Главные вкладки

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»
    опыты и эксперименты (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
    Задачи:  
    1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
    2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
    3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh-nevidimka.docx6.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности

     в старшей группе

    Тема: «Воздух – невидимка»

    Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

    Задачи:  

    1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.

    2.Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.

    3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.

    Ход совместной деятельности

    -Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:

    «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:

    Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим:

    Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой.

    Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

    Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом.Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка».

    -Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения).

    -Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:

    - Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

    -Что вы чувствуете?( Вам трудно задерживать воздух)

    -Чем мы дышим? Как?

    -А кто еще дышит воздухом?

    Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.

    -Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня на занятии мы подробнее познакомимся с воздухом, т.е. будем с вами «исследователями воздуха».

    Опыт 1 (с пакетом)

    -Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать?(…) А его можно поймать? Как?(Показывает пустой пакет)

    -Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух? (…)Попробуйте

    (Показ детям)

    -Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.

    Вывод: Воздух действительно вокруг нас, и мы об этом уже можем рассказать Незнайке.

    Опыт 2 (с соломинкой)

    -Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).

    -А можем ли мы его увидеть? Вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух)

    -А теперь посмотрите, я выдыхаю через соломинку , а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

     -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

    Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.

    -Что мы видели в стакане с водой?

    Откуда взялись пузырьки?

    -Что с ними произошло?

    Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

    -А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)

    Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой?

    (легкий, легче воды)

    Опыт 3 ( с кусочками земли)

    Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:

    -Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите( …) Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.

    ( воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Водух собирается в пузырьки и поднимается наверх)

    -Что вы увидели? (пузырьки)

    -А что в них? (воздух)

    -Откуда он взялся? (был в земле)

    -Куда поднялись пузырьки?

    Вывод: Воздух есть даже в земле, и об этом тоже мы можем сообщить Незнайке.

    Физминутка: ( под музыку) Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие.И каждая двигается то вверх, то вниз.Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях.Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…

    Итак, что мы узнали и уже можем сообщить Незнайке (по моделям):

    1.Воздух невидимый.

    2.Воздух легкий, легче воды.

    3.Воздух есть даже в Земле.

    -Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?(…) Ведь все имеет вес.Давайте прповерим!

    Опыт 4

    -Посмотрите, у меня необычные весы. Что я взвешиваю на  этих весах? (шары)

    -Одинаково ли они весят?

    -Шары весят одинаково.Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие.

    -А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?(…)

    (надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх)

    -Почему изменилось положение весов?

    -Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха?

    -Чем мы наполнили шарик?

    -Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?(…)

    -Почему восстановилось равновесие?

    Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.

    Опыт 5(со свечой)

    -Ребята, а что это? (свеча) Как вы думаете, полезный ли это предмет? (…)

    -А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух? А мы сейчас проверим.

    (Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям)

    -Что стало с блюдцем? Почему?

    Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух.А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?

    -Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? ( проветрить, влажную уборку)

    -А воздух на улицах нашего города чистый?

    -Что загрязняет его? ( ответы с показом иллюстраций)

    -Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?

    Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

    Рефлексия

    - кому мы помогали, что делали?

    -Зачем мы изучали воздух ( Чтобы рассказать Незнайке, и он полетит на Луну)

    --Что мы узнали о воздухе? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

    Тема: "Свойства воздуха"Область познание. Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Спосо...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

    Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе .Тема : Воздух- волшебник.

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми средней группеы и родителями. Тема: Воздух- волшебник....

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Экспериментируем со снегом и льдом»

    формирование исследовательского и познавательного интереса черезэкспериментирование со льдом и снегом....

    Конспект занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух»

    Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. формировать представления детей о воздухе и его свойствах;2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экс...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельнос...