Осеннее путешествие по экологической тропинке
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Онищенко Елена Борисовна

Экологическая тропинка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект прогулки по экологической тропинке на территории детского сада для детей старшего дошкольного возраста

Тема. ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ

Цель: закрепить знания детей различать и называть растения, растущие на территории детского сада.

Задачи:

образовательные: расширять знания детей о растениях детского сада, продолжать знакомить с их характерными особенностями; систематизировать знания об объектах экологической тропы;

развивающие: развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность в процессе наблюдений за объектами природы;

воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание заботится о ней.

Материалы: плоды и листья деревьев (клен, платан, ель, сосна, шиповник, маклюра, можжевельник); запись «Голоса птиц» (сорока, воробей, ворона, синица, голубь, чайка); письмо с загадками.

Словарь: хвойные, лиственные, хвоинки, лекарственные, крона, фитонциды, крылатки, шишкоягоды.

Предварительная работа: беседы и наблюдения во время прогулок, д/и «С какого дерева листок?», «Найди по описанию», «Детки с какой ветки»; чтение стихотворений и загадок о растениях, рассматривания альбома «Растения Крыма».

Ход прогулки:

- Ребята! Сегодня мы с вами совершим прогулку по нашей «Экологической тропинке». Вы уже много знаете о разных растениях. Они растут не только для красоты, но также помогают всем живым существам дышать.

- Сегодня утром в детский сад пришло письмо для группы «Зайчик». Вот оно!

- Вы хотите узнать от кого оно? Давайте посмотрим. (Читает)

«Дорогие ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку и вы узнаете от кого это письмо»:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я ... (ОСЕНЬ)

- Правильно! «Милые ребята! Приходите в гости ко мне и моим деревьям, отгадав мои загадки. Ведь деревья осенью особенные, волшебные»

- Ну что, ребята, пойдем по тропинке искать осенние деревья?

Деревья, как в лесу, у нас в садике есть,

Можно к ним прислониться,

А можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой.

- А какие же деревья у нас здесь есть? Давайте отгадаем загадки Осени. Вот первая загадка.

У красавицы иголки и длинны и очень колки,

Дух смолистый всем полезен, прогоняет он болезни.

Высока, крепка, стройна, это дерево ... (СОСНА).

- Нас встречают красавицы-сосны. Этим деревьям более 40 лет, они растут здесь со времени основания детского сада. Давайте рассмотрим дерево. Что у него есть? (корень, ствол, ветки, иголки, шишки)

- А что у деревьев вместо листьев? (иголки-хвоинки) Поэтому сосна – хвойное дерево.

- Иголки у сосен – это такие необычные листья, с их помощью деревья дышат. Каждая иголка-хвоинка живет около 5-7 лет, а затем падает на землю. Все хвойные деревья выделяют фитонциды. Основная польза фитонцидов для организма человека заключается в том, что попадая вместе с воздухом в легкие человека, фитонциды могут обезвредить бактерии и вирусы, которые затаились в организме. Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, лекарства.

  • Дети, а какие вы ещё знаете хвойные деревья? (сосна, ель, можжевельник, туя).
  • Молодцы! Вторая загадка Осени. Слушайте внимательно.

Во дворе белым-бело, весь июнь мело, мело...

Нет, не снег вокруг, а пух, лезет в нос он хлеще мух!

Расчихались мы не зря — распушились ...     (ТОПОЛЯ).

  • Из каких частей дерево состоит? (ствол, ветки, листья). Какой формы листья?
  • Назовите тополь ласковыми именами.
  • Среди других деревьев тополя - чемпионы по скорости роста. Большинство деревьев растут в высоту только весной или в начале лета, а тополь растет с весны до осени. Первое место среди других деревьев тополь занимает по количеству выделяемого кислорода. Тополя - источники лекарственного сырья. Из почек тополей готовят мази, отвары и настойки, обладающие противовоспалительным, болеутоляющим и антимикробным действиями. Их используют для лечения ран, ушибов, ожогов и порезов.
  • Давайте расскажем тополю стихотворение.

Тополь, тополь, тополек, кто тебе расти помог?        

Тополек сказал в ответ: «У меня секретов нет.

Вырос я быстрей Андрюшки в огороде, у плетня

Потому, что за макушку тянет солнышко меня!»

Вот и третья загадка Осени.

Листик на ладонь похож, осенью красив, пригож...

Маленькие «ежики» висят и тут и там,

А дерево называется... (ПЛАТАН).

-        Что вы можете рассказать об этом дереве? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите внимательно на это дерево. Оно очень высокое, с густой,
широкой кроной. Ствол у этого дерева мощный с зеленовато-серой отслаивающейся
корой. Листья на длинных черенках и похожи на ладонь. Плоды платана – крошечные
зелёные шарики в форме орешков, которые образуют шаровидные плоды
(многоорешек), остающиеся на дереве всю зиму. Живут платаны очень долго, до 2
тысяч лет. В народе его называют деревом «Бесстыдница» из-за того, что дерево в жару сбрасывает кору, обнажая белый ствол. Из древесины платана изготавливается мебель.

Четвертая загадка Осени.

Хоть колючая я тоже, на ежа я не похожа,

А похожа - на сосну, как она цвету, расту.

Но мои светлее шишки, а ее — короче.

Со мной дружат ребятишки Новогодней ночью.     (ЕЛЬ)

-        Давайте рассмотрим ель. Из каких частей состоит дерево? (корень, ствол, ветки,
иголки-хвоинки).
Какой ствол у ели? Какие по форме шишки?

- А ель, какое дерево – хвойное или лиственное? Почему?

  • Назовите ель ласковыми именами.

-        Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Ветки с густой хвоей начинаются у
самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные
шишки. Ель называют «математическим деревом» потому, что крона дерева имеет
правильную треугольную форму, похожа на конус.

Даже ёлку мы в начале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки, значит, это елочка.

А когда на ветку ели мы получше посмотрели,

Оказалось, что она не такая, как сосна.

  • Чем же сосна отличается от ели? (длиной хвоинок, формой шишек)

Дыхательная гимнастика

Носом – вдох, (стоя поднимание рук – на вдохе, свободное опускание рук – на выдохе)

А выдох – ртом,  

Дышим глубже,

А потом –

Марш на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Пятая загадка Осени. Будьте внимательны.

Был зеленый летом, осень изменила,

Ярким, жёлтым цветом крону всю покрыла.

Листья, как короны у кого? У - (КЛЁНА)

  • Листья клена похожи на листья какого дерева? (платана)
  • А как мы можем различить клен и платан? (по семенам)
  • Как называются семена клена? (крылатки) Почему их так назвали?
  • Закончится листопад, а с клена все еще будут лететь крылатые плоды. Они быстро вращаются, словно пропеллеры, и плавно опускаются на землю. Сок клена вкусный и сладкий – в старину из него выпаривали сахар, готовили квас, различные освежающие напитки. Из его древесины изготовляют музыкальные инструменты (скрипки, дудочки, флейты). Из листьев делают черную и желтую краску.
  • Послушайте стихотворение про клен.

Клен встречает самым первым осени приход.

Кружит в воздухе веселый листьев хоровод,

Землю быстро укрывает золотым ковром –

Пусть, родная, засыпает долгим зимним сном.

Физкультминутка «ОСЕНЬ»

Листья на ветках все лето висели, (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил и они пожелтели, (руки наверху, повороты кистями «шарики-фонарики»)

Октябрь с собою принес листопад, (плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают и в танце кружат, (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел, весь лист облетел, (присели)

И под ногами у нас зашумел.  (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

  • Деревья сбросили свою листву. А какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)
  • Как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные) Назовите перелетных птиц.
  • А как называются птицы, которые остались? (зимующие) Назовите их.

Д/и «Угадай по голосу»

Запись голосов птиц (сорока, воробей, ворона, синица, голубь...)

- Вот следующая загадка.

На ветках висят зеленые шары,

Но эти шары совсем не для игры. (МАКЛЮРА)

-        Давайте рассмотрим маклюру. Что вы можете рассказать про это растение? (ответы
детей)

  • Листья остроконечные. По размеру большие и маленькие. Плоды шарообразные, зелено-желтые, напоминают апельсин, но несъедобные, хотя обладают целебными свойствами. Из сока маклюры изготавливают настойки и мази для заживления ран. Ветви колючие, поэтому растение используют для живых изгородей. Из древесины и корней получают жёлтую краску.
  • У нас в детском саду маклюра растет вдоль забора, как живая изгородь.

Д/и «С какого дерева листок»

В корзинке лежат листья растений. Дети достают по листочку и называют растение.

-        Вот еще одна загадка Осени.

Что за куст растет, друзья? Подойти к нему нельзя:

Весь в иголках и шипах. Укололись дети «Ах!»

А плоды его, ребята, витаминами богаты,

Кто настой из них попьёт - очень долго проживёт!

Вот лекарственный полковник — а зовут его...  (ШИПОВНИК)

-        Давайте рассмотрим растение. Это куст или дерево? Чем кустарники отличаются от
деревьев?
(ответы детей)

- Шиповник еще называют дикой розой. Он очень богат полезными веществами,
особенно аскорбиновой кислотой (витамина С). Ее в шиповнике примерно в 10 раз
больше, чем в черной смородине, и в 100 раз больше, чем в яблоках. Плоды
шиповника применяют для профилактики простудных заболеваний. В начале
сентября собирают плоды шиповника.

Следующая загадка. Слушайте внимательно.

У маленькой елочки колкие иголочки,

Шарики синие, словно бы в инее!  (МОЖЖЕВЕЛЬНИК)

  • Давайте рассмотрим дерево, (назвать основные части дерева, выделить особенности) Плоды у можжевельника называются шишкоягоды.

-        Живет можжевельник очень долго, до 1000 лет. Звери и птицы очень любят
можжевеловые шишкоягоды. Они питаются плодами осенью, перед тем, как залечь в
спячку, а птицы - перед отлетом на юг. Плоды можжевельника действуют на них как
лекарства, помогая избавиться от болезней. Иголки можжевельника выделяют
фитонциды, поэтому он очищает воздух: одно дерево может очистить воздух на
территории нашего детского сада. А плоды используют как лечебное средство
(отвары, мази). Очень хороша древесина у можжевельника. Из нее делают посуду,
игрушки.

-        Послушайте стихотворение про можжевельник.

На открытых местах, на песках и где ельник

Дикий полезный растет можжевельник.

Плоды — шишкоягоды – легкий бальзам,

Для кваса и мази сгодится он вам.

В кулинарии он очень приличен

Как пряность в приготовлении дичи.

В соления и маринады

Шишкоягоды бросить надо.

Можно в капусту их положить,

Чтоб тонкий привкус его уловить.

Декоративен, полезен в еде,

В нашем Крыму растет он везде.

Д/и «Детки с какой ветки»

-        Молодцы ребята! Вы отгадали все загадки Осени и узнали много интересного о
растениях детского сада. А она для вас приготовила подарок - красивые осенние
листья. Давайте с ними потанцуем.

Танец с листочками «Листик-листик, листопад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАЗДНИК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ "ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА"

Сценарий музыкально-познавательного праздника-путешествия по экологической тропе "Осенняя прогулка", проводимого на улице для всех групп детского сада....

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

Осеннее путешествие по экологической тропе. «Золотая осень»

Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.Задачи:обобщить первичное представление об осени (лис...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...

Путешествие по экологической тропе осенью.

Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функц...

Открытый показ педагогического мероприятия «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропинка, кроме образовательных экскурсий, целевых прогулок, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации   проектной деятельности,   провед...

Прогулка «Путешествие по экологической тропинке ранней осенью».

Формирование элементарных экологических представлений.ЗадачиОбразовательные:- учить детей видеть изменения в природе ранней осенью, самостоятельно делать элементарные выводы;- формировать трудовые нав...