План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Малетина Виктория Алексеевна

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_maletina_va_2021-22.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР -  «Детский сад №239»)

02-18

План работы по самообразованию

на 2021 – 2022 учебный год

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

        

Воспитатель:

Малетина В.А.


Пояснительная записка 

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в познании мира. 

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым. 

Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики. 

Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой. 

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
  2. Разработать  перспективный план работы с детьми;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Оформить в группе  уголок «Математический»;
  5. Выставка работ. Тема: «Лучшая математическая игра своими руками»;
  6.  Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Веселая математика»;
  7. Отчет о проделанной работе за учебный год.

Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 год.

Дата окончания работы:  май 2022 год.

Планируемые результаты:

  1. У детей повысится уровень математических знаний;
  2. Дети дополнят первичные математические знания новыми в интересной игровой форме.

Мною были использованы следующие средства:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность  детей;

- Работа с родителями.

Этапы работы:

I. – организационный (сентябрь 2021):

Изучение научной и учебно-методической литературы.

II. – основной (октябрь 2021 – апрель 2022)

1.Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана  работы.

2. Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».

3. Создание игр-головоломок.

4. Создание консультаций для родителей.

III. – заключительный (май 2022)

Итоговая презентация для родителей по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» - «Мы играем в математику».

Пополнение РППС:

  1. Создание консультации для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
  2. Пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры);
  3. Пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «С одним обручем», «Сложи из палочек»;
  4. Создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»;
  5. Создание игр-головоломок;
  6. Пополнение картотеки с математическими сказками.

Изучение методической литературы по теме:

  1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2. Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
  3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
  4. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
  5. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
  6. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
  7. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
  8. «Играя, учимся математике». – М.: 2005. Спиридонова Б. В.
  9. Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.
  10. Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.


Перспективный план работы по теме самообразования:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка»

Изучение научно-методической литературы Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; обзор информации по исследуемой теме в Интернете 

Октябрь

Дидактические игры на закрепление «Ориентировки во времени»

1. Д/И «Назови сутки»

Д/И  «Живая неделя»

2. Чтение математической сказки «Курочка ряба»

Консультация для родителей
«Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.

РППС: создание консультации для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Ноябрь

Дидактические игры на закрепление «Ориентировки в пространстве»

1. Д/И «Линии и точки»

Д/И «Сравни и заполни»

2. Чтение математической сказки «Граф Треугольник»

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками

Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.

РППС: пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры)

Декабрь

Дидактические игры на закрепление «Количество и счет»

1. Д/И «Назови соседей числа»

Д/И «Встань на свое место»

2. Чтение математической сказки «Сказка о точке»

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов»

З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

РППС: пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «С одним обручем», «Сложи из палочек»

Январь

«Геометрические формы»

1. Д/И «С одним обручем»

Д/И «Сложи из палочек»

2. Чтение математической сказки «Сказка о нуле».

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

РППС: создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» 

Февраль

«Величина»

1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд»

Д/И «Поездка»

2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат»

Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»

О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

РППС: пополнение картотеки с математическими сказками

Март

«Цвет и форма»

1. Д/И «Разноцветные фигуры»

Д/И «Каких фигур не достает»

2. Чтение математической сказки «Про козленка, который умел считать до 10»

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры»

Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

РППС: пополнение картотеки Д/И Познавательное развитие «Каких фигур не достает»

Апрель

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «Справа как слева»

Д/И «Соберём бусы»

2. Игры–головоломки (Танграм, Колумбово яйцо)

3.Чтение математической сказки «Купец Круг»

Индивидуальные беседы и консультации

Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.

РППС: создание игр-головоломок

Май

«Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»

1. Д/И «12 месяцев»

2.Чтение математической сказки «Длинный-короткий»

Презентация-отчет с фотографиями «Мы играем в математику» 

Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

РППС: Оформление математического центра

Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию

  1. Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
  2. Консультации, беседы, родительские собрания.
  3. Выставки.
  4. Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...

План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".

Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...