Справка по итогам тематического контроля в МДОУ детский сад№ 1 «Улыбка» на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования»
статья

                                                                                                                                                              Справка

 по итогам тематического контроля в МДОУ детский сад№ 1 «Улыбка» на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

через организацию детского экспериментирования»

 

Сроки проведения:

с 18.11.2018 по 22.11.2019

 

В соответствии с планом работы МДОУ детский сад №1 «Улыбка»  на 2018-2019 учебный год, на основании приказа №  от  2018 года и в целях определения эффективности образовательной работы в ДОУ по созданию оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования на занятиях и в свободной деятельности; выяснения причин и факторов, определяющих качество педагогической работы по данному направлению, комиссия в составе заведующей ДОУ Филипповой Р.Д. и зам. Заведующий  Брагиной Е.А. с 18 ноября по 22 ноября 2018 г. провела тематический контроль по вышеуказанной теме.

            Тематическим контролем были охвачены все возрастные группы ДОУ. Составлен план и график контроля. Выделены объекты контроля:

  • знания, умения, навыки детей,  
  • знания, умения, навыки воспитателя,                            
  • создание условий (РППС),
  • планирование работы с детьми,
  • формы взаимодействия с родителями. 

            В содержание контроля вошли: просмотр занятий с элементами познавательно-исследовательской деятельности; анализ деятельности детей вне занятий (организация детского экспериментирования), анализ комплексно-тематического и календарного планирования, оформление наглядной информации для родителей, наличие методической базы по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

В ходе контроля были использованы следующие методы: наблюдение и анализ образовательного процесса  (деятельности детей на занятии, самостоятельной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми вне занятий), анализ профессиональных навыков педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей, анкетирование педагогов, изучение развивающей предметно-пространственной среды, анализ комплексно-тематического и календарного планирования, наблюдения и беседы с детьми.

В ходе контроля выявлено, что в МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» созданы необходимые условия для организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

 по итогам тематического контроля в МДОУ детский сад№ 1 «Улыбка» на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

через организацию детского экспериментирования»

Сроки проведения:

с 18.11.2018 по 22.11.2019

В соответствии с планом работы МДОУ детский сад №1 «Улыбка»  на 2018-2019 учебный год, на основании приказа №  от  2018 года и в целях определения эффективности образовательной работы в ДОУ по созданию оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования на занятиях и в свободной деятельности; выяснения причин и факторов, определяющих качество педагогической работы по данному направлению, комиссия в составе заведующей ДОУ Филипповой Р.Д. и зам. Заведующий  Брагиной Е.А. с 18 ноября по 22 ноября 2018 г. провела тематический контроль по вышеуказанной теме.

              Тематическим контролем были охвачены все возрастные группы ДОУ. Составлен план и график контроля. Выделены объекты контроля:

  • знания, умения, навыки детей,  
  • знания, умения, навыки воспитателя,                            
  • создание условий (РППС),
  • планирование работы с детьми,
  • формы взаимодействия с родителями. 

           В содержание контроля вошли: просмотр занятий с элементами познавательно-исследовательской деятельности; анализ деятельности детей вне занятий (организация детского экспериментирования), анализ комплексно-тематического и календарного планирования, оформление наглядной информации для родителей, наличие методической базы по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

В ходе контроля были использованы следующие методы: наблюдение и анализ образовательного процесса  (деятельности детей на занятии, самостоятельной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми вне занятий), анализ профессиональных навыков педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей, анкетирование педагогов, изучение развивающей предметно-пространственной среды, анализ комплексно-тематического и календарного планирования, наблюдения и беседы с детьми.

В ходе контроля выявлено, что в МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» созданы необходимые условия для организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

I. Обследование знаний, умений и навыков детей В течение тематического контроля  были просмотрены занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Одуванчик», старшей группе «Гномик»  и подготовительной группе «Непоседы» организация детского экспериментирования (все возрастные группы), оценено отношение детей к познавательно-исследовательской деятельности, наличие у них интереса.

Обследование уровня развития детей показало, что дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого; в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы, делают умозаключения, излагают свои мысли, проявляют инициативу и желание участвовать в практической деятельности (по уходу за растениями, понимают простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать – оно засохнет и погибнет), существование взаимосвязи состояния природы (окружающей среды) и здоровья, знают характерные признаки времен года, соотносят с каждым сезоном особенности жизни животных, растений, устанавливают взаимосвязь между ними, знают правила поведения в природе, хотя имеются и такие дети, которые не проявляют ярких положительных эмоций, не проявляют интереса к природе.

Вместе с тем, педагоги (Титова Г.Н., Ким М.Н.., Соблукова М.В., Богданова Н.В., Корнева Ю.М.., Осипова Л.С., ИльинаА.В., Осипова А.Е) владеют методическими приемами руководства детской деятельностью. Для этого они использовали различные задания для детей.

Прослеживалась взаимосвязь с прошедшими занятиями, методика объяснения нового материала использовалась с опорой на имеющиеся знания. Проводилась индивидуальная работа с детьми. На занятиях дети были активны, проявляли достаточный интерес. Способны подчинится определенным правилам поведения, проявить самостоятельность в выполнении творческого задания. Структура и содержание занятий соответствовали предложенной тематике, отвечали цели и задачам. Включались упражнения на развитие мыслительной активности: воображения, памяти, внимания и мелкой моторики; на закрепление пройденного материала. Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к занятию, создавались условия для достижения результата, однако не всегда была поставлена проблемная ситуация (группы «Сказка», «Гусеничка»)

Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки. Следуя игровой мотивации, на протяжении занятий педагоги поддерживали интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность.

Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная. Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах.

На занятиях соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность занятия, воздушно - тепловой режим, освещение.

Дети проявляют положительное познавательное отношение к экспериментальной деятельности, но самостоятельно не всегда видят проблему, высказывают свои предположения, выдвигают гипотезу, способы её решения, не планируют самостоятельно предстоящую деятельность, не могут осознанно выбрать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Дети в основном выполняют действия по инструкции воспитателя, по его указанию. Во время проведения опыта или экспериментальной деятельности педагоги не спрашивают детей, что они делают, в какой последовательности.(воспитатели Соблукова М.В. и Ким М.Н., Осипова А.Е.)

Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что всем детям, кто хоть раз проводил опыты, эта деятельность безусловно понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, некоторые рассказали как возобновляли эксперимент в домашних условиях, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на открытом занятии. Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать, а деятельность экспериментирования зачастую путают с игрой.

Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной непосредственно-образовательной деятельности переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей.

II. Оценка профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей

При оценке профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей использовалась диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей. Высокий уровень выявлен у 5 педагогов (63%), у 3 педагогов выявлен средний уровень (37%).

В период с 18.11.18 по 22.11.18 среди воспитателей всех возрастных групп  проходило анкетирование. Из возможных 8 человек, анкеты заполнили – 8, что составляет 100%. В процессе анкетирования изучалась степень владения воспитателей комплексом исследовательских умений.

Все опрошенные воспитатели достаточно хорошо владеют такими исследовательскими умениями как умение анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности; подбор соответствующей литературы, необходимой для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отраженным в литературе по данной проблеме.

5 человек (63%) хорошо владеют такими исследовательскими умениями как осознанное совершенствование своего педагогического мастерства; выбор и обоснование исследовательской темы; формулировка выводов и рекомендаций по окончании исследования и на их основе принятия решения; рефлексия по итогам исследовательской работы. Соответственно, 1 педагог (5%) слабо владеет данными умениями.

6 человек (75%) хорошо владеют такими исследовательскими умениями как прогноз средств и методов исследования; умение находить и применять соответствующие методики исследования; обобщение, описывание и литературно правильное оформление полученных результатов. Соответственно, 2 педагога (25%) слабо владеют данными умениями.

5 человек (63%) хорошо владеют таким исследовательским умением как определение и обоснование объекта, предмета, гипотезы, цели, задач, методов, этапов исследования. Соответственно, 3 педагога (37%) слабо владеют данным умением.

6 человек (75%) хорошо владеют таким исследовательским умением как внедрение в свою работу рекомендаций психолого-педагогической науки. Соответственно, 2 педагогов (25%) слабо владеет данным умением.

Исходя из результатов анкетирования, воспитателям всех возрастных групп рекомендовано постоянно повышать степень своего владения комплексом исследовательских умений.

Анализируя работу педагогов, было отмечено, что в целом уровень работы педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей удовлетворительный. Наиболее высокий уровень знаний воспитателей Титова Г.Н., Корнева Ю.М., Ильина А.В, Богданова Н.В, Осипова Л.С. и Соблукова М.В.

III. Оценка планирования работы с детьми

В рамках контроля проводился анализ планирования познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей. Анализ показал следующее: при планировании занятий педагоги опираются на содержание основанной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

Анализ календарных и комплексно-тематических планов позволил сделать следующие выводы:

  1. Планирование работы воспитателями познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. Выбор задач и, соответственно, форм и методов соответствует программным требованиям. Детям доступен смысл работы, так как она носит достаточно системный характер, особенно на группах младшей, средней, старшей и подготовительной обеспечивает взаимосвязь образовательных, развивающих, воспитательных задач.
  2. В рамках непосредственно образовательной деятельности планируется детское экспериментирование, но отследить его можно в основном в разделе «Познавательное развитие». Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам наблюдается только в группах средней старшей и подготовительной.
  3. Отмечается ежедневное планирование простейших опытов и экспериментов; наблюдений в природе (сезонные изменения, связанные с уменьшением светового дня, температурой воздуха), наблюдений за растениями, животным миром, наблюдений за людьми, организации экологической работы, труда в природе, а также целевых прогулок и подвижных игр. Кроме этого, в средней группе  «Одуванчик» ежедневно на прогулке планируется исследовательская деятельность.
  4. Во всех группах в режимных моментах активно используются наблюдение. В утреннее и вечернее время планируются беседы, игры-эксперименты, работа в уголке природы, исследовательская деятельность. 1 раз в неделю планируется индивидуальная работа с детьми по данному направлению. Во всех группах систематически планируются дидактические игры познавательной направленности. Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.

Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:

  • Обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению.
  • Продумывать и планировать поисковые и исследовательские методы на занятиях по другим разделам деятельности.
  • При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывать тематику недели, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
  • Разработать план проектной деятельности (в  группах раннего возраста и младший - 1 раз в год,  в средний группе – 1-2 раза в год, старшие и подготовительные к школе группы -. 2-3 раза в год) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

 

IV. Оценка создания условий

По направлению «Создание условий в ДОУ» - проводился анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в группах, в методическом кабинете. Анализ показал следующее: развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. Во всех возрастных группах имеются природные уголки и зоны экспериментирования. В каждой группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

В ходе анализа было отмечено: в центрах естественно – научных представлений в средней, старшей и подготовительной  группах представлен  материал для ознакомления со свойствами веществ (сыпучие, твердые, жидкие материалы), имеется в наличие различный природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, писок пластилин, проволока, нитки, тесьма, а также представлено разнообразное оборудование для экспериментов по представленной теме (мерные стаканчики, воронки разного размера и формы, ведерки, формы с ложечками, пинцеты, кисточки, совочки, контейнеры, баночки, отражающие поверхности (диски, зеркала) и многое другое).

Имеющиеся в наличии приборы-помощники (увеличительные стёкла, компасы, магниты, лупы, микроскопы и др.)

Очень ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению центров воспитатели групп младшей, средней старшей и подготовительной Хотелось бы отметить эстетичность всего материала. Для организации труда в природе детей во всех возрастных группах имеется необходимое оборудование. Для проявления инициативы педагоги создали условия побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки, клеенчатые фартуки для хозяйственно-бытового труда, тазы, опрыскиватели, рыхлители, тряпочки, и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Однако на всех возрастных группах растения частично соответствуют возрастным особенностям детей. Недостаточное внимание уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Заполнение календаря природы -  дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старший и подготовительной группах воспитатель  учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Календари природы  в старшей и подготовительной  группах не ведется.

Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим предлагаем педагогам:

  1. Пополнить центры естественно – научных представлений оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей.
  2. Во всех группах сделать карточки-схемы проведения экспериментов и опытов.
  3. Во всех группах подобрать растения в соответствии с возрастом детей и начиная со средней группы - сделать паспортизацию цветов.
  4. Пополнить центр естественно – научных представлений: Приборами , элементарными устройствами, макетами, моделями для демонстрации каких-либо явлений, свойств (в группах раннего возраста и младшей группе); вести календарь природы (в старшей и подготовительной группах).

V. Оценка форм взаимодействия с родителями

В ходе контроля был проведен анализ взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме, (участие родителей в образовательном процессе) происходит постоянно в течение календарного года. На момент проверки согласно утверждённого графика во всех возрастных группах не была предоставлена наглядная информация по данной теме.

Рекомендовано:

  1. Воспитателям всех возрастных групп планировать и проводить работу с родителями по развитию познавательного интереса детей к природе не реже одного раза в месяц.
  2. Разнообразить формы и методы работы с родителями:
  • совместные досуги,
  • задания для родителей,
  • конкурсы,
  • развлечения и тематические занятия.
  • мастер-классы.
  1. В приемный комнатах разместить наглядная информация по «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования»

Итак, на основании вышеперечисленного  сделаны  следующие выводы:

  • Педагоги стали активнее использовать в работе экспериментальную и опытную деятельность с детьми.
  • В уголках экспериментальной деятельности, организованных в группах, находится  достаточно материалов для организации познавательно — исследовательской деятельности с детьми. Но в основном планируются такие виды: опыты, наблюдения, игры — эксперименты, реже эксперименты.
  • В образовательном процессе всё ещё преобладают субъект — объектные отношения с детьми. Об этом свидетельствуют ответы детей старшего дошкольного возраста, полученные в ходе беседы и результаты оценки профессиональных умений воспитателей во время открытых просмотров непосредственно-образовательной деятельности.
  • Педагоги испытывают нехватку методических пособий по практической организации самостоятельной экспериментальной деятельности детей. Одной из причин является то, что педагоги опасаются доверить детям работу с водой и песком для самостоятельной деятельности.

Предложения и рекомендации:

  1. Обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 30.12.2018

  1. Продумывать и планировать поисковые и исследовательские методы на занятиях по другим разделам деятельности.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: постоянно

  1. При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывать тематику недели, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: постоянно

  1. Пополнить центры естественно – научных представлений оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 01.02.2019

  1. Во всех группах сделать карточки-схемы проведения экспериментов и опытов.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 01.02.2019

  1. Во всех группах подобрать растения в соответствии с возрастом детей и начиная со средней группы - сделать паспортизацию цветов.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 01.02.2019

  1. Пополнить центр естественно – научных представлений:
  • Приборами
  • Элементарными устройствами, макетами, моделями для демонстрации каких-либо явлений, свойств
  • Наглядными моделями познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности ,
  • Приобрести и вести календарь природы .

Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 01.02.2019

  1. Воспитателям всех возрастных групп постоянно повышать степень своего владения комплексом исследовательских умений.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: постоянно

  1. Воспитателям всех возрастных групп планировать и проводить работу с родителями по развитию познавательного интереса детей к природе не реже одного раза в месяц.

Ответственные: воспитатели групп. Срок: постоянно

  1. Разнообразить формы и методы работы с родителями:
  • совместные досуги,
  • задания для родителей,
  • конкурсы,
  • развлечения и тематические занятия.
  • мастер-классы.
  1. В приемный комнатах разместить наглядная информация по «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию детского экспериментирования»

Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 01.02.2019

Заведующий МДОУ  _________________ Филиппова Р.Д.

                                                      Зам. Заведующий     _________________ Брагина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование  р...