Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»
    опыты и эксперименты по окружающему миру

    Мамедова Олеся Николаевна

    Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»

    Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 

    Задачи: 
    1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 

    2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 

    3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 


    Интеграция образовательных областей; 

    -социализация ( совместная деятельность) 

    -коммуникация ( продуктивный диалог) 

    -здоровье ( физ. мин.) 

    -труд ( уборка своего места) 

    -музыка 

    Предварительная работа: 
    наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. 

    Оборудование: 
    оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, фонарик

     Ход занятия:

    Вос: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
    Дети: Да!
    Вос:  А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

    Через нос проходит в грудь,
    И обратный держит путь. 
    Он невидимый, но все же,
    Без него мы жить не сможем. 
    Он нам нужен, чтоб дышать,
    Чтобы шарик надувать. 
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас!

    Дети: Воздух!
    Вос: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
    Дети: Нет, не видим. 
    Вос: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

    Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
    Восп: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
    Дети: Да.

    Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

    Вос: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
    Дети: Он пуст. 
    Вос: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
    Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
    Вос: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
    (ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
    Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
    Вос: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
    Вос: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

    Воздух с вами мы искали
    И в пакет его поймали!
    Посмотрели, посветили
    И на волю отпустили!

    Эксперимент №2 «Чувствуем воздух»

    Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

    А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

    - Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

    - А кто считает по-другому?

    - При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? ( дули на ладошки, проткнули острой палочкой пакет).

    - Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

    Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

    Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
    (Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
    Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

    (Ответы детей)
    Восп: Давайте проверим, правда это или нет!

    Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

    Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

    Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

    Физкультминутка:

    Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
    Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
    Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
    Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
    Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
    И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
    Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

    Вос: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

    Эксперимент 4 "Что легче: вода или воздух?" 

    Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

    Вос :как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

    Вос: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

    - что воздух прозрачный, бесцветный;
    - что воздух постоянно нас окружает;
    - что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
    - что воздух легче воды;
    - что мы с вами дышим воздухом;

    Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому) 

    Рефлексия: 

    Вос: А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
    -Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

    Дети: понравилось.

    -Сегодня мы узнали:

    Увидели воздух:

    - С помощью трубочек и ёмкости с водой.

    - Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

     Почувствовали воздух;

    - С помощью пакета, дули на ладонь.

    Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом,

    Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

    Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

    Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

    Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Невидимка- воздух"

    В данном материале содержится описание интересных опытов с детьми для обнаружения воздуха в окружающей жизни....

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»

    Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»

    Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...

    Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

    Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по теме: «Воздух везде».

    Конспект занятияв средней группе по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Воздух"...