Статья на тему: "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
статья (подготовительная группа)

Арашкова Ирина Владимировна

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Развитие математических способностей

у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Выполнила:

Арашкова Ирина Владимировна

воспитатель

Санкт-Петербург

2021

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.  Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Система увлекательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений  помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя: Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно. Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Развитию способности к само регуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа по формированию элементарных математических представлений направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Я использую в своей работе методические разработки занятий, разработала перспективное планирование по развитию элементарных математических представлений, оформила картотеку дидактических игр, стихов, загадок, считалок математического содержания, арифметических задач.

Знакомство детей с новыми материалами осуществляю на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествие во времени;

3. Игры на ориентировки в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на логическое мышление.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

К ним относятся:

Занятия по математике в виде игровых комплексов Загадки математического содержания. Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Логический поезд» и другие. Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Что лишнее?», «Найти фигуру», «Символы», «Счетные палочки». Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Пазлы», «Сложи квадрат», «Шашки». Игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и другие. Игры – забавы. Задачи-шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями): «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?». Развивающие игры по математике: «Найди спрятавшееся число» (задача детей, назвать пропущенные числа). Играют в шашки. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Игры с мотивационной ситуацией, затруднениями в игровой ситуации: «В магазине перепутались ленты, нужно их разложить по длине», «Помогите болтливой сороке, которая не верит, что елок и берез поровну». Игры – исследования, способствующие наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Для эффективной организации данной деятельности организована предметно-развивающей среда, созданы уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлен наглядно-демонстрационный материал (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схем последовательного проведения опытов и экспериментов). Познавательные книги для детей, рабочие тетради: «Я считаю до пяти», «Я считаю до десяти», «Я считаю до двадцати»

Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему обеспечивается свободный доступ детей.

Оборудование для самостоятельных игр и занятий:

дидактические средства, применяемые на занятиях; дидактические игры (настольно-печатные и с предметами); обучающие и развивающие игры; шашки, шахматы; занимательный математический материал; отдельные дидактические средства: счетный материал, кубики с цифрами и знаками и другие; книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций; тетрадь «Игралочка», позволяющая закрепить и расширить знания.

Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.

Для индивидуальной работы в своей работе использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду («Сколько пуговиц на кофточке?», «У кого длиннее брюки (шире)?», «Чего больше на тарелке яблок или груш?», «Где правая варежка, а где левая?» и так далее).

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые мы разучиваем и играем. Ведь эти игры помогают детям успешно овладеть основами математики, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Они должен быть разнообразными и использоваться систематически.  Таким образом, в игровой форме прививая детям знания из области математики, научила выполнять различные действия, развивала память, мышление, творческие способности.

Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком.  Из опыта своей работы я сделала вывод, что регулярное использование в образовательной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, дидактических игр, игр - развлечений, формирует и расширяет математический кругозор дошкольников, помогает легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения, а так же использовать их в повседневной жизни.

В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В связи с этим меня заинтересовала проблема, как игровая деятельность может обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Цель нашей работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования игровой деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить состояние проблемы развития математических способностей дошкольников через игровую деятельность в психолого-педагогической литературе;

- проанализировать ФГОС ДО и Концепцию математического развития в РФ и выявить современные требования к организации работы в дошкольных учреждениях по развитию математических способностей дошкольников;

- проверить на практике эффективность использования игровой деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ;

- сформулировать выводы по результатам проведенной работы.

1. Теоретические аспекты развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Начиная работу по развитию математических способностей детей дошкольного возраста, пришла к выводу, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

2. Направления работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.

Работа по развитию математических способностей проводилась комплексно в трех направлениях:

Работа с детьми.

На 1-м этапе работы с детьми я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал: пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.

В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

Так как занятия носили сюжетный характер, дети с удовольствием погружались в атмосферу путешествий, дети были активные, занимались с желанием, интересом, успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.

2.Работа с воспитателями.

Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы:

• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

• «Как научить детей играть в математические игры»;

• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

3.Работа с родителями.

Работа с родителями осуществляется с целью взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия результат не будет настолько успешен.

В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

• «Учим детей логически мыслить»

Игра - соревнование «Математическая игротека».

Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в консультациях-практикумах.

3. Результативность опыта работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Результативность опыта

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале или в конце НОД для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладевают основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи.

3. Заключение

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще».

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...

Статья "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников &ndash...