План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".
методическая разработка по математике (младшая группа)

Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидактических игр с математическим содержанием. Работу с родителями по ознакомлению и значению дидактических игр. Даёт возможность педагогу проанализировать уровень развития математических способностей детей 3 - 4 лет. Повысить свою компетентность в знании влияния игр на развитие способностей (внимания, памяти, мышления) ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию.23.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

План по самообразованию

Воспитателя 2 младшей группы Медведевой  М. В.          

Тема:  Развитие математических способностей детей 3-4 лет

через игровую  деятельность.

 

 

Актуальность  темы

В дошкольном детстве игра  имеет  в жизни маленького ребенка важнейшее значение. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.

Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело.  В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития»

Огромную роль  в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика.  Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве.   Доступной   и  эффективной  формой усвоения математических знаний являются  занимательные игры,  задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи – шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно  в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение  находят дидактические игры. Основное назначение их - упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т д.  В дидактических играх закрепляются ранее полученные знания , формируются новые,  дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая  игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений,  развитию умений, навыков.

Все дидактические игры можно разделить на группы:

  1. Игры на определения множества предметов
  2. Игры с геометрическими фигурами
  3. Игры на  развитие логического мышления
  4. Игры на ориентировку в пространстве
  5. Игры на определение частей суток

Использование данных игр способствует обогащению детей математическими знаниями, развитию памяти, внимания, мышления, воспитывают самостоятельность инициативу, настойчивость в достижении цели, повышает эффективность педагогического процесса.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности.

Цель педагогической деятельности:

Повышение своего педагогического,  теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей  младшего дошкольного возраста.

 Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.
  3.  Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.

Формы  работы  с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению математических знаний.

- совместная работа педагога с детьми

- в индивидуальной форме

- свободная деятельность самих детей

Система работы  по развитию математических способностей ведется  в следующих направлениях:

- В непосредственно образовательной деятельности совместная  и индивидуальная работа с детьми.

- Работа вне образовательной деятельности  ( игры во 2 половине дня)

- Взаимодействие с родителями ( папки - передвижки, консультации , беседы, небольшие видео-ролики  ).

 Методы и приемы по развитию математических представлений:

- Объяснение, показ, беседа ( эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания).

-  вопросы к детям по ходу игры ( для активизации внимания, памяти, мышления, речи, осмысления и усвоения материала.)

- Экспериментирование  ( метод  дающий  самостоятельно  выявить связи путем проб и ошибок)

Предполагаемый  результат  использования  игровых приемов  способствует повышению уровня сформированности  элементарных математических представлений у детей.

Этапы проведения дидактических игр  с детьми младшего дошкольного возраста.

1 этап:  организационно – диагностический.

Изучить научно - методическую литературу.

Провести индивидуальную оценку математических знаний детей младшего дошкольного возраста

2 этап:  Подбор, изготовление  дидактических игр на развитие и  формирование математических знаний.

3 этап: Практический.

Дети усваивают математические знания под руководством воспитателя и в свободной деятельности.  

Формы работы по самообразованию и развитию математических     представлений у дошкольников

Работа с детьми

 Работа по самообразованию

 Работа с родителями

Сентябрь. Проведение диагностики по выявлению математических представлений у детей младшей группы

 Консультация с методистом по теме самообразования.

 Изучение методической литературы.

Консультация для родителей. Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти.

Октябрь.  Подбор дидактических игр.

Совместные игры с детьми: «Назови цвет», «Скажи сколько?»

Составление плана по самообразованию

Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас»

 Декабрь: игы для совместного и самомтоятельного использования:

«Подбери по цвету»

«Собери бусы»

«Половинки»

«Чудесный мешочек»

« Подбери по форме»

«Чего не стало?»

Подбор и разработка игр,  создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм

Консультация : «Давайте поиграем!»

Декабрь:

«Выложи по образцу»

«Укрась варежку»

«Наряди елочку»

«Подбери по форме»

«Сколько предметов»

«Продолжи ряд»

 Изготовление дидактических игр на усвоение количества предметов.

Памятка для родителей:

«Развиваем математические способности»

Январь:

«Назови сколько?»

«Подбери дорожку»

« Выложи по образцу»

«Блоки Дьеныша»

«Где сидит Зайка?»

Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины.

Фотоотчет: Вместе мы играем, фигуры, цвет, запоминаем.

Февраль:

«Подбери по размеру»

«Подбери по форме»

«Выложи по образцу»

«Найди домик»

«Одень мишек»

«Найди пару»

Пополнение картотеки дидактических игр. Изготовление дидактических игр.

Фотоотчет: вместе мы играем, внимание и память развиваем.

Март:

«Чего не стало»

« Что лишнее?»

« Придумай узор»

«Чудесный мешочек»

«Посади зайку…»

«Когда это бывает?»

Изготовление дидактических игр на определение количества предметов.

Индивидуальные беседы по развитию математических способностей.

Апрель:

«Из каких фигур состоит?»

«Выложи по образцу»

«Собери бусы»

«Что лишнее?»

«Длинная - короткая»

«Сколько предметов?»

Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве.

Совместное изготовление дидактических игр математического содержания

Май: проведение диагностических исследований.

 Анализ проведенной работы с детьми за год.

Фотовыставка дидактических игр математического содержания

Список использованной литературы:

  1. Программа  «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С, Комарова.
  2. Позина В.А. Помораева  И. А Формирование  элементарных математических представлений. 2017г.
  3.  Михайлова З.А. « Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.-90г.
  4. Валина В. «Веселая математика» М.- 99г
  5. Водопьянов Е.Н. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»  Дошкольное воспитание №3 2000г.
  6.  Нищева Н. В «Развитие математических способностей  детей с ОНР»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...

План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...

Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Консультация "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность" предназначенадля воспитателей детского сада....