КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Наталья Васильевна

Программное содержание

  1. Расширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.
  2. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен  беречь, охранять и защищать ее.
  3. Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха,  без  вкуса).
  4. Показать детям, как человек в своей жизни использует воду. Рассказать о значении воды в жизни человека, животных и растений.
  5. Учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.
  6. Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью сенсорных эталонов.
  7. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления свойств. Закреплять умения получать информацию о знакомом объекте в процессе его исследования.
  8. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_poznavatelno_-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская 20,

тел. 8(496) 540-24-15, факс 8(496) 540-24-15

электронный адрес dou35sp@yandex.ru

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Описание: https://cf.ppt-online.org/files/slide/q/QbsYhicIK5NzHDjuGvq0wpWreotJCgMnER9xXF/slide-0.jpg

                                             Подготовила: старший воспитатель Нежданова З. А.

                                    воспитатель первой  

                                                       квалификационной категории

                       Гусева Н. В.

Сергиев Посад

2016г

 Программное содержание

  1. Расширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.
  2. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен  беречь, охранять и защищать ее.
  3. Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха,  без  вкуса).
  4. Показать детям, как человек в своей жизни использует воду. Рассказать о значении воды в жизни человека, животных и растений.
  5. Учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.
  6. Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью сенсорных эталонов.
  7. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления свойств. Закреплять умения получать информацию о знакомом объекте в процессе его исследования.
  8. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

 

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить на научную конференцию.

-А вы знаете, что это такое - научная конференция?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

Это место, где собираются очень умные люди, которые занимаются наукой.

-Ребята, как называют людей, которые изучают науку?

(ученые)

- Совершенно верно. Сегодня я вам предлагаю вам выступить в роли маленьких ученых.

- Конференция наша будет посвящена воде.

Проходите, пожалуйста, и занимайте свои места в зале.

(Дети проходят, рассаживаются на стулья)  

Так как мы  с вами присутствуем на конференции, я приготовила для вас научный фильм о воде.

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что такое вода? (жидкость).

- Кому на земле нужна вода? (людям, животным, рыбам, растениям). (Слайд)

-Для чего нужна  вода человеку? (пить, готовить, умываться, стирать….)(Слайд)

- Вы совершенно правы. Я с вами согласна.

- А как вы, думаете, может ли человек, животные, растения обойтись без воды? (нет, не могут)

- Согласна. Что произойдет, если на земле не будет воды? (все погибнет).

- Ребята, подумайте и скажите, как человек должен относиться к воде? (бережно)

-  Нужно ее беречь или нет? (нужно беречь)

- А, почему? (без воды человек, животные не смогут жить)

- К сожалению, на земле уже появляются озера, которые высыхают из–за  небережливого отношения человека к природе. (Слайд)

- Мы должны с вами беречь тот дар, который дает нам природа, иначе все живое вокруг может погибнуть.

- Ребята, как вы думаете, вода может быть опасна для человека? (да/нет)

-Да, бывают случаи, когда вода источник опасности и страшной беды.

Например, как вы думаете, если 1, 2, 3 дня, неделю, месяц на небо не выходит солнце и целыми днями идут сильные дожи, что может произойти на Земле? (наводнение, затопить улицы, дома, урожай на полях) (Слайд).

Все правильно, молодцы.

Вот сейчас, ребята, в  весенний период начинается паводок. Поэтому в это время, когда тает снег, надо быть очень внимательным и осторожным. Не следует выходить на лет, так как он становится тонким и можно провалиться под воду.

 А в летний период все любят отдыхать на море, на реке. На воде надо быть очень аккуратным и внимательным. Без взрослых к воде не подходите.

- Но больше все - таки вода приносит человеку больше пользу, чем вред.

- Ребята, а вы знаете, что воду мы можем встретить везде и в любом виде?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

- И все это ребята вода, но в разном состоянии.

Вот об этом мы с вами узнаем в лаборатории, куда я вас и приглашаю. Где мы с помощью научных опытов выясним, в каком же виде может встречаться вода.

Но прежде чем мы приступим к научным экспериментам, давайте немного отдохнем.

Физминутка (2 раза):

 С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели.

И захватывая дух,

Капельки упали, бух!

Капельки прыг – прыг

Капельки хлоп – хлоп

Капельки топ- топ- топ- топ- топ.

С неба капельки упали,

Ручейками побежали.

Побежали ручейки

И прозрачны и легки.

Капельки прыг – прыг

Капельки хлоп – хлоп

Капельки топ- топ- топ- топ- топ.

- Проходите, занимайте рабочие места. Для этого необходимо надеть рабочую форму. Ученые работают в белых халатах. Перед вами, юные исследователи, лежит научное оборудование.

Давайте мы с вами его рассмотрим.

- Что это у меня на столе? (микроскоп)

-Для чего он нужен? (чтобы получать увеличительное изображение предметов, которые мы плохо видим глазами).

- А сейчас посмотрите внимательно перед собой, с помощью какого предмета можно рассматривать мелкие частички.

(лупа)

- А это что? (колбы). Из чего они сделаны? (стекла). Значит, они какие? (стеклянные). Какие они по цвету? (прозрачные, бесцветные).

- Правильно, в них ученые растворяют различные вещества.

- Ребята, главный сотрудник лаборатории – взрослый.  В нашем случае взрослый здесь - Я. И  чтобы наши опыты прошли успешно, нужно соблюдать правила безопасности. Поэтому без моего указания мы ничего не трогаем. Договорились?

1 опыт: Вода не имеет запаха.

Мы уже с вами сказали, что вода – это жидкость. Давайте определим, имеет она запах или нет. Для этого возьмите стакан с водой под № 1 и выполним следующие действия.

- Что вы чувствуете? Пахнет вода или нет? (нет).

- Согласна.

- Какой можно сделать вывод?  (вода не имеет запаха)

- Верно.

Опыт 2: Вода бесцветная.

(на столе у воспитателя несколько прозрачных стаканов с разными напитками)

- Мы уже с вами говорили о том, что человек не может жить без воды. Человек постоянно пьет, ест. Я, например, люблю пить кофе, вы сок, молоко, чай.  

- Обратите внимание, чем отличаются эти напитки? (цветом)

- Каким цветом сок, молоко?

- А вода, дети, каким цветом? (бесцветная, прозрачная).

Вывод: вода не имеет цвета.

- Ребята, обратите внимание, что у меня  в руках? (пипетка)

Сейчас смотрите внимательно, что произойдет с водой, когда я добавлю в стакан одну волшебную капельку?

- Каким цветом стала вода? (зеленая)

- Как вы думаете, что я добавила в воду? (зеленку)

- По насыщенности цвета вода получилась – яркая или бледная? (бледная)

- Как вы думаете, почему бледная? (потому что добавила одну капельку зеленки).

Ребята, а в другой стакан я добавлю несколько капель другого вещества.

- Каким цветом стала вода? (коричневая).

-Что я добавила в воду? (йод).

- Цвет получился ярким, насыщенным  или бледным? (яркий).

- А теперь вы, ребята, возьмите стакан с водой под № 2, кисточки и самостоятельно попробуйте изменить цвет воды. Перед вами в маленьких стаканчиках стоит краска, выберите цвет на выбор и растворите краску в воде.

-Что у вас получилось?

- Обратите внимание, какой насыщенный, яркий цвет получился у Маши!

- Как вы думаете почему? (добавила много краски)

-А у Саши получился бледный цвет воды?

-С чем это связано? (добавил мало краски)

- Какой мы можно сделать вывод? (вода  может менять цвет).

-Совершенно верно.

Опыт 3: Вода – растворитель.

Следующий опыт, мои юные исследователи, наверное, самый приятный для вас. Его можно будет попробовать на вкус. Для это опыта я заранее вскипятила и налила воду в стакан под № 3. Перед вами стоят маленькие стаканчики: в одном насыпана соль, в другом – сахар. Возьмите ложкой на выбор чуть – чуть или соль или сахар, положите в стакан с водой и размешайте.

- А теперь попробуйте.

-Какая получилась вода у вас на вкус? (соленая/сладкая).

- Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (вода меняет вкус)  

- Обратите внимание, если вода в стакане под № 3 кипяченая и ее можно пить, то вода в стакане под № 1 сырая из под крана, пить ее нельзя.

- Как вы думаете, почему ее нельзя пить?  (в ней микробы).

4 опыт: Снег-это тоже вода.

Ребята, в стакане под № 4 обратите внимание, что там? (снег). Я его набрала не просто на улице, а на нашем участке. Для того, чтобы объяснить и показать вам почему его нельзя брать в рот.  Для этого возьмите, пожалуйста, ложкой снег из стакана, положите на тарелку. Возьмите лупу и рассмотрите его.

- Что вы там увидели? – Какой снег? (грязь, мусор)

-Да, верно, я согласна с вами.

- Скажите, пожалуйста, если снег такой грязный, как вы думаете можно его брать в рот? (его нельзя есть).

-Почему? (может заболеть горло, живот, т.к. там микробы)

- Правильно, а вы мне не верили!

- А теперь, ребята, возьмите снег в руку, что с ним происходит? (он тает).

-Как вы думаете почему? (руки теплые, а снег холодный, от тепла снег тает) – Во что превращается снег? (превращается в воду).

-Какой мы можем сделать вывод: снег – это вода, только в твердом состоянии.

Совершенно верно.

Опыт 5: Пар – это тоже вода.

А сейчас, ребята, самый опасный опыт. С ним вы встречаетесь каждый день.

- Посмотрите, что у меня в руке? (чайник) – Какой? (электрический).

- Сейчас я налью в него воды, включу в розетку.

- Что происходит с водой в чайнике? (она кипит).

- Обратите внимание, что когда вода закипает, из носика чайника идет пар.

- Посмотрите внимательно, что произойдет с паром, если я к носику чайника поднесу зеркало?

- Что вы видите? (появляются капельки воды).

-Совершенно верно. Оказывается пар, ребята – это тоже вода.

Но запомните, пожалуйста, пока вы не подросли и не стали более самостоятельными к электрическим приборам без взрослого не подходить иначе можно обжечься.

  Вот юные исследователи и завершились наши опыты, наша научная конференция подходит к концу.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? (о воде)

- Что мы о ней узнали? (без запаха, бесцветная, меняет цвет, можно растворять вещества, снег и пар – это тоже вода).

Вы показали сегодня хорошие знания, молодцы.

Ребята, у меня к вам большая просьба: давайте с вами беречь воду. А когда вы вырастите, возможно, кто - то из вас станет ученым и будет изучать проблемы, связанные с водой и тогда вы вспомните, о чем мы говорили сегодня. А пока расскажите своим родителям и друзьям про то чем мы сегодня занимались в лаборатории.

А сейчас  попрощаемся с гостями и скажем им спасибо и до свидания.  

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, старшая и подготовительная группа.
  2. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения в детском саду. Человек.-М., 2007
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: Детство-Пресс,2011г.
  4. Рыжова П. Игры с водой и песком 1997
  5. БондаренкоТ. М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж,2004 г.
  6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.М.,1991 г.
  7. Рыжова Н.А.Волшебница - вода. М.,1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г

Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

прививать интерес к исследовательской деятельности...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить чита...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой....