Главные вкладки

    ПЛАН работы по САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
    учебно-методический материал

    Федоренчик Марина Вячеславовна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie-matematika.docx31.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Зав. «Детский сад № 17 «Колосок»

    __________________О.И. Марчихина

    «____»_________________ 2017года

    САМООБРАЗОВАНИЕ

    Тема: «Развитие математических способностей у детей

    дошкольного возраста через игровую деятельность»

                                                                           

                                       Подготовила: Федоренчик Марина Вячеславовна

                                                                       Воспитатель, группы «Солнышко»

                                                                       МАДОУ №17«Колосок»

    Гурьевский район

    поселок Шоссейное

    Введение

    В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

    Цель:

    обеспечение целостности образовательного процесса через  организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание  благоприятных  условий  для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

    Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
    2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
    3. Развить математические способности детей в игровой деятельности;
    4. Подготовить консультацию для родителей «Математические игры для дошкольников».
    5. Создать картотеку математических игр.

    Подготовительная часть.

    Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

    Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.


    ПЛАН РАБОТЫ

    1 этап

    Изучение методической литературы; обзор информации по  исследуемой теме в Интернете

    Срок:  04.09.17 по 29.09.17

    2 этап

    Отбор, систематизация материала по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста.

         Срок:  02.10.17 по 27.10.17

               

    3 этап

    Методическая работа. Разработка и составление картотек математических игр.

         Срок: 01.11.17 по 17.11.17

    4 этап

    Внедрение материала для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

         Срок: 04.12.17 по 19.05.18

       5 этап

     Подведение итогов.

    Список литературы.

    1. И. А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2015 г.
    2. Н. В. Финогенова, М.Ю. Рыбина «Математика в движении». Старшая группа.
    3. Арапова – Пискарёва Н.А Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. с 2-7 лет
    4. Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, «Знакомим дошкольников с математикой»
    5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 г.
    6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М. А. Васильевой.
    7. Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
    8. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка- ступенька к школе»

    Упражнения на развитие математических способностей

    для детей пяти - семи лет

    Упражнение 1

    Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

    Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

    Упражнение 2

    Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

    Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".

    Упражнение 3

    Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

    Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)

    Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

    Упражнение 4

    Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

    Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).

    Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

    Упражнение 5

    Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

    Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги.Они похожи на яблоки формой.)".

    Упражнение 6

    Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

    Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

    Математические игры  для детей пяти - семи лет

     «Найди слонёнка»

    Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).

    Повторение названий животных жарких стран.

    Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.

    «Помоги Мишутке»

    Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.

    Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.

    «Игра с кубом»

    Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.

    Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов, по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с  цифрами. Детям предлагается посчитать картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.

    «Поиск закономерностей»

    Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.

    Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.

    «Собери урожай»

    Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.

    Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на  «огороде».

    «Посчитай – ка»

    Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.

    Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить рядом нужную цифру.

    «Стрелка»

    Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов; классификация предметов живой и неживой природы.

    Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка», закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается. Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного набора) нужное количество одинаковых предметов природы.

    «Ссора детенышей»

    Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с числительными. Повторение названий детенышей животных.

    Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.

    «Помоги ежу»

    Цель: Закрепление  умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о жизни дикого животного.

    Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.

    «У кого больше»

    Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал, соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении данных природных дарах.

    Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов, сколько  точек находится  на стороне кубика.

    «Научи Красную Шапочку считать»

    Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо, по одному, делать обобщающий жест «всего»), согласовывать числительное с существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи, растения).

    Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки

    Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».

    «Угости зверей»

    Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах, пользуясь понятиями « поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение смежные числа в пределах 5.

    Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних животных.

    Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.

    «Наведи порядок»

    Цель:  запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.

    Закрепление  названий природного материала.

    Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить нужное количество материала на свободное место.

    Заключение.

    Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем вместе с детьми и с удовольствием играем. Именно в игре у ребенка развивается мышление, творческие способности, логическое мышление, память и интерес к математике. Ведь игры по математике помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

    Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

    В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

    Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

    План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...

    План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

    Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...