Организация детского экспериментирования в ДОУ
опыты и эксперименты на тему

Зеленская Елена Викторовна

Эта публикация раскрывает содержание деятельности педагогов дошкольного учреждения в рамках одной из современных инновационных технологий - опытно - исследовательской деятельности. Здесь представлен материал, в котором прослеживается положительная динамика развития познавательного интереса у детей  в течении дошкольного детства при использования метода экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель Зеленская Е.В.,

 г.Саяногрск

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ.

В настоящее время общество предъявляет завышенные требования, в том числе, к первой ступени образования - дошкольному образованию. Педагогам дошкольного образования поставлена задача, не искать одаренных гениев, а целенаправленно формировать творческие способности дошкольников, развивать нестандартное видение мира, новое мышление. В связи с этим, в современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые позволяют сформировать в дальнейшем самостоятельную позицию у дошкольников. В условиях реализации  современных требований педагоги дошкольных учреждений широко используют метод проблемного обучения: опытно-исследовательскую деятельность, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование и т.д.

Хочу отметить, что метод инновационной работы осуществляется  в нашей группе, начиная со второй младшей. Мы широко использовали метод экспериментирования, который позволяет детям представить различные стороны изучаемого объекта. Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

 Для себя  мы выделили несколько основных задач:

- сформировать у дошкольников познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними ( упорядочивать свои представления о мире);

- поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;

- создать необходимые организационно- педагогические условия.

Опыты - одно из направлений детской экспериментальной деятельности. которое активно используется в нашей группе. Их мы проводим для поиска ответов на бесконечные детские вопросы, вовлекая ребенка в активное освоение окружающего мира.

Первые шаги в этом направлении в нашей группе мы осуществляли совместно с родителями. Дети организованно начинают приучаться к исследованиям и опытно-экспериментальной деятельности во время совместных игр с родителями. Они знакомятся со свойствами воды (тонет-не тонет), песка (сыпучий), солёного теста (мягкое-твердое, и что в тесто можно втыкать различные предметы, такие как семечки, рис, ракушки, макароны, фасоль и т.д.)

 В каждой возрастной группе в процессе проведения опытов происходит систематизация и углубление имеющихся у детей знаний о свойствах предметов и явлений по многим направлениям, создаются мини- коллекции, посвященные той или иной теме: коллекции ракушек, камней, бабочек, насекомых и т.д.

Например, направление «Живая и неживая природа». Исследовав воду, дети узнают, что вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, что она жидкая, в закрашенной воде можно прятать предметы. Воду можно очищать и использовать в пищу. При исследовании камней и песка, дети узнают, что камни бывают разные по размеру, цвету, структуре. Как их добывают и используют люди в своих целях, о том, что из мокрого песка можно строить всевозможные фигуры. При изучении живой природы дети совместно с воспитателем создают мини огород в группе на окне и на своём участке. Они знакомятся с различными семенами, сами сажают их и ухаживают за ними. В этих экспериментах дети делают вывод, что живая природа не может существовать без неживой природы.

В подготовительной группе у нас была создана лаборатория «Мы волшебники», оборудованная всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.  Здесь дошкольники с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, песком, глиной, камнями, водой и др.

Наши опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное, фантазируют. В процессе проведения опыта задействуется каждый ребенок.

 Уже сейчас видны результаты нашей работы. Через беседы с детьми, наблюдение за их деятельностью выявляется степень популярности использования «центра науки».Дети научились анализировать, самостоятельно делать выводы, оценивать полученный результат. Проводимая систематическая работа, использование разнообразных методов воспитания, общие усилия воспитателей группы и родителей дали положительные результаты в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Методические рекомендации по организации детского экспериментирования во время прогулок.

Методическая разработка. Организация детского экспериментирования во время прогулок....

Организация детского экспериментирования в домашних условиях

консультация для родителей: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Организация детского экспериментирования в детских условиях

Организация детского экспериментирования в детских условиях...