Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шапурова Алёна Валерьевна

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель – создание условий для развития умений в познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников с помощью экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- закреплять умения применять познавательные действия: анализ, сравнения, обобщение

  - активизировать и расширять словарный запас детей.

  • Развивающие:

- развивать познавательный интерес, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования делать выводы.

  • Воспитательные:

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание к совместной деятельности со сверстниками, бережное отношение к окружающей среде.

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: посылка, письмо, скатерти, фартуки, оборудование для проведения опытов, кувшин с водой, пластиковые прозрачные стаканы, трубочки для коктейля, воздушные шары, тазики, камни, губка, кусочки земли, резиновые игрушки, надувной круг, насос,  пустые пластиковые бутылки, мыльные пузыри, апельсин, чеснок, соль.

Структура

Продолжительность части

                    Содержание

Планируемый результат

Водная часть. Организация детей, установка на предстающую деятельность. Создание проблемной ситуации

3 мин.

- Ребята, я совсем забыла вам рассказать, что сегодня утро у дверей нашей группы я нашла вот эту посылку. Как вы думаете от кого она?

Кто из вас хочет узнать что там, проходите со мной на ковер. Берите подушки присаживайтесь на них.

Воспитатель открывает посылку и вместе с  детьми рассматривают ее содержимое. Спрашивает детей что это такое и для чего оно нужно. Затем находить письмо и читает его: «Здравствуйте, дорогие ребята!!!!

Профессор Чудаков дал нам задание провести опыты с веществом, которое он зашифровал в загадке.

Помогите нам отгадать загадку, исследовать свойства этого вещества и заполнить опытно-исследовательскую карту.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас. Что это? (предположения детей)

Мы положили некоторые предметы, которые помогут вам в исследовании. Желаем удачи!!!»

- Ребята, а что вы можете рассказать про воздух, может кто-то из вас уже проводил опыты с этим удивительным газам.

Заинтересовать как можно больше детей

Обобщение. Взаимодействие со сверстниками  и взрослыми.

Способность ребенка к принятию собственного решения.

Основная часть. Создание условий для проведения познавательно-исследовательской деятельности детей.

Проведение физкультминутки для снятия статического напряжения, переутомления.

Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществления дифференцированного подхода.

 Совместная работа, работа по подгруппам.

20 мин.

- Молодцы ребята. А давайте все ваши знания проверим на опытах и напишем о проделанной работе фиксикам. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Сейчас мы  проведем ряд опытов для изучения свойств воздуха.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило №1. Перед началом проведения опытов одеть фартуки.

Правило№2. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№4. Работу выполнять строго по карте-схеме. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№5Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Проведение опытов.

- Пройдемте ребята к столу и начнем наши исследования. Посмотрите  вот такие шарики лежат в коробке. А как называются эти шарики? (ответы детей)

- А вы знаете, почему они так называются?

(ответы детей)

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Возьмем стаканы  и наполним их водой из графина и опустим туда трубочки для коктейля. Затем подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

(Ответы детей)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

(Ответы детей)

- Совершенно верно. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту. Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

(ответы детей)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

(Ответы детей)

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

(Ответы детей)

-Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. 

- Как вы думаете, имеет ли воздух запах?

(Ответы детей)

- Сейчас мы это проверим .Я предлагаю вам понюхать следующие предметы: апельсин, соль, стакан с водой, чеснок и сказать какие из этих предметов пахнут и кто помогает им передать запах. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы, но он может передавать запахи этих предметов.

Физкультминутка.

ИГРА «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»                                                        

Правила игры: воздух-дети поднимают руки вверх, вода-имитируют плавание, земля-приседают. Воспитатель своими действиями запутывает детей.  

 - А сейчас я  предлагаю вам разделиться на три группы и провести опыты самостоятельно. Для этого у вас на столах лежат схемы  для проведения опытов. Согласно которым вы выбираете нужные атрибуты в центре экспериментирования и проделываете всю работу за столом.                                                

- Ну что, товарищи ученые, вы готовы? Итак, перед вами стоит задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, используя оборудование, а затем это доказать. Понятно задание? Приступайте.

Для детей лаборатории №1 предложены  схемы опытов для подтверждения  существования воздуха везде (комочек земли, губку из поролона, брусочек дерева, камешки предлагается опустить в воду).

Для детей лаборатории №2 предложены схемы опытов для  доказательства того, что воздух легче воды (пустая бутылка, резиновые игрушки, наполненные воздухом нужно опустить в тазик с водой).

Детям лаборатории №3 предложена схема опыта, который доказывает, что воздух делает надувной круг упругим и легче воды (насос, надувной круг, тазик с водой).

Дети выполняют опыты под частичным руководством воспитателя.                                        

3)- Итак, товарищи ученые, вы готовы сообщить всем о своем открытии?  

(Ответы детей.)                                                    

- О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1.  (Ответы детей)

- Молодцы! Поздравляем вас с открытием, Слушаем ученых лаборатории №2. (Ответы детей)

- Молодцы! И вы справились с заданием. Слушаем ученых лаборатории №3.  

- Молодцы! Вы доказали, что воздух легче воды и делает предметы упругими..                

- А сейчас убирайте оборудование на отдельный столик и подходите ко мне. Со многими свойствами воздуха вы уже знакомы. Я хочу познакомить вас с еще одним свойством.

Возьмем открытую пластмассовую бутылку, которая постояла на улице и стала холодной,  наденем на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставим бутылку в тазик с  горячей водой. Что происходит с воздушным шаром. А теперь поставим ее в холодную воду и по наблюдаем. Что случилось с воздушным шаром?

(Ответы детей)

- Вы знаете, что когда ученые долго работают, устраивают себе перерыв? Давайте и мы отдохнем. Как вы думаете, что такое ветер?

- Давайте изобразим ветер, подуем и выполним упражнения.

Динамическая пауза.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг ( ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)                                                        

 

Проявление

Любознательности.

Построение

речевого

высказывания.

Интересуется причинно-следственными связами

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать и управлять своими движениями.

Способность

ребенка к

принятию

собственных

решений.

Проявление

инициативы и

самостоятельности.

Заключительная часть. Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

2 мин.

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе. Работа по схемам:

1. Воздух невидим.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух не имеет формы.

5. Воздух не имеет вкуса.

6. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сужается.

 Подведение итогов:

-Ребята, что вам понравилось больше всего? А что было трудным для вас? А кому, какой опыт понравился больше всего?

-Сегодня мы узнали очень много про воздух. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. Детям предлагается поиграть с мыльными пузырями.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»

Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка»

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка» Артамонова Альбина АркадьевнаМДОУ «детский сад №101&r...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....