Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Казарина Ирина Анатольевна

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Задачи:

  1. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
    Развивать любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
  2. Развивать словесно-логическое мышление: умение сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки
  3. Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия. Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. Формирование основ безопасного поведения в быту
  4. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.


Материалы и оборудование:

-практические: экспериментирование, игровое упражнение, физкультминутка «Ученые»,

 -наглядные: рассматривание

-словесные: чтение стихотворения, рассказ воспитателя, беседа по картине, вопросы, обсуждения.

У детей- целлофановые пакеты (на каждого ребенка), пластмассовые стаканчики с водой (не менее 2-х на стол); кусочки пластилина (1 на стол); трубочки для коктейля (на каждого ребенка), халаты на каждого ребенка, веер из бумаги (на каждого ребенка).

у педагога- мяч упругий и сдутый, песочные часы, воздушные шары.

Содержание НОД

В. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
В. - Ребята, сегодня, к нам с далекой планеты «Мыльных пузырей»  прилетел гость Шарик(шарик накаченный гелием) и передал нам с вами вот этот подарок (красивая коробка). Они считают, что в коробке находится что-то очень дорогое и ценное для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке, не открывая ее? (Дети пробуют на ощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
В: Ребята, посмотрите, здесь какие-то подсказки. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
В.  Через нос проходит в грудь,

 А потом в обратный путь.

 Он невидимый, но всё же

 Без него мы жить не можем. (Воздух)

 

В. Правильно, это воздух! Я предлагаю вам сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

В. Сколько времени мы могли не дышать? Почему? (Не хватало воздуха).

В. Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом, который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух(Он прозрачный).

В. Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха? Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха? Итак, что мы можем сказать о воздухе, какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?

Воздух-это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха, все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка, но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать.

Посмотрите на салфетку (делаю взмах веером над ней, что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха? Подойдите ко мне и закройте глаза (делаю взмахи веером). Что почувствовали?

Все тела природы занимают место. А воздух? Давайте это проверим.

А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем, что воздух есть и он вокруг нас. 
 

Опыт 1.

В. Можем ли мы обнаружить воздух? Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка. Скажите, есть ли воздух в стакане? Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна. Почему бумага на дне стакана осталась сухой? Что не пустило в стакан воду?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пустил воду и не дал намочить лист.

В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки).

В. Да, это пузырьки с воздухом. Откуда они взялись?

Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.

 

Опыт 2.

 Воспитатель берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. Давайте подуем в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. A вот если дуть сильно-сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)
Воспитатель: Правильно ребята, мы вдохнули много воздуха и выдохнули его в воду, пузырьки воздуха вырываются из воды, и их очень много. Воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
 

Физкультминутка «Ученые»

Мы ученые устали

И со стульев дружно встали

Руки вверх мы поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем

А потом быстрее, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

Постучали, повертели

И работать захотели.

 

Опыт 3.

В. Скажите, можно ли поймать воздух? Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу. Какой стал пакет? (упругий, твердый). Что находится в пакете? (воздух). Теперь мы его можем даже потрогать.

Вывод: У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг, надувная лодка, воздушные шары, дирижабли.

 

В. проводит игру «Условные знаки».

Я буду говорить утверждения, а вы если со мной согласны, хлопаете в ладоши, если не согласны, топаете. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
●Воздух окружает нас со всех сторон.
● Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух тяжелее воды.

 

 Опыт 4.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. Звук свистульки.

В. Что вы слышите? Откуда появился звук? Давайте тоже подуем в свистульки. (Один дует сильнее, а второй ребенок тише)

В. Как появляется звук? (ответы детей).

Вывод: Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. На луне, где нет воздуха, как сильно бы вы не кричали вас никто, не услышит. Звук не распространяется.

 

В: Теперь мы с вами знаем, что воздух не только всюду имеется: он есть в банке, в стакане, в воде, в пенопласте, в губке, - но его еще можно и взвесить, он имеет вес.
На пути встречаем сооружение - весы. Показывая на весы, воспитатель спрашивает: "Дети, кто знает, что это такое? ". Устанавливаем, что это весы, что при помощи весов можно определить, какое тело тяжелее, а какое легче.
"Дети. Давайте проверим и взвесим вот эти шары". На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: "Какой шарик тяжелее? " Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. Шарики снимаем с весов и один из них надуваем.
"Почему шарик раздулся? " Раздулся потому, что мы туда надули воздух. "Давайте еще раз взвесим". Одна чашка немного опускается. Воспитатель спрашивает: "Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? " - тяжелее тот, в котором воздух. "Значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес".

 

В. Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы много сегодня узнали по воздух, думаю, что сейчас мы сможем точно сказать, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, воздух – это самое дорогое и ценное для человека. Давайте с вами скажем спасибо за такой ценный подарок Шарик.
 Спасибо вам ребята, с вами было интересно работать. Поэтому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри). Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кончпект23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Задачи:

  1. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
    Развивать любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
  2. Развивать словесно-логическое мышление: умение сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки
  3. Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия. Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. Формирование основ безопасного поведения в быту
  4. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.


Материалы и оборудование:

-практические: экспериментирование, игровое упражнение, физкультминутка «Ученые»,

 -наглядные: рассматривание

-словесные: чтение стихотворения, рассказ воспитателя, беседа по картине, вопросы, обсуждения.

У детей- целлофановые пакеты (на каждого ребенка), пластмассовые стаканчики с водой (не менее 2-х на стол); кусочки пластилина (1 на стол); трубочки для коктейля (на каждого ребенка), халаты на каждого ребенка, веер из бумаги (на каждого ребенка).

у педагога- мяч упругий и сдутый, песочные часы, воздушные шары. 

Содержание НОД

В. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
В. - Ребята, сегодня, к нам с далекой планеты «Мыльных пузырей»  прилетел гость Шарик(шарик накаченный гелием) и передал нам с вами вот этот подарок (красивая коробка). Они считают, что в коробке находится что-то очень дорогое и ценное для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке, не открывая ее? (Дети пробуют на ощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
В: Ребята, посмотрите, здесь какие-то подсказки. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
В.  Через нос проходит в грудь,

 А потом в обратный путь.

 Он невидимый, но всё же

 Без него мы жить не можем. (Воздух)

В. Правильно, это воздух! Я предлагаю вам сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

В. Сколько времени мы могли не дышать? Почему? (Не хватало воздуха).

В. Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом, который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух(Он прозрачный).

В. Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха? Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха? Итак, что мы можем сказать о воздухе, какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?

Воздух-это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха, все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка, но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать.

Посмотрите на салфетку (делаю взмах веером над ней, что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха? Подойдите ко мне и закройте глаза (делаю взмахи веером). Что почувствовали?

Все тела природы занимают место. А воздух? Давайте это проверим.

А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем, что воздух есть и он вокруг нас. 

Опыт 1. 

В. Можем ли мы обнаружить воздух? Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка. Скажите, есть ли воздух в стакане? Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна. Почему бумага на дне стакана осталась сухой? Что не пустило в стакан воду?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пустил воду и не дал намочить лист.

В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки).

В. Да, это пузырьки с воздухом. Откуда они взялись?

Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.

Опыт 2.

 Воспитатель берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. Давайте подуем в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. A вот если дуть сильно-сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)
Воспитатель: Правильно ребята, мы вдохнули много воздуха и выдохнули его в воду, пузырьки воздуха вырываются из воды, и их очень много. Воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

Физкультминутка «Ученые»

Мы ученые устали

И со стульев дружно встали

Руки вверх мы поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем

А потом быстрее, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

Постучали, повертели

И работать захотели.

Опыт 3.

В. Скажите, можно ли поймать воздух? Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу. Какой стал пакет? (упругий, твердый). Что находится в пакете? (воздух). Теперь мы его можем даже потрогать.

Вывод: У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг, надувная лодка, воздушные шары, дирижабли.

В. проводит игру «Условные знаки».

Я буду говорить утверждения, а вы если со мной согласны, хлопаете в ладоши, если не согласны, топаете. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
●Воздух окружает нас со всех сторон.
● Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух тяжелее воды.

 Опыт 4.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. Звук свистульки.

В. Что вы слышите? Откуда появился звук? Давайте тоже подуем в свистульки. (Один дует сильнее, а второй ребенок тише)

В. Как появляется звук? (ответы детей).

Вывод: Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. На луне, где нет воздуха, как сильно бы вы не кричали вас никто, не услышит. Звук не распространяется.

В: Теперь мы с вами знаем, что воздух не только всюду имеется: он есть в банке, в стакане, в воде, в пенопласте, в губке, - но его еще можно и взвесить, он имеет вес.
На пути встречаем сооружение - весы. Показывая на весы, воспитатель спрашивает: "Дети, кто знает, что это такое? ". Устанавливаем, что это весы, что при помощи весов можно определить, какое тело тяжелее, а какое легче.
"Дети. Давайте проверим и взвесим вот эти шары". На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: "Какой шарик тяжелее? " Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. Шарики снимаем с весов и один из них надуваем.
"Почему шарик раздулся? " Раздулся потому, что мы туда надули воздух. "Давайте еще раз взвесим". Одна чашка немного опускается. Воспитатель спрашивает: "Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? " - тяжелее тот, в котором воздух. "Значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес".

В. Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы много сегодня узнали по воздух, думаю, что сейчас мы сможем точно сказать, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, воздух – это самое дорогое и ценное для человека. Давайте с вами скажем спасибо за такой ценный подарок Шарик.
Спасибо вам ребята, с вами было интересно работать. Поэтому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри). Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка»

Конспект организованной образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Воздух - невидимка»Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах.Задачи:Образовательная:-...