Главные вкладки

    План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
    методическая разработка по математике

    Василова Лейсан Маратовна

    МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»

    Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна

     

    План по самообразованию

    Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

     

    Сроки реализации проекта:

    сентябрь 2018 г. – май 2020г

     

    Оглавление:

     

    1. Актуальность…………………2

    2. Основная часть

    2.1. Практический раздел…….4

    2.2. Методы и приемы………...5

    3. Заключение…………………10

    4. Литература………………… 11

    5. Приложение………………...12

     

    1. Актуальность.

    Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

    Актуальность моей темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

    Цель:

    Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность

    Задачи

    1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

    2. Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей

    через игровую деятельность;

    3. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.

    Решению данных задач способствовали следующие методы:

    1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

    2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

    Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

    Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

    Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

    2. Основная часть

    2.1. Практический раздел

    Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.

    Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.

    Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

    Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

    Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

    2.2. Методы и приемы.

    Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

    Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

    Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

    В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

    В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

    Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

    Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.

    Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

    Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

    Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

    Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

    В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

    Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.

    На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

    Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького, до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.

    При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

    Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

    · комплекс развивающих игр;

    · путешествие;

    · экспериментирование;

    · подгрупповая работа;

    · игра-путешествие;

    · математический КВН;

    · эксперимент;

    · познавательные игры;

    · математический ринг;

    · индивидуальная работа.

     

    В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

    В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

    План работы

    № Этапы работы Мероприятие Сроки проведения

    1 Теоретический Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете сентябрь 2018г.

    2 Практический Разработка конспектов НОД с детьми октябрь 2018г

    3 Оформление в группе уголка «Веселых математиков» в течении всего времени.

    4 Создание картотеки математических игр ноябре – декабре 2018г

    5 Подготовить презентацию для педагогов «Математические игры для дошкольников». октябрь 2019 г

    6 Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» в течении всего времени.

    7 Оформление папки передвижки (Лэпбук) «Математика для дошкольников» Февраль 2019

    8. Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками» март 2019 г

    9. Проведение математического КВН с родителями «Играем в математику» апрель 2020 г

    10. Проведение открытого занятия. Тема: «Приключение на числовой поляне» май 2020 г

    Выход темы:

    • Проведение открытых занятий. Тема: Математический КВН с родителями «Играем в математику» (апрель 2020г., Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2020 г.).

    • Подготовить семинар-практикум «Математические игры для дошкольников».

    • Оформление картотеки математических игр.

    • Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    • Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    • Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками»

    • Отчет о проделанной работе за учебный год.

    3. Заключение

    Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

    Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

     

    Список литературы:

    1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой

    2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г И. А. Помораева.

    3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

    4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

    5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

    6. «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б. В.

    7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

    8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

    9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

    10. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

    11. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005г. - 32 с.

    12. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С. 30-39 Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

    13. «Ребёнок в детском саду» - сайт domovenok-as.ru,.Maam.ru.

    ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

    В 2018-2020 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей.

    На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные иличностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и

    углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

    Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно»,

    Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»,

    Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»

    Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

    Индивидуальные беседы и консультации

    По итогам, которых, можно сделать вывод о том, что использование игрового математического материала способствовало.

    - Активизации умственной деятельности детей.

    - Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования,сравнения, обобщения, классификации.

    - Формированию основ творческого мышления.

    - Развитию эмоционально-волевой сферы.

    - Развитию коммуникативных навыков.

    - Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений

    - Повышению интереса детей к математике.

    _ Привлекли родителей к данной теме.

     

    План по самообразованию на 2018 – 2020 учебный год реализован полностью.

    Поставленная цель и задачи решены.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

    План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

    План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

    Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...