Опыты и эксперименты
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Радова Татьяна Николаевна

Деловая встреча за круглым столом.

Для ребёнка нет ничего естественнее , как  развиваться, формироваться , становиться тем , что он есть в процессе исследовательской деятельности. С.Л.Рубинштейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОПЫТЫ296.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                 «Китайская пословица гласит:

 «Расскажи  и я забуду, покажи и я запомню,

дай попробовать и я пойму.»

«Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,  становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.»

С. Л. Рубинштейн

        Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское  эксперименти-рование.

Экспериментирование – это деятельность которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенной и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

        Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду: заключается в том, что в процессе эксперимента:

-  дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

-  развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы;

        Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Дайте определение экспериментированию?

        Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба, опыт».

        Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он пробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Мы с вами выслушали теоретическую часть деловой встречи. А теперь закрепим наши знания через деловую игру.

Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды.

(Каждый из вас должен выбрать любую картинку)

Разделитесь по принципу:

 

живая природа                неживая природа

Выбираем жюри: 2 человека.

За каждый правильный ответ команда получает (фишку) = смайлик.

По итогам игры побеждает команда получившая наибольшее количество фишек.

  1. Задание:  Блиц опрос «вопрос-ответ», на обдумывание 30 сек.
  1. Дайте наиболее точное определение термина «опыт». (на обдумывание 30 секунд).

Ответ: (Опыт это метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Опыт – это научный эксперимент по лабораторным вопросам.)

2)Что  является объектом познания детей младшего возраста? (Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.)

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет?

(Ответ: плавает, не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.)

  1. Назовите формы  работы по развитию  познавательно- исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

(Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.)

         1)Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

(Ответ: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, способность управлять своим поведением.)

2)Назовите несколько предметов , которые мы используем  для проведения экспериментов с детьми  старшего возраста.

(Ответ: : прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки,

II. Задание  «  Объяснялки от детей»   (звукозапись)   ( 4 вопроса)

1.Это такой помещение, где стоит много всяких баночек. В них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно. Я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах.     Ответ: (лаборатория)

2.Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят.  Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят и так пока не получится. Мне нравится это делать, только не всегда разрешают.  Ответ: (эксперимент)

1.Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой, снимает всяких рыб. Он очень смелый. И еще он пишет статьи а умных журналах. Ответ: (океанолог)

2.Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается. Там опасно и он может погибнуть. Но он все равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям когда там опасно жить. Ответ:  (вулканолог)

Подведение итога, награждение.

Психологический настрой  детей.

- Сегодня на  занятии к нам заглянуло солнышко

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы видите солнышко? Я желаю , чтобы на протяжении всего  занятия у вас было радостное настроение.

Воспит: - -Ну что ж,  чтобы узнать какой объект исследования будет самым главным, основным  в нашей деловой игре вам нужно будет  отгадать загадку :

Чего в гору не выкатить?

В решете не унести,

В руках не удержать ?  ( вода)

- Вы наверное догадались , что основным  объектом исследования у нас сегодня будет вода. Но прежде чем мы начнём  экспериментировать , проведём с вами речевую игру:

1.- Чего больше на Земле воды или суши? ( воды)

2. -А что вы знаете о воде?

3.  Продолжи предложение….   ВОДА  -  это …..

4. -Какая она?( прозрачная, без вкуса и без запаха) и т.д

5. - Как вы думаете, кому нужна вода? (Вода нужна всем: и расте-ниям, и животным , и птице и человеку)

6.Продолжи  предложения………

  1. «Для  растений  вода – это…»
  2. «Для  людей  вода – это

Проведём с вами опыты

1 опыт

«Радуга»

Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель:

  • развивать способность у детей наблюдать,
  • познакомить с механизмом возникновения цвета.         

Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный, фен сушилка.

Воспитатель: Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

2 опыт.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель:

  • продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • поощрять выдвижение гипотез;
  • развивать дружеские взаимоотношения во время работы. 

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды. 

Воспитатель: 1.Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

  1. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Вывод: Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

 3 опыт

«Холодная  вода  тяжелее, чем  теплая»

Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.

Цель:

  • подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;
  • систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

 

Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.

Воспитатель: 1.Налейте теплую воду в миску.

2.Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.

3.Осторожно вливайте ледяную воду в теплую. Что происходит?

Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.

4 опыт.

« Можно ли носить воду в решете?»

Цель: - подвести детей к пониманию, что растительное масло не пропускает воду;

- расширить кругозор у детей.

Материал: сито или дуршлаг, растит. масло, небольшая миска, кулинарная кисточка, холодная вода.

Воспитатель:  налей в миску немного растительного масла. Обмакивая кисточку в масло нанеси его на всю поверхность дуршлага  . Распредели масло равномерно, чтобы оно попало вовсе отверстия. Теперь поставь сито под кран и потихоньку набирай холодной воды.

Что происходит? Вода  не вытекает! Теперь можно носить воду в решете!

Вывод: Раст. масло , попадая в отверстие сита,  образует тонкую плёнку. Вода совсем не дружит с маслом, поэтому масло не растворяется  в воде и не утекает . Вода держится в решете как в ковше! Лучше всего этот опыт удаётся с мелкоячеистым отверстием.

5 опыт

"Загадочная бумага»

1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.

2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?

3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.

4. Складываем тот же лист гармошкой.

5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.

6. Что произошло? Почему?

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401126.jpg 

Резерв:  6 Опыт  

Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой  2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка , а каком - нет. Почему ?

Вывод: Вода - прозрачная , а молоко - нет .  

Опыт 7  «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401446.jpg

III) Задание 

Придумайте опыт из предложенного материала.   Продемонстри-руйте. Научно обоснуйте его. (1 – 2 мин.)

( Материал: вода ,  2  стакана ,  2 бутылки,  мед. йод.  мед.зелёнка, песок, воронка, прозрачные пластиковые стаканчики, мука, соль , сахар., салфетки, растительное масло.…….)

Вопросы   для  обдумывания:  ( на листочке) 1-2 мин.

1к. -Необходимо ли проводить опыты  с  детьми? Почему?

2к.- 1)Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Ответ: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, способность управлять своим поведением.)

Подведение  итогов  игры:

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основой культурного  познания им окружающего мира.