Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»
    консультация (средняя группа) на тему

    Бердинских Наталья Геннадьевна

     

    Содержание

            Введение

    1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………5

    2. Направления работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………………7

    3. Результативность опыта работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………10

    Заключение………………………………………………………………………....11

    Литература………………………………………………………………………….12  

     

    Введение

     

    Что узнал в детстве – высечено на камне,

    Что узнал в старости – написано на льду.

    Народная мудрость.

    Проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Крайняя разнородность взглядов на само понятие «математические способности» обуславливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает сложности в работе педагогов. Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и среди большинства воспитателей распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка: математические способности либо даны, либо не даны, и тут уж не чего не поделаешь.

    Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и др.) Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умения, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

    Мыслительная деятельность – основной вид деятельности математика, его орудие – карандаш и лист бумаги. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из мощнейших стимулов развития цивилизации сегодняшнего дня.

    Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счет, присчитывание, арифметические действия и сравнения чисел, измерение скалярных величин, т.е. величин, результат измерения которых выражается через неотрицательные числа и др.). Таковы традиционные программы формирования математических представлений дошкольника советского периода (А. М. Леушина, Л. С. Метлина, Т. В. Тарунтаева), таковы, в общем и целом, альтернативные программы сегодняшнего дня – «Радуга», «Из детства – в отрочество», «Развитие», «Дом радости» и др. Во всех этих программах математическое содержание выстроено вокруг понятия «натуральное число и действиями с ним»; усвоение содержательной (знания) и операционной (умения) стороны программы – цель процесса формирования элементарных математических представлений.

    Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих или троечников, а сам предмет кажется учащимся недосягаемым.

    Одной из причин, объясняющих это явление, может быть то, что детей слишком рано отрывают от их любимого занятия, от игры, и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики.

     

    Тема обобщения моего опыта: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста».

      Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

    Цель моей работы: формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру.

      Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

    - развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;

    -  закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;

    - обучение решению арифметических задач, действий над числами;

    - развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;

    - развитие логического мышления;

    Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

    При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

    В течение 3-х лет я работаю над темой «Использование игрового занимательного материала на занятиях по математике».

    Изучала труды известных психологов А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. М. Мушиной, Г. И. Минской, С. Л. Новоселовой.

    Результаты проведенных ими исследований, дают основание полагать, что специальные развивающие формы обучения таят в себе мощные резервы для умственного развития.

    Работая с детьми, в результате изучения программы «Из детства – в отрочество», я пришла к выводу о необходимости широкого использования игрового занимательного материала на занятиях по математике.

    Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

    Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

    Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

    Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

    Начиная работу по формированию математических способностей детей дошкольного возраста, пришла к выводу, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

        2. Направления работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

    Работа по формированию математических способностей проводилась комплексно в трех направлениях:

    1. Работа с детьми.

    На 1-м этапе работы с детьми я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал: пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и  фруктов и т. д.

    В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

    На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

    При построении и реализации цикла занятий были определены следующие факторы:

    Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;

    Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;

    Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

    Помимо НОД, которые проводились согласно плану, мною также проведены открытые мероприятия на темы: «Путешествие на воздушных шарах в гости к сказкам» -2009г., «Помощь Незнайке» - 2012г., «Космическое путешествие» -2011г.

    Так как занятия носили сюжетный характер, дети с удовольствием погружались в атмосферу путешествий, дети были активные, занимались с желанием, интересом, успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

    Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.

    1. Работа с воспитателями.

    Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

    Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы:

    • «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

    • «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

    • «Как научить детей играть в математические игры»;

    • «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

    В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

    1. Работа с родителями.

    Работа с родителями осуществляется с целью взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия результат не будет настолько успешен.

    В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

    Темы консультаций:

    • «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

    • «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

    • «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

    • «Учим детей логически мыслить»

    Игра - соревнование «Математическая игротека» - 2010г.

          Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».

    3.  Результативность опыта работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

    Результативность опыта

    Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

    Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

    Родителям я рекомендовала какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями и детьми мы добились хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.

    Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 20% по сравнению с диагностированием на начало года и составил 48,8%.

    Заключение

              Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.  «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

                Таким образом, обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения.

     

    Литература:

    1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

    2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32.

    3. Готовимся к школе: книга для родителей будущих первоклассников. М; Олимп; 000 «Фирма» Издательство АСТ, 1999 г. с. 160,

    4. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А., Обучение математике в детском саду. 3-е изд. ; стереотип М; «Академия», 1998 г. с. 160.

    5. Дети у истоков математики /Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова. М; А. П. О., 1994 г. с. 96.

    6. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25.

    7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание. 1996 г. с. 17-20.

    8. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание. 2001 № 10 ст. 7-17.

    9. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М; «ВЛАДОСС», 1999 г. с. 64.

    10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; под редакцией Л. Г. Нисканен. М. ; Издательский центр «Академия», 2002 г. 4

    11. Козлова С. А., Куликова ТА. Детская педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М. ; Издательский центр «Академия», 1998 г.

    12. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

    13. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974 г. с. 368.

    14. Люблинская А. А. Детская психология. М. ; Просвещение, 1971 г.

    15. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /З. А. Михайлова, Э. Н. Ио

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta.docx73.82 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

     Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»

    ОПЫТ РАБОТЫ

    Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

    http://www.igrovaia.ru/matem/77.jpg

    Воспитатель:

    Бердинских Наталья

                                   Геннадьевна

     

    2014 год

    Содержание

            Введение

    1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………5

    2. Направления работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………………7

    3. Результативность опыта работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………10

    Заключение………………………………………………………………………....11 Литература………………………………………………………………………….12        

    Введение

    Что узнал в детстве – высечено на камне,

    Что узнал в старости – написано на льду.

    Народная мудрость.

    Проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Крайняя разнородность взглядов на само понятие «математические способности» обуславливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает сложности в работе педагогов. Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и среди большинства воспитателей распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка: математические способности либо даны, либо не даны, и тут уж не чего не поделаешь.

    Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и др.) Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умения, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

    Мыслительная деятельность – основной вид деятельности математика, его орудие – карандаш и лист бумаги. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из мощнейших стимулов развития цивилизации сегодняшнего дня.

    Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счет, присчитывание, арифметические действия и сравнения чисел, измерение скалярных величин, т.е. величин, результат измерения которых выражается через неотрицательные числа и др.). Таковы традиционные программы формирования математических представлений дошкольника советского периода (А. М. Леушина, Л. С. Метлина, Т. В. Тарунтаева), таковы, в общем и целом, альтернативные программы сегодняшнего дня – «Радуга», «Из детства – в отрочество», «Развитие», «Дом радости» и др. Во всех этих программах математическое содержание выстроено вокруг понятия «натуральное число и действиями с ним»; усвоение содержательной (знания) и операционной (умения) стороны программы – цель процесса формирования элементарных математических представлений.

    Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих или троечников, а сам предмет кажется учащимся недосягаемым.

    Одной из причин, объясняющих это явление, может быть то, что детей слишком рано отрывают от их любимого занятия, от игры, и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики.

    Тема обобщения моего опыта: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста».

      Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

    Цель моей работы: формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру.

      Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

    - развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;

    -  закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;

    - обучение решению арифметических задач, действий над числами;

    - развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;

    - развитие логического мышления;

    1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

    При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

    В течение 3-х лет я работаю над темой «Использование игрового занимательного материала на занятиях по математике».

    Изучала труды известных психологов А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. М. Мушиной, Г. И. Минской, С. Л. Новоселовой.

    Результаты проведенных ими исследований, дают основание полагать, что специальные развивающие формы обучения таят в себе мощные резервы для умственного развития.

    Работая с детьми, в результате изучения программы «Из детства – в отрочество», я пришла к выводу о необходимости широкого использования игрового занимательного материала на занятиях по математике.

    Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

    Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

    Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

    Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

    Начиная работу по формированию математических способностей детей дошкольного возраста, пришла к выводу, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

        2. Направления работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

    Работа по формированию математических способностей проводилась комплексно в трех направлениях:

    1. Работа с детьми.

    На 1-м этапе работы с детьми я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал: пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и  фруктов и т. д.

    В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

    На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

    При построении и реализации цикла занятий были определены следующие факторы:

    Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;

    Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;

    Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

    Помимо НОД, которые проводились согласно плану, мною также проведены открытые мероприятия на темы: «Путешествие на воздушных шарах в гости к сказкам» -2009г., «Помощь Незнайке» - 2012г., «Космическое путешествие» -2011г.

    Так как занятия носили сюжетный характер, дети с удовольствием погружались в атмосферу путешествий, дети были активные, занимались с желанием, интересом, успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

    Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.

    1. Работа с воспитателями.

    Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

    Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы:

    • «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

    • «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

    • «Как научить детей играть в математические игры»;

    • «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

    В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

    1. Работа с родителями.

    Работа с родителями осуществляется с целью взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия результат не будет настолько успешен.

    В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

    Темы консультаций:

    • «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

    • «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

    • «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

    • «Учим детей логически мыслить»

    Игра - соревнование «Математическая игротека» - 2010г.

          Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».

    3.  Результативность опыта работы по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

    Результативность опыта

    Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

    Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

    Родителям я рекомендовала какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями и детьми мы добились хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.

    Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 20% по сравнению с диагностированием на начало года и составил 48,8%.

    Заключение

              Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.  «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

                Таким образом, обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения.

    Литература:

    1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

    2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32.

    3. Готовимся к школе: книга для родителей будущих первоклассников. М; Олимп; 000 «Фирма» Издательство АСТ, 1999 г. с. 160,

    4. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А., Обучение математике в детском саду. 3-е изд. ; стереотип М; «Академия», 1998 г. с. 160.

    5. Дети у истоков математики /Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова. М; А. П. О., 1994 г. с. 96.

    6. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25.

    7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание. 1996 г. с. 17-20.

    8. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание. 2001 № 10 ст. 7-17.

    9. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М; «ВЛАДОСС», 1999 г. с. 64.

    10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; под редакцией Л. Г. Нисканен. М. ; Издательский центр «Академия», 2002 г. 4

    11. Козлова С. А., Куликова ТА. Детская педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М. ; Издательский центр «Академия», 1998 г.

    12. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

    13. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974 г. с. 368.

    14. Люблинская А. А. Детская психология. М. ; Просвещение, 1971 г.

    15. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /З. А. Михайлова, Э. Н. Ио


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку".

    В докладе раскрывается проблема усвоения математики у дошкольников, а через сказку математика становится интереснее и усваивается легче....

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                      ...

    План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

    Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

    В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

    Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

    Презентация опыта работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

      Презентация опыта работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...