Главные вкладки

    Самообразование «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
    методическая разработка по математике (средняя группа)

    Горбовенко Татьяна Ивановна

    Развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_gorbovenko_t.i.docx224.91 КБ

    Предварительный просмотр:


    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

    Горбовенко Татьяны Ивановны

    Тема:

    «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

    ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    C:\Users\Татьяна\Desktop\1619136356.jpg

    2020– 2021  учебный год

    г. Калининград

    Цель: Развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

    Актуальность:

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

    Задачи:

    - проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

    - составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

    - использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

    - активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

    - обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

    - активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

    Группа: средняя

    Сроки: 2020-2021 учебный год

    Ожидаемые результаты:

    • детей:

    - активизация познавательного интереса дошкольников;

    - развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

    • воспитателя:

    - повышение своего теоретического познания в области математики;

    - умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

    - пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

    - оформление центра «Занимательная математика»

    Этапы работы:

    1.Организационный этап

    Изучение литературы по теме.

        В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

    1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

    2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

    3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.

    4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

    5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

    6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

    https://docs.google.com/drawings/d/sQ34TACx8da-cxNapFkfySQ/image?rev=1&h=1&w=1&ac=1

    7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

    8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

    9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

    10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

    11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

    2.Перспективный план работы на 2020- 2021 учебный год с детьми

    СЕНТЯБРЬ

    - Проведение первичной диагностики.

    - Анализ и оформление результатов диагностики.

    - Составление перспективного плана работы.

    ОКТЯБРЬ

    - Изучение литературы по теме самообразования.

    - Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

    - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

    - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

    НОЯБРЬ

    - Проведение занятий с использованием счетных палочек.

    - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

    - Подготовка картотеки занимательного математического материала.

    - Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

    ДЕКАБРЬ

    - Оформление уголка занимательной математики в группе.

    - Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

    - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

    - Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

    ЯНВАРЬ

    - Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

    - Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

    - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

    ФЕВРАЛЬ

    - Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

    - Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

    - Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

    - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

    МАРТ

    - Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

    - Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

    - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

    - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

    АПРЕЛЬ

    - Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

    - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

    - Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

    МАЙ

    - Оформление документации

    - Проведение итоговой диагностики

    - Анализ, оформление результатов диагностики.

    - Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

       3. Накопительно-практический этап:

    Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего  дошкольного возраста (в течение года).

    Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

    Работа с детьми.

    Сроки

    Содержание работы

    Использование д/игр

    Сентябрь

    Мониторинг  начальных  знаний  об  элементарных

    Дидактические игры на

    усвоение  понятия  «цвета»:

    «Сделаем кукле бусы»,

    «Цветная  вода»,  «Цветные

    палочки».

    октябрь

    математических представлениях.

    ноябрь

    Объединение предметов в группу по цвету, форме,

    «Найди пару», «Разложи по

    коробочкам».

    размеру.

    декабрь

    Выделение  части  группы.  Нахождение  «лишних»

    д/игра «Что лишнее?», «Что

    изменилось?»

    предметов.

    январь

    Знакомство с понятиями «один», «много».

    Дидактические игры по развитию количественных представлений:  «В  лес  за

    грибами»,    «Малина    для

    медвежат», «Угости зайчат».

    февраль

    Сравнение   групп   предметов

    по   количеству

    Дидактические игры по развитию равенства на основе  сопоставления двух групп  предметов:  «Угостим белочек

    грибочками», «Жучки на листиках»,

    «Бабочки и цветы».

    (столько же, больше, меньше).

    март

    Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

    Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам»,

    «Почини коврик», «Мостики для зайчат»

    формирование   умения   соотносить   цифру   с

    количеством.

    Формирование представлений о непосредственном

    сравнении предметов по длине и ширине (длиннее 

    короче, шире – уже, выше – ниже).

    апрель

    Знакомство с геометрическими  фигурами: круг и

    Дидактические игры: «Геометрическое

    лото», «Разложи фигурки

    по домикам»,  «Катится  –  не

    катится»,  «Найди  пару  по

    форме».

    шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

    овал.

    Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

    формирование   умения   соотносить   цифру   с

    количеством.

    май

    Формирование  пространственных

    представлений:

    Дидактические игры на

    Расположение в пространстве: «Возьми игрушку»,«Магазин

    игрушек».

    на-над-под,  слева-справа,  вверху-внизу,  снаружи-

    внутри, за-перед и др.

    Количественный  и  порядковый  счет  от  1  до  5.

    Сравнение предыдущего и последующего чисел.

    Дидактические игры на

    умение соотносить цифры с

    количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

    Работа с родителями.

    https://docs.google.com/drawings/d/sc-zWf-_UZ7Ogu5C_ko7ang/image?rev=1&h=1&w=1&ac=1

    1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

    В течение года

    демонстрационного материала.

    2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

    В течение года

    3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

    Ноябрь

    дидактических  игр  в  воспитании  детей  дошкольного

    возраста».

    4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

    Март

     5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

    Февраль

    6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

    7. Оформление центра «Занимательная математика»

    В течение года

    8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

    Апрель

    9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»

    В течении года

    Работа с педагогами

            Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей  дошкольного возраста через игровую деятельность»

    • Проведение открытого занятия по ФЭМП
    • Изготовление лэтбука  по математике

    4.Заключительный этап

    Подготовить отчет по теме самообразования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

    Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

    Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

    Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

    « Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....