Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Морозова Татьяна Владимировна

    Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить   со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понятие, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха, воздух легче воды. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе.

    Развивать   логическое   мышление,   внимание,   память,   ориентировку   в пространстве, наблюдательность. Воспитывать интерес, к исследовательской деятельности, наблюдательность.

    Выполнять принципы здоровьесбережения через дыхательную гимнастику и смену деятельности детей.

    Активизировать и обогащать словарный запас детей: воздух невидимый, бесцветный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                 «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Искорка»

                      городской округ Луховицы Московской области

                Конспект занятия

         

           

     по познавательно – исследовательской

                     деятельности

                  в старшей группе  

                         

       Тема: «Воздух и его свойства».

                                                                             Воспитатель: Морозова

    Татьяна Владимировна

                                                  с. Дединово

    Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе  

                          Тема: «Воздух и его свойства».

    Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить   со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понятие, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха, воздух легче воды. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе.

    Развивать   логическое   мышление,   внимание,   память,   ориентировку   в пространстве, наблюдательность. Воспитывать интерес, к исследовательской деятельности, наблюдательность.

    Выполнять принципы здоровьесбережения через дыхательную гимнастику и смену деятельности детей.

    Активизировать и обогащать словарный запас детей: воздух невидимый, бесцветный.

    Демонстрационный материал: посылка, прозрачное ведро с водой, стакан, салфетка, лист бумаги, воздушный шарик, тазик, бумажный кораблик, флакон духов.

     Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, полиэтиленовые пакеты, разведённая гуашь, листы бумаги, кисточки.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс для нашей группы посылку, мне было так интересно, посмотреть, что же там лежит, но без вас я открывать её не стала. Хотите узнать, что там? Только, сначала  посмотрим, откуда она. Здесь написано «Страна Почемучек».  А кто такие Почемучки?

    Дети: Это те, кому всё интересно, кто задаёт много вопросов, это те, кто хочет узнать, откуда всё берётся, и как всё происходит.

    Воспитатель: Давайте откроем нашу посылку, и узнаем, что же нам прислали?

    Дети: Пусто.

    Воспитатель: Странно. Зачем же нам прислали пустую коробку? Ребята, а вот тут ещё и конверт какой – то есть, давайте откроем его и прочитаем что же там написано?

    -Там загадка. Если мы ее отгадаем, то сможем узнать, что же находится в коробке.

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

     Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не можем! (воздух)

    Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали.

    Воспитатель: Да, ребята - это воздух. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?

    (ответы детей)

    Воспитатель: А кому еще нужен воздух?

    Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

    Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет!

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты.

    Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

    Воспитатель:   У нас  тоже  будет  своя  маленькая  лаборатория.  Давайте пройдем туда и сядем за столы. Дети проходят и садятся за столы.

    Но прежде чем мы начнём свои эксперименты, давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории:

    1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

    2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа.

    3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки  салфеткой.

    Опыт№1

    Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги.

     Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Проверим! (Проделываем опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

    Ответы детей:

    Делаем вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

    Воспитатель: А что такое воздух?

    Ответы детей: -это то, чем дышат люди и все живое.

    Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) Воспитатель: А почему?

    (ответы детей – потому, что он не видимый)

    Воспитатель демонстрирует детям стакан затем кладет в стакан салфетку. 

    Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что в стакане? Дети: в стакане салфетка

    Воспитатель: как вы думаете, кроме салфетки есть ли еще что-нибудь?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Давайте мы это сейчас проверим.

    Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и опускает его в ёмкость с водой

    Воспитатель:   как вы  думаете,  попала ли  вода в  стакан?  Намокла ли салфетка? Внимательно смотрите и сейчас ответите. Что получилось. Воспитатель вынимает стакан из воды и показывает детям салфетку.

    Воспитатель: какая салфетка? Почему она осталась сухой?

    Дети: В стакане есть воздух.

    Воспитатель: Молодцы, правильно

    С помощью этого опыта мы убедились, что воздух прозрачный. Невидимый.

    Воспитатель: Воздух – ЭТО ПРОЗРАЧНАЯ  НЕВЕДИМКА.

    Ребята, давайте сейчас, мы с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами, вдохнули.  (ВОЗДУХ)  Правильно.  

     Да мы на столько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем его. А сейчас, попробуем, сделать вдох и задержать дыхание. Вам было хорошо или плохо без воздуха (ПЛОХО). Чего нам не хватало - ВОЗДУХА . А у нас в группе есть воздух? (Да) Воздух нас окружает везде и вокруг.

    Какой вывод можно сделать: Человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг.

    Опыт №2

    Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей)

    Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?(ответы детей).

    Воспитатель: Пакет опять стал пустым.

    Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.

    Физкультминутка

    Выросли деревья в поле.
    Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
    Каждое старается,
    К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
    Вот подул веселый ветер,
    Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
    Даже толстые стволы
    Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
    Вправо-влево, взад-вперед –
    Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
    Он их вертит, он их крутит.
    Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
    Ветер стих. Взошла луна.
    Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

    Опыт№3

    А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки?

    Ответы детей: (это воздух)

    Воспитатель: Верно. Мы можем сделать вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!

    Опыт №4

    Воспитатель: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится (демонстрирует опыт с воздушным шариком)

    Опыт №5

    Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

    Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет» (вызываю для демонстрации двоих детей)

    Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.

    Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

    Физкультминутка

    Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья —

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

    Опыт№6.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Вы сейчас чувствуете какой – ни будь запах? (ответы детей).

    Воспитатель: Я сейчас открою флакон с духами, и буду веером махать над флаконом. Теперь вы чувствуете запах?

    Воспитатель: Запах передаётся по воздуху.


    А сейчас я вам предлагаю вспомнить все, что мы узнали:

    1.Воздух невидимый.

    2. Воздух легче воды.

    3.Воздух не имеет формы

    4.Движения воздуха – это ветер.

    5 Воздух не имеет запаха.

    Опыт№7

    Воспитатель: А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я вас приглашаю сесть за столы.

    На столах палитры с разведенной гуашью.

    Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая любой образ ( кляксография)

    Воспитатель: Молодцы! Очень красивые и загадочные рисунки у вас получились. Я вижу, что фантазировать и делать опыты вам очень понравилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

    Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

    Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»

    Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...

    Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»

    Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

    Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства

    Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

    Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...