (например, телефон) и просят назвать его одним словом, начинающимся с приставки «само» или «авто» (самоговоритель).

Холодильник -, печка -, карандаш -, стол -, погреб -, лампа -, миксер -.

3.        «Равняйтесь на великих» или «Хочу быть...». Предложите детям назвать какое-нибудь положительное человеческое качество и человека, у которого оно выражено в предельно высокой степени.

Серия игр-упражнений «Хорошо-плохо»

1.        «Это хорошо, потому что...»

Содержание игры: ребенку называют (или он сам называет) какое-нибудь действие или состояние, хорошо ему знакомое, и просят объяснить, что в нем хорошего.

ИМЕТЬ ДОМА ТЕЛЕФОН - это хорошо, потому что можно поговорить с приятелем, узнать задание, можно позвать в гости, можно вызвать врача...

2.        «Это плохо, потому что...»

Что плохого в следующих ситуациях: Гуляние

Загорание на солнце Утоление жажды Посещение врача Посещение кино Курение

Чрезмерная избалованность ребенка Использование памперсов Наличие куклы Барби Пить только хорошо очищенную воду У вас появилась волшебная палочка В доме есть лифт

Предложите не менее 10 ситуаций, желательно приятных и полезных.

3.        «Цепочка хороших следствий»

Эта игра отличается от предыдущих тем, что составляется цепочка только хороших действий, вытекающих их первого хорошего дела. Взрослый или ребенок «запускают» игру:

Гулять хорошо, потому что становишься румяным и здоровым.

Становиться здоровым хорошо, потому что можно успеть многое сделать... и т.д.

4.        «Цепочка плохих следствий» Возьмем то же начало.

Гулять плохо, потому что можно простудиться. Простудиться плохо, потому что можно заболеть. Заболеть плохо, потому что попадешь в больницу... и т.д.

5.        Классическая игра «Цепочка хороших и плохих следствий» Является симбиозом двух предыдущих. Но она хорошо развивает

быстроту мышления, смелость высказывать свои мысли, находчивость и уверенность.

Методика игры: участвуют все присутствующие, ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого: «Что в этом хорошо?» Ребенок отвечает. Ведущий спрашивает второго: «А что в этом плохо?». У третьего спрашивает: «что в этом хорошо?», у четвертого: «Что в этом плохо?» и так далее. Или другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это ХОРОШО, потому что?..», а после ответа новый вопрос: «Это ПЛОХО, потому что?..», потом «Это хорошо, потому что?..» и т.д. Исходная ситуация: «промочить ноги». Промочить ноги - это ПЛОХО, потому что можно заболеть. Заболеть - это ХОРОШО(!), потому что не надо ходить в детский сад. Не ходить в детский сад - это ПЛОХО, потому что... и т.д.

6.        Кому это хорошо и кому это же плохо?»

Это упражнение на эмпатию, перевоплощение, глубокое понимание другого человека.

7.        Сделайте из плохого хорошее «Задачедатели и изобретатели» В эту игру играют вдвоем или детей делят на две группы.

Одной группе - ЗАДАЧЕДАТЕЛЯМ - предлагают придумывать задачи, недостатки, плохие следствия заданной ситуации и находить плохое во

ВСЕХ решениях, предложенных детьми другой группы. Все свои утверждения они должны начинать словами - «Это плохо» и обосновывать свое мнение. Другая группа - ИЗОБРЕТАТЕЛИ ищут способы плохое обратить в хорошее, или не допустить появление плохого, или исправить плохое, если оно произошло. Они всегда говорят: «Я знаю, что надо сделать!»

Игра «Диспут»

Объясните детям, что диспут - то публичный спор с целью доказать правильность своего мнения.

Содержание игры. Дети делятся на две группы. Одна группа утверждает и доказывает какое-то положение, например, что известный всем детям герой какой-то сказки, рассказа, романа или кинофильма -хороший, а другая группа делает обратное.

Когда идеи иссякнут, предложите детям поменяться принятыми ранее позициями. Хорошо, если в этом случае диспут разгорится с новой силой.

Возможные персонажи. Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Буратино, Вини-Пух...

Примеры проблемных вопросов.

1.        Кто главный герой сказки, рассказа, кинофильма?

2.        Какие герои сказки тебе понравились, какие не понравились и почему?

3.        Что в известных тебе сказках и фантастических рассказах осуществлено? (ковер-самолет, подводная лодка, обученные дельфины...)

Примеры мудрых вопросов.

1.        Зачем я это делаю? С какой целью?

2.        С какой целью это делается другими?

3.        Кому это выгодно? (Древний сильный вопрос)

4.        А что будет, если..? Что я сделаю, если произойдет то-то и то-то..?

5.        В чем я ошибся? Что не предусмотрел?

6.        Чему меня эта ошибка научила? Какой надо сделать отсюда урок?

7.        Что надо сделать, чтобы подобная ошибка не повторилась?

8.        Что надо делать, чтобы быть счастливым? Что мне мешает быть счастливым? Что меня угнетает?

9.        Кто я такой? Чего я хочу? Что мне надо? Чего я не хочу? Что я должен делать и чего не должен делать? Что для меня в жизни самое важное, что самое страшное?

10.        О чем надо сейчас думать? Что сейчас самое главное? С Чего я должен начать и чем кончить? Как, из чего и чем делать? Готов ли я это делать?

11.        Кто в этой ситуации принимает окончательное решение? Кто тут главный?

12.        Кто мой главный враг? Что он намерен сделать?

13.        Что во мне плохо? Как это исправить? Чем я отличаюсь от идеального человека?

14.        Что может быть в худшем случае? К чему готовиться? Может быть, не стоит и переживать?

15.        На основании какого закона я принимаю это решение? 16.Чему можно научиться у этого человека?

17.Могу ли я изменить ситуацию или ее надо принять?

Игры упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

1.        Игра «Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6 лет.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные предметы (предметы подбираются по теме занятия).

Задание ребенку: «Определи на ощупь, что это за вещи». Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Предполагаемые темы занятий: «Предметный мир», «Овощи и фрукты».

2.        Игра «Найди предмет»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания.

Несколько предметов (до 10) (подобранных по теме занятия) могут быть расставлены в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, -а им может быть и взрослый и ребенок, - выбрав какой-либо предмет начинает рассказывать, какой он, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величина. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этого предмета. Тот кто находит его, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другого предмета.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Например: тема «Природа», предметы - камень, веточка, стакан с песком, лист, желудь, земля, пучок травы, цветок, вода.

3.        Игра «Кто наблюдательнее»

Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей дошкольного возраста.

Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые предметы, плоды, объекты неживой природы; прямоугольные предметы; овальные предметы, плоды; квадратные предметы). Повторять предметы не разрешается.

Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

4.        Игра «Расскажи о животных»

Предназначена для развития структурности восприятия.

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.

Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

5.        Игра «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Детям представляют рисунки, на которых нарисованы силуэты различных предметов, наложенные друг на друга (до 5 штук). Детям необходимо распознать предметы и назвать их.

6.        Игра «Что в свертке?»

Необходимые предметы заворачивают в бумагу в один слой. Дети ощупывают каждый предмет и отгадывают, что это.

7.        Игра «Что изображено на картине?»

На стол кладется незнакомая картина, которая закрывается листом бумаги вдвое больше картины. В самой середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 6 см.

Рассматривать картину можно, только передвигая отверстие по картине. Сюжет картины выбирается по теме занятия.

8.        Игра «Узнай, кто это».

Детям предлагают фрагменты рисунка силуэтов разных объектов живой, неживой природы и предметного мира. Фрагменты разной степени законченности. Предлагаются детям по порядку. Дети должны догадаться, как выглядит целый предмет.

9.        Игра «Части суток»

Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь. Затем, ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.

После этого ребенку показываются картинки и спрашивают, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого ему предлагается разложить (показать) самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите поподробнее, что делает ребенок в каждое время суток.

10.Игра        «Найди отличия»

Предварительно нужно приготовить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей (тема выбирается в соответствии темы занятия) картины эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 10 различий. Дети находят различия и называют их.

11.        Игра «Измеряем на глазок»

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на какой-либо предмет. Затем, желающий ребенок зарисовывает данный предмет на бумаги или доске в полную величину. Воспитатель вместе с детьми сравнивают размеры предмета и рисунка.

12.Игра        «Самые наблюдательные»

Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагаются картины по теме занятия. В течение 5 минут дети рассматривают их, Стараясь запомнить все детали. Затем, картину первой команды помещают так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. А картину второй команды должны видеть все, кроме ее членов. Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины.

Игры, способствующие развитию памяти.

1.        Игра «Запомни картинки»

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Детям предлагают 10 картинок, связанных с сюжетом занятия, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Дети рассматривают эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают и просят назвать те картинки, которые удалось запомнить.

2.        Игра «Какого предмета не хватает?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Поставить перед детьми на одну минуту 4-5 предметов, затем попросить детей закрыть глаза и убрать 1 предмет. Вопрос к детям: «Какого предмета не хватает?»

3.        Игра «Запоминаем вместе»

Для развития слуховой памяти детей. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые 2 слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже 3 слова, а потом назвать свое и т.д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. Слова подбирать по теме занятия. Например - дети называют только овощи, только мебель, только животных. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объем памяти.

4.        Игра «воспроизведение рассказа»

Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также в развитии смысловой памяти ребенка дошкольного возраста. Детям предлагается маленький рассказ, состоящий из 10 коротких фраз. Затем, ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задать вспомогательные вопросы.

5.        Игра «Пересказ по кругу»

Воспитатель читает короткий текст. Дети внимательно слушают с установкой запомнить.

Пересказ начинают с любого из детей. Каждый говорит по одному предложению. Затем, все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки. Тема текста связана с сюжетом занятия.

6.        Игра «Я - фотоаппарат»

Предложить ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет. Ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза или отворачивается и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Игры на развитие внимания.

1.        Игра «Кто внимательней и наблюдательней»

Один из детей становится ведущим. Он должен запомнить одежду на 5 играющих, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать изменения в одежде. После этого входит ведущий, и находит изменения.

2.        Игра «Найди ошибки»

Детям зачитывается текст. Воспитатель предупреждает, чтобы они слушали внимательно, старались понять содержание.

Затем, вниманию детей предлагается этот же текст, но с несколько измененными деталями. Задача для детей - найти и исправить все ошибочные фразы.

3.        Игра «Будь внимательным»

Детям называют различные слова, связанные с темой занятия. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Дети внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, или предмет, или растение.

Во второй серии можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда, как условлено, услышат слово, обозначающее, например, растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. дети хлопают в ладоши при произнесении слова, обозначающего животных, и встают при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключение внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность детей.

 Игры на развитие творческого мышления и воображения.

1.        Игра «Назови предметы»

Детям предлагают назвать по три предмета, которые могут сочетать два названных признака, например: яркий и желтый (солнце, лампа, свет), пушистый и зеленый (ковер, елка, трава).

В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном смысле.

Когда дети научатся подбирать слова по двум признакам, можно предложить им назвать предметы сразу по трем признакам (гладкий, черный, тихий).

Дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами. Кроме того, дети не всегда могут выделить из многообразия свойств и признаков главные, без которых существование этого предмета это невозможно. Описанные задания позволяют сосредоточить внимание детей на отдельных свойствах предметов.

2.        Игра «Лишнее слово»

Детям называют 4-5 слов, одно из них не попадает под классификацию остальных. Дети находят его и объясняют, почему.

Например:

Щука, карась, окунь, рак;

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;

Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова;

Ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;

Заяц, лось, кабан, волк, овца;

3.        Игра «Назови отличие»

Детям предлагают пару слов, которые обозначают неодинаковые предметы. Например: шкаф и телевизор. Дети ищут как можно больше отличий. Например: шкаф большой, телевизор маленький; шкаф используется для хранения вещей, а телевизор не используется для хранения вещей; шкаф не нуждается в электричестве, а телевизор нуждается в электричестве.

4.        Игра «Поиск общего»

Проводится аналогично предыдущей игре, только ищутся общие признаки. Например: шкаф и телевизор это предметы домашнего обихода, подставка для других вещей, предметы любования.

5.        Игра «Группировка картинок»

Детям предлагается 10 различных картинок: стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей. Детям предлагают по-разному сгруппировать эти картинки. Например: стрела, пчела, бабочка, коршун, воробей - летающие объекты (функциональное обобщение);

Коршун, воробей - птицы (категориальное обобщение);

Пчела, жук, бабочка - насекомые (категориальное обобщение);

Щука, коршун, крокодил - хищники (категориальное обобщение) и т.д.

Серия упражнений на поиск альтернативных способов действия.

В своей жизни дети узнают разные способы взаимодействия с предметами. Некоторые из этих способов часто повторяются и становятся привычными, другие забываются. Однако зачастую решение жизненных проблем лежит за рамками привычных представлений. Поэтому полезно обращать внимание детей на альтернативные способы действия в ситуациях. Осознание разных способов действия делает ребенка свободным в выборе оптимального способа. Последующие задания направлены на развитие умения искать альтернативные варианты решения. Эти задания начинаются с работы над осмыслением значения глаголов, которые в зависимости от ситуативного контекста могут иметь очень разный смысл. Так глагол давить в выражении «давить ягоды» - будет иметь значение «получать сок»; выражение «раздавить игрушку» - сломать игрушку; «придавить ветку, траву» -«освободить путь» и т.д.

Иногда привычный образ действия можно изменить благодаря тому, что ребенку предлагается сыграть роль другого существа (кошки, собаки, муравья и т.п.). Глядя на привычные ситуации с иной позиции, ребенок может осознавать другие возможные способы и начать более критично относиться к своему поведению.

1.        Назвать как можно больше слов обозначающих то, что может: давить, лететь, свистеть. Например: лететь может: самолет, парашют, планер, птица, стрела, пуля, звук, облака и т.д.

2.        Что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома? Сколько способов ты знаешь?

Например:

Можно посмотреть в окно и на термометр.

Можно послушать прогноз погоды по радио или телевизору.

Можно пронаблюдать за домашними животными.

3.        Сколькими способами можно сообщить новость другому человеку? Перечисли как можно больше способов.

Например: Можно передать словами. Можно передать с помощью жест

ЛИТЕРАТУРА

1.        Белобрыкина О. А. Речь и общение популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

2.Бесова        М.А. Давайте играть. Игровые программы для дошкольников и младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 2007.

3.        Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993.

4.        Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка/ Пер. с англ. - М.: Аквариум, 1995.

5.        Куликовская И.Э. Развитие мировидения у детей в дошкольном учреждении. Ростов на Дону: Изд - во Рост.Пед.Ун-та, 2002.

6.        Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1998.

7.        Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. - М.: «Баласс», 2001.

8.        Педагогические теории, системы технологии в дошкольном образовании: учебное пособие .Авт.-сост.: В. Н. Гуров, И. Ю. Резванова. - Ставрополь: СГУ, 2004.

9.        Поддьяков Н. Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1988.

10.        Потапова J1. М. детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 1998.

11.        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1997.

12.        Субботский Е. В. Ребёнок открывает мир: Кн. Для воспитателей дет. Сада. - М.: Просвещение, 1991.

13.        Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1998.

14.        Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребёнка. - СПб.: Речь, 2002.

15.        Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребёнка. - СПб.: Речь, 2002.

16.        Тимофеева Л. Л., А. И. Уман. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

17.        Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.

18.        Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Екатиренбург: У -Фактория, 2003.

19. «Человек и мир» в подготовительном классе: Учебн.метод, пособие для учителей. В. М. Вдовиченко, J1. И. Дурейко, В. И. Кучинский, С. П. Докиш.- Мн.: Нар. асвета, 1998.

20. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....