Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"
статья (старшая группа) на тему

Трапезникова Надежда Юрьевна

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие художественно-эстетических способностей у детейдошкольного возраста через детский дизайн»

Подготовил: воспитатель изо Трапезникова Н.Ю.

1.Теоретическая интерпретация опыта

Д.С. Лихачев: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

А.Г. Ковалёв рассматривая художественно-эстетические способности детей, писал, что  опорным свойством  является высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, а именно: чувство линии, чувство пропорции, чувство формы, чувство светотени, чувство колорита, чувство ритма.

В России были выдвинуты  новые требования к образованию в целом и дошкольному образованию  в частности. В соответствии с Федеральным Государственным  Образовательным Стандартом дошкольного образования, образование в детском саду  рассматривается  как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.

В свою очередь целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предъявляют требования:– ребёнок  овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; –ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика  и другие.  Развивать у дошкольников художественно-эстетические способности, творчество, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать, целеустремлённость – всё это возможно достичь,  используя разнообразные методы. Мной была сформулирована тема для изучения проблемы: «Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн»

Развитие  художественно-эстетических способностей у детей  занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, но, к большому сожалению отведённого времени  недостаточно.

 Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребёнка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Н.Н. Подъяков считает, что  творчество понимается сегодня как   основной способ существования и развития личности. Следовательно, полноценная личность – это личность творческая, развивающаяся, для которой характерны проявления всё новых и новых психологических новообразований и изменение уже сложившихся структур. Таким образом, можно заключить, что тема развития художественно-эстетических способностей у детей  является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста

Условия реализации опыта

Опыт работы целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте. В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:-обеспечение времени в расписании деятельности педагога и  воспитанников; -обеспечение взаимодействия  руководителя студии с педагогом   группы, родителями воспитанников; - создание предметно - развивающей среды:

  • иллюстрации и фото предметов НДПИ, разработок  дизайнеров;
  • материалы для продуктивной деятельности;
  • наборы репродукций картин по временам года, русский костюм, народные праздники;
  • дидактические игры «Радуга-дуга», «Силуэт», «Цвет и оттенок», «Народная игрушка»;
  • компьютер, проектор;
  • электронный методический комплект по теме.

Результативность

Предполагаемые результаты. Если данный опыт работы будет успешно реализован, то у детей будут развиты  - представления: – устойчивый  познавательный интерес к проявлению красоты в  окружающем мире, предметах быта, природных объектах  и   произведениях искусства,

- практические умения:– рассуждать, задавать вопросы и высказывать собственные мысли о проявлении красоты в произведениях искусства, предметов быта и природных объектов, ценности народного искусства, воспитание гордости и желания его сохранить и познать.

– самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру, создавать нарядные стилизованные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров;

–украшать плоские и объёмные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображения разными способами построения композиции; использовать некоторые способы стилизации образов реальных предметов.

2. Описание реализации опыта

2.1.Теоретическая основа опыта.

Психофизиологические резервы дошкольного детства обеспечивают интенсивность развития интеллектуальных и художественных способностей детей..  Требования целевых ориентиров ФГОС ДО предъявляемые к дошкольникам на этапе завершения дошкольного образования выполняются в более полном объеме благодаря дополнительной образовательной деятельности. Дизайн, как вид творческой деятельности, направленной на совершенствование окружающей человека предметной среды и разновидность художественно-эстетической   деятельности является наиболее благоприятной темой для работы с детьми.Творческий процесс обладает большой притягательностью для детей в силу своей эмоциональности. Влияние развития художественно-эстетических способностей на целостное развитие ребёнка как творческой личности.

Становление художественной культуры дошкольника – ведущее условие личностного роста  и творческого развития.. Поэтому личности с такими способностями  найдут достойное место в обществе, где ценятся инновационные технологии, инициатива, самостоятельность, творческий подход, ответственность, готовность учиться и овладевать новым опытом на протяжении всей жизни.

2.2. Студия детского дизайна «Фантазёры»

          В своей работе педагогический коллектив МКДОУ руководствуется  примерной основной  образовательной  программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под редакцией  Т.И.Бабаевой,  А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, а так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

С целью уточнения уровня развития художественно-эстетических способностей, знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста было проведено первичное диагностирование  в сентябре 2014 года. Получены следующие результаты: низкий уровень наблюдается у  10%, средний  – 90%, воспитанников с высоким уровнем развития не оказалось.Полученные в результате диагностики данные, фиксировались в таблице (приложение 1). 

Считаю необходимым вести работу по данному направлению  через вариативные формы работы – студию.

Анализируя собранные данные с учётом реализации задач программы «Детство» и целевых ориентиров ФГОС ДО, была разработана  Рабочая программа студии детского дизайна «Фантазёры» для детей старшего дошкольного возраста (приложение 1).  Рабочая  программа студии детского дизайна «Фантазёры» для воспитанников старшего дошкольного возраста, разработана на основе учебно-методического пособия  И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду», пособия Л.В. Пантелеевой «Детское рукоделие» и  пособия Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду». Срок реализации программы  студии детского дизайна – два года.  .Детский дизайн-это яркая, эмоциональная творческая деятельность напрямую   связанная с экспериментированием и самореализацией. Занятия студии детского дизайна «Фантазёры» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с учебным планом работы МКДОУ на учебный год.

3.  Заключение.

Изучение психолого-педагогической литературы доказывает, что развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста – одна из наиболее значимых задач.

Использование рабочей  программы  студии детского дизайна «Фантазёры» способствует развитию художественно-эстетических, творческих,  познавательных способностей,  воображения, воспитанию эстетического чувства красоты и гармонии в жизни и искусстве, формированию художественных навыков и умений, планированию деятельности и    умению достигать результат, оценивать его, а также стимулирует сотворчество со сверстниками, самостоятельность, инициативность, проявление   индивидуальности.

Педагогическая деятельность по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей  дошкольного возраста через детский дизайн» имеет результативность при проведении образовательной деятельности во взаимосвязи с родителями воспитанников и педагогами ДОУ.